Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 11:12, курсовая работа
В условиях перехода Российского общества от административно-ко-мандной системы к рыночной экономике реклама стремительно врывается в на-шу жизнь, заполняя телеэкраны и радиоэфир, постоянно встречаясь на страни-цах периодических изданий, в транспорте, магазинах, на городских улицах и обочинах автострад. Буквально за несколько лет отечественная реклама сделала громадный количественный и качественный прорыв. Ее лучшие образцы могут быть признаны произведениями.
ВВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. ИСТОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ РЕКЛАМЫ. . . . . . . 4
2. ПОНЯТИЕ РЕКЛАМЫ 7
3. КАК РАБОТАЕТ РЕКЛАМА 9
4. КОМУ АДРЕСОВАНА РЕКЛАМА 9
5. МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕКЛАМЫ И ИХ ПРАКТИЧЕСКОЕ
ПРИМЕНЕНИЕ 10
Мотивация и потребность обращения к рекламе 11
Социально-психологический процесс восприятия рекламы 20
6. ЗНАЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
ВОСПРИЯТИЯ И ВОЗДЕЙСТВИЯ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ
РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 21
7. ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
И ПУТИ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34
- эффект от рекламного мероприятия больше затрат (прибыльное).
- эффект от рекламного мероприятия меньше затрат (убыточное).
Более точно эффективность затрат на рекламу характеризует ее рентабельность.
Рентабельность рекламы - это отношение полученной прибыли к затра-там. Эффективность психологического воздействия рекламных средств харак-теризуется числом охвата потребителей, яркостью и глубиной впечатлений, ко-торые эти средства оставляют в памяти человека, степенью внимания.
Коммуникативную структуру рекламной компании можно проиллюстрировать следующим образом:
Рекламодатель (заказчик) => производитель рекламы (рекламное агентство - исполнитель) => распространитель рекламы (средства массовой информации) => потребитель.
И на каждом этапе психология выполняет определенные функции.
1. На первом этапе рекламодатель может пригласить психологов, чтобы изучить потребности потребителя и его психологические особенности. Психо-логи могут осуществить серию мероприятий, традиционно входящих в понятие маркетинга. Учитываются также интересы самого рекламодателя, вырабаты-ваются рекомендации для изготовителя рекламы, т.е. для будущего диалога;
2. На втором этапе психологи работают совместно с изготовителями (художниками, дизайнерами, сценаристами и т.д.). Они могут дать рекоменда-ции, как лучше представить материал, применить психологические знания для воздействия на человека и т.д. На данном этапе осуществляется психо-логическая экспертиза вариантов рекламы, отбираются лучшие из них;
3. На третьем этапе психологи изучают эффективность воздействия рек-ламы, предлагаемой различными средствами массовой информации, разраба-тывают рекомендации на восприятие рекламы посредством слуха, зрения и т.д.;
4. На четвертом этапе изучается эффективность рекламных воздействий, анализируется процесс принятия решений покупателем о приобретении того или иного товара, изменение в предпочтениях, связанных с модой, с социально-экономическими процессами. Психологи определяют момент, когда лучше все-го приобретаться товар, выполненный по новой технологии. Здесь изучаются потребности и мотивы потребителя, как осознаваемые, так и неосознаваемые. Обычно руководствуются формулой: AIMDA (attention - внимание; interest - интерес; motive - мотив; desire - желание; activity - активность).
Назначение рекламы состоит в том, чтобы информировать потенциальных потребителей о товаре, его достоинствах и побудить к потреблению. Отсюда показателями эффективности рекламы являются степень знакомства аудитории с предлагаемым товаром или услугой и вовлечение их в потребление.
Классическим показателем эффективности рекламного воздействия является коэффициент «вовлечения в потребление». Эта величина связывает известность ролика, и потребление рекламируемого в нем товара и определяется как разница между долей «пользующихся» товаром среди «помнящих» его рекламу и долей «пользующихся» среди «не помнящих».
Положительные значения показателя «вовлечения» свидетельствуют о том, что люди, покупающие данный продукт, с большой степенью вероятности знакомы с его рекламой и, следовательно, потребление товара связано с эффективностью рекламного воздействия. Снижение этого коэффициента до отрицательных значений говорит о том, что потребление товара не продктовано рекламой, и люди, покупающие продукт, с ней чаще всего не знакомы.
Напомним, что эффективность психологического воздействия рекламы на потребителя можно определить методом наблюдений (носят пассивный характер), экспериментов (активный характер), опросов (активный характер).
Оценивая эффективность отдельных средств рекламы, в первую очередь устанавливают, достигает ли это средство поставленной им цели.
Экспериментальное психологическое исследование невозмоно без изме-рительных процедур, опросников, тестов, шкал. В научной литературе приво-дятся различные виды таких шкал для оценки эффективности рекламного сообщения. Приведем пример шкалы психологической эффективности рекламы. По пятибалльной системе можно оценить любую рекламу (в газете, по телевидению, на стенде и т.д.). Шкала является ранговой. Она показывает, что одно рекламное сообщение оказывается более эффективным, чем другое.
