Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 19:33, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучить природу возникновения и разработать пути разрешения стрессовой ситуации в трудовом коллективе. Исходя из поставленной цели, были выделены следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты стресса;
дать общую финансово-экономическую характеристику объекту исследования;
выявить наличие и вид конфликта на анализируемом предприятии;
разработать мероприятия, направленные на разрешение конфликта.
Введение………………………………………………………………………………………….3
I. Теоретические основы управления стрессом, как элемент управления организационной культурой
1.1 Управление организационной культурой………………………………………………….4
1.2. Управление стрессом, как элемент управления организационной культурой…….......11
II. Анализ организационной культуры и управления стрессами в ЗАО «Байкальские аптеки»
2.1. Характеристика деятельности предприятия ЗАО «Байкальские аптеки»……………...18
2.2. Анализ кадрового состава ЗАО «Байкальские аптеки»…………………………………20
2.3 Анализ организационной культуры предприятия………………………………………..26
2.4 Анализ управления стрессами на предприятии…………………………………………. 30
III. Рекомендации по снижению стресса в ЗАО «Байкальские аптеки»
3.1. Рекомендации по регулированию и способам управления стрессом сотрудников предприятия …………………………………………………………………………………….33
3.2. Рекомендации по совершенствованию методики управления конфликтами и стрессам для ЗАО «Байкальские аптеки»………………………………………………………………..35
Заключение………………………………………………………………………………….......38
Список литературы……………………………………………………………………………..39
Из динамики возрастной структуры персонала видно, что с каждым годом происходит увеличение персонала возрастной персонал которых 40-49 лет, руководители не заинтересованы в молодых специалистах. Так, в 2010 году в возрасте 40-49 лет было 34% рабочих и специалистов, а в 2012 году – уже 43,7%.
Большинство сотрудников имеют высшее и средне-специальное образование, но не по профилю работы, как видно из (таблицы 4), что не всегда является достаточным для выполнения должностных обязанностей.
Образовательная структура кадров (в % к численности) в 2012 г.
Таблица 4
Уровень образования |
Численность работников, всего % |
Управляющий персонал Чел. % |
Специалисты
Чел. % |
Технический персонал
Чел. % | ||||
Неполное среднее |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Среднее |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Среднее специальное |
28 |
43,7 |
- |
- |
25 |
47,2 |
3 |
100 |
Высшее |
36 |
56,3 |
8 |
100 |
28 |
52,8 |
- |
- |
Итого |
64 |
100 |
8 |
100 |
53 |
100 |
3 |
100 |
Ранжируя образовательную структуру персонала, можно отметить, что наибольший процент выпадает на работников с высшим образованием – 56,3% от общей численности персонала, далее со средне-специальным – 43,7%. В целом, уровень образования достаточно высокий.
Таким образом, преобладающее большинство составляют работники высшим образованием.
Стаж работы сотрудников организации с 2010 по 2012 годы
Таблица 5
Структура персонала по продолжительности работы в организации. Стаж |
2010г.
Чел. % |
2011
Чел. % |
2012
Чел. % | |||
До 1 года |
11 |
23,4 |
7 |
13,0 |
8 |
12,5 |
1 – 2 года |
5 |
10,6 |
11 |
20,3 |
15 |
23,4 |
Свыше 2 лет |
31 |
66,0 |
36 |
66,7 |
41 |
64,1 |
Итого |
47 |
100 |
54 |
100 |
64 |
100 |
Анализируя таблицу, видим, что наибольший процент 23,4 приходится на работников, проработавших до 1 года в 2010 году. Стаж работы 1-2 года в 2010 г. составляет 10,6%, в 2011 г. – 20,3%, в 2012 г. – 23,4%. Стаж работы 2-3 года в 2010 г. – 66,0%, в 2011 г. – 66,7%, в 2012 г. – 64,1%. Сокращается доля работников, проработавших в организации наибольшее количество лет.
Стаж работы в ЗАО «Байкальские аптеки» на 01.01.2013 г.
Таблица 6
Категория\стаж, лет |
Колич. Чел в 2012г. Чел. % |
До 1 года
Чел. % |
1 – 2 года
Чел. %
|
Свыше 2 лет
Чел. %
| ||||
Руководящий персонал |
8 |
12,5 |
- |
- |
- |
- |
8 |
19,5 |
Специалисты |
53 |
82,8 |
6 |
75,00 |
15 |
100 |
32 |
78,0 |
Технический персонал |
3 |
4,7 |
2 |
25,00 |
- |
- |
1 |
2,5 |
Итого |
64 |
100 |
8 |
100 |
15 |
100 |
41 |
100 |
Как видно из (таблицы 6), большая часть сотрудников 78% работают в организации свыше 2 лет, это обусловлено постоянностью кадров. Среди руководителей текучести нет. Из специалистов со стажем до 1 года 75%, от 1-2 года – 100%, а технического персонала со стажем свыше 2 лет - всего 2,5%.
