Разработка управленческого решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2012 в 23:18, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является выработка рекомендаций по усовершенствованию системы разработки, принятия и реализации управленческих решений на предприятии.
Задачами для достижения цели являются:
- рассмотреть и обобщить материал по данной проблеме;
- изучить различные подходы к классификации управленческих решений;
- рассмотреть способы формирования критериев оценки управленческих решений;
- дать характеристику существующему предприятию.
На основании чего дать рекомендации по усовершенствованию системы выработки и оценки управленческих решений на предприятии.
Основу работы составляет

Содержание работы

Введение
1.Основы типологии решений в процессе управления, различные подходы к классификации управленческих решений.
1.1 Понятие, сущность и свойства управленческих решений
1.2 Классификация управленческих решений.
2.Основные группы организационных решений:
2.1.планирование, организация деятельности, мотивация и контроль.
2.2 Запрограммированные и незапрограммированные решения
2.3 Компромиссные решения. Интуитивные и рациональные решения, механизмы их реализации.
3.Классификация решений по подсистемам управления
4.Качество решений в процессе управления
5.Анализ и оценка типологии и качества управленческих решений в деятельности предприятия.
5.1.Общая характеристика предприятия.
5.2.Характеристика структуры персонала.
5.3.Рекомендации по улучшению качества принимаемых решений на предприятии ООО «Шип».
Заключение.
Список используемых источников.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 93.98 Кб (Скачать файл)

12.Если изменения в  окружающей среде происходят  сравнительно медленно, а организация  относительно невелика, то для  нее может оказаться предпочтительной  централизованная структура управления. Преимущества централизованной  структуры состоят в экономически  эффективном использовании персонала,  высокой степени координации  и контроля за специализированными видами деятельности и в уменьшении вероятности того, что подразделения начнут расти в ущерб организации в целом.

13.Для того, чтобы использовать преимущества специализации нужна эффективная интеграция организации. Для интеграции организаций, действующих в устойчивой окружающей среде и использующих технологии массового производства, подходят методы, связанные с разработкой и установлением правил и процедур, иерархическими структурами управления. Организации, действующие в более изменчивой окружающей среде и использующие разнообразные технологические процессы и технологии выпуска отдельных изделий, зачастую считают более правильным проводить интеграцию путем установления индивидуальных взаимосвязей, организации работы различных комитетов и проведения межотдельских совещаний.

При планировании и организации  работы руководитель определяет, что  конкретно должна выполнить данная организация, когда, как и кто, по его мнению,должен это сделать. Если выбор этих решений сделан эффективно, руководитель получает возможность воплотить свои решения в дела, применяя на практике основные принципы мотивации.

Мотивация - это процесс  побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или  целей организации.

Систематическое изучение мотивации  с психологической точки зрения не позволяет определить точно, что  же побуждает человека к труду. Однако исследование поведения человека в  труде дает некоторые общие объяснения мотивации и позволяет создать  прагматические модели мотивации сотрудника на рабочем месте.

Различные теории мотивации  разделяют на две категории: содержательные и процессуальные.

Однако, чтобы понять смысл теории содержательной и процессуальной мотивации, нужно сначала усвоить смысл основополагающих понятий: потребности и вознаграждения.

Потребности - это осознанное отсутствие чего-либо, вызывающее побуждение к действию. Первичные потребности  заложены генетически, а вторичные  вырабатываются в ходе познания и  обретения жизненного опыта.

Потребности невозможно непосредственно  наблюдать или измерять. Об их существовании  можно судить лишь по поведению людей. Потребности служат мотивом к  действию...

2.2. Запрограммированные и незапрограммированные решения                 

Организационное решение  — это выбор, который должен сделать  руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью. Цель организационного решения —  обеспечение движения к поставленным перед организацией задачам.

Организационные решения  можно классифицировать как запрограммированные  незапрограммированные.

Запрограммированные  решения. Нобелевский лауреат Герберт Саймон использовал термин запрограммированные, заимствованный  из языка компьютерной технологии, для описания решений в высокой мере структурированных.  Запрограммированное решение есть результат реализации определенной последовательности шагов или действий, подобных тем, что предпринимаются при решении математического уравнения. Как правило, число возможных альтернатив ограничено и выбор должен быть сделан в пределах направлений, заданных организацией.