1. Потребитель (зритель, читатель, слушатель и т.д.) стремится избавиться от воздействия рекламы. Он выключает телевизор, радиоприемник, закрывает газету или переворачивает страницу. При этом он испытывает яркие отрицательные эмоции (раздражение, гнев, отвращение и т.д.), запоминает или не запоминает то, что рекламируется, у него не появляется желания приобрести товар или воспользоваться услугой.
2. Потребитель остается равнодушным к рекламе. Не испытывает никаких эмоций, не запоминает того, что рекламируется, у него не возникает желания приобрести товар или воспользоваться услугой.
3. Реклама привлекает внимание потребителя. Она вызывает интерес, любопытство, но потребитель запоминает только сюжет рекламы, а не то, что рекламируется, у него появляется желания приобрести предлагаемый товар или воспользоваться услугой. Здесь реклама существует как бы сама по себе, живет отдельной жизнью от рекламируемого товара. В сознании потребителя товар не ассоциируется с его рекламой.
4. Реклама привлекает внимание потребителя. Она вызывает живой инте-рес, любопытство, потребитель запоминает и сюжет рекламы и то, что рекла-мируется, но у него не появляется желания приобрести рекламируемый товар или воспользоваться услугой. У него не возникает отвращения, он с удовольст-вием посмотрит ее второй раз. Здесь реклама может рассматриваться как произведение искусства, если, понятие искусства применимо к рекламе.
5. Реклама вызывает очень сильный интерес у потребителя. Он испытыает сильные положительные эмоции. Запоминает, что рекламируется, и стремится приобрести рекламируемый товар или воспользоваться предлагаемой услугой.
Можно предложить другое основание для определения эффективности рекламы, что позволяет сформировать еще одну шкалу оценки. Здесь учитываются как когнитивные, так и эмоциональные аспекты воздействия.
Таким образом, теория и практика современной рекламной деятельности, располагая богатым арсеналом средств воздействия на потребителя, находится в творческом поиске новых форм и методов повышения эффективности рекламы.
Предпринятая попытка комплексного рассмотрения данной темы позвляет внести некоторые рекомендации и советы, которые, на наш взгляд, могут быть использованы или учтены в деятельности фирм и учреждений, занимающихся как производством товаров и услуг, так и изучением рекламного дела.
По нашему мнению, следует обратить внимание на намечающуюся тенденцию - неоправданное копирование в отечественной рекламе зарубежного опыта. Если производители рекламы начнут ориентироваться лишь на зарубежные образцы рекламной продукции, как это часто делается в Москве, Санкт-Петербурге, да и у нас в Хабаровске, то через некоторое время возникнет ситуация, когда россиянин почувствует себя чужим в своем родном городе.
Потеря российской специфики, традиций у нас в стране может иметь негативные социальные последствия. Кроме того, такая реклама может оказаться экономически неэффективной.
На восприятие информации крайне велико влияние факторов культуры. Поэтому мы совершенно уверены в необходимости проведения специальных психологических экспериментов по восприятию рекламы на российской популяции потребителей. Данные зарубежных психологов должны перепроверяться в условиях российского рынка. Нельзя полагаться лишь на информацию из зарубежных источников, необходимо проводить специальные эксперименты по их проверке.
Сравнивая сегодняшнюю многочисленную рекламу с той, которая была распространена в дореволюционной России, мы замечаем одно очень важное отличие, прямо связанное с психологией рекламного бизнеса тогда и сегодня. Реклама в дореволюционной России была крайне персонифицирована. Сегодняшняя реклама слишком абстрактна и за ней не видно реальных живых людей, которые отвечают за качество рекламируемой продукции. Когда торговец или производитель ставит свое имя на рекламу или в название фирмы - подчеркивается преданность своей семье (знаменитое «… и сын»), это психологически располагает потенциального потребителя к продавцу, вызывает доверие к товару. Ведь под плохим товаром свою фамилию никто не поставит. Но таких фирм крайне мало, хотя с точки зрения коммуникации персонифицированная реклама высокоэффективна.
Очень часто оценивают лишь один какой-то аспект рекламы, например, насколько хорошо она воспринимается. На наш взгляд, эффект воздействия рекламы на потребителя в целом определяется многими компонентами. Поэтому эффективность рекламы зависит от того, насколько учтены все компоненты воздействия.
Средства массовой информации порой справедливо обвиняются в том, что они в погоне за прибылью часто демонстрируют всем надоевшую рекламу, прерывают интересные передачи, заполняя паузы неинтересной, навязчивой информацией. Это показали и наши социологические исследования.
