Роль качества в обеспечении конкурентоспособности предприятия и его устойчивого развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2014 в 09:38, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. XX век был веком революционных изменений. В его начале основным средством связи было радио, а главным транспортным средством - лошадь. Поколение, встретившее XXI в., пользуется сотовыми телефонами и летает самолетами. Технологические прорывы прошедшего века, ставшие основой прогресса, привели к кардинальным переменам в инфраструктуре и образе жизни. Качество стало неотъемлемым свойством товаров и услуг, поставляемых потребителям. В начале XX в. произошло коренное изменение способов обеспечения качества.

Файлы: 1 файл

курсовая менеджмент.docx

— 212.41 Кб (Скачать файл)

В соответствии с международным стандартом ИСО 8402: 94 всеобщее руководство качеством это нацеленный на качество подход к руководству организацией, основанный на участии всех ее членов и имеющий в виду достижение долгосрочного успеха в результате удовлетворения требований потребителя, а также достижение выгоды для членов организации и общества в целом.

Сильное и настойчивое руководство со стороны высшей администрации, обучение и подготовка всех членов организации являются существенными моментами для успешной реализации приведенного подхода. При всеобщем руководстве качеством концепция качества имеет отношение к достижению всех целей управления. "Выгоды для общества" подразумевают выполнение требований общества.

Как новый научно-практический подход к обеспечению качества концепция TQM сложилась к середине 80-х гг. XX в. и, таким образом, исторически несколько опередила появление стандартов ИСО серии 9000. Большое влияние на развитие и внедрение концепции TQM оказала деятельность менеджеров японской автомобильной компании "Тойота". Главным отличием TQC и TQM является концентрация внимания на разных процессах: в первом случае - прежде всего на производственных, во втором - на процессах управления.

В рамках "внутрифирменного языка" понятие TQM трактуют следующим образом:

Первое Total - за качество отвечают все и качество - это требование ко всем видам деятельности фирмы;

Второе Quality - продукция и услуги должны отвечать потребностям внешних и внутренних заказчиков, продукция и услуги должны постоянно улучшаться, и эти улучшения должны постоянно отражаться в документации;

Третье Management - обязательства и внимание руководства абсолютно необходимы и менеджмент, основанный на вовлечении сотрудников и делегировании полномочий, являются необходимым условием достижения всеобщего качества.

Подход TQM не регламентируется определенным набором требований, как системы качества на основе ИСО 9000, применяя TQM, организации сами выбирают для себя наиболее важные и приемлемые аспекты менеджмента с целью обеспечения долгосрочного успеха на рынке. В этом состоит определенная трудность внедрения TQM, поскольку осознанный выбор альтернатив невозможен для организаций, не имеющих знаний и опыта в области менеджмента качества. Поэтому современный подход предполагает первоначальное создание системы качества по стандартам ИСО 9000 как основы для последующего внедрения концепции TQM. Возникающее в этой связи взаимоотношение двух подходов к менеджменту качества наглядно демонстрирует рисунок 1.1

 

Рисунок 1.1 - Взаимоотношения двух основополагающих концепций менеджмента качества

 

Ключевой составляющей бизнеса по TQM является управление качеством работ, направленное на наиболее полное удовлетворение потребностей клиентов. Философия TQM базируется на принципе "улучшению нет предела". Применительно к качеству в рамках TQM действует целевая установка "стремление к отсутствию дефектов"; применительно к затратам - "ноль непроизводительных затрат"; применительно к поставкам - "точно в срок".

Построенные в условиях отсутствия жесткой регламентации системы менеджмента могут весьма существенно отличаться друг от друга. Однако постепенно опыт деятельности отдельных организаций в данной области привел к формированию достаточно общей модели TQM.

Ее наиболее часто повторяющиеся элементы можно объединить в составе семи основных групп:

Во первых распределение ответственности:

обеспечение качества - задача всех сотрудников;

участие в задаче обеспечения качества сотрудников всех уровней: руководителей, и подчиненных; интеграция усилий.

Во вторых организационные аспекты:

обеспечение качества в соответствии с жизненным циклом продукта - от маркетинговых исследований и разработки концепции продукта до его сервиса у потребителя и утилизации;

разработка системы оценки и фиксации уровня качества с использованием статистических методов;

планирование деятельности по улучшению качества наряду с другими видами деятельности;

структурирование деятельности посредством разбиения ее на взаимосвязанные технологические процессы и операции.

В третьих непрерывное улучшение:

организация систематического улучшения качества как составная часть рабочего процесса;

документальное оформление улучшений и накопленного опыта;

постоянное применение всеми сотрудниками новых технологий и методов обеспечения качества - своих для каждого процесса.

