Роль качества в обеспечении конкурентоспособности предприятия и его устойчивого развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2014 в 09:38, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. XX век был веком революционных изменений. В его начале основным средством связи было радио, а главным транспортным средством - лошадь. Поколение, встретившее XXI в., пользуется сотовыми телефонами и летает самолетами. Технологические прорывы прошедшего века, ставшие основой прогресса, привели к кардинальным переменам в инфраструктуре и образе жизни. Качество стало неотъемлемым свойством товаров и услуг, поставляемых потребителям. В начале XX в. произошло коренное изменение способов обеспечения качества.

Файлы: 1 файл

курсовая менеджмент.docx

— 212.41 Кб (Скачать файл)

освоение новых сегментов рынка и привлечение новых потребителей растет за счет освоенной новой технологии шин "КАМА-EURO" и продвижения ее на рынок. Привлекательность предприятия растет на потребительском рынке за счет качественной продукции, ассортиментного портфеля, и гибкой схемы цен.

Достижение целей в области качества может оказывать позитивное воздействие на качество продукции, эффективность работы и финансовые показатели и, следовательно, на удовлетворенность и уверенность заинтересованных сторон. Модель системы управления качества, основанной на процессном подходе представлена на рисунке 2.2

 

Рисунок 2.2 - Модель системы менеджмента качества ОАО "Верхнекамскшина"

От качества продукции зависит уровень конкурентоспособности ОАО "ВКШ", его финансовое положение.

Качество продукции - это показатель, характеризующий совокупность свойств продукции, которые позволяют наиболее полно удовлетворять потребности общества в соответствии с назначением, обеспечивая при этом экономию ресурсов предприятия.

Задачами исследования качества произведенной продукции ОАО "Верхнекамскшина" являются: выполнение плана по уровню показателей качества произведенной продукции; изучение динамики показателей качества; причины изменения показателей качества; влияние повышения качества продукции на стоимостные показатели деятельности предприятия.

 

 

 

Виды качества: высокое - товар превосходит по своим характеристикам аналоги, цена на товар высокая; конкурентоспособное - товар соответствует качественным характеристикам аналогов, цена средняя; низкое - товар уступает по качественным характеристикам аналогам, цена низкая; неконкурентоспособное - качество товара либо устарело, либо не выдерживает стандартов, необходимо снять товар.

Цель повышения качества товара ОАО "Верхнекамскшина" заключается в повышении его потребительской ценности.

Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на нее и увеличению суммы прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.

Для оценки выполнения плана по качеству необходимо рассчитать долю продукции каждого сорта в общем объеме производства; средний коэффициент сортности; средняя доля изделия в сопоставимых условиях (таблица 2.5).

 

Таблица 2.5 - Оценка качества продукции легковых шин за 2007-2009 годы

Сорт продукции

Цена за ед. продукции, руб.

Выпуск продукции, шт.

Стоимость выпуска продукции, тыс. руб.

 

по цене

первого сорта

план

факт

план

факт

план

факт

1

150

21600

26112

3240,0

3916,8

3240,0

3916,8

2

100

28800

29184

2880,0

2918,4

4320,0

4377,6

3

50

21600

1080,0

1080,0

54

3240,0

162

Итого

 

72000

56376

7200,0

6889,2

10800,0

8456,4


 

По данным таблицы можно рассчитать следующие коэффициенты:

плановый коэффициент сортности: Ксорт. пл. = 7200/10800 = 0,67;

фактический коэффициент сортности: Ксорт. факт = 6889,2/8456,4 = 0,81;

коэффициент выполнения плана: Квып. пл. = (0,81/ 0,67) 100=120%.

Выполнение плана по качеству - 120%.

В процессе анализа потерь от брака изучают:

динамику брака по абсолютной сумме и удельному весу в общем выпуске товарной продукции;

определяют потери от брака и потери товарной продукции.

Потери от брака можно определить следующим образом:

 

, (2.5)

 

где, Пб - потери от брака;

Сб - себестоимость забракованной продукции;

Риспр. б - расходы по исправлению брака;

Свозм. исп. б - себестоимость брака по цене возможного использования;

Су - сумма удержаний с виновных лиц.

Рассчитаем потери от брака за период 2007-2009гг.

В 2007 году себестоимость забракованной продукции составила 260,648 тыс. руб.; расходы по исправлению брака были на сумму 36,5 тыс. руб.; себестоимость брака по цене возможного использования составила 75,59 тыс. руб., а сумма удержаний с виновных лиц была на 7,8 тыс. руб.

В 2008 году себестоимость забракованной продукции составила 188,4 тыс. руб.; расходы по исправлению брака были на сумму 26,38 тыс. руб.; себестоимость брака по цене возможного использования составила 54,64 тыс. руб., а сумма удержаний с виновных лиц была на 5,7 тыс. руб.

