Роль человеческого фактора в системе управления современным предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 18:32, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: изучение теоретических аспектов управления персоналом на предприятии, анализ организации управления в ООО «СГ-Консалт»; разработка рекомендаций по ее совершенствованию.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- Раскрыть теоретические основы управления персоналом;
- Изучить состояние системы управления персоналом в ООО «СГ-Консалт»;
- Сформулировать рекомендации по совершенствованию работы с персоналом в исследуемой организации.

Содержание работы

Введение……………………………….………………………………………………..3

1 Человеческий фактор в управлении организацией………...………….....................6
1.1 Роль персонала в современном обществе………………………………………...6
1.2 Система мотивации ……………………………………………………………......12
1.3 Организационная культура и ее влияние на реализацию стратегии………........18
1.4 Проведение стратегических изменений в организации…………………….........20
1.5Российский и зарубежный опыт управления человеческими ресурсами……………………………………………………………………………….24

2 Исследование роли персонала в системе управления организацией ОАО «СГ-Консалт»………………………………………………………………………………..33
2.1 Общая характеристика организации ООО «СГ-Консалт»………………………33
2.2 Экономическая характеристика организации ООО «СГ-Консалт»…………….38
2.3 Анализ управления персоналом на предприятии………………………………...42
2.4Исследование человеческого фактора организации ООО «СГ-Консалт»………50

3 Проблемы и пути их решения в повышении роли человеческого фактора организации ООО «СГ-Консалт»……………………………………………………..60
3.1 Модернизация стратегии развития персонала…………………………………….60
3.2 Модернизация управленческого аппарата………………………………………..64
Заключение……………………………………………………………………………...68
Список использованных источников ………………………………………………….72
Приложение……………………………………………………………………………..76

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 158.42 Кб (Скачать файл)

Социальная  структура характеризует трудовой коллектив предприятия как совокупность общественных групп, классифицированных по полу, возрасту, национальному и  социальному составам, уровню образования, семейному положению. Исходными  данными для анализа coциальной структуры являются: листки по учету кадров; результаты социологических исследовании; материалы аттестационных комиссий; приказы по кадровым вопросам. Для получения достоверных и сопоставимых данных наиболее подходит листок по учету кадров, поскольку содержит наибольшее число сведении, подтверждаемых другими документами (паспорт, копия документа об образовании, трудовая книжка, список научных трудов, свидетельство о браке и другие). Однако листок по учету кадров не содержит ряд важных социальных показателей, что вынуждает привлекать социологические методы исследования, которые точны только в пределах высказывания респондента. [41, с.130]

Социальная  структура коллектива содержит такие  показатели, как: пол, возраст, стаж работы, образование, социальное происхождение, национальность, семейное положение, партийность, мотивация, прогрессивность, уровень  жизни и отношение к собственности.

Руководитель  предприятия должен располагать  по возможности полной социальной структурой коллектива для принятия стратегических решений по развитию предприятия, совершенствованию  системы управления и эффективному управлению персоналом.

В практике управления перед проведением радикальных  преобразований необходимо знать реальное соотношение сил в коллективе с позиции готовности к работе в новых условиях. Для этого  необходимо знать структуру коллектива по признакам "прогрессивности" и "мотивации". По признаку "прогрессивности"' трудовой коллектив можно разделить на 3 основные части: передовая часть ("мотор"), в которую входят творческие личности с ярко выраженной самомотивацией деятельности; средняя часть ("маховик"), в которую входят трудолюбивые и исполнительные работники, мотивированные на материальное поощрение; отсталая часть ("коррозия"), в которую входят нарушители трудовой дисциплины и бездельники, способные работать только под воздействием административного принуждения. [36, с.182]

По признаку мотивации в организации преобладают  работники, которым наиболее важно  материальное поощрение (67%), в моральном  поощрении нуждаются 13%. Под принуждением работают 9% работников организации ООО «СГ-Консалт».

Следовательно, для более эффективной деятельности организации необходима разработка мер материального стимулирования. От работников, работающих по принуждению, лучше избавиться, поскольку, человек, не чувствующий заинтересованности в работе, не приносит пользу фирме. Кроме того, необходимо развивать  самомотивацию сотрудников и чаще применять моральное поощрение.

Далее приведем анализ и оценку уровня квалификации персонала организации ООО «СГ-Консалт». Анализ состава персонала организации по образовательному уровню за период 2008-2010 гг. представлен в таблице 10.

