Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2014 в 09:38, курсовая работа
Актуальность темы исследования. XX век был веком революционных изменений. В его начале основным средством связи было радио, а главным транспортным средством - лошадь. Поколение, встретившее XXI в., пользуется сотовыми телефонами и летает самолетами. Технологические прорывы прошедшего века, ставшие основой прогресса, привели к кардинальным переменам в инфраструктуре и образе жизни. Качество стало неотъемлемым свойством товаров и услуг, поставляемых потребителям. В начале XX в. произошло коренное изменение способов обеспечения качества.
Классификация по виду затрат на производительные и непроизводительные позволяет выявить их результативность. К производительным могут быть отнесены все затраты, с помощью которых достигается выполнение функций, связанных с обеспечением, улучшением и управлением качеством. Непроизводительные - это затраты, которые являются ненужными или излишними; они выявляются при анализе и оценке затрат. Такие затраты не следует отождествлять с потерями от ненадлежащего уровня качества продукции или низкого качества ее изготовления. Например, при высоком уровне организации производства и действенном самоконтроле затраты на проведение контроля технологической дисциплины могут оказаться ненужными. В то же время затраты на исправление не соответствующей установленным требованиям или дефектной продукции являются потерями.
По методу определения затрат они подразделяются на прямые и косвенные. Прямые затраты могут быть непосредственно рассчитаны и учтены по конкретному виду продукции или деятельности; косвенные - по тому или иному принятому признаку. При организации учета затрат необходимо стремиться к тому, чтобы большинство затрат можно было определить прямым счетом, так как от полноты учета затрат зависит возможность их правильного планирования, анализа и оценки [38, c. 20].
В современных условиях работа любой организации не может быть успешной без постоянного совершенствования деятельности, направленной на улучшение качества выпускаемой продукции или оказываемых услуг. Однако добиться успеха можно, осознавая, что стремиться к качеству - процесс непрерывный, требующий постоянного движения вперед. Оценивать уровень своей деятельности, сравнивать себя с лидерами, определить сильные и слабые стороны, спланировать мероприятия по улучшению деятельности и обеспечению эффективности их выполнения, привлечь к этой работе всех работников предприятия - все это возможно, благодаря самооценке.
В процессе проведения самооценки есть важный этап - непосредственные измерения. Однако чтобы результаты измерений можно было использовать, их надо интерпретировать. Без соответствующей интерпретации измерения сами по себе ценности не представляют [37, c.95].
Меры, имеющие негативный тренд, конечно, будут подходящими кандидатами на улучшение, однако на такое решение о включении конкретного показателя в план оказывает влияние не только его изменение во времени, но также степень важности рассматриваемого бизнес-процесса для обеспечения конкурентоспособности. Выборочное наложение трендов демонстрирует, что при явном увеличении реализации, прибыли и снижении себестоимости продукции на сегодняшний день, выделенная область требует выявления причин снижения прибыли и дальнейшего анализа. Выявление причин потребует наложение дополнительных трендов показателей возможного влияния на снижение прибыли.
Тренд А - Затраты на себестоимость продукции;
Тренд Б - Реализация товарной продукции на сторону;
Тренд В - Прибыль от производства товарной продукции.
Рисунок 1.2 - Анализ трендов для трех показателей
Особенность внедрение метода структурирования функций качества (СФК) состоит в том, что он позволяет идентифицировать взаимосвязи между требованиями и средствами их удовлетворения, а также дает метод анализа этих взаимосвязей. Эта особенность реализуется путем построения специальной таблицы, которая имеет форму дома. Его называют "домом качества". Здесь накапливаются результаты исследования. Они используются для совершенствования бизнес-процесса. В областях "дома" размещают исследуемые элементы.
"Как?" Против "Как?" |
|||
Как? |
Почему? | ||
Что? |
Важность |
Матрица соответствий |
Баллы |
Сколько? |
Рисунок 1.3 - Пример размещения элементов в помещениях "дома качества"
В "Что?" размещается набор требований, предъявляемых к процессу. Самые важные из них те, что предъявляют внешние потребители. Здесь можно также размещать требования, предъявляемые внешними поставщиками, внутренними потребителями и поставщиками, а также другими заинтересованными сторонами.