В четвертых предупреждение дефектов:

основной упор делается на предупредительные меры;

тщательный учет и анализ затрат на дефектную продукцию.

В пятых организация руководства:

сосредоточение усилий высшего руководства организации на создании стратегии предпринимательства и корпоративной культуры;

осознание высшим руководством задачи повышения качества как цели предпринимательства;

особые обязательства высшего управленческого персонала по руководству предприятием - лидерство в области качества;

командная работа и ответственность менеджеров.

В целом TQM далеко выходит за рамки обеспечения качества продукции - эта система изменяет саму суть менеджмента.

Конкуренция - элемент рыночного механизма, реализующийся в форме взаимодействия рыночных субъектов и борьбы между ними за наиболее выгодные условия приложения капитала. В условиях рынка конкуренция представляет собой основной механизм формирования хозяйственных отношений и способ оздоровления экономики. Конкуренция на рынке выступает в различных формах и осуществляется различными методами. Она может быть внутриотраслевой и межотраслевой.

Внутриотраслевая конкуренция - это соперничество между предпринимателями одной отрасли хозяйства за более выгодные условия выпуска и сбыта товаров. Межотраслевая конкуренция - вид конкуренции между производителями, действующими в разных отраслях экономики. В основе стимулов межотраслевой конкуренции лежит стремление предпринимателей к получению максимальной прибыли, поиску наиболее выгодной сферы приложения капитала. Таким образом, межотраслевая конкуренция воздействует на изменение направлений вложений капитала, на его распределение по сферам экономики, т.е. регулирует потоки капиталовложений [23, c.26].

Свободная конкуренция предполагает свободный, ничем не ограниченный вход на рынок и выход с него для любого товаропроизводителя.

В условиях конкуренции развитые страны мира воспринимают высокое качество как стратегический коммерческий императив и самый значимый источник национального богатства. Качество во многом определяет престиж государства, служит основой для удовлетворения потребностей каждого человека и общества в целом, является важнейшей составляющей конкурентоспособности. Только на его основе предприятие может выжить в условиях конкуренции и получать необходимую прибыль, поэтому представляется вполне объективным, что деятельность по повышению и обеспечению качества в условиях рыночных отношений должна быть приоритетной.

С переходом к рыночным отношениям процесс вывода на рынок новых товаров стал стремительным и, нередко - непредсказуемым. В товар превратились все предметы обихода, орудия труда, машины, здания и даже земля и рабочая сила, приобретаемые на рынке труда собственника средств производства. В связи с этим нередко выявляются противоречия между производством, распределением, обменом и потреблением. Конкуренция вынуждает производителя постоянно увеличивать капитал и совершенствовать производство, что способствует быстрому развитию производительных сил, постоянным переворотам в технике, которые сопровождаются ростом масштабов производства, а также углублением разделения труда. В связи с этим анализ конкурентоспособности изделия становится необходимым процессом в системе управления качеством товара, анализа конкурентного статуса фирмы, ресурсных рынков] [25, c.33].

Истинная конкурентоспособность основана на установлении длительных непрерывных отношений с потребителями, позволяющих собирать информацию о качестве продукции и применять полученные при этом знания для стимулирования инноваций и создания новых товаров и услуг, представляющих еще большую ценность для потребителей. С развитием конкуренции по качеству (неценовой конкуренции) все больше внимания уделяется методам и приемам законодательно запрещенной недобросовестной (нечестной) конкуренции, нарушающей и подрывающей принятые на рынке нормы и правила конкуренции.

Цель любого предприятия - создание для себя устойчивых преимуществ перед конкурентами. Это означает, что компания должна приносить прибыль и удовлетворять тем самым краткосрочные потребности своих инвесторов, а в перспективе - сохранять завоеванные позиции на рынке и рабочие места для своих сотрудников. Одновременно необходимо поддерживать высокий уровень удовлетворенности потребителей, предлагая им отличные товары и услуги.

Одной из ключевых проблем бизнеса является отсутствие должной увязки подходов предприятий к разработке и изготовлению продукции с интересами и взглядами потребителей. Если поставщик заинтересован в первую очередь в повышении эффективности предприятия, то потребителей больше волнуют свойства и характеристики, которыми обладает приобретенная ими продукция. Таким образом, приоритеты поставщиков и потребителей существенно отличаются. Потребители в основном заинтересованы в простоте применения изделий по назначению, в своевременности поставок, в стабильности характеристик, в снижении затрат на их приобретение и эксплуатацию, в разнообразии параметров и возможности выбора изделий с нужными им характеристиками. Большинство поставщиков волнуют совсем другие проблемы, Например, повышение производительности, соблюдение производственных графиков и стандартов, снижение себестоимости изготовления и увеличение объемов выпуска продукции.

