Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2015 в 08:29, курсовая работа
Стратегический менеджмент как концепция управления предприятием позволяет взглянуть на организацию как на единое целое, объяснить с общесистемных позиций, почему некоторые фирмы развиваются и процветают, а иные переживают стагнацию или им грозит банкротство.
Теория стратегического управления является быстроразвивающейся областью науки и практики управления, возникшей в ответ на возрастания динамизма внешней среды.
Введение 3
1. 1.1. Теоретические основы разработки стратегии 5
1.1 Внешняя среда организации 5
1.2 Анализ непосредственного окружения 12
1.3 Анализ внутренней среды 16
1.4 Методы анализа среды 26
2. Анализ деятельности предприятия ООО «Старый капитан» 33
2.1. Формирование миссии и целей ресторана 33
2.2. Анализ факторов внешней среды ресторана 35
2.3. Анализ факторов внутренней среды ресторана 53
3. Выбор и реализация стратегии ООО «Старый капитан» 77
3.1. Формирование стратегических альтернатив и выбор стратегии
77
3.2. Этапы реализации стратегии 86
Заключение 94
Список литературы 98
Управление персоналом опирается на анализ содержания труда, способствующий правильным оценкам производственных и деловых качеств работника, организации труда, его оплаты, а также планируемой структуры и качество рабочей силы, необходимой предприятию.
Таким образом, проанализировав политику в области персонала, отметим, что в ресторане существует отлаженная схема приема на работу сотрудников; существующий в настоящее время штат рабочих укомплектован полностью и за продолжительное время совместной работы проявляет себя в целом не плохо. Однако низкая заинтересованность рядовых сотрудников — существенный отрицательный момент. Устранить его можно посредством разработки и утверждения положений о материальном стимулировании и премировании.
При разработке стратегии для ресторана «Старый капитан» важно проанализировать финансы предприятия.
Целью финансового анализа ресторана «Старый капитан» является оценка и идентификация внутренних проблем ресторана для обоснования, разработки и реализации стратегии. В процессе реализации намеченной цели, следует решить такие задачи, как отражение настоящего финансового состояния ресторана, его прошлых достижений, оценить относительное финансовое положение фирмы.
Основным источником информации при проведении финансового анализа служит финансовая отчетность ресторана «Старый капитан»:
Проанализируем результаты деятельности ресторана за 2007 г. (табл. 2.15).
Реально полученные доходы в 2007 г. составили 2391,5, что превысило ожидаемый уровень дохода на 428,1 тыс. рублей, следовательно, рост доходов составил 121,8%.
Прирост объемов прибыли произошел за счет работы закусочной, организации вечеров с новой развлекательной программой.
Таблица 2.15 — Результаты деятельности ресторана «Старый капитан» 2006-2007 гг.
№ п/п |
Показатель |
Факт 2006 г.
(тыс. руб.) |
План 2007 г. (тыс.руб.) |
Факт 2007 г. (тыс. руб.) |
%к 2006 г. |
%к плану 2007 г. |
Откл. к 2006 г. (тыс.руб.) |
1 |
Доходы |
1963,4 |
2114 |
2391,5 |
121,8 |
111 * |
428,1 |
2 |
Расходы |
1699,1 |
1594 |
2141,2 |
126 |
134 |
442,1 |
3 |
Прибыль |
264,3 |
520 |
250,3 |
94,7 |
48,1 |
14 |
4 |
Результат |
264,3 |
520 |
250,3 |
48,1 |
14 |
- |
5 |
Среднесписочная численность |
35 |
35 |
35 |
100 |
100 |
- |
6 |
Среднемесячная |
2240 |
2293 |
2821 |
126 |
123 |
581 |
з/п |
|||||||
7 |
Рентабельность |
13,4 |
32,6 |
10,4 |
77,6 |
31,9 |
-3 |
8 |
Затраты на 1 руб. дохода |
0,865 |
0,754 |
0,895 |
103,4 |
118,7 |
0,03 |
С 2007 г. в ресторане налажено производство блюд китайской кухни, которое в месяц дает около 20 тыс. рублей, что составляет 8% к общим доходам.
Расходы при плане 1594 тыс. рублей составили 2141,2 тыс. рублей или 134,3%. Рост расходов превышает рост доходов на 6,5%. Перерасход произошел по следующим статьям по сравнению с плановыми: заработная плата — 173 тыс. рублей, отчисления — 24 тыс. рублей.