Таблица 10

Анализ состава  персонала организации по образовательному уровню за период 2008-2010 гг.

Уровень образования

Годы

Отклонение

2008

2009

2010

2009/2008

2010/2009

1. Основное общее (8 кл)

0

0

0

0

0

2. Среднее общее (11 кл)

0

0

0

0

0

3. Начальное профессиональное (ПУ)

0

1

1

1

0

4. Среднее профессиональное (техникум)

10

10

9

0

-1

5. Высшее профессиональное

14

9

8

-5

-1


 

Судя по данным в таблице, уровень образования  на предприятии постоянно растет за счет увеличения доли сотрудников, имеющих высшее, среднее профессиональное образование. В целом квалификационный состав работников исследуемой организации  соответствует должностным требованиям  и обязанностям персонала коммерческой фирмы.

Образовательный уровень работников предприятия  находится на высоком уровне: высшее образование имеют 42,21%, среднее профессиональное - 47,37% персонала.

В таблице 11 представлен  количественный состав работников организации ООО «СГ-Консалт» по стажу работы.

Таблица 11

Количественный состав работников организации ООО «СГ-Консалт»

Стаж  работы

Годы

Отклонение

2008

2009

2010

2009/2008

2010/2009

До 5 лет

20

15

14

-5

-1

До 10 лет

4

5

4

1

-1

До 15 лет

0

0

0

0

0

Свыше 15 лет

0

0

0

0

0


 

В связи с  тем, что организация ООО «СГ-Консалт» была основана в 1999 году, работников со стажем свыше 10 лет пока нет. Следует положительным моментом отметить высокий коэффициент постоянства кадров организации (порядка 87% по итогам 2010 года) – следовательно, работникам фирмы работать нравится, их устраивает заработная плата, атмосфера в коллективе организации.

По итогам 2010 года число работников со стажем до 10 лет – 4 человека (в основном руководство), со стажем меньше 5 лет – 14 человек.

Руководитель  предприятия должен располагать  по возможности полной социальной структурой коллектива для принятия стратегических решений по развитию предприятия, совершенствованию  системы управления и эффективному управлению персоналом.

Руководству организации ООО «СГ-Консалт» в перспективе надо серьезно думать и о подготовке резерва кадров на должности руководителей и ведущих специалистов. Хотя готовится не мало специалистов через высшие учебные заведения для работы в системе коммерции, но надо признать, что не каждый специалист сможет работать на руководящих должностях.

Практика  постоянно ставит перед руководителями и специалистами сложные задачи, связанные с переходом на рыночные отношения, изменением законодательства, демократизацией общества, совершенствованием системы управления. В период реформы  экономики существующий аппарат  управления и накопленный опыт решения ситуации не всегда способны вырабатывать оптимальные решения по развитию управления. Поэтому на современном этапе задача целенаправленного и непрерывного обучения персонала является первостепенной.

Система профессиональной подготовки работников ставит своей  целью формирование и развитие работника, способного профессионально работать в условиях рыночных отношений.

Основными принципами профессиональной подготовки являются:

комплексность и непрерывность обучения;

опережающая подготовка работников по направлениям, имеющим приоритетное значение для  решения практических задач.

Система профессиональной подготовки работников организации ООО «СГ-Консалт» включает в себя различные формы подготовки, переподготовки и повышения квалификации; определяет контингент персонала, обучение и финансирование которого осуществляется за счет организации; предусматривает дифференцированную подготовку работников по срокам обучения, направлениям деятельности, уровню получаемого образования; формирует прямые связи с учебными, научными и иными заведениями.

Система профессиональной подготовки работников организации ООО «СГ-Консалт» включает в себя:

длительное  постоянное или периодическое обучение в учебных заведениях РФ и РМЭ;

переподготовку  – получение новой специальности  лицами, имеющими среднее специальное  или высшее образование по иной специальности;

повышение квалификации – краткосрочное периодическое  обучение;

обучение  в аспирантуре (очное и заочное) – подготовка управленческого персонала  высшей квалификации в ВУЗах РФ;

участие в  конгрессах, симпозиумах, конференциях, семинарах и т.п.;

прохождение обучения и стажировок в зарубежных государствах.

Основаниями для направления на обучение являются:

рекомендации  руководителей структурных подразделений  организации;

зачисление  в резерв на выдвижение работников;

повышение по должности;

изменение характера  работы в связи со структурными изменениями  в оргструктуре;

личное желание  работника.

