Роль качества в обеспечении конкурентоспособности предприятия и его устойчивого развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2014 в 09:38, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. XX век был веком революционных изменений. В его начале основным средством связи было радио, а главным транспортным средством - лошадь. Поколение, встретившее XXI в., пользуется сотовыми телефонами и летает самолетами. Технологические прорывы прошедшего века, ставшие основой прогресса, привели к кардинальным переменам в инфраструктуре и образе жизни. Качество стало неотъемлемым свойством товаров и услуг, поставляемых потребителям. В начале XX в. произошло коренное изменение способов обеспечения качества.

Файлы: 1 файл

курсовая менеджмент.docx

— 212.41 Кб (Скачать файл)

Замедление оборачиваемости требует привлечения дополнительных средств для продолжения хозяйственной деятельности предприятия хотя бы на уровне прошлого периода.

Исходя из вышеприведенных данных можно рассчитать такие показатели, как:

Величина абсолютной экономии (привлечения) оборотного капитала, рассчитывается двумя способами:

 

∆СО = СО1 - СО0 * КVр, (3.3)

где: ∆СО - величина экономии (-) или привлечения (+) оборотного капитала;

СО1, СО0 - средняя величина оборотного капитала предприятия за отчетный и базисный период;

КVр - коэффициент роста выручки от реализации продукции, работ, услуг в относительных единицах (КVр = Vр1/Vр0).

 

∆СО = (Дл1 - Дл0) * V1одн, (3.4)

 

где: Дл1, Дл0 - длительность оборота оборотных средств, дни;

V1одн - однодневная выручка от  реализации продукции, т. р.

Величина прироста объема продукции за счет ускорения оборачиваемости оборотных средств (при прочих равных условиях):

 

∆Vр = (Коб1 - Коб0) * СО1, (3.5)

 

Показатель чистой рентабельности активов.

(Чистая прибыль/Актив) *100%, преобразуем его, умножив на (Оборот/Оборот=1). От такой операции уровень рентабельности не изменится, а мы получили известную формулу Дюпона, из которой появляются два важнейших элемента экономической рентабельности: коммерческая маржа (КМ) и коэффициент трансформации (КТ):

 

(3.6)

 

КМ - показывает чистую прибыль на каждые 100 руб. оборота (обычно КМ выражают в процентах). По существу, это чистая экономическая рентабельность оборота, или чистая рентабельность продаж, чистая рентабельность реализованной продукции.

КТ - показывает, сколько рублей оборота снимается с рубля активов, т.е. в какой оборот трансформируется каждый рубль активов. КТ можно также воспринимать как оборачиваемость активов. В такой трактовке КТ показывает, сколько раз за данный период оборачивается каждый рубль активов.

На КМ влияют такие факторы, как ценовая политика, объем и структура затрат и т.п.

КТ складывается под воздействием отраслевых условий деятельности, а также экономической стратегии самого предприятия.

Регулирование экономической рентабельности сводится к воздействию на обе составляющие и КМ и КТ. При низкой прибыльности продаж необходимо стремиться к ускорению оборота капитала и его элементов и, наоборот, низкая деловая активность предприятия может быть компенсирована снижением затрат на производство продукции (работ, услуг) или ростом цен, т.е. повышением рентабельности продаж.

Примирить высокую КМ с высоким КТ в условиях выталкивающего партионного производства практически невозможно, т.к "Оборот" присутствует в числителе одного показателя и в знаменателе другого, его рост увеличивает значение КТ, но снижает КМ.

Производство, построенное на принципах Лин, позволяет решать такую проблему, т.к позволяет поддерживать высокое значение КМ за счет постоянного снижения трудоемкости, затрат времени, сырья и материалов, а, в конечном счете, себестоимости и способствует росту показателя КТ благодаря сокращению производственного цикла и периодов оборачиваемости запасов, НЗП, готовой продукции.

Разумеется, указанные правила не могут быть единовременно созданы на ОАО "Верхнекамскшина" во всей полноте. Поэтому необходимо говорить о последовательном улучшении управления, а не разовой процедуре.

В целом использование принципов бережливого производства может дать значительные эффекты. Применение инструментов и методов бережливого производства позволяет добиться значительного повышения эффективности деятельности предприятия, производительности труда, улучшения качества выпускаемой продукции и роста конкурентоспособности без значительных капитальных вложений

 

Заключение

 

Непрерывный процесс усложнения всех сторон жизни общества, и особенно его материальной сферы, требует постоянного совершенствования форм и методов управления. Исследования проблем управления социально-экономическими процессами составляют одну из наиболее активно развивающихся областей науки.

Во всех развитых странах социально-экономический прогресс общества видят, прежде всего, в развитии научных методов управления, в основе которых лежит теория принятия решений в иерархических организационных системах.

