Разработка управленческого решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2012 в 23:18, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является выработка рекомендаций по усовершенствованию системы разработки, принятия и реализации управленческих решений на предприятии.
Задачами для достижения цели являются:
- рассмотреть и обобщить материал по данной проблеме;
- изучить различные подходы к классификации управленческих решений;
- рассмотреть способы формирования критериев оценки управленческих решений;
- дать характеристику существующему предприятию.
На основании чего дать рекомендации по усовершенствованию системы выработки и оценки управленческих решений на предприятии.
Основу работы составляет

Содержание работы

Введение
1.Основы типологии решений в процессе управления, различные подходы к классификации управленческих решений.
1.1 Понятие, сущность и свойства управленческих решений
1.2 Классификация управленческих решений.
2.Основные группы организационных решений:
2.1.планирование, организация деятельности, мотивация и контроль.
2.2 Запрограммированные и незапрограммированные решения
2.3 Компромиссные решения. Интуитивные и рациональные решения, механизмы их реализации.
3.Классификация решений по подсистемам управления
4.Качество решений в процессе управления
5.Анализ и оценка типологии и качества управленческих решений в деятельности предприятия.
5.1.Общая характеристика предприятия.
5.2.Характеристика структуры персонала.
5.3.Рекомендации по улучшению качества принимаемых решений на предприятии ООО «Шип».
Заключение.
Список используемых источников.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 93.98 Кб (Скачать файл)

По прогнозной эффективности  управленческие решения подразделяются на типы: неэффективные, рациональные, оптимальные.

Неэффективные управленческие решения не позволяют решить проблему, а рациональные, наоборот, - позволяют.

Оптимальные варианты решения  позволяют решить проблему наилучшим  способом в определённом критерием  смысле.

По количеству альтернатив  выделяют следующие управленческие решения: стандартные, бинарные, инновационные  и многоальтернативные.

В стандартных управленческих решениях выбор однозначен, но он не вполне может соответствовать истинной причине проблемы.

В бинарных управленческих решениях выбор делается из двух противоположных  альтернатив, которые ведут к  выбору типа «да-нет», «или-или».

В многоальтернативных управленческих решениях выбор делается из множества  альтернатив.

В инновационных управленческих решениях отсутствуют очевидные  альтернативы. Сначала альтернативы решения формируются, а после  рационально взвешиваются.

По срокам действия управленческие решения подразделяются на: постоянные, длительно - действующие, периодические, краткосрочные и разовые.

Период действия постоянных решений равен сроку существования  организации или до срока выхода соответствующего постановления отмены этого решения. Решения длительного  действия - только до срока выхода постановления  отмены решения. Периодических решений - декада, месяц, квартал или любой  другой отчётный период. Краткосрочных  решений - короткий промежуток времени. Разовых решений - оговоренному сроку.

По частоте принятия выделяют единовременные, циклические и частые управленческие решения.

Единовременные решения - решения крупных задач, например, решение о создании или ликвидации предприятия.

Циклические решения - решения  проблем, имеющих измеримый известный  цикл, например, планирование и организация  бюджета.

Частые решения - решения, необходимость в принятии которых  возникает в случайные моменты  времени.

По содержанию или функциональному  признаку управленческие решения подразделяются на типы: производственные, экономические, технические, социально - политические, организационные.

По времени наступления  последствий для объекта управления управленческие решения подразделяются на: стратегические, перспективные, текущие, оперативные, стабилизационные.

Стратегические решения - решения относительно набора действий, направленных на достижение целей организации  посредством её приспособления (адаптации) к изменениям внешней среды.

Перспективные решения - решения, направленные на принятие и реализацию перспективных планов.

Текущие решения - решения, развивающие  и уточняющие перспективные решения  и принимающиеся в рамках подсистемы или этапа одного из его циклов.

Оперативные решения - решения, которые охватывают производственные процессы по изготовлению и поставке элементов более низкого уровня, доводящие плановое задание до конкретных исполнителей в каждом подразделении.

Стабилизационные решения - решения, принимающиеся для обеспечения  нахождения системы и её подсистем  в области в области управления или допустимом состоянии.

