Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 00:59, курсовая работа
Целью курсовой работы является разработка плана мероприятий, предложений, направленных на достижение стратегий развития предприятия в современных условиях хозяйствования.
Для осуществления цели, поставленной в работе необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть теоретические основы стратегического управления, а именно изучить сущность стратегического управления и его ключевые понятия;
2) рассмотреть порядок разработки и реализации стратегии развития предприятия;
3) исследовать анализ факторного воздействия внешнего окружения на ООО «О'КЕЙ»;
4) исследовать анализ внутренней среды ООО «О'КЕЙ»;
5) разработать и оценить варианты решения по определению предпочтительного направления развития ООО «О'КЕЙ»;
6) составить план работ и организации его выполнения.
Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы стратегического управления.......................5
1.1. Сущность стратегического управления и его ключевые понятия.......5
1.2. Порядок разработки и реализации стратегии развития предприятия...........................................................................................................20
Глава 2. Анализ технико-экономических данных ООО «О’КЕЙ»...................30
2.1. Анализ факторного воздействия внешнего окружения на ООО «О’КЕЙ».................................................................................................................30
2.2. Анализ внутренней среды ООО «О’КЕЙ»...........................................41
Глава 3. Выбор и обоснование стратегий развития ООО «О’КЕЙ»................49
3.1. Разработка и оценка вариантов решения по определению предпочтительного направления развития ООО «О’КЕЙ».............................49
3.2. Составления плана работ и организации его выполнения...........58
Заключение.............................................................................................................61
Библиография.........................................................................................................64
4) Отношения с местным населением. Если предприятие нарушает ночной режим: разгружает товар в неурочное время (до 7.00 или после 23.00),то это повлечет недовольство населения, нарушит их нормальный режим отдыха и жалобы в правоохранительные органы, поэтому предприятию необходимо поддерживать хорошие отношения с той общественной средой, в котором оно функционирует.
5) Социально-культурные факторы. В конкурентной борьбе за потребителя предприятие разрабатывает различные мероприятия, например, проведение рекламной компании, введение сезонных скидок на продажу определенного вида товара. Соответственно гипермаркетом «О’КЕЙ» привлекается большее количество покупателей, повышается уровень продаж.
Проанализировав влияние факторов внешней среды, можно сделать следующие выводы:
Главными факторами, влияющими на деятельность гипермаркета «О’КЕЙ», являются потребители, конкуренты, трудовые ресурсы, законы и государственные органы.
Уровень дохода населения прямо пропорционален уровню потребления: при его снижении меняются цены на услуги и товары: от платежеспособности населения зависят цены на предоставляемые услуги и продукцию.
Если предприятие не будут оказывать услуги более продуктивно, поддерживая заинтересованность покупателя, то он «уйдет» к конкурентам, и предприятие не сможет существовать в рыночных условиях достаточно долго.
Привлечение на предприятие неквалифицированных работников ухудшит качество оказываемых услуг торговли, также поломку оборудования, что повлечет применение ручного труда. Соответственно привлечение рабочей силы с других участков потребует увеличение расходов на заработную плату.
Привлечение на предприятие высококвалифицированных работников значительно улучшит качество оказываемых услуг. А значит, повысится заработная плата персонала, тем самым повысится их заинтересованность в дальнейшей работе, развитие предприятия в будущем.
На развитие предприятия неблагоприятно сказывается несовершенство действующего законодательства.
Также на деятельность предприятия, а именно увеличение количества потребителей и повышения дохода, влияет рекламная компания.
Проанализировав все факторы воздействия внешней среды на деятельность гипермаркета «О’КЕЙ», можно сделать вывод: если гипермаркет будет придерживаться законов, нормативных требований, а также обладать квалифицированными кадрами, то он сможет успешно работать и развиваться длительное время.
Розничная торговля является одним из наиболее быстро развивающихся секторов российской экономики.
За период с 2000 по 2008 гг. оборот розничной торговли РФ вырос в 6 раз в стоимостном выражении. Среднегодовой прирост рынка за исследуемый период достиг значения 25% (рис. 2.1). Примечательно, что темп роста отечественного рынка в 2,5 раза выше, чем в странах Западной Европы.
Рис.2.1. Динамика оборота розничной торговли РФ 2000-2009 гг. [4]
Источник: Федеральная служба государственной статистики РФ
Наиболее активное развитие рынка розничной торговли наблюдалось в 2008 году. По итогам года объем рынка достиг 13 914,6 млрд. руб. Прирост оборота к предыдущему году составил 28%, тогда как в 2007 году - 24,8%.
В 2009 году рынок существенно замедлил свое развитие. Согласно данным Росстата, по итогам прошедшего года оборот розничной торговли России составил 14 516,9 млрд. руб., что эквивалентно 4% увеличению рынка к уровню предыдущего периода.