Изучение и анализ деятельности предприятия необходимо проводить для:

оценки текущего состояния дел и прогнозирования поведения предприятия в условиях изменяющейся рыночной конъюнктуры;

выработки рекомендаций для принятия предприятием оптимальных решений;

определение наилучших способов использования предприятием ограниченных ресурсов;

постоянного совершенствования деятельности предприятия во всех сферах деятельности.

Современный уровень развития научно-технического прогресса значительно ужесточил требования к техническому уровню и качеству изделий в целом и их отдельных элементов (концепция TQM). TQM - Всеобщее управление качеством представляет собой не просто подход к организации процессов планирования, обеспечения и контроля качества продукции компании. Это скорее подход к созданию новой модели управления вообще. Один из принципов TQM - системный подход, он позволяет объективно выбирать масштабы и направления управления качеством, виды продукции, формы и методы производства, обеспечивающие наибольший эффект усилий и средств, затраченных на повышение качества продукции. Системный подход к улучшению качества выпускаемой продукции позволяет заложить научные основы промышленных предприятий, объединений, планирующих органов.

Для обеспечения развития предприятию не достаточно обеспечивать возмещение лишь текущих затрат, необходимо получение средств для финансирования расширенного воспроизводства.

Одной из задач руководства ОАО "Верхнекамскшина" является реализация использования инструментов бережливого производства.

Структура системы менеджмента качества ОАО "Верхнекамскшина" разрабатывается на заводе и утверждается директором завода. В рамках системы менеджмента качества и экологического менеджмента документирована ответственность руководителей подразделений завода. Внедрение и совершенствование систем менеджмента происходит под руководством Координационного Совета завода.

Руководством завода ОАО "Верхнекамскшина" постоянно изучается мировой опыт в области производства шинной продукции, проводится анализ востребованности продукции, как в настоящее время, так и в перспективе, изучается степень удовлетворенности потребителей качеством выпускаемой продукции. На основании этого руководством завода принимаются решения о дальнейших направлениях стратегического развития производства.

Для снижения затрат по себестоимости продукции, получения стабильной прибыли на заводе проводится анализ затрат на качество, выявляющий причины отклонения качества продукции от заданных требований технических условий и анализ недополученной выгоды (невыполнение Плана производства)

Таким образом, подробно изучив методы анализа СМК (в том числе анализ затрат на качество) применяемые в ОАО "Верхнекамскшина", можно сделать вывод, что проводимый анализ недостаточен для выявления "коренных причин".

Вопросы наращивания объемов производства, улучшения качества продукции и повышения ее конкурентоспособности, широкого применения передовой техники и технологии, расширения рынков сбыта всегда являлись объектом пристального внимания экономистов. Тема не утратит актуальности и в будущем, и требует дальнейшего изучения и развития.

Благодаря проделанной работе на ОАО "Верхнекамскшина" установлен четкий порядок по управлению качеством, установлена ответственность за качество на всех уровнях производства, производится оценка поставщиков сырья и материалов. Широкое распространение получило внедрение статистических методов - от статистической обработки данных по качеству поступающего сырья и выпускаемой продукции, до первых шагов по статистическому регулированию технологических процессов и многое другое, что позволило повысить управляемость и устойчивость работы предприятия. Высокое качество продукции обеспечивается действующей системой качества на всех этапах, включая проектирование шин, работу с поставщиками сырья и потребителями продукции, обеспечение точности и стабильности технологических процессов, внедрение статистических методов и т.д., а не только жестким контролем. В то же время предприятие обладает хорошей испытательной базой, достаточной для полной и объективной оценки качества выпускаемой продукции. Центральная заводская лаборатория аттестована ТатЦСМС, а лаборатория испытаний шин аккредитована Госстандартом России на техническую компетентность.

Как уже отмечалось, ОАО "Верхнекамскшина" подтвердил имидж надежного поставщика весомым документом - сертификатом соответствия системы качества Международному стандарту ИСО 9001. Это достойная оценка работы всего коллектива и большой шаг вперед.

Но не надо останавливаться на достигнутом, т.к только постоянным обновлением выпускаемой продукции, своевременной реакцией на требования рынка можно приумножить благосостояние предприятия.

 

Список использованных источников и литературы

 

  1. Налоговый кодекс РФ. Часть вторая от 05.08.2000г. № 117-ФЗ.
  2. ГОСТ Р ИСО 9004-96 Системы качества. Модель обеспечения качества при контроле и испытаниях готовой продукции.
  3. ГОСТ Р ИСО 9002-96 Системы качества. Модели обеспечения качества при производстве, монтаже и обслуживании.
  4. Инструкция по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятиях.
  5. Международные стандарты. Управление качеством продукции. ИСО 9000 - ИСО 9004, ИСО 8402. - М.: Изд-во стандартов, 1998. - 132 с.
  6. МС ИСО 9001: 2000 "Системы менеджмента качества. Требования".
  7. МС ИСО 9004: 2000 "Системы менеджмента качества - руководящие указания по улучшению деятельности".
  8. МС ИСО 9000: 2000 "Словарь менеджмента качества - основные положения и словарь".
  9. МС ИСО 19011 "Руководство по проведению аудита систем управления качеством и/или окружающей средой".
  10. Методические положения по планированию, учету затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) на предприятиях химического комплекса.
  11. Политика ОАО "НКНХ" в области качества и экологии.
  12. Андерсен Бьерн. Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования.2-е изд. учебник / Б. Андерсен. - М.: РИА "Стандарты и качество", 2004. - 271 с.
  13. Баронов В.Н., Титовский И.А. Всеобщее управление качеством - зачем это нужно? / В.Н. Баронов, И.А. Титовский // Маркетинг в России и за рубежом. - 2008. - № 3. - С.25-27.
  14. Управление качеством продукции. Инструменты и методы менеджмента и качества: учебное пособие / Белобрагин В.Я., Герасимов Б.И., Мищенко С.В. и др.; под ред.В.Я. Белобрагина. - М.: РИА "Стандарты и качество", 2005. - 248 с.
  15. Берт Т.В. Контроль качества продукции / Т.В. Берт // Маркетинг. - 2009 - № 9. - С.17.
  16. Бузов Б.А. Управление качеством продукции. Технический регламент, стандартизация и сертификация: учебное пособие / Б.А. Бузов - М.: Академия, 2007. - 176 с.
  17. Бульхин А.Г. Главное для нас - качество продукции, качество менеджмента / А.Г. Бульхин // Стандарты и качество. - 2009. - № 6. - С.98-100.
  18. Варакута С.А., Андрюков А.С. Управление качеством продукции: учебное пособие / С.А. Варакута, А.С. Андрюков - М.: Инфра-М, 2002. - 214 с.
  19. Васюткова А.Т., Пивоваров В.И. Организация производства и управление качеством продукции / А.Т. Васюткова, В.И. Пивоваров // Маркетинг в России и за рубежом. - 2008. - № 9. - С.40-42.
  20. Воронова Е.Ю. Особенности и перспективы применения калькуляции неполной себестоимости в учетной практике России / Е.Ю. Воронцова // Вестник МГУ. Серия экономика. - 2009. - № 3. - С.46-62.
  21. Эдвардс Деминг. Выход из кризиса: новая парадигма управления людьми, системами и процессами / Эдвардс Деминг. - М.: Альпина Паблишерз. - 2007, 420 с.
  22. Эдвардса Деминга. Всеобщее управление качеством: четырнадцать универсальных принципов / пер. Ю.Т. Рубаника - М.: "Альба", 2007. - 586 с.
  23. Грибов В., Грузинов В. Системный подход к управлению качеством / В. Грибов, В. Грузинов // Маркетинг. - 2008. - № 7. - С.17-19.
  24. Ефремов В.В., Берт Т.В. Статистические методы в управлении качеством продукции: учебное пособие / В.В. Ефремов, Т.В. Берт. - М.: КноРус, 2007. - 240 с.
  25. Жданкина И.З., Метелкина О.М. Анализ системы менеджмента качества со стороны руководства. Практическая реализация / И.З. Жданкина, О.М. Метелкина // Все о качестве. - 2010. - № 1. - С.2-9.
  26. Ильенкова Н.Д., Ильенкова В.С. Управление качеством: учебник для вузов / под ред. проф. С.Д. Ильенковой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 334 с.
  27. Конти Т., Кондро Е., Ватсон Г. Качество в XXI веке. Роль качества в обеспечении конкурентоспособности и устойчивого развития / под. ред.
  28. Т. Конти. - М.: РИА "Стандарты и качество", 2005. - 280 с.
  29. Ламоткин С.А., Несмелов И.М. Управление качеством товарной продукции: учебное пособие / С.А. Ламоткин, И.М. Несмелов. - М.: БГЭУ, 2006. - 141 с.
  30. Логанина В.И., Федосеев А.А. Статистические методы контроля и управления качества продукции / В.И. Логанина, А.А. Федосеев. - М.: Феникс, 2007. - 224 с.
  31. Магомедов Ш.Ш., Беспалова Г.Е. Управление качеством продукции: учебник / Ш.Ш. Магомедов, Г.Е. Беспалова. - М.: Дашков и К, 2008. - 336 с.
  32. Мазур И.И., Шапиро В.Д. Управление качеством.2-е изд. учебное пособие для студентов вузов / под общ. ред.И. И. Мазура. - М.: Омега-Л, 2005. - 400 с.
  33. Маслов Д., Ватсон П. Всеобщее управление в России - труден путь к совершенству / Д. Маслов, П. Ватсон // Маркетинг в России и за рубежом. - 2009. - № 5. - С.27-29.
  34. Миронов М.Г. Управление качеством: учебное пособие / М.Г. Миронов. - М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2006. - 288 с.
  35. Несмелов И.М. Качество продукции как фактор конкурентоспособности предприятия / И.М. Несмелов // Экономика и жизнь. - 2008. - № 5. - С.50-51.
  36. Несмелов И.М. Отечественные разработки. Эффективность систем менеджмента качества / И.М. Несмелов // Все о качестве. - 2009. - № 1.
  37. С.2-9.
  38. Оукс Д. Многоступенчатость перемен / Д. Оукс // Европейское качество. Дайджест. - 2009. - № 2. - С.53-56.
  39. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия.4-е изд. учебник / Г.В. Савицкая. - Мн.: ИП "Экоперспектива", 2007. - 498 с.
  40. Сафин Ю.Г. Ведение в менеджмент качества / Ю.Г. Сафин. - Казань: МРЦПК ИДПО КГТУ, 2002 - 80 с.
  41. Сафина Ю.Г. Развитие системы качества: учебное пособие. - Казань КГТУ, 2003. - 96 с.
  42. Сафронов Н.А. Экономика предприятия: учебник / Н.А. Сафронов. - М.: Юристъ, 2003. - 608 с.
  43. Теличенко В.И., Слесариев М.Ю. Управление качеством продукции на промышленных предприятиях / В.И. Теличенко, М.Ю. Слесариев // Маркетинг. - 2009. - № 9. - С.35-37.
  44. Тепман Л.Н. Теории и концепции управления качеством / Л.Н. Тепман // Управление качеством. - 2008. - № 9. - С.14-16.
  45. Фатхутдинов Р.А. Организация производства: учебник / Р.А. Фатхутдинов. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 672 с.
  46. Фрайеслебен И. Проблемы качества и их реальная стоимость / И. Фрайеслебен // Европейское качество. Дайджест. - 2009. - № 2. - С.4-10.
  47. Цветков В.А. Оптимизация учета производственных издержек на отечественных предприятиях с применением зарубежных методов расчета себестоимости / В.А. Цветков // Промышленная политика. - 2008. - № 7. - С.82-94.
  48. Швандар В.А. Экономика предприятия: учебное пособие. / В.А. Швандар - Ростов на Дону "Феникс", 2002. - 416 с.
  49. Шевчук Д.А. Управление качеством: учебное пособие для вузов Бакалавр / Д.А. Шевчук. - М.: РОСБУХ, ГроссМедиа, 2008. - 134 с.
  50. Шембель Ю. Предсказать сегодня - значит улыбнуться завтра / Ю. Шембель // Управление компанией. - 2009. - № 11. - С.58.
  51. Горфинкель В.Я. Экономика предприятия: учебник для вузов / под ред. проф.В.Я. Горфинкеля, проф.В.А. Швандара. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 670 с.
  52. Официальный сайт ОАО "Верхнекамскшина" - http://www.shina-kama.ru.

 

Приложения

 

Приложение А

 

Экономический эффект от внедрения КАНБАНна ОАО Верхнекамскшина" (мин.9 рулон., макс.13 рулон)

МЕТАЛЛОКОРД: эк. эффект

от внедрения канбан

 

Было

Стало

   

кол-во запасов:

 

 

 

 
   

хранение

71280

22153,84615

время пролеживания:

28800

транспортировка

 

500

   

итого

71280

22653,84615

   

Разница:

 

48626,15385

   

в катушках:

 

18,41899767

   

в днях

 

2,146485569

   

Стоимость партии:

 

 

 

 

в катушке шин:

2640

стоимость брекера на 1000 а. п.

 

22 953р.

время цикла сборки с простоями

13

на 1000 шт.

 

23р.

через какое время съест катушку сборка

34320

Стоимость запасов

 

 

1 116 135р.

кол-во пролеживаемых катушек:

0,839160839

Банк. процент

 

15%

в одной катушке шин:

2640

в день процент

 

0,04%

в шинах лежит

22153,84615

стоимость 1 дня хранения

 

459р.

   

Стоимость хранения запасов в год

167 420р.

         
   

Стоимость брака по причине

выхода срока годности:

 

 

 

 
   

стоимость брекера на 1000 а. п.

 

31 206р.

   

на 1 шт.

 

31р.

   

Стоимость в год

 

 

988 601р.

Информация о работе Роль качества в обеспечении конкурентоспособности предприятия и его устойчивого развития