В 2009 году себестоимость забракованной продукции составила 134,9 тыс. руб.; расходы по исправлению брака были на сумму 18,89 тыс. руб.; себестоимость брака по цене возможного использования составила 38,12 тыс. руб., а сумма удержаний с виновных лиц была на 4,1 тыс. руб.

По этим данным произведем расчет:

Пб 2007г. = 260,648 + 36,5 - 75,59 - 7,8 = 213,8 тыс. руб.;

Пб 2008г. = 188,4 + 26,38 - 54,64 - 5,7 = 154,4 тыс. руб.;

Пб 2009г. = 134,9 + 18,89 - 39,12 - 4,1 = 110,6 тыс. руб.

Таким образом, потери от брака в 2007г. составили 213,8 тыс. руб.; в 2008г. составили 154,4 тыс. руб., а 2009г. - 110,6 тыс. руб.

Основными причинами потерь от брака в ОАО "Верхнекамскшина" были:

плохое качество сырья;

низкий уровень технологии и организации производства;

невысокий уровень квалификации рабочих, качества оборудования;

аритмичность производства.

Для определения потерь товарной продукции следует знать фактический уровень рентабельности. Рентабельность определим следующим образом:

 

;

где Р - рентабельность;

Тп - товарная продукция;

С - себестоимость товарной продукции.

 

; (2.7)

 

где Птп - потери товарной продукции;

Пб - потери от брака;

Р - рентабельность.

Рассчитаем потери товарной продукции за период 2007-2009 годы.

В ОАО "Верхнекамскшина" стоимость товарной продукции в действующих ценах в 2007 году составила - 10169,6 млн. руб., а ее себестоимость 9531,7 млн. руб.

В 2008 году стоимость товарной продукции в действующих ценах составляет - 12274,9 млн. руб., а ее себестоимость 11616,8 млн. руб.

В 2009 году стоимость товарной продукции в действующих ценах составляет - 14794,8 млн. руб., а ее себестоимость 14250,6 млн. руб.

По этим данным произведем расчет рентабельности:

Р2007г. = (10169,6 - 9531,7) / 9531,7 · 100 = 6,7%;

Р2008г. = (12274,9 - 11616,8) / 11616,8 · 100 = 5,6%;

Р2009г. = (14794,8 - 14250,6) / 14250,6 · 100 = 3,8%.

На основании полученных данных произведен расчет потерь товарной продукции:

Птп 2007г = 213,8 · 0,67 = 143,3;

Птп 2008г = 154,4 · 0,56 = 86,5;

Птп 2009г = 134,4 · 0,38 = 51.

Таким образом, потери товарной продукции в 2007г. составили 143,3 тыс. руб.; в 2008г. составили 86,5 тыс. руб., а 2009г. они были 51 тыс. руб.

Для наглядности на рисунке 2 отражены потери от брака и потери товарной продукции в общем объеме производства.

 

Рисунок 2.6 - Потери от брака и потери товарной продукции ОАО "Верхнекамскшина" за 2007-2009гг.

 

За исследованный период 2007-2009гг. самый высокий уровень потерь от брака был в 2007 году, его сумма составила 213,8 тыс. руб. и потери товарной продукции 143,3 тыс. руб.

В 2008 году потери от брака снижены до 154,4 тыс. руб., так же снижены потери товарной продукции до суммы 86,5 тыс. руб. В 2009 году зафиксирован самый низкий уровень потерь за трех летний период, который составил: потери от брака - 110,6 тыс. руб. и потери товарной продукции - 51тыс. руб. Снижение потерь в ОАО "Верхнекамскшина" связанно с тем, что увеличился объем товарной продукции за счет выпуска автошин КАМА - EURO.

Таким образом, В ОАО "Верхнекамскшина" в течение трех лет увеличился объем производства продукции на 12,5%, и снижены потери бракованной продукции благодаря тому, что на предприятии ведется планирование качества продукции.

 

2.3 Анализ эффективности в области менеджмента качества в ОАО "Верхнекамскшина"

 

В современных условиях работа ОАО "Верхнекамскшина" не может быть успешной без постоянного совершенствования деятельности, направленной на улучшение качества выпускаемой продукции. Но добиться успеха можно в непрерывном процессе, требующем постоянного совершенствования системы качества. Система менеджмента качества ОАО "Верхнекамскшина" направлена на достижение результатов, в соответствии с целями в области качества, чтобы удовлетворять потребности, ожидания и требования заинтересованных сторон. Цели в области качества, которые дополняют другие цели, связанны с развитием, финансированием, рентабельностью, окружающей средой, охраной труда и безопасностью. Система менеджмента ОАО "Верхнекамскшина" оценена на соответствие собственными требованиям, и проверена на соответствие требований международных стандартов, таких, как ИСО 9001 и ИСО 14001.