В 2010 году по целевому направлению организации ООО «СГ-Консалт» по специальности «Сервис и туризм» поступило 2 человека, по специальности «Менеджмент организации» - 1 человек.

На базе МарГТУ в 2008-2010 годы переподготовку прошли 4 человека, в т. ч. на базе высшего образования - 3.

Оценка степени  эффективности труда каждого  работника - обязательный элемент системы  контроля любой организации.

Оценка деятельности руководителя должна исходить из наличия  трех источников: от коллектива, от вышестоящих  руководителей и от непосредственных потребителей продуктов труда. Только такая, комплексная оценка способна удовлетворить потребности личности в объективной оценке ее труда, в  сопоставлении ее достижений с достижениями других руководящих работников в коллективе. При этом следует заметить, что для большей объективности оценки, последняя должна производиться по основному содержанию деятельности, т.е. по тем аспектам, которые прямо связаны с профессиональной квалификацией руководителя. Однако в жизни довольно часто происходит смещение аспектов оценки на второстепенные в профессиональном отношении качества. [17, с.137]

Систематичность и регулярность в изучении и оценивании личности способствует соответствию оценок действительному качеству труда. При  оценке важно выявлять личный вклад  руководителя в деятельность коллектива, его продуктивное общение со своими подчиненными. Важную роль в определении  значимости оценки, а соответственно и объективности ее, играют довольно устойчивые установки руководителей, как правило, вышестоящих. Такие  установки зачастую не зависят от реальности или личных особенностей оцениваемых.

Особая роль в оценке кадров принадлежит их аттестации. При этом, пожалуй, важное значение имеет коллективное оценивание деятельности личности. Поэтому эффективность аттестации, ее объективность во многом будет зависеть от степени, уровня подготовленности коллектива к осуществлению такой работы. В первичном коллективе люди практически всегда находятся в непосредственном контакте, основанном на совместно выполняемой работе и общении, что создает благоприятные условия для изучения человека. Однако непосредственный контакт нередко способствует формированию ошибочного мнения о том или ином работнике. Причина такой ошибки заключается в недифференцированном восприятии человека как работника и как партнера по общению. Чтобы избежать односторонней идентификации качеств личности, необходимо аттестационное собрание проводить в полном составе, сосредоточив вначале внимание коллектива на положительных качествах личности.

В организации  должен вестись учет опорных качеств, на базе которых развиваются другие, профессионально важные. К ним следует отнести: критическую оценку собственной деятельности, способность к обучению, т.е. отношение к новой технологии, технике, к организаторской деятельности; внимание к людям, их судьбам, проблемам, трудностям; наличие организаторских способностей, проявляющихся наилучшим образом в налаживании совместной деятельности людей.

Такая система  учета опорных качеств должна быть определена для каждой профессии, должности, обязанностей. Процедуры  оформления резерва должны быть гласные, доступные не только контролю, но и  активному воздействию коллектива, что существенно влияет на формирование благоприятного социально-психологического климата.

Оптимальная оценка деятельности менеджеров на практике должна носить формализованных характер и выражаться в оценке личных качеств  руководителей и их конкретного  взгляда в достижение конечных результатов  работы организации. Рассмотрим одну из методик оценки персонала, которая  успешно функционирует в преуспевающей  западной корпорации «JNT». Основу оценочной формы работника составляет оценочная таблица (см. табл.12). Произведем оценку эффективности труда начальника отдела по туризму ООО «СГ-Консалт».

Таблица 12

Оценочная форма  для персонала (оценка эффективности  труда на примере начальника отдела по туризму ООО «СГ-Консалт»)

Критерии  оценки

Баллы

от 1 до 10

Коэффициент значимости критерия

Результирующий  балл

1. Качество труда (способность к  соревнованию с другими, организованность, настойчивость, способность к  планированию)

8

4,5

36

2. Результативность труда (современность  выполнения работы, достижение целей  работы)

8

3,5

28

3. Личные качества (умение сотрудничать  с другими, восприимчивость, способность  к рациональной организации выполненной  работы)

6

2

12

4. Творческие способности (способность  к введению технических и технологических  усовершенствований, восприятие новых  идей)

5

1,5

7,5

   

Общий балл

83,5


Для получения  общего балла (У), характеризующего результаты труда руководителя (начальника отдела снабжения), необходимо перемножить  баллы по каждому критерию (x1, x2, x3, x4) на их коэффициенты

Информация о работе Роль человеческого фактора в системе управления современным предприятием