В "Степени важности" размещаются важности конкретных требований.
В "Как?" размещаются элементы, которые представляют собой средства, используемые для удовлетворения различных требований. Если, например, требуется сократить время обслуживания клиента, то соответствующим средством, размещенным в "Как?", может быть, например, увеличение пропускной способности в периоды пиковой загрузки.
В "Матрица соответствий (отношений)" в центре дома качества размещаются элементы, которые непосредственно отражают взаимосвязи между результатами или требованиями и средствами их удовлетворения.
В "Как?" против "Как?", т.е. на крыше дома качества размещаются элементы, которые представляют собой взаимосвязи между различными средствами удовлетворения требований. Допустим, например, что средство улучшения процесса обслуживания - сокращение персонала. Но это, в свою очередь, также средство сокращения затрат, которые несет компания. Имеет место конфликтная ситуация, которая легко обнаруживается при рассмотрении "крыши". В "Почему?" размещаются элементы, которые можно использовать для бенчмаркинга процессов. Бенчмаркинг процессов проводится аналогично бенчмаркингу продукции.
В "Сколько" размещаются результаты анализа. Для этого важность рассматриваемого требования потребителя умножается на соответствующее значение веса. Сумма таких произведений помещается в клетку под соответствующим столбцом матрицы. Чем больше сумма этих произведений, тем больше предъявляемых требований могут быть удовлетворены конкретным способом, соответствующим данному столбцу.
Например для предприятий шинной отрасли можно использовать метод структурирования функции качества (СФК) для выбора наиболее эффективного пути снижения затрат на качество. Такой анализ процесса может выполнить группа, созданная для улучшения данного процесса.
Существует огромный набор инструментов, предназначенный для специалистов в области совершенствования контроля системы качества продукции. Если к этому добавить систему показателей и другие элементы совершенствования, то получается мощное средство для улучшения процессов. Главная проблема - определить, какой метод (инструмент) нужно использовать в каждой конкретной ситуации.
Первый и самый важный критерий - соответствие метода поставленной цели. Для обсуждения методики целесообразно обратиться к общей модели совершенствования качества продукции. Совершенствование представляет собой цикл, который должен идти непрерывно. Каждую фазу цикла этого процесса можно считать начальной.
Все вместе представляет собой законченную систему улучшения показателей, которая выявляет зазоры, устанавливает приоритеты, внедряет улучшения и анализирует полученные результаты. В итоге выявляются новые зазоры между идеальным и существующим процессами и цикл замыкается. Первая задача, следовательно, - запуск этого цикла, как неотъемлемой части общей организации работы по постоянному улучшению. Следующая задача - выбор правильного инструмента для выполнения работ.
Различные фазы этого цикла совершенствования требуют использования различных инструментов. Главный критерий для выбора инструмента - соответствие реальной ситуации. Инструменты, соответствующие различным фазам цикла совершенствования, описаны в таблице 1.1
Данная таблица может служить указателем при выборе инструмента для различных фаз цикла и решаемых задач. Очень важен вопрос: "Обладает ли организация достаточными ресурсами для использования выбранного инструмента?". Даже если четкого ответа на этот вопрос нет, все равно инструменты для различных фаз цикла совершенствования можно сгруппировать по признаку ожидаемой потребности в ресурсах. В идеале нужно выбирать инструмент, основываясь на особенностях организации и на специфике ситуации, в которой он будет применяться. Надо пользоваться специальными указаниями по выбору подходящего инструмента.
Однако имеющийся опыт и полученные результаты пока еще недостаточно обобщены и специальных указаний опубликовано недостаточно. Разработка таких указаний - важное направление научных исследований [25, с.64].
Понятие "качество" является многогранным. Оно включает качество организации, экономических расчетов, технологического оборудования и технологии производства, экологических параметров, социально-психологических отношений, этических норм, правовых, политических отношений. Каждая составляющая качества вносит свой вклад в общее качество продукции.
