Роль руководителя организации в управлении конфликтами и стрессами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 17:46, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы является изучение теоретических и практических аспектов реализации роли руководителя организации в управлении конфликтами и стрессами. Достижение поставленной цели предусматривает постановку и решение следующих задач:
определить значение управления конфликтами и стрессами в современных условиях.
выявить роль руководителя организации в развертывании конфликтных столкновений на ОАО «Брестский молочный комбинат».
выработать рекомендации по профилактике конфликтов в организации.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..……….5
1 Значение управление конфликтами и стрессами в современных условиях…...7
1.1 Понятие управления конфликтами и стрессами……………………………….7
1.2 Роль руководителя организации в управлении конфликтами и стрессами.................................................................................................................................11
1.3 Позитивные и негативные стороны конфликтных ситуаций………………..14
2 Способность руководителя ОАО «Брестский молочный комбинат» влиять на развертывание конфликтных столкновений, нести ответственность за последствия конфликта………………………………………………………………….....16
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Брестский молочный комбинат» и перспективы его развития……………………………………..16
2.2 Анализ источников и проявлений конфликтных и стрессовых ситуаций на ОАО «Брестский молочный комбинат»…………………………………………..21
2.3 Обоснование необходимости участия руководителя в управлении конфликтами и стрессами……………………………………………………………………23
3 Обоснование системы выявления ранних симптомов, указывающих руководителю на необходимость участия в управлении конфликтами и стрессами в организации………………………………………………………………………....27
3.1 Разработка организационных процедур участия руководителя в управлении конфликтами и стрессами………………………………………………………….27
3.2 Совершенствование управления конфликтами на ОАО «Брестский молочный комбинат»……………………………………………………………………...28
3.3 Описание методов управления конфликтами и стрессами в организации....30
Заключение………………………………………………………………………….35
Список использованных источников……………………………………………...37

Файлы: 1 файл

Роль руководителя организации (подразделения) в управлении конфликтами и стрессами.doc

— 915.50 Кб (Скачать файл)

Третий - межличностные  конфликты (межличностный). Этот тип  конфликта, возможно, самый распространенный. В организациях он проявляется по-разному. Чаще всего это борьба руководителей за ограниченные ресурсы, капитал или рабочую силу, время использования оборудования или одобрение проекта. Каждый из них считает, что поскольку ресурсы ограничены, он должен убедить вышестоящее начальство выделить эти ресурсы именно ему, а не другому руководителю. Межличностный конфликт может также проявляться и как столкновение личностей. Люди с различными чертами характера, взглядами и ценностями иногда просто не в состоянии ладить друг с другом. Как правило, взгляды и цели таких людей отличаются в корне.

Четвертый – между  личностью и группой. Производственные группы устанавливают нормы поведения и выработки. Каждый должен их соблюдать, чтобы быть принятым неформальной группой и, тем самым, удовлетворить свои социальные потребности. Однако, если ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности, может возникнуть конфликт. Например, кто-то захочет заработать побольше, то ли делая сверхурочную работу, то ли перевыполняя нормы, а группа рассматривает такое «чрезмерное» усердие как негативное поведение [15, c.169].

Между отдельной личностью  и группой может возникнуть конфликт, если эта личность займет позицию, отличающуюся от позиции группы. Например, обсуждая на собрании возможности увеличения объема продаж, большинство будет считать, что этого можно добиться путем снижения цены. А кто-то один, однако, будет твердо убежден, что такая тактика приведет к уменьшению прибыли и создаст мнение, что их продукция по качеству ниже, чем продукция конкурентов. Хотя этот человек, мнение которого отличается от мнения группы, может принимать к сердцу интересы компании, его или ее все равно можно рассматривать, как источник конфликта, потому что он или она идет против мнения группы.

Аналогичный конфликт может  возникнуть на почве должностных обязанностей руководителя: между необходимостью обеспечивать соответствующую производительность и соблюдать правила и процедуры организации. Руководитель может быть вынужден предпринимать дисциплинарные меры, которые могут оказаться непопулярными в глазах  подчиненных. Тогда группа может нанести ответный удар - изменить отношение к руководителю и,  возможно, снизить производительность труда.

Стресс - это состояние  напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий. Стресс - обычное и часто встречающееся явление (повышенная раздражительность или бессонница перед ответственным событием - экзаменом, докладом и т.п.). В любой даже с благоприятным психологическим климатом организации существуют ситуации, которые вызывают стресс, например, нехватка времени для выполнения всего объема работ [4, с. 129].

Появляется нервозность, обеспокоенность (стресс), когда ситуация выходит из-под контроля. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Именно чрезмерный стресс создает проблемы для индивидов и организаций. Отсюда необходимость различать допустимый уровень стресса и чрезмерный стресс дорого обходится и сотруднику и организации: снижается эффективность и благополучие человека, а болезни, порожденные стрессом, укорачивают ему жизнь. Особенно это относится к руководителям высшего ранга, ответственность которых неизмеримо выше, чем у рядового сотрудника. В этом случае стресс характеризуется чрезмерным психологическим или физиологическим напряжением.