По способу доведения  до исполнителя различают письменные и устные управленческие решения.

По возможности адаптации  управленческие решения подразделяются на: программируемые, поддающиеся частичной  автоматизации, принимаемые на основе логического обоснования, неисследованные.

Программируемые управленческие решения связаны с большим  объёмом информации. Алгоритм их выработки  и реализации может быть заранее  определён, поскольку проблема, на устранение которой разрабатывается управленческие решения, довольно часто встречается  в практике функционирования организации.

Управленческие решения, поддающиеся частичной автоматизации  также связаны с большим объёмом  информации, но в отличии от программируемых управленческих решений, автоматизация выработки и реализации только в рамках частных подзадач.

Управленческие решения, принимаемые на основе логического  обоснования, принимаются на основе здравого смысла и понимания естественных законов.

Неисследованные управленческие решения направлены на решение проблемы, опыта, решения которой у лица, принимающего решение, нет.

По числу субъектов, влияющих на принятие решения, управленческие решения  подразделяются на: определяющие, конкурентные, адаптирующие.

Определяющие управленческие решения принимаются одним специалистом или руководителем.

Конкурентные управленческие решения принимаются двумя специалистами.

Адаптирующие управленческие решения - решения, принимающиеся коллегиально, на основе оценок группы экспертов.

По природе и специфике  способа воздействия на объект управления, управленческие решения подразделяются на: политические, экономические, технические.

По технологии обработки  управленческие решения подразделяются на: организационные, компромиссы.

Управленческие решения  инновационного уровня связаны со сложностью и непредсказуемостью событий, что  вызывает необходимость принятия неординарных управленческих решений, содержащих нововведения.

Адаптационные и селективные  решения представляют собой сочетание  рутинных и инновационных управленческих решений в различной степени  пропорциональности.

По степени важности учёта  временных ограничений на разработку, принятие и исполнение, управленческие решения подразделяются на решения: в реальном масштабе времени, принимаемые  в одном из этапов, не имеющие  явных временных ограничений.

Решения в реальном масштабе времени - решения, принимаемые и  реализуемые достаточно быстро.

Решения, принимаемые в  одном из этапов - решения, ограниченные во времени рамками определённого  этапа.

Решения, не имеющие явных  ограничений по времени их принятия - решения относительно начала какого - либо процесса или единоличного действия.

По составу и сложности  реализации управленческие решения  подразделяются на: простые, процессные.

Простые решения - решения, реализуемые  при выполнении одного действия.

Процессные решения - решения, реализуемые при выполнении некоторой  совокупности взаимосвязанных действий.

В свою очередь последние  подразделяются на алгоритмизированные  решения (с чётко определённой последовательностью  и сроками выполнения составляющих действий) и размытые решения (слабоструктурированные по составляющим действиям и срокам их выполнения).

По характеру учёта  изменения условий реализации управленческие решения подразделяются на: гибкие, жёсткие.

Гибкими решениями называют решения, алгоритм реализации которых  предусматривает различные варианты действий в зависимости от различных  условий.

Жёсткие решения - решения, имеющие  единственный вариант реализации при  любых условиях и состоянии субъектов  и объектов управления.

По степени регламентации, т.е. насколько жёстко установлены  сроки и условия действия подчинённых, различают рекомендующие, ориентирующие  и регламентирующие управленческие решения

По зависимости целей  и условий решения от времени  выделяют управленческие решения со статистической и динамической зависимостью.

По степени формализации проблемной области различают структурированные, слабо структурированные (смешанные) и неструктурированные управленческие решения.

Под структуризацией понимается возможность количественного выражения  зависимостей между элементами ситуации [10, с.35].

Таким образом, хорошо структурированные  управленческие решения основываются на решение проблемы, в которой  зависимости между элементами ситуации могут получать численные значения или символы. Как правило, при  решении таких задач используются количественные методы анализа: линейного, нелинейного, динамического программирования, теории массового обслуживания, теории игр и др.

