Рекомендации по снижению стресса в ЗАО «Байкальские аптеки»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 19:33, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – изучить природу возникновения и разработать пути разрешения стрессовой ситуации в трудовом коллективе. Исходя из поставленной цели, были выделены следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты стресса;
дать общую финансово-экономическую характеристику объекту исследования;
выявить наличие и вид конфликта на анализируемом предприятии;
разработать мероприятия, направленные на разрешение конфликта.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………….3
I. Теоретические основы управления стрессом, как элемент управления организационной культурой
1.1 Управление организационной культурой………………………………………………….4
1.2. Управление стрессом, как элемент управления организационной культурой…….......11

II. Анализ организационной культуры и управления стрессами в ЗАО «Байкальские аптеки»
2.1. Характеристика деятельности предприятия ЗАО «Байкальские аптеки»……………...18
2.2. Анализ кадрового состава ЗАО «Байкальские аптеки»…………………………………20
2.3 Анализ организационной культуры предприятия………………………………………..26
2.4 Анализ управления стрессами на предприятии…………………………………………. 30

III. Рекомендации по снижению стресса в ЗАО «Байкальские аптеки»
3.1. Рекомендации по регулированию и способам управления стрессом сотрудников предприятия …………………………………………………………………………………….33
3.2. Рекомендации по совершенствованию методики управления конфликтами и стрессам для ЗАО «Байкальские аптеки»………………………………………………………………..35
Заключение………………………………………………………………………………….......38
Список литературы……………………………………………………………………………..39

Файлы: 1 файл

ot_Erzha.docx

— 139.79 Кб (Скачать файл)

К сожалению, очень тяжело обстоит дело с определением уровня стресса, без чего невозможно четко сказать, имеем ли мы дело с недавно возникшим состоянием или это хроническое явление, перерастающее в синдром профессионального выгорания. Наиболее ценной информацией для работника кадровой службы стало бы знание о моменте возникновения стрессового состояния и динамике его проявления, поскольку чем больше продолжительность этого явления, тем более обширные и сложные курсы лечения придется применять.

Выявление причины стресса. Цель – иметь возможность ее изменить.

Так выше мы выяснили, что у работника может наблюдаться физиологический, психологический, моментный или хронический стресс, у каждого из которых есть свои объективные и субъективные причины:

Если стресс физиологический и проявляется ситуативно, то его причины – влияние возникших внешних стрессовых факторов или усталости сотрудника. В этих случаях стресс проходит после прекращения воздействия неблагоприятных факторов или после отдыха сотрудника.

Если стресс психологический моментный, то его причины, как правило, – отсутствие эффективных профессиональных навыков, необходимых для успешного выполнения данной работы, или следствие неправильных действий или неправильного стиля работы. Изменить ситуацию можно различными способами: сотруднику стоит пройти курс практического обучения с целью формирования необходимых профессиональных навыков. В ином случае желательно, чтобы сотрудник прошел цикл психологических консультаций, с тем, чтобы выработать эффективный и адекватный его опыту, компетентности и характеру индивидуальный стиль профессиональной или управленческой деятельности.

Если стресс психологический хронический – здесь уже приходится говорить о чисто профессиональном стрессе, и тогда его причины лежат намного глубже и существует вероятность профессиональной непригодности сотрудника к выполнению работы. Здесь причинами могут стать неполноценное содержание работы, слишком высокая или низкая рабочая нагрузка, неподходящий темп и график работы, неверно распределенные обязанности, отсутствие перспектив роста и участия в управлении.

Выбор оптимального поведения. Цель – овладеть стрессовой ситуацией.

Руководство организацией в управлении стрессом может занимать две позиции: с одной стороны, оно может проводить политику активной заботы о здоровье своих работников и своевременно отслеживать и контролировать стрессовые проявления, с другой стороны, оно может дистанцироваться от непосредственного решения задач, перекладывая эту работу непосредственно на плечи самих работников.

В первом случае, после проведения первых двух этапов управления стрессом: обнаружения стресса и нахождения его причин, – проводится анализ требуемых для разрешения ситуации действий и принимается решение о целесообразности их применения. В зависимости от того, с каким типом стресса мы имеем дело и какие причины лежат в его основании, можно различать:

относительно простые, технологически не сложные методы урегулирования – смена режима труда, повышение – понижение нагрузки, улучшение бытовых условий, увеличение времени отдыха и т. д. (естественно, с одновременным учетом производственного процесса и индивидуальных особенностей работника) – осуществимы при физиологических факторах в относительно короткие сроки и с небольшими тратами. Но требуют всестороннего анализа структуры организации и управления.

достаточно сложные, растянутые во времени способы управления – когда причинами стресса на работе становятся расхождения в профессиональных ценностях работника и организации, а также психофизиологическая неспособность сотрудников постоянно работать в экстремальных условиях (даже при условии высокой стрессоустойчивости). Здесь уже требуется вмешательство специалистов и использование приемов антистрессовой защиты, проведение общего тестирования способностей и психологических особенностей работников и выработка специальных программ.

