Роль руководителя организации в управлении конфликтами и стрессами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 17:46, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы является изучение теоретических и практических аспектов реализации роли руководителя организации в управлении конфликтами и стрессами. Достижение поставленной цели предусматривает постановку и решение следующих задач:
определить значение управления конфликтами и стрессами в современных условиях.
выявить роль руководителя организации в развертывании конфликтных столкновений на ОАО «Брестский молочный комбинат».
выработать рекомендации по профилактике конфликтов в организации.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..……….5
1 Значение управление конфликтами и стрессами в современных условиях…...7
1.1 Понятие управления конфликтами и стрессами……………………………….7
1.2 Роль руководителя организации в управлении конфликтами и стрессами.................................................................................................................................11
1.3 Позитивные и негативные стороны конфликтных ситуаций………………..14
2 Способность руководителя ОАО «Брестский молочный комбинат» влиять на развертывание конфликтных столкновений, нести ответственность за последствия конфликта………………………………………………………………….....16
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Брестский молочный комбинат» и перспективы его развития……………………………………..16
2.2 Анализ источников и проявлений конфликтных и стрессовых ситуаций на ОАО «Брестский молочный комбинат»…………………………………………..21
2.3 Обоснование необходимости участия руководителя в управлении конфликтами и стрессами……………………………………………………………………23
3 Обоснование системы выявления ранних симптомов, указывающих руководителю на необходимость участия в управлении конфликтами и стрессами в организации………………………………………………………………………....27
3.1 Разработка организационных процедур участия руководителя в управлении конфликтами и стрессами………………………………………………………….27
3.2 Совершенствование управления конфликтами на ОАО «Брестский молочный комбинат»……………………………………………………………………...28
3.3 Описание методов управления конфликтами и стрессами в организации....30
Заключение………………………………………………………………………….35
Список использованных источников……………………………………………...37

Файлы: 1 файл

Роль руководителя организации (подразделения) в управлении конфликтами и стрессами.doc

— 915.50 Кб (Скачать файл)

1.3 Позитивные  и негативные стороны конфликтных  ситуаций

 

Конфликт выполняет  как положительные, так и отрицательные  социальные функции. Позитивное или негативное воздействие конфликта во многом обусловлено социальной системой. В свободно структурируемых группах, где конфликт считается нормой и существуют разнообразные механизмы его урегулирования, конфликт, как правило, способствует большой жизнеспособности, динамизму и восприимчивости к прогрессу. В тоталитарно организованной социальной группе конфликт не признается в принципе, а единственным механизмом его разрешения является подавление силой. Подавленный конфликт становится дисфункциональным, ведущим людей к дезинтеграции, обострению старых и возникновению новых противоречий. Нерешенные противоречия накапливаются, а если проявляются в форме конфликта, то ведут к серьезным социальным потрясениям.

Среди позитивных функций  конфликта по отношению к основным участникам можно выделить следующие:

  • конфликт полностью или частично устраняет противоречие, возникающее в силу несовершенства многих факторов; он высвечивает узкие места, нерешенные вопросы. При завершении конфликтов более чем в 5% случаев удается полностью, в основном, или частично разрешить противоречия, лежащие в их основе;
  • конфликт позволяет более глубоко оценить индивидуально-психологические особенности людей, участвующих в нем. Конфликт тестирует ценностные ориентации человека, относительную силу его мотивов, направленных на деятельность, на себя или на взаимоотношения, выявляет психологическую устойчивость к стрессовым факторам трудной – ситуации. Он способствует более глубокому познанию друг друга, раскрытию не только непривлекательных черт характера, но и ценного в человеке;
  • конфликт позволяет ослабить психологическую напряженность, являющуюся реакцией участников на конфликтную ситуацию. Конфликтное взаимодействие, особенно сопровождаемое бурными эмоциональными реакциями, помимо возможных негативных последствий, снимает у человека эмоциональную напряженность, приводит к последующему снижению интенсивности отрицательных эмоций;
  • конфликт служит источником развития личности, межличностных отношений. При условии конструктивного разрешения конфликт позволяет человеку подняться на новую высоту, расширить способы и сферу взаимодействия с окружающими. Личность приобретает социальный опыт решения трудных ситуаций;
  • конфликт может улучшить качество индивидуальной деятельности;
  • при отстаивании справедливых целей в конфликте оппонент повышает свой авторитет у окружающих;
  • межличностные конфликты, будучи отражением процесса социализации, служат одним из средств самоутверждения личности, формирования ее активной позиции во взаимодействии с окружающими и могут быть определены как конфликты становления, самоутверждения, социализации.

Негативные функции  межличностных конфликтов:

  • большинство конфликтов оказывает выраженное негативное воздействие на психическое состояние его участников;
  • неблагополучно развивающиеся конфликты могут сопровождаться психологическим и физическим насилием, а, значит, травмированием оппонентов;
  • конфликт как трудная ситуация всегда сопровождается стрессом. При частых и эмоционально напряженных конфликтах резко возрастает вероятность сердечно-сосудистых заболеваний, а также хронических нарушений функционирования желудочно-кишечного тракта;
  • конфликты — это деструкция системы межличностных отношений, которые сложились между субъектами взаимодействия до его начала. Появляющаяся неприязнь к другой стороне, враждебность, ненависть нарушают сложившиеся до конфликта взаимные связи. Иногда в результате конфликта взаимоотношения участников вообще прекращаются;
  • конфликт формирует негативный образ другого — «образ врага», который способствует формированию негативной установки по отношению к оппоненту. Это выражается в предвзятом отношении к нему и готовности действовать в ущерб ему;
  • конфликты могут негативно отражаться на эффективности индивидуальной деятельности оппонентов. Участники конфликта обращают меньше внимания на качество работы, учебы. Но и после конфликта оппоненты не всегда могут работать с такой же продуктивностью, как и до конфликта;
  • конфликт закрепляет в социальном опыте личности насильственные способы решения проблем. Победив однажды с помощью насилия, человек воспроизводит данный опыт в других аналогичных ситуациях социального взаимодействия;
  • конфликты зачастую отрицательно влияют на развитие личности. Они могут способствовать формированию у человека неверия в торжество справедливости, убежденности, что другой всегда прав и т.д.