Программирование можно  считать важным вспомогательным  средством в принятии эффективных  организационных решений. Определив, каким должно быть решение,  руководитель снижает вероятность ошибки. Этим также экономится время, поскольку  подчиненным не приходится разрабатывать  новую правильную процедуру всякий раз, когда возникает соответствующая  ситуация. Неудивительно, что руководство  часто программирует решения под ситуации, повторяющиеся с определенной регулярностью.

 Руководителю очень  важно иметь уверенность в  том, что процедура принятия  решений в самом деле правильна и желательна. Очевидно, если запрограммированная процедура становится неверной и нежелательной, решения, принятые с ее помощью, будут неэффективными, а руководство утратит уважение своих работников и тех людей вне организации, на которых принимаемые решения сказываются. Более того, в высшей  степени желательно сообщить об обоснованиях методологии принятия запрограммированных решений тем, кто этой методологией пользуется, нежели просто предложить ее для употребления. 

Незапрограммированные решения.  Решения этого типа требуются в ситуациях, которые в определенной мере новы, внутренне неструктурированны или сопряжены с неизвестными факторами. Поскольку заранее невозможно составить конкретную последовательность необходимых шагов, руководитель должен разработать процедуру принятия решения. К числу незапрограммированных можно отнести решения следующего типа: какими должны быть цели организации, как улучшить продукцию, как усовершенствовать структуру управленческого подразделения, как повысить мотивацию подчиненных. В каждой из подобных ситуаций (как чаще всего бывает  с незапрограммированными решениями) истинной причиной проблемы может быть любой из факторов. В то же время, руководитель располагает множеством вариантов выбора.

На практике немногие управленческие решения оказываются запрограммированными или незапрограммированными в чистом виде. Эти два типа решений - скорее кранике точки некоторого спектра организационных решений. Почти все решения оказываются где-нибудь между этими крайними вариантами. Немногие запрограммированные решения настолько структурированы, что личная инициатива лица, принимающего их, целиком исключается. И даже в ситуации самого сложного выбора методология принятия запрограммированных решений может быть полезна.

2.3.Компромиссные решения. Интуитивные и рациональные решения, механизмы их реализации.

По степени обоснования  можно выделить интуитивные, логические и рациональные решения. Обоснованность характеризует способ принятия решения  и, как правило, предопределяет качество этого решения. В связи с этим необходимо отметить, что принять  какое-либо решение всегда легко. Для  этого необходимо лишь сделать выбор, т.е. указать одну из возможных альтернатив. Но дело в том, что трудно принять  хорошее решение. Для этого необходимо не только сделать выбор, но также  обосновать его для себя и других людей, от которых зависит исполнение принятого решения. Чтобы принимать  хорошие решения, мы должны уметь  их обосновывать. Но с другой стороны, принятие решений — это сложный  психологический процесс. Решения  принимаются людьми, а не машинами. Однако всем известно, что человеческое поведение не всегда логично. Очень  часто вместо расчета или логических суждений люди используют свою интуицию, чувства, эмоции и принимают решения  без строгого и точного обоснования. Удивительно, но во многих случаях такие  решения приводят нас к успеху.

        Большинство личных и деловых решений основаны на интуиции. Интуитивные решения принимаются людьми просто на основе ощущения того, что они правильные. При этом лицо, принимающее решение, сознательно не сравнивает между собой все достоинства и недостатки каждой альтернативы. В этом случае решение принимается подсознательно, без явного логического обоснования.

        Интуиция  — это бессознательный  разум,  помогающий решать проблемы, минуя  рассуждения и умозаключения.  Интуиция проявляется как некоторое озарение или мгновенное понимание ситуации без использования рационального мышления. Однако подобному озарению обычно предшествует долгая и кропотливая работа нашего сознания.  Сначала посредством наблюдения мы собираем информацию, накапливаем ее в памяти, систематизируем и располагаем в определенном порядке. Часто таким путем мы приходим к оптимальному или удовлетворительному решению проблемы. Но если после этого остаются неясности и противоречия, то сознание должно на время уступить место интуиции и воображению,  которые начинают порождать многочисленные идеи и ассоциации. Многие из этих идей сразу отвергаются. Но случается так, что одна из них настолько «приближается к реальности», что вызывает интуитивное прозрение, которое как бы выталкивает соответствующую идею из подсознания в сознание.