невозможные, невыполнимые изменения – когда причинами стресса на работе являются или внешние, не зависящие от воли руководства факторы (общий экономический спад, топливный кризис, постоянное падение спроса на товар и т.п.) или внутренние характеристики работника – полное объективное несоответствие должности. Такое положение дел предполагает одно решение – смена должности в этой организации или переход в другую компанию, т.е. увольнение. Есть также вариант реструктуризации предприятия – это самый дорогостоящий и рискованный вариант действий, но в ряде случаев он бывает единственным выходом.

Во втором случае, когда руководство предпочитает устраняться от решения проблемы, оно выбирает стратегию тихого наблюдения: работнику предоставляется право на внеочередной отпуск за свой счет или выходной, после которого тот будет работать до очередного кризиса. Здесь возможны два варианта развития событий: персонал может начать осуществлять самостоятельную работу со стрессовым состоянием, развивая навыки, или же в скором времени в организации проявится синдром профессионального выгорания в виде постоянной смены состава.

Если обобщить предложенные типы поведения, то можно выделить две генеральные особенности: поведение организации и человека может быть направлено либо на решение проблемы (нахождение причин и устранение или изменение воздействующего экстремального фактора), либо на игнорирование возникающей ситуации, «бегство» от нее (кстати, вполне нормальная ситуация, учитывая физиологическую природу стресса – реакцию на любое опасное для жизни человека происшествие, когда бегство действительно является единственным выходом). Здесь не применимы какие-либо формы тестирования, выбор линии поведения является сугубо субъективным решением руководящего лица или лица, подвергшегося стрессу (если он в состоянии это сделать и имеет возможности).

Особо следует отметить, что при разработке в организации технологии управления стрессами одной из основных задач является не только устранение негативных воздействий на эффективность работы персонала, но и воспитание в самих работниках навыков успешного сопротивления возникающим трудностям. В этом случае поведение в стрессовой ситуации строится не по принципу «борьбы с врагом», а как продуктивный тренинг, позволяющий предотвратить возникновение стрессовых состояний в будущем.

Использование приемов антистрессовой самозащиты. Цель – преобразовать стресс из разрушительной в созидательную силу.

Итак, если на предыдущем этапе было принято решение о необходимости противостояния стрессу, то теперь следует определить, какими конкретными способами это можно осуществить. И здесь стоит воспользоваться разработками физиологов и психологов, которые в первую очередь советуют привести в норму физическое состояние человека. Одна из методик восстановления нормального состояния – это дыхательные и мышечные упражнения позволяющие успокоить нервную систему и перевести сердечный ритм и дыхание на оптимальный уровень, на котором подключается рациональное сознание. В определенных ситуациях такой методики будет достаточно, но в большинстве случаев уровень агрессивной реакции на какой-либо фактор настолько высок, что гормоны стресса не останавливаются и требуют каких-либо действий. В таком случае следует прибегнуть к проверенному способу – выплеснуть накопившиеся эмоции на внешний предмет, желательно безобидный или даже специально для этого предназначенный: боксерская груша, подушка, мяч и т.п. Здесь важна физиологическая нагрузка, выработка излишней энергии – для этого идеально подходят занятия спортом, но и периодическая гимнастика на работе, танцевальные занятия, игра на музыкальных инструментах, различного рода хобби тоже принесут ощутимые плоды. Главное – это переключить внимание, перенаправить напряжение организма на работу над самим собой, притом такую, которая принесет позитивный результат. Очень показателен пример, когда в стрессовом состоянии люди могут доделать незаконченные домашние дела, переклеить обои, перемыть гору посуды, переставить мебель и т.п.

Восстановление израсходованного ресурса, противодействие хронической усталости. Цель – предотвратить болезни стресса.

Любая стрессовая ситуация, как отмечалось в начале, сопровождается сверхзатратами организма, вырабатывает необходимые запасы энергии, пагубно влияет на клетки мозга, сжигает витамины, глюкозу, белки и прочие элементы, без которых существование человека невозможно, поэтому по завершении стресса обязательно следует пройти курс физического восстановления. Для этого, в первую очередь, необходимо нормализовать питание, которое должно состоять из чистых полноценных продуктов, а не полуфабрикатов, во вторую очередь – заняться возобновлением здоровой физической формы, чему кроме занятий спортом немало помогут специальные процедуры: хождение в баню, закаливание и т.п., и, в-третьих, как ни заезженно это прозвучит, соблюдение здорового режима: полноценный сон, достаточные перерывы в работе, позитивное общение с друзьями, любимыми и пр., а, главное, игнорирование негативных способов релаксации – алкоголя, наркотиков, курения и т.п.