Слабо структурированные  управленческие решения основываются на решение проблемы, содержащей качественные и количественные элементы при преобладающем  составе первых. В зависимости  от типа слабо структурированной  задачи для её решения могут применяться: системный анализ и синтез, способы  построения моделей и др.

Неструктурированные (или  качественно выраженные) управленческие решения основываются на решение  проблемы, в которой содержится лишь описание важнейших ресурсов исполнения, признаков и характеристик, при  полном отсутствии каких - либо количественных зависимостей между ними. Решение  таких проблем производится с  использованием эвристических методов, основанных на интуиции, логике и профессионализме лица или коллегиального органа, принимающего решение. Это наиболее многочисленный класс проблем.

 

 

 

2. Основные группы  организационных решений:

2.1.Планирование, организация деятельности, мотивация и контроль.

Функция планирования предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать члены организации, чтобы  достичь этих целей.

Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических  стратегий, предназначенных для  того, чтобы помочь организации достичь  своих целей.

Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений. Его задача - обеспечить нововведения и изменения в организации в достаточной степени. Точнее говоря, процесс стратегического планирования является тем зонтиком, под которым укрываются все управленческие функции.

Сущность стратегии. Слово  “стратегия” произошло от греческого strategos, “искусство генерала”.

Стратегия представляет собой  детальный всесторонний комплексный  план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление  миссии организации и достижение ее целей.

Стратегический план должен разрабатываться скорее с точки  зрения перспективы всей корпорации, а не конкретного индивида. Хотя, на личных предприятиях основатель предприятия  может позволить себе относительную  роскошь сочетать личные планы со стратегией организации.

Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными. Чтобы эффективно конкурировать в сегодняшнем  мире бизнеса, фирма должна постоянно  заниматься сбором и анализом огромного  количества информации об отрасли, рынке, конкуренции и других факторах.

Стратегический план придает  фирме определенность, индивидуальность, что позволяет ей привлекать определенные типы работников, и, в то же время, не привлекать работников других типов. Этот план открывает перспективу для  организации, которая направляет ее сотрудников, привлекает новых работников и помогает продавать изделия  или услуги.

Наконец, стратегические планы  должны быть разработаны так, чтобы  не только оставаться целостными в  течение длительных периодов времени, но и быть достаточно гибкими, чтобы  при необходимости можно было осуществить их модификацию и  переориентацию.

Планирование и успех  организации. Некоторые организации, как и индивиды, могут достичь  определенного уровня успеха, не затрачивая большого труда на формальное планирование. Более того, стратегическое планирование само по себе не гарантирует успеха. Организация, создающая стратегические планы, может потерпеть неудачу  из-за ошибок в организации, мотивации  и контроле.

                          Процесс стратегического планирования.

Тем не менее, формальное планирование может создать ряд важных и  часто существенных благоприятных  факторов для организации.

Современный темп изменения  и увеличения знаний является настолько  большим, что стратегическое планирование представляется единственным способом формального прогнозирования будущих  проблем и возможностей. Стратегическое планирование дает основу для принятия решения. Формальное планирование способствует снижению риска при принятии решения. Планирование, поскольку оно служит для формулирования установленных целей, помогает создать единство общей цели внутри организации.

Для стратегического планирования характерны следующие положения.

1.Небольшой плановый отдел  (менее 6 человек) корпорации дополняется  планированием на низших уровнях.

2.Возраст функции планирования  даже в наиболее крупных корпорациях  насчитывается менее десяти лет. 

3.Стратегические планы  разрабатываются на совещаниях  высшего руководства корпорации, проводимых ежегодно.

4.Годовой стратегический  план объединяется с годовым  финансовым планом.

5. В большинстве организаций  считают, что функция планирования

может быть усовершенствована.

Цели организации. Первым и, может быть, самым существенным решением при планировании будет  выбор целей организации.

Основная общая цель организации - четко выраженная причина ее существования - обозначается как ее миссия. Цели вырабатываются для осуществления этой миссии.

Миссия детализирует статус фирмы и обеспечивает направление  и ориентиры для определения  целей и стратегий на различных  организационных уровнях. Формулировка миссии организации должна содержать следующее:

Информация о работе Разработка управленческого решения