Самое существенное снижение динамики оборота сектора было зафиксировано в августе и сентябре прошлого года. Впервые за рассматриваемый период рынок показал отрицательную динамику: показатель снизился на 9,6% и 9,7% соответственно по сравнению с аналогичным периодом 2008 года. Основной составляющей падения рынка стал сегмент розничной торговли непродовольственными товарами: вследствие сократившейся покупательской способности, потребители были вынуждены снизить расходы на товары не первой необходимости.
Улучшение состояния рынка розничной торговли РФ наблюдается с октября 2009 года (рис. 2.2). Оборот рынка постепенно увеличивается, что позволяет сократить разрыв с показателями прошлого года.
Рис. 2.2. Сопоставление помесячной динамики оборота розничной торговли РФ, 2008-2010 гг. [4].
Источник. Федеральная служба государственной статистики
Так, к январю 2010 объем розничной торговли РФ продемонстрировал долгожданный рост - 0,3% к уровню предыдущего года.
В товарной массе оборот розничных продаж по итогам 2009 года составил 94,5% к уровню 2008 года, что эквивалентно 5,5%-му снижению. Данный показатель оказался на уровне прогнозных значений: 5,4%1 по данным информационной группы «Интерфакс» и 5,8%2 по оценкам Министерства экономического развития.
По мнению отраслевых экспертов, рынок розничной торговли уже прошел острую фазу кризиса3. Однако выйти на прежние показатели отрасли мешает недостаток платежеспособного спроса и общая неопределенность экономической ситуации в стране.
Начиная с 2001 года доля сетевых торговцев на российском розничном рынке неуклонно растет. По прогнозам, в скором будущем она составит до 40-50% рынка в Санкт- Петербурге и крупных региональных центрах.
Именно на розничном рынке происходит встреча товара с конечным потребителем. И уже сейчас розница начинает диктовать свои условия: ассортимент, цены, качество товара, определенные требования к упаковке, а также к тем или иным видам поставок.
Специальные замеры и исследования показывают, что торговля лучше, чем производитель или поставщик отслеживает реальные потребности и предпочтения покупателей. Именно торговые сети знают, как быстрее можно удовлетворить потребителей. Данная все возрастающая роль розницы последние 10 лет является ключевой тенденцией во всем мире.
С 2007 года группу компаний «О’КЕЙ» возглавляет Патрик Лонге, опытный руководитель в международном розничном бизнесе.
Уже на этапе создании сети гипермаркетов «О’КЕЙ» стало понятно, что ей придется работать в условиях жесткой конкуренции со стороны как уже существующих российских розничных сетей, так и стремящихся в Россию крупных западных ритейлеров. На данный момент в нашем городе сложилась такая ситуация, что многие покупатели предпочитают покупать товары именно в гипермаркетах, потому что у них есть ряд преимуществ, таких как: огромнейший ассортимент, приемлемая цена практически на все виды товара, большая экономия времени, возможность тщательно ознакомиться с товаром, а в тех или иных случаях воспользоваться услугами консультантов.
Основной задачей для них является удовлетворенность покупателя качеством и количеством предоставляемых нами услуг. Их целью является то, что они хотят, чтобы у них были самые довольные покупатели. Политика состоит в том, чтобы предложить покупателю быстрое и достойное обслуживание, надежный выбор качественных товаров по самым приемлемым ценам, вкусную продукцию собственной кулинарии; создать приятную атмосферу для покупок, сэкономить время и силы клиента предоставлением возможно полного спектра товаров и услуг под одной крышей.
«О’КЕЙ» работает только
с крупнейшими компаниями-
Одним из важнейших факторов нормальной работы розничной точки является ее месторасположение.
На данный момент в Санкт-Петербурге работает 28 магазинов «О′КЕЙ» (по состоянию на 30 июня 2011 года). Практически все из них расположены недалеко от метро. Близость к метро - одно из главных преимуществ, так как не у всех людей есть возможность ездить за покупками на машине. А если учитывать тот факт, что практически всегда люди с этих гипермаркетов выходят с большим количеством купленных продуктов, то близость такого общественного транспорта очень важна.
Еще одно преимущество- расположение гипермаркетов недалеко от выездов из города. Это очень удобно для тех жителей нашего города, которые ездят на свои загородные участки. Выезжая за город минимум на два дня, все стараются сделать основные покупки в городе, так как придорожные и сельские магазины не могут предоставить покупателям должного уровня цен, большого ассортимента товаров. Очень важно обратить внимание еще и на тот недостаток, который будет особенно болезненным для людей со средним уровнем заработка и ниже среднего. Он заключается в следующем: когда мы пересекаем черту города, цена практически всех товаров, которые мы могли бы купить в том же гипермаркете «О′КЕЙ» повышаются как минимум на 20%.