В исследованиях, проводимых  в течение  3-х лет, были обнаружены связи между стрессом сотрудников и типом организационной культуры.  Организационная культура  - это система коллективных представлений о том, как «все должно быть», это ценности, пропагандируемые компанией, правила поведения и морально - этические нормы, присущие конкретной компании.

  Организационная культура выполняет в организации две важнейшие функции: 1 - вводит нормы поведения в организации, интегрируют всех членов коллектива; 2 - помогает организации адаптироваться к внешней среде.

Различают 4 типа организационных культур: «Клановая культура», «Адхократическая культура», «Бюрократическая культура», «Рыночная культура». Наибольшее стрессовое состояние отмечается в организациях с «Рыночной культурой», т.е. в организациях, ориентированных на выполнение поставленных задач, где поддерживается внутренняя конкуренция и соперничество среди коллег. Организацию связывает воедино акцент на стремление побеждать, стиль организации - жестко проводимая линия на конкурентоспособность.

Самые низкие показатели стрессовых состояний встречаются в организациях с «Адхократической организационной культурой». Такие организации характеризуются творческой свободой, делается акцент на росте и обретении новых ресурсов, нацеленность на производстве новых продуктов и услуг, стремление к лидерству на рынке продукции или услугах. Организация поощряет личную инициативу, творчество, свободу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2

 

Анализ организационной культуры и управления стрессами в ЗАО «Байкальские аптеки»

 

2.1 Характеристика деятельности предприятия

 

С 01.12.2008г розничная сеть ГП РБ «Бурят-фармации» реорганизована в ЗАО «Байкальские аптеки», генеральным директором стала Махутова Наталья Иннокентьевна. В состав сети вошло 19 аптек, 23 аптечных пункта, 154 аптечных пункта на базе ФАПов. Изначально, идея о развитии розничной сети принадлежит ГП РБ «Бурят-Фармации», она появилась еще в 1997г., когда была актуальна проблема пополнения оборотных средств. Началом развития розничной сети аптек считается открытие аптеки №1 в г.Улан-Удэ, в помещении головного предприятия, и присоединение к «Бурят-Фармации» в следующем году центральной районной аптеки Баргузинского района. Растущая конкуренция с частными аптеками готовых форм и тяжелое финансовое положение районных аптечных учреждений стали основными предпосылками воссоединения.  Проведенный финансово-экономический анализ  помимо явных недостатков в работе аптек выявил резервы для повышения рентабельности: централизация закупок, снижение хозяйственных расходов, развитие маркетинговых технологий.

В своей деятельности предприятие руководствуется Конституцией Российской Федерации, конституционными и федеральными законами, нормативно-правовыми актами РФ, РБ и  Уставом.

Предприятие осуществляет деятельность в целях  удовлетворения потребностей лечебно-профилактических, аптечных и других учреждений и населения в лекарственных средствах, изделиях  медицинского назначения, предметах санитарии, гигиены, ухода за больными и иными товарами аптечного ассортимента, разрешенных к применению в Российской Федерации.

Предприятие осуществляет следующие виды деятельности:

• определение текущей и перспективной потребности лечебно-профилактических учреждений Республики Бурятия в целях формирования гос.заказа, согласно соответствующих заявок по перечню жизненно-необходимых и важнейших лекарственных  средств и обеспечения с учетом поступивших централизованных денежных средств;

• определение потребности в лекарственных средствах и изделиях медицинского назначения и обеспечения населения Республики Бурятия;

• информирование потребителей о наличии новых лекарственных средств, оборудования, других изделий медицинского назначения;

• приемка, хранение и реализация лекарственных средств, изделий медицинского назначения и оборудования от поставщиков по количеству, качеству, стоимости:

а) приобретение, получение, хранение, уничтожение, отпуск и реализация лекарственных средств, в том числе:

• ядовитых, наркотических, психотропных (и их прекурсоров) и сильнодействующих лекарственных средств, спирта этилового;

• фармацевтических субстанции;

• гомеопатических препаратов;

• изделий медицинского назначения;

• предметов ухода за больными;

• средств гигиенических и косметических;

• медицинских приборов и инструментов;

• изделий очковой оптики;

• аптечной и лабораторной посуды;

• реактивов и диагностических средств;

• предметов  и средств для обеспечения здорового образа жизни;

• биологически активных  добавок лечебного и профилактического назначения;

• медицинской, фармацевтической и санитарно-просветительной литературы;

• дезинфекционных средств;

б) контроль  качества, фасовка, оформление, хранение, уничтожение.  Продажа и другие способы их обращения;

в) контроль за хранение лекарственных средств, в том числе ядовитых, наркотических, психотропных (и их прекурсоров) и сильнодействующих лекарственных средств, спирта этилового и других товаров аптечного ассортимента;

Информация о работе Рекомендации по снижению стресса в ЗАО «Байкальские аптеки»