Далее рассмотрим соотношение мужского и женского персонала в организации (таблица 7)
Структура работников по полу за 2010-2012 гг.
Таблица 7
Пол |
2010 Чел. % |
2011 Чел. % |
2012 Чел. % | |||
Мужчины |
9 |
19,1 |
20 |
37,0 |
12 |
18,8 |
Женщины |
38 |
80,9 |
34 |
63,0 |
52 |
81,2 |
Итого |
47 |
100 |
54 |
100 |
64 |
100 |
Из приведенных в (таблице 7) данных видим, что женщины составляют чуть большую половину, что связано с характером труда.
Проанализируем
движения кадров на
Текучесть
является одной из наиболее
распространенных
К текучести
относится как увольнение по
собственному желанию, так и увольнение
по инициативе администрации
в связи с прогулами
Ктк = ( Чув / Чср )*100 , (2.2.1)
где Чув – численность уволенных за период работников за прогулы, по собственному желанию, за нарушение трудовой дисциплины
Чср – среднесписочная численность работников за период
Исходные данные для расчетов:
За 2010 год уволилось 6 человек принято 12.
За 2011 год уволилось 7 человек принято 17.
За 2012 год уволилось 10 человек принято 20.
Динамика показателей текучести кадров за последние 3 года представлена в (таблице 8)
Анализ текучести кадров, %
Таблица 8
Категория |
Коэффициэнт текучести 2010 год 2011 год 2012 год | ||
всего |
12,7 |
12,9 |
15,6 |
Руков персонал |
0 |
0 |
0 |
специалисты |
12,7 |
11,1 |
14,0 |
Техн персон |
0 |
1,9 |
1,6 |
В настоящее время показатель текучести в ЗАО «Байкальские аптеки» находится на высоком уровне.
Как видно
из (таблицы 8) по сравнению с 2011 годом
в 2012 г. текучесть кадров повысилась
на 2,7%. Для предприятия с численностью
64 человека эта цифра имеет
большое значение. Скачок произошел
из-за большой текучести
2.3 Анализ организационной культуры
Организационная культура – это специфическое для данной организации ценности, отношения, нормы поведения, установки, традиции, ритуалы. Она определяет типичный для членов организации подход к решению проблем.
Организационная культура рассматривается как мощный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать все подразделения организации и отдельных лиц на общие цели, мобилизовать инициативу сотрудников, обеспечивать преданность, облегчать общение.
При анализе организационной культуры следует выделить три основных момента:
1) базовые предположения, которых придерживаются члены организации в своем поведении и действиях; они нередко связаны с видением окружающей человека среды (группы, организации, общества и т.д.);
2) ценности, которых может придерживаться человек: ценности ориентируют, какое поведение можно считать допустимым или недопустимым; принятая ценность позволяет человеку понять то, как он должен действовать в конкретной ситуации;
3)
«символика», посредством которой
ценностные ориентации
Организационная культура может быть оценена, проконтролирована, управляема. Критериями анализа организационной культуры являются следующие показатели:
• «толщина» организационной культуры – относительная величина, показывающая удельный вес определяющей организационной культуры предприятия, в общем количестве признаваемых членами организации культуру;
• «разделяемость взглядов» - показатель, характеризующий количество основных положений, норм, ценностных ориентаций, традиций и т.д., абсолютно принимаемых всеми членами организации;
• «широта» организационной культуры – величина, характеризующая количественное отношение членов организации, для которых данная организационная культура является доминирующей, к общему количеству членов организации;
• конфликт организационных культур – ситуация, в которой определяющей является не одна организационная культура, а две (три);
• «сила» организационной культуры – степень проявления организационной культуры и ее влияния на поведение персонала.
Зарубежные и отечественные исследования по проблематике организационной культуры позволяют выделить ряд ценностных принципов:
• ориентация на действия, достижение целей;
• это развивающаяся организация, строящая свои отношения с субъектами внутренней и внешней среды на основе понимания их системной сущности и уникальности и ни жалеющая усилий на получение все новых и новых знаний о деловых партнерах и сотрудниках для их лучшего понимания;
• культурная организация – это современная организация по всем факторам культуры (материальным и духовным);
• это гармоничная организация, в которой отдельные элементы культуры по уровню своего развития, по направленности, по идеям, целям, задачам, способам достижения целей соответствуют друг другу;
• самостоятельность и предприимчивость (поощрение лидеров, новаторов);
• это опирающаяся на современные достижения наук социально-экономическая и техническая система;
• это организация, живущая по закону, а не «по понятиям»;
• производительность от человека (рядовой персонал рассматривается как главный источник достижений в области качества и производительности);
• это организация, в которой людей воспринимают как главную ценность, а, следовательно, организуют взаимодействие между людьми и группами на психологическом уровне, поскольку самое ценное в человеке - его душа (такой взгляд на работников корпорации, или точка зрения, или нравственная позиция руководителя, или подход, может быть назван системным социально-психологическим подходом);
Информация о работе Рекомендации по снижению стресса в ЗАО «Байкальские аптеки»