Таким образом, конфликт это столкновение противоположно направленных,  взаимно исключающих целей, интересов, потребностей, мотивов, мнений и взглядов. Конфликт определяется тем, что сознательное поведение одной из сторон вызывает расстройство интересов другой стороны, которое порождает ответное противодействие и в результате приводит к снижению эффективности совместной работы, повышению риска, прекращение совместной деятельности или другим последствиям.  Основными причинами возникновения конфликтов в организации являются ограниченность ресурсов, различия в целях, различия в представлениях и ценностях, различия в манере поведения, уровне образования, а так же плохие коммуникации. Так же конфликт влечет за собой последствия, они могут быть функциональные и дисфункциональные. Функциональный конфликт ведет к повышению эффективности организации. Дисфункциональный, приводит к снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества и эффективности организации.

2 Способность руководителя ОАО «Брестский молочный комбинат» влиять на развертывание конфликтных столкновений, нести ответственность за последствия конфликта

2.1 Организационно-экономическая  характеристика ОАО «Брестский молочный комбинат» и перспективы его развития

 

Открытое акционерное  общество «Брестский молочный комбинат»  начинало свою историю в 1944 году в приспособленном здании с примитивным оборудованием. В 1995 году комбинат был преобразован в открытое акционерное общество. В финансовой модели бизнес-плана данное производство рассматривается в составе ОАО «Брестский молочный комбинат» с объединением производственных и финансовых показателей.  Основными потребителями продукции являются покупатели, для непосредственного употребления. Так как основная продукция, выпускаемая филиалом, является продуктом питания, то и требования к ее качеству адекватны ее значимости. Вся продукция выпускается в соответствии с требованиями соответствующих ГОСТов, ТУ, других НД, она должна соответствовать требованиям НД по органолептическим показателям, включающим консистенцию и внешний вид, вкус и запах, а также цвет. Учитывая, что молочная продукция является скоропортящейся, к ней предъявляются особые требования по условиям транспортирования и хранения.

Основным видом деятельности комбината является переработка молока и производство из него молочной продукции с последующей реализацией в Республике Беларусь, в странах СЕГ. Уставный фонд общества составляет 3196 млн.рублей, именных акций, стоимостью 14250 бел. руб. каждая. Устав ОАО «Брестский молочный комбинат» зарегистрирован решением исполнительного комитета Брестской области, совета депутатов № 29405 от 16.05.2000 г. Распределение уставного фонда следующее: Государственная доля - 43,7%, Юридические лица - 23%, Физические лица - 33,3%. Предприятие с каждым годом увеличивает количество производства продукции, что свидетельствует о качестве выпускаемой продукции и стабильном положении предприятия на конкурентном рынке. В основном продукция  ОАО «Брестский молочный комбинат»  реализуется через собственную торговую сеть. Посреднические услуги предоставляют магазины города, которые берут продукцию комбината на реализацию.  Так же комбинат предлагает на реализацию товар дилерам. Транспортировка осуществляется собственными машинами комбината. Автопарк комбината составляет около 20 грузовых и 4 легковых машин. Экспорт продукции в 2009 году увеличился в три раза в сравнении с предыдущим годом, а в 2010 на 28, 5 %.  Прибыль от реализации продукции 2008-2009 имела отрицательный показатель, но в 2010 г. достигла положительных результатов и составила 845 млн.руб.

 

 

 

Таблица 2.1 -  Экономические  показатели производства и реализации продукции на ОАО «Брестский молочный комбинат» за 2008 – 2010 г.

Показатели

Ед.

изм.

Годы

Темпы роста %

2008

2009

2010

2009/

2008

2010/

2009

1. Производство ТП  в  стоимостном выражении с учетом договорных обязательств

млн. р

28380

39559

49887

139,39

126,11

2. Объем ТП в   действующих ценах

млн. р

28380

39559

49887

139,39

126,11

3. Объем ТП в сопоставимых ценах

млн. р

35794

44385

52025

124

117,21

4. Объем экспорта продукции

тыс. р

4049,4

11951

16548

295,12

138,47

5. Прибыль от реализации  продукции

млн. р

-1203

-2208

845

183,54

-38,27


Примечание- Источник: собственная разработка

Анализируя данные таблица 2.1,  можно отметить, что по всем видам продукции комбината намечена тенденция к росту, за исключением нежирной продукции спад которой на 2010 год составил – 15% в сравнении с 2009 г., и казеин – спад производства которого составил – 79% в сравнении с предыдущим годом.  Удельный вес производства комбината занимает цельно молочная продукция - 68,59 %   от общего объема производства, а так же сыры, которые занимают второе место по количеству производства на комбинате  и составляют 16,09% от общего объема. 

Проведем оценку динамики производства продукции за 2008 – 2010 гг. в таблице 2.2.    

Таблица 2.2 – Динамика производства продукции по ОАО «