Запланированный уровень рентабельности достигнут не был, а по сравнению с 2007 г. снизился на 3%.
Среднемесячная заработная плата составила 2821 рублей — что в свою очередь является низким показателем. Доля зарплаты в доходах составила 50,6%, тогда как планировалось — 45,5 % (табл. 2.16).
Таблица 2.16 — Доля заработной платы в доходах ресторане «Старый капитан»
Показатель |
Факт 2006 г. (руб.) |
План 2007 г. (руб.) |
Факт 2007 г. (руб.) |
% к 2006г. |
% к плану 2007 г. |
Откл. к 2006 г. (руб.) |
3/п на 1 руб. дохода |
0,479 |
0,455 |
0,506 |
105,6 |
111,2 |
0,03 |
Налогов начислено и выплачено 258,3 тыс. рублей по сравнению с 2006 г. это на 76 тыс. меньше. Данное сокращение стало возможным за счет перевода ресторана на упрощенную систему налогообложения. Доля налогов в доходах составила 11%.
Прибыль в 2007 г. составила 250,3 тыс. рублей, что на 14 тыс. рублей меньше, чем в 2006 г. Исходя из результатов деятельности 2007 г., на 2008 г. составлен план доходов (табл. 2.17).
Таблица 2.17 — Экономический план развития ресторана «Старый капитан» в 2008 г.
Наименование |
Год, (тыс. руб.) |
Квартал (тыс. руб.) | |||
I |
II |
III |
IV | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Доходы оплаченные |
2574 |
550 |
654 |
670 |
700 |
Издержки производства |
2280 |
506,5 |
538 |
569,5 |
665,5 |
В т.ч.з/п |
1180 |
250 |
280 |
300 |
350 |
Начисление на з/п |
168 |
35 |
39 |
42 |
52 |
Энергоснабжение |
70 |
15 |
16 |
18 |
21 |
Теплоснабжение |
40 |
20 |
7 |
- |
13 |
Налоги, включенные в себестоимость |
148 |
32 |
35 |
38 |
43 |
Аренда помещений |
240 |
60 |
60 |
60 |
60 |
Телефон, межд. переговоры |
6 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
Другие расходы |
428 |
93 |
100 |
110 |
125 |
Прибыль от деятельности |
294 |
65,5 |
73,5 |
100,5 |
54,5 |
Запланированная прибыль в 2008 г. на 44 тыс. рублей больше, чем в 2007 г., также планируется увеличение в среднем заработной платы сотрудников до 2800 рублей. Также в 2008 г. запланирована большая сумма выплат за энергоснабжение, т.к. в декабре 2007 г. цены на электроэнергию выросли на 15%.
Таким образом, проанализировав финансы ресторана «Арго», видно, что предприятие стабильно приносит доход и в целом финансовое состояние ресторана устойчивое; относительно предыдущих периодов деятельности наблюдается снижение прибыли и общей рентабельности ресторана, за счет увеличение расходов предприятия.
Итак, исследовав внутренние ресурсы ресторана, мы выявили сильные и слабые стороны предприятия. К сильным сторонам ресторана относятся такие ресурсы как операции, персонал, финансы, к слабым — маркетинг.
3. ВЫБОР СТРАТЕГИИ РЕСТОРАНА «СТАРЫЙ КАПИТАН»
3.1. Формирование стратегических альтернатив и выбор стратегии
Целью формулирования стратегических альтернатив для ресторана «Старый капитан» служит определения границ последующего выбора стратегии.
Для выбора стратегии для ресторана «Старый капитан» необходимо решить такие задачи как оценка стратегических альтернатив, посредством технологий стратегического менеджмента.
В настоящее время корпоративной стратегией ресторана «Старый капитан» служит стратегия ограниченного роста. Цели, экономический план ресторана устанавливается на основе достигнутого, с учетом изменений во внешней и внутренней средах ресторана. Данный способ действия оценивается как наиболее легкий, удобный и менее рискованный.
Его основа — стабильные показатели деятельности ресторана в предыдущих периодах. Действующая корпоративная стратегия ресторана характеризует общее направление роста предприятия.
Перед рестораном «Старый капитан» на данном этапе развития стоит 4 основные стратегические альтернативы:
Для того чтобы из имеющихся стратегических альтернатив выбрать ту, которая максимально повысит долгосрочную эффективность ресторана, необходимо соотнести ее с миссией и целями ресторана «Старый капитан».