В показателе "качество" высший приоритет имеет полнота удовлетворения потребностей и интересов потенциальных покупателей, которая обеспечивает прибыль. Для получения прибыли многие компании идут на увеличение затрат, иногда - существенное. Эти затраты необходимы для формирования качественной внутренней и внешней инфраструктуры компании.
Таблица 1.1 - Инструменты по совершенствованию различных фаз работы
Задание приоритетов |
Понимание проблемы |
Анализ проблемы |
Генерация идей |
Предложения по совершенствованию |
Внедрение |
Самооценка |
Картирование связей |
Диаграмма причин и результатов |
Мозговой штурм |
Упрощение |
Диаграмма-дерево |
Анализ тренда |
Блок-схема |
Анализ коренной причины |
Мозговой штурм в письменной форме |
Идеализация |
Схема процесса принятия решений |
Диаграмма "паутина" |
Критический инцидент |
График |
Метод анкетирования Кроуфорда |
СФК |
"ЛА Г" анализ |
Матрица показателей |
Контрольный листок |
Гистограмма |
Метод номинальных групп |
Анализ рабочей ячейки |
Анализ поля сил |
Тестирование критериев |
Диаграмма Парето |
Граф связей |
Диаграмма сродства |
Статистическое управление процессами |
|
СФК |
Матричная диаграмма |
Реинжиниринг бизнес-процесса |
|||
Бенч-маркинг |
В заключение главы можно сделать следующие выводы.
Уровень качества изготовления характеризует соответствие готового изделия требованиям нормативно-технической документации на его изготовление, основанной на требованиях потребителей, включая соблюдение технологического процесса, технических условий, стандартов.
Критерием оптимального уровня качества продукции может служить комплексный интегральный показатель, отражающий соотношение суммарного полезного эффекта от эксплуатации (потребления) продукции и суммарных затрат на ее создание и эксплуатацию (потребление).
Открытое акционерное общество ОАО "Верхнекамскшина" - это крупнейшее российское предприятие шинной промышленности. Предприятие было создано в 1971 году как базовое производство шин для гигантов отечественной автомобильной индустрии - ВАЗа и КАМАЗа, а также для удовлетворения потребностей вторичного рынка в шинах легкового, грузового и сельскохозяйственного ассортиментов. В рейтинге мировых шинных компаний ОАО "Верхнекамскшина" занимает 20-е место среди 98 компаний.
Продукция ОАО "Верхнекамскшина":
Автошины для грузовых и легковых автомобилей;
Грузовые автомобильные шины;
Легковые автомобильные шины;
Сельхозшины.
Предприятие интегрировано в состав нефтехимического бизнес-направления ОАО "Татнефть" - управляющей компании ООО "Татнефть-Нефтехим". ОАО "Верхнекамскшина" включает в себя завод массовых шин, завод грузовых шин и производство легковых радиальных шин "Кама-Евро".
В акционерном обществе не прекращается техническое перевооружение производства шин, что позволяет расширить ассортимент и повысить качество выпускаемой продукции с высокими потребительскими свойствами.
Одними из перспективных направлений деятельности заводов акционерного общества ОАО "Верхнекамскшина" являются освоение и развитие производства цельнометаллокордных шин.
В компании выпускается каждая третья шина, производимая в России - всего более 12 млн. штук в год. В ассортименте "Верхнекамскшина" более 150 типоразмеров и моделей шин. Большая часть выпускаемой продукции поставляется на комплектацию автозаводов - АвтВАЗа, КамАЗа, ИжМаша.
В 2003 году Предприятие получило приз и почетный диплом "Лучший Российский экспортер". Успехам ОАО "Верхнекамскшина" в немалой степени способствовало то, что стратегический инвестор (ОАО "Татнефть") приобрел ряд предприятий России, производящих сырье для шинной промышленности.
Признание ОАО "Верхнекамскшина" отечественными и зарубежными потребителями подтверждается российскими и международными наградами за качество продукции. Так, по итогам седьмого Всероссийского конкурса "1000 лучших предприятий и организаций России-2006" ОАО "Верхнекамскшина" удостоено медали "За эффективную деятельность, высокие достижения и стабильную работу".