На данный момент основными конкурентами гипермаркетов «О′КЕЙ» является сеть гипермаркетов ″Лента″, ″Патерсон″, средние по размеру и немного отличающиеся позиционированием товарного предложения и разновидностью услуг магазины ″Находка″,″ ″Копейка″, ″Пятерочка″, ″Дикси″.
Построение сравнительного
анализа различных позиций
Таблица 2.2.
Сравнительный анализ конкурентных позиций
Переменные маркетинга |
Товар гипермаркетов «О'КЕЙ» |
Товар магазинов «Патерсон» |
Товар магазинов «Пятерочка» | ||||
1 |
2 |
3 |
4 | ||||
Средняя розничная цена товара |
Выше оптовой на 50% |
Выше оптовой на 55 % |
Выше оптовой на 45 % | ||||
Качество продукции |
Высокое |
Высокое |
Высокое | ||||
Скидки, рекламные акции |
В среднем 1 раз в неделю |
В среднем 1 раз в месяц |
В среднем 1 раз в месяц | ||||
Ассортимент |
До 35000 наименований товаров |
До 15000 наименований товаров |
До 7000 наименований товаров | ||||
Собственное производство хлебобулочных изделий, полуфабрикатов ит.д. |
Есть |
Нет |
Нет | ||||
Удобная парковка |
Есть |
Нет |
Нет | ||||
Оплата кредитными карточками |
Есть |
Есть |
Есть | ||||
Скорость оплаты покупки |
В среднем 6 мин. |
В среднем 10 мин. |
В среднем 5 мин | ||||
Круглосуточный режим работы |
Да |
Нет |
Нет | ||||
Дополнительные услуги (кафетерий, доставка покупок на дом, закупка через Интернет и др.) |
есть |
частично |
Нет | ||||
Комфортность покупателей в торговых залах |
высокая |
средняя |
Низкая | ||||
Наличие достаточного количества консультантов в торговом зале |
Больше 10 чел. |
3-5 чел. |
2-3 чел. |
Из таблицы 2.2 видно, что одним из основных конкурентных преимуществ «О’КЕЙ» является широкий выбор товаров. Так, например, в гипермаркетах представлено до 35 тыс. наименований товаров - все продукты питания, одежда, обувь, косметика, товары для отдыха и спорта, игрушки, бытовая техника, посуда, хозяйственные товары и т. д. Есть возможность богатого выбора качественных продуктов питания, а также всех промышленных товаров, необходимых в повседневной жизни, в отличии от магазина «Патерсон», где наименования товаров меньше в 2 раза, а товар магазинов «Пятерочка» скуднее в 5 раз. В российской сети «О’КЕЙ» продукция собственного производства составляет до 17% оборота.
Сеть гипермаркетов «О’КЕЙ» также выделяется среди конкурентов широчайшим ассортиментом, который включает большой выбор собственной кулинарии и выпечки в каждом магазине (в магазинах «Патерсон», «Пятерочка» вообще отсутствует собственное производство даже хлебобулочных изделий), а также разнообразие сезонных продуктов и непродовольственных товаров, таких как одежда, электроника и бытовая техника. Получается, что ни один из представленных конкурентов не имеет возможности адаптировать ассортимент под вкусовые предпочтения и потребности покупателей в различных регионах. В это заключается еще одно преимущество гипермаркета «О’КЕЙ» перед конкурентами.
Еще одним важным критерием при сравнении конкурентных позиций является комфортность покупателей в торговых залах. В гипермаркетах «О’КЕЙ» торговые залы хорошо освещены, просторны (чего нельзя сказать про магазины «Патерсон» и «Пятерочка»), оборудованы системами вентиляции и кондиционирования. Для хранения и выкладки товаров используется оборудование ведущих европейских фирм-производителей. Покупатель может свободно и комфортно передвигаться по залу и выбирать покупки. Кассовая линия, насчитывающая от 30 до 60 терминалов, оснащенных современнейшими системами сканирования, позволяет избежать очередей при обслуживании даже самых "больших" корзин. У покупателя есть возможность расплатиться за покупки, как наличными, так и банковской карточкой. Оплата кредитными карточками сейчас осуществляется и в магазинах «Патерсон» и «Пятерочка» только с 2010 года, в отличии от «О’КЕЙ» которые предоставляют эту услугу с начала своего открытия.
Магазин «О’КЕЙ» располагает дополнительными услугами (которых нет в магазинах «Патерсон» и «Пятерочка»): можно не только закупить продукты питания и приобрести все необходимое для дома, но также перекусить в бистро, заплатить за квартиру, сдать одежду в химчистку, отремонтировать любимую пару обуви, сделать моментальное фото, изготовить ключи, воспользоваться консультацией окулиста и заказать новую оправу для очков, выбрать изысканный подарок.
Информация о работе Разработка стратегии развития предприятия