        Механизм  интуиции имеет очень сложную  природу и в настоящее время  еще слабо изучен. Тем не менее интуиция — это мощный инструмент принятия решений, который нуждается в постоянном развитии и должен активно использоваться  в управленческой деятельности.         Более обоснованными считаются решения, основанные на суждениях . Такие решения обусловлены знаниями и прошлым опытом человека. Будем называть их логическими решениями. Принимая логические решения, люди обращаются к опыту и здравому смыслу, чтобы использовать их для прогноза возможных последствий альтернатив и обоснования своих действий в конкретной ситуации. В этом случае, как правило, выбирается такая альтернатива, которая уже принесла успех в прошлом или легко поддается объяснению с помощью несложных логических правил. Решения, основанные на суждениях, весьма полезны в повторяющихся ситуациях, которые многократно возникают в деятельности организаций. Поэтому в таких ситуациях решения принимаются по аналогии, так как «ранее принятое решение может сработать снова не хуже, чем прежде»

 

        Значительные  достоинства интуитивных и логических  решений — оперативность и  «дешевизна» их принятия. Но наиболее  эффективно такие решения «работают»  лишь в сравнительно знакомых  ситуациях. Однако часто реальные  ситуации лишь кажутся знакомыми  и простыми, но на самом деле  они искажаются многими факторами,  которые на первый взгляд незаметны.  При этом всегда следует помнить  об ошибках человеческого восприятия. Ситуации, которые представляются  простыми, вполне могут оказаться  предельно сложными. Если проблемная  ситуация действительно уникальна   и сложна, то логических суждений  или интуиции может оказаться  недостаточно для принятия качественного  решения. «Суждение невозможно  соотнести с ситуацией, которая  в самом деле нова, поскольку  у руководителя отсутствует опыт, на котором он мог бы основать логический выбор» . В новой ситуации слишком много неизученных факторов, которые необходимо учесть, и «невооруженный» человеческий разум обычно не способен их определить и сопоставить. Кроме того, принимая решения, основанные только на суждениях, люди могут оказаться «в плену» у собственного опыта, который будет диктовать им привычные способы действий. Вследствие этого руководитель  может упустить из виду новое, более эффективное решение. Кроме того, следуя накопленному опыту, руководители могут сознательно или бессознательно сопротивляться новым идеям, которые требуются в изменившихся условиях. Поэтому в новых или уникальных ситуациях вероятность успеха возрастает, если руководители принимают рациональные решения.

 

        Рациональные  решения, в отличие от логических, не зависят от прошлого опыта. Они основаны на объективном анализе сложных проблемных ситуаций с использованием научных методов и компьютерных технологий. В данном случае термин «рациональное» характеризует, прежде всего, способ разработки  решения, а не его качество. Рациональные решения принимаются с помощью многоэтапного аналитического процесса, но они тоже могут быть ошибочными. Вместе с тем рациональный выбор не исключает использование логики и интуиции, которые всегда активно вовлечены в процесс принятия решений. Поэтому рациональные решения считаются наиболее обоснованными, так как в процессе их разработки и принятия  используются все доступные человеку механизмы — интуиция, логика и расчет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Классификация  решений по подсистемам управления

Классификация по функциям управления

  • Плановые решения – все виды утвержденных планов, действующих в организации: стратегические планы, планы материально-технического обеспечения и т.д.
  • Организационные решения – решения, определяющие границы изменения управляемых параметров  организации (регламенты, положения, инструкции).
  • Регулирующие решения – решения, устраняющие отклонения величин управляемых параметров организации (диспетчерские решения).
  • Функциональная группировка типов решений определяется разделением основных функций организации
  • Результатом реализации оптимизированных функций управления являются управленческие решения, поэтому их называют функциями выработки решений
  • Основная цель информационных функций организации – обеспечение выполнения функций выработки решений. К ним относят: контроль, учет, анализ

Классификация по срокам действия

Оперативные решения – принимаются на период менее месяца

Тактические решения – принимаются на период от месяца до года

Стратегические  решения – принимаются на период свыше года

Классификация по уровню иерархии управления

  • Оперативные решения – принимаются на период менее месяца
  • Тактические решения – принимаются на период от месяца до года
  • Стратегические решения – принимаются на период свыше года

Информация о работе Разработка управленческого решения