В то же время при восприятии рекламы обычно никто не задумывается над тем, что в плохой рекламе виноват не столько рекламодатель или распространитель рекламы, сколько ее изготовитель, разработчик. Потребители, как правило, ругают рекламодателя или средства массовой информации, хотя часто те не виноваты в плохой рекламе. Иногда потребитель даже представления не имеет, в каком виде выйдет рекламный текст, сданный им в газету месяц назад. Но его ошибка состоит в том, что он не воспрепятствовал выходу в свет плохой рекламы, согласился с теми идеями, которые ему предложили или навязали разработчики.
Таким образом, за плохую рекламу несет ответственность и рекламодатель, и разработчик, хотя реальные убытки терпит только тот, кто платит. В диалоге рекламодатель - производитель рекламы существует множество психологических проблем, которые могут решить только психологи.
Использование аудиовизуальных средств (АВС) требует высокого про-фессионализма при разработке программ, глубоких знаний психологии воз-действия на человека, четкой постановки задач и высокого искусства реали-зации рекламы. Одного практического опыта, накопленного специалистами в последние годы, недостаточно для дальнейшего совершенствования и развития техники аудиовизуальной передачи рекламной информации. Необходимо глубокое изучение и обобщение опыта, организации специальных исследований и разработок в этой области, подготовка специалистов, владеющих техникой АВС и искусством создания и режиссуры программ рекламной деятельности.
Заключение
Рекламная деятельность стала объективной реальностью нашей повседневной жизни. Эффективная реклама возможна только в том случае, если она выполняется профессионально. И это все более учитывается наукой и практикой. Феномен рекламы вызывает все возрастающий интерес со стороны специалистов различных областей знаний.
Именно в нашей стране впервые, еще в 20-30-е годы были опубликованы исследования, посвященные психологии читателя книги, языку газет, психологии «радиовосприятия». Были выработаны, к примеру, правила подготовки радиотекстов для радиопередач, которые могут успешно применяться и в настоящее время.
В данной работе предпринята попытка раскрыть основные понятия сущности рекламы, акцент был сделан на ее социально-психологические аспекты, на целесообразность и острейшую необходимость применения в практической рекламной деятельности разработок и исследований в области социальной, экспериментальной и общей психологии.
Также мы определили, что учет социально-психологических факторов потребителей благотворно влияет на рекламный процесс, позволяет установить диалог между производителем и потребителем, тем самым подтверждая, что является одним из основополагающих рекламной деятельности в целом.
Посредством проведенных социологических исследований было выявлено отношение к рекламе.
Повышение эффективности рекламы, ее психологического воздействия является одной из актуальных задач, и здесь еще много неиспользованных резервов и возможностей. Надеемся, что те рекомендации и предложения, которые имеют место в настоящей работе, будут применены на практике и послужат делу совершенствования рекламной деятельности на отечественном рынке.
Список используемой литературы:
1. Айзенберг М. Менеджмент рекламы. М.: ТОО «Интел Тех», 1993.- С. 80
2. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Наука, 1994, 324 с.
3. Браверман А.А. Маркетинг и полный хозрасчет. М.: «Тисса», 1989.-
С. 116
4. Введение в практическую социальную психологию. / Под. ред. Жукова Ю.М., Петровской Л.А., Соловьевой О.В.М.: «Смысл», 1996.- С. 373
5. Гермогенова Л.Ю. Эффективная реклама в России. Практика и рекомендации. М.: «РусПартнер Лтд», 1994.- С. 252
6. Гоголь Н.В. Мертвые души: Поэма. М.: «Худож. лит», 1985.- С. 368
7. Гольман И.А., Добробабенко Д.С. Практика рекламы. Новосибирск: «Интербук», 1991.- С. 141
8. Горин С. А вы пробовали гипноз. / Практическое руководство по применению гипнотических психотехник в бизнесе и медицине, рекламе и пропаганде, торговле и повседневной жизни /. Спб.: «Лань», 1995.- С. 208
9. Дейян А. и др. Стимулирование сбыта и реклама на месте продажи. Пер. с франц.М.: «Прогресс», «Универс», 1994.- С. 190
10. Дейян А. Реклама. Пер. с франц. М.: «Прогресс», 1993.- С. 176
11. Джугенхаймер Д.У., Уайт Г.И. Основы рекламного дела. Пер. с англ. Самара, 1996.- С. 296
12. Дюкенджиев Е.П. Бизнес. Бионические аспекты. Рига: «Альбатрос», 1995.- С. 259
13. Жизнин С.З., Крупнов В.И. Как стать бизнесменом. Минск: «Предприниматель», 1990.- С. 64
14. Картер Г. Эффективная реклама. Пер. с англ. М.: «Прогресс», 1991.-
С. 280
15. Котлер Ф. Основы маркетинга. Пер. с англ. М.: «Прогресс», 1990.-
С. 736
Информация о работе Реклама: анализ воздействия на потребителя