Исходя из долгосрочных (стратегических) целей ресторана (увеличение доли рынка; освоение и внедрение новых видов обслуживания; создание имиджа предприятия; снижение издержек производства; внедрение системы контроля качества продукции; увеличение прибыли; развитие организационной культуры) и результатов анализа внешней и внутренней сред ресторана, а также сформулированной миссии организации, определим для ресторана «Старый капитан» наиболее вероятные стратегические альтернативы — рост и ограниченный рост.
Для удобства оценки влияния внешней и внутренней сред на деятельность ресторана, составим обобщенную таблицу результатов анализов, в которой отразим основные тенденции (табл. 3.1). По пятибалльной шкале оценим ситуацию по каждому фактору в целом (1 —ситуация очень неблагоприятная; 5 — ситуация весьма благоприятна).
Таблица 3.1. — Обобщенные результаты анализа внешней и внутренней среды
Область |
Экономика |
Государство |
Социум |
Конкуренты |
Поставщики |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Внешняя среда |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Низкий уровень инфляции; Увеличение доходов населения; Сложность регистрации ПОП. |
Программы поддержки малого бизнеса |
Рост культуры потребления; Рост потребности отдыха вне дома |
Большая емкость рынка; Малое количество конкурентов в микро-районе расположения «Старого капитана» |
Низкая ставка по кредитам; Большое количество поставщиков сырья; Обеспечен-ность специалистами | |
- |
- |
- |
- |
- | |
Нестабильность курса национальной валюты; Рост налогообложения |
Низкая рождаемость; Высокие миграционные потоки; «Старение» населения |
Большое количество конкурентов |
Дефицит на рынке труда (поваров, официантов) | ||
Оценка ситуации в целом |
3 |
4 |
4 |
2 |
5 |
Внутренняя среда |
Финансы |
Маркетинг |
Операции |
Персонал |
|
+ |
+ |
+ |
+ |
||
Стабильные результаты прошлых периодов |
Информация о ресторане в рекламных буклетах ПАТ; Хорошая репутация. |
Рациональная организация использования рабочего времени; Высокая производи-тельность труда. |
Профессио- нализм высшего руководства; Сработав-шийся коллектив |
||
- |
- |
- |
- |
||
Низкий уровень рентабельности; Невыполнение экономического плана |
Отсутствие плана маркетинга; Отсутствие мер стиму-лирования сбыта |
Низкая мотивация работников |
|||
Оценка ситуации в целом |
4 |
1 |
5 |
Учитывая результаты проведенного анализа, определяем, что эффективной стратегией служит стратегия роста. Выбор стратегии роста обусловлен такими тенденциями во внешней среде, как поддержка со стороны государства, относительная экономическая стабилизация, рост доходов населения, увеличение спроса на услуги ресторанов; во внутренней среде ресторана «Арго» основой выбора стратегии явились следующие факторы: стабильные результаты прошлых периодов, высокая производительность труда, хорошая репутация ресторана.
Выбранная стратегия является корпоративной и характеризует общее направление деятельности ресторана.
Данная стратегия реализуется через деловые стратегии (стратегии бизнес - единиц) по каждому стратегическому хозяйственному подразделению ресторана (СХП).
На основе анализа внутренней среды ресторана «Старый капитан», выделим 3 основных СХП:
Оценим положение каждого СХП по отношению к возможностям отрасли общественного питания г. Находки посредством матрицы БКГ. Данная матрица также поможет при формулировании и выборе деловых стратегий ресторана «Старый капитан». Матрица БКГ служит одним из методов портфельного анализа.
При использовании портфельного метода анализа организация рассматривается как совокупность стратегических хозяйственных подразделений. При выборе стратегии, задачей данного анализа является оценка фактического состояния портфеля организации и разработка дифференцированных стратегий для различных СХП, исходя из общей цели развития организации. Инструментами данного анализа помимо матрицы БКГ, является также матрица Мак-Кинси. Матрицы это двухмерные модели, сравнивающие стратегическое положение каждого СХП организации.
Портфельный анализ проведем по следующему плану:
3. Классификация СХП по принципу приоритетов
инвестирования и
разработка стратегий для каждого СХП
с целью улучшения общего
положения ресторана;
4. Выводы о стратегической привлекательности
портфеля в целом.
При выборе стратегии для ресторана «Старый
капитан», для построения матрицы БКГ
на основании исходных данных рассчитаем
относительную; долю ранка СХП:
Информация о работе Развитие стратегии предприятия (на примере ООО «Старый капитан»)