Основной причиной стресса  являются перемены, нововведения, частота которых в современных условиях резко возросла. Любая перемена, даже позитивная, например, повышение статуса работника, нарушает баланс нашего окружения, к поддержанию которого мы стремимся.

По мере того как менеджер решает собственные проблемы с напряженностью, он одновременно должен решать аналогичные проблемы своих подчиненных, максимально уменьшая факторы риска в отношении стрессовых симптомов. Поэтому менеджеры должны стремиться к исключению источников стресса как для себя, так и для своих сотрудников [13, с. 128].

 В идеале считается, что менеджер должен не устранять конфликт, а управлять им и эффективно его использовать. При этом работа менеджера осуществляется в такой последовательности:

  • изучение причин возникновения конфликта;
  • ограничение числа участников конфликта;
  • анализ конфликта;
  • разрешение конфликта.

Для разрешения организационных  конфликтов широко используются два  метода: структурные и межличностные.

 Структурные методы. Эти методы связаны с использованием  изменений в структуре организации для разрешения конфликтов, уже получивших развитие. Они направлены на снижение интенсивности конфликта. Рассмотрим четыре структурных метода разрешения конфликта.

Разъяснение требований к работе. Руководитель должен четко  изложить подчиненным их права и обязанности, какие результаты ожидаются от каждого сотрудника и подразделения. Уровень результатов работы сотрудника определяется определенными параметрами, оговаривается источник и получатель различной информации, сроки её представления, а также четко определяются политика, процедуры и правила.

Координационные и интеграционные механизмы. Если подчиненные имеют разногласие по какой-либо проблеме, конфликта можно избежать благодаря иерархии полномочий, т.е. обращения к их общему начальнику, предлагая ему принять окончательное решение. Принцип единоначалия облегчает использование иерархии для управления конфликтной ситуацией. Избежать конфликтной ситуации помогает введение специального интеграционного механизма для конфликтующих подразделений, например общий заместитель, куратор или координатор, слияние различных подразделений и наделение их общей задачей, создание промежуточных служб, координирующих работу взаимозависимых подразделений (например, отделов сбыта и производства).

Общеорганизационные комплексные цели. Идея, которая заложена в эти цели, - направить усилия всех участников на достижение общей цели. Таким образом, установление четко сформулированных целей для всей организации в целом будет способствовать тому, что руководители подразделений будут принимать решения, обеспечивающие успех деятельности всей организации.

Структура системы вознаграждений. С помощью вознаграждений можно  оказывать влияние на поведение  людей таким образом, чтобы избегать дисфункциональных последствий конфликта. При этом система вознаграждений должна быть ориентирована на то, чтобы поощрять людей, которые вносят свой вклад в достижение общих целей, комплексно подходят к решению проблемы, и наоборот, наказывать штрафом за неконструктивное поведение.

 Межличностные методы. Когда вы находитесь в конфликтной ситуации, для более эффективного решения проблемы необходимо выбрать определенный стиль поведения, учитывая при этом ваш стиль, стиль других вовлеченных в конфликт людей, а также природу самого конфликта. К. У. Томас и Р. Х. Килменн выделили пять типовых стратегий (стилей) поведения в конфликтных ситуациях. Их система позволяет ориентировать любого человека в случае попадания его в конфликтную ситуацию с общим источником конфликта - несовпадение интересов двух и более сторон [10, с. 152].

Таким образом, конфликт – это отсутствие согласия между двумя и более сторонами. Субъектами конфликтного взаимодействия в организации выступают как отдельные индивиды, так и социальные группы. Их обычно обозначают как «оппонентов». При этом каждая из сторон стремится к тому, чтобы была принята ее точка зрения или ее цель, препятствуя другой стороне делать то же самое.

 

1.2 Роль руководителя  организации в управлении конфликтами  и стрессами

Руководитель может  выбрать одну из пяти традиционных ролей медиатора в разрешении конфликта:

  • «третейский судья» - обладает максимальными возможностями для решения проблемы. Он изучает проблему всесторонне и его решение не обжалуется;
  • «арбитр» - то же самое, но стороны могут не согласиться с его решением и обратиться к другому;
  • «посредник» - нейтральная роль. Обладает специальными знаниями и обеспечивает конструктивное разрешение конфликта. Но окончательное решение принадлежит оппонентам;
  • «помощник» - организует встречу, но не участвует в обсуждении;
  • «наблюдатель» - своим присутствием в зоне конфликта смягчает его течение.

Существуют различные  подходы в понимании роли руководителя в разрешении конфликта.