Совершенство компании, в части поддержания конкурентоспособности, характеризуется ее способностью увеличивать свои доходы от продаж, как за счет роста числа сделок с уже существующими потребителями, т.е. путем расширения товарооборота в пределах существующей базы сбыта, так и путем предложения своей продукции новым потребителям, т.е. за счет расширения своей доли рынка на основе привлечения дополнительного числа потребителей. Прибыльность компании определяется тем, насколько успешно она справляется с одновременным решением задач снижения себестоимости поставляемой продукции и увеличения объемов ее продаж.

Таким образом, качество продукции в условиях современного производства - это важнейшая составляющая эффективности, рентабельности предприятия и поэтому ему необходимо уделять постоянное внимание.

 

1.2 Система управление качеством продукции

 

В современной системе менеджмента качества согласно ИСО 9001: 2000 выделяется пять укрупненных стратегически важных направлений деятельности в рамках которых группируются требования к системе - общим числом более 200.

Международные стандарты ИСО 9000 исходят из неразрывности и взаимовлиянии всех видов деятельности в системе менеджмента - системного подхода к деятельности организации.

Содержание современной системы менеджмента качества по требованиям ИСО 9001: 2000 в значительной мере определяется набором "восьми ключевых принципов менеджмента качества" положенных ИСО в основу формирования новой версии стандартов на системы качества.

Первое ориентация на потребителя: организации зависят от своих потребителей, и поэтому должны принимать текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания.

Второе лидерство руководителей: руководители устанавливают единство цели и направления деятельности организации; им следует создавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники могут стать полностью вовлеченными в решение поставленных задач.

Третье вовлечение работников: работники всех уровней составляют основу организации, и их полное вовлечение дает возможность организации с выгодой использовать их способности.

Четвертое процессный подход: желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом.

Пятое системный подход: идентификация, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системы содействуют результативности и эффективности организации при достижении ее целей.

Шестое постоянное улучшение: постоянное улучшение деятельности в целом следует рассматривать как ее неизменную цель.

Седьмое принятие решений, основанное на фактах: эффективные решения основываются на анализе данных и информации.

Восьмое взаимовыгодные отношения с поставщиками: организация и ее поставщики взаимозависимы, и взаимовыгодные отношения между ними повышают способность обеих сторон создавать ценности.

Качество продукции имеет первостепенное значение для потребителей, так как именно качество определяет ее потребительскую стоимость. При этом часто повышение качества продукции равнозначно росту ее количества; кроме того повышение качества обычно достигается при меньших затратах, чем увеличение объема выпуска продукции.

При наибольшем значении интегрального показателя качества продукции обеспечивается наивысший полезный эффект, получаемый на каждый рубль затрат, то есть максимальная эффективность для компании/общества.

Управление качеством продукции - это достижение определенного (необходимого) уровня продукции путем его установления, обеспечения, поддержания. Большую роль при этом играют экономические методы, которые охватывают такие системы производственной деятельности, как планирование, стимулирование, ценообразование.

Планирование повышения качества, установление обоснованных заданий на выпуск продукции с определенными значениями показателей, которые должны быть достигнуты к заданному моменту или на заданный период времени.

Требования к качеству продукции включены в систему государственных стандартов Российской Федерации и включают:

стандарты общих технических условий, которые содержат общие требования к группам однородной продукции;

стандарты технических условий, которые содержат требования к конкретной продукции.

Значения показателей качества могут формироваться на базе:

расчетных (прогнозируемых) значений;

рекомендуемых авторитетными организациями значений;

лучших существующих значений в мировой или национальной практике;

стандартов или нормативов.

Уровень качества продукции складывается из технического уровня изделия или качества модели. Например, для машин и оборудования уровень качества определяют: производительность оборудования; стандартизация и унификация моделей, надежность, простота и безопасность в использовании, а также техническая новизна и патентная чистота, долговечность, срок службы без ремонта.

При оценке уровня качества продукции используются как технические, так и экономические данные. Обоснование выбора номенклатуры показателей качества производится с учетом:

назначения и условий использования продукции;

анализа требований потребителя;

задач управления качеством продукции;

состава и структуры характеризуемых свойств;

основных требований к показателям качества.

Оценка качества производится на основе показателей, отражающих функциональные свойства, моду, стиль, надежность, ремонтопригодность, сохраняемость.

Информация о работе Роль качества в обеспечении конкурентоспособности предприятия и его устойчивого развития