Подходы систем менеджмента качества, приведенные в семействе стандартов ИСО 9000, и модели совершенства основаны на общих принципах. Оба эти подхода дают возможность организации выявить свои сильные и слабые стороны; содержат положения по оцениванию в сравнении с общими моделями; обеспечивают основу для постоянного улучшения; включают способы внешнего признания.

Различие между подходами систем менеджмента качества семейства ИСО 9000 и моделями совершенства заключается в их областях применения. Стандарты семейства ИСО 9000 содержат требования к системам менеджмента качества и рекомендации по улучшению деятельности; оценивание систем менеджмента качества устанавливает выполнение этих требований. Модели совершенства содержат критерии, позволяющие проводить сравнительную оценку деятельности ОАО "Верхнекамскшина" и это применимо ко всем видам деятельности и ко всем заинтересованным сторонам. Критерии оценки в моделях совершенства обеспечивают ОАО "Верхнекамскшина" основу для сравнения ее деятельности с деятельностью других организаций.

По стандарту качества шин выявляется брак, который учитывается в отчете рекламации ОАО "Верхнекамскшина". Настоящий стандарт устанавливает порядок получения, регистрации, рассмотрения рекламации на шины и отчетность по ним.

Требования стандарта распространяются на деятельность:

основных технологических цехов (производств) завода массовых шин и завода грузовых шин;

производства легковых радиальных шин;

главных инженеров завода массовых шин;

управления контроля (Отдел технического контроля, отдел системы качества и стандартизации, исследовательская лаборатория испытания шин);

управления главного технолога;

центральной бухгалтерии;

управления обеспечения производства и отгрузок;

отдела планирования экономического управления;

договорно-правового отдела;

административно-хозяйственного отдела ОАО.

Рекламация - это письменное заявление от эксплуатирующих шины, юридических и физических лиц на несоответствие качества шины установленным требованиям.

Поступившие рекламации к качеству шин регистрируются в административно-хозяйственном отделе ОАО "Верхнекамскшина" и передаются в отдел технического контроля. Обследование и анализ шин проводит техническая комиссия, состав которой определяется приказом по ОАО "Верхнекамскшина", где указывается время и периодичность работы данной комиссии. Комиссия осматривает шины по внешнему виду и устанавливает характер дефекта. В случае невозможности установления характера дефекта по внешнему виду шины, комиссия может проводить рентгенодефектоскопию покрышки или направить ее в центральную заводскую лабораторию управления главного технолога для изготовления радиального среза и проведения физико-механических испытаний.

При отклонении рекламации отдел технического контроля ОАО "Верхнекамскшина" направляет предъявителю письмо, в котором предлагает распорядиться шиной. По письменному распоряжению предъявителя управления обеспечения производства и отгрузок отправляет ему отклоненную шину. В случае отсутствия письменного распоряжения предъявителя на возвращение шины или ее утилизацию шина остается в ОАО "Верхнекамскшина" и хранится в течение трех лет, затем утилизируется. В таблице 2.6 приведена рекламация качества шин по стандарту предприятия ОАО "Нижнекасмкшина" 11.21 - 2002.

 

Таблица 2.6 - Динамика количества поданных рекламаций за 2007-2009 годы

 

2007г.

2008г.

2009г.

Отклонение

2009-2008гг.

Отклонение

2009-2007гг.

шт.

%

шт.

%

шт.

%

шт.

%

шт.

%

ЗМШ

158

64

133

64

117

67

16

+3

41

+3

ЗГШ

52

21

48

23

41

23

7

0

11

+2

ПЛРШ

38

15

26

13

17

10

9

-3

21

-5

Всего

248

100

207

100

175

100

32

0

73

0


 

По данным таблицы видно, что в течение трех лет происходит снижение дефектов автошин, так в 2007 году они составили 248 шт., в 2008 году уменьшились на 41 шт. и составляют 207 шт., а в 2009 году уменьшились на 32 шт. и составили 175 шт.

На предприятии ОАО "Верхнекамскшина" составляется отчет о дефектах, который представлен в таблице 2.7

 

Таблица 2.7 - Отчет о дефектах выпущенных шин ОАО "Верхнекамскшина" за 2007-2009 годы

Наименование дефектов

2007г.

2008г.

2009г.

Итого

шт.

% дефекта 

Раздвиг нитей корда

11

-

8

19

100,0

Отпечаток от посторонних включений

4

-

-

4

100,0

Деформация борта

1

-

-

1

100,0

Разрыв бортового кольца

-

-

1

1

33,3

Выпадение шипов

-

2

-

2

66,7

Отслоение минибоковины

-

1

-

1

33,3

Отслоение резины по борту

-

1

-

1

50,0

Механическое повреждение

1

-

-

1

33,3

Разряжение нитей корда

1

-

-

1

100,0

Информация о работе Роль качества в обеспечении конкурентоспособности предприятия и его устойчивого развития