Первый – руководителю целесообразно ориентироваться  на роль посредника, а не арбитра. Считается, что арбитраж имеет ряд особенностей, снижающих его эффективность при разрешении межличностных конфликтов:

  - необходимость принятия  решения побуждает руководителя  к поиску «истины», что является неадекватным подходом к проблеме человеческих отношений;

- принятие решения в пользу одной из сторон вызывает негативные эмоции в отношении «арбитра»;

  - принятие решения  руководителем закрепляет его  ответственность за реализацию и последствия этого решения;

  - решение проблемы  руководителем затрагивает предмет  борьбы, но не взаимоотношения сторон, поэтому полного разрешения конфликта, предполагающего договор между участниками, нет.

Второй подход – руководителю необходимо уметь применять все  типы посредничества. Основными для руководителя являются роли арбитра и посредника, а дополнительными – роли третейского судьи, помощника и наблюдателя  [8, с. 152].

Стиль поведения любого человека в конфликте определяется: мерой удовлетворения собственных интересов; активностью или пассивностью действий; мерой удовлетворения интересов другой стороны; индивидуальными или совместными действиями.

Исходя из модели выделяют пять способов регулирования конфликтов:

1. Конкуренция - разрешение  конфликта силой, как стиль  характеризуется большой личной  вовлеченностью и заинтересованностью  в разрешении конфликта, но без учета позиций другой стороны. Это стиль «выигрыш - проигрыш» в межличностном конфликте. Для применения данного стиля необходимо обладать властью или физическими преимуществами. Такой стиль может в отдельных случаях помочь в достижении индивидуальных целей. Однако в общественном мнении этот стиль не пользуется популярностью.

2. Стиль, предполагающий  уход из конфликта, связан с  отсутствием личной настойчивости и желания кооперироваться с другими по его разрешению. Здесь налицо попытка стоять в стороне от конфликта, не брать на себя ответственность за разрешение конфликта. При таком подходе в конфликте проигрывают обе стороны. Такой стиль приводит к неодобрению бездействия со стороны других.

3. Разрешение конфликта  через сотрудничество. Как стиль характеризуется высокой степенью личной вовлеченности в него так и сильным желанием кооперировать свои усилия с другими для разрешения межличностного конфликта. При таком подходе выигрывают обе стороны. Подобные люди считаются динамичными, о них у других складывается благоприятное впечатление. Они правильно считают, что каждый участник конфликта имеет равные права при его разрешении и точка зрения каждого имеет право на существование.

4. Стиль приспособления  побуждает войти в положение  другой стороны, принесение в жертву собственных интересов ради интересов другой стороны. В основе этого стиля лежит стремление кооперироваться с другими, но без внесения в эту кооперацию своего интереса. Это стиль наподобие «не выигрыш - выигрыш» окружающими оценивается положительно, но как у слабых натур.

5. Стиль компромисса  предполагает умеренный учет  интересов каждой из сторон, а  отсюда и необходимость идти на определенные уступки. В целом этот стиль оценивается благоприятно и относится к типу «непроигрыш - непроигрыш». Во многих ситуациях стиль компромисса позволяет достичь быстрого разрешения конфликта, особенно в случаях, когда одна из сторон имеет явное преимущество.

Для разрешения организационных  конфликтов широко используются так  называемые структурные методы управления конфликтом внутри организации. Эти методы связаны с использованием изменений в структуре организации для разрешения конфликтов, получивших развитие. Они направлены на снижение интенсивности конфликта. В группу этих методов входят:

 – методы, связанные с использованием руководителем своего положения в организации (приказ, распоряжение, директива и т.п.);

 – методы, связанные  с «разведением» частей организации – участников конфликта («разведение» их по ресурсам, целям средствам и т.д.) или снижением их взаимозависимости (дифференциация и автономизация подразделений);

 – методы, связанные  с созданием определенного «задела» в работе взаимозависимых подразделений (запас материалов и комплектующих);

 – методы, связанные  с введением специального интеграционного механизма для конфликтующих подразделений (общий заместитель, куратор или координатор и т.п.);

 – методы, связанные  со слиянием разных подразделений  и наделением их общей задачей  (например, объединение отдела труда  и заработной платы и отдела кадров в отдел развития персонала, призванный заниматься развитием каждого отдельного работника в плане его роста, а не только расчетно-учетными функциями) [4, с. 124].

Таким образом, выигрывают обе стороны лишь в ситуации сотрудничества, когда удовлетворяются интересы обеих сторон. Однако этот стиль является наиболее трудным, поскольку для совместного принятия решений требуются желание, усилия и время для разрешения конфликта. Именно стиль сотрудничества приводит к оптимальному решению вопроса. Знание этих стилей разрешения конфликта позволяет каждому сознательно делать тот или иной выбор, исходя из конкретной ситуации.

Информация о работе Роль руководителя организации в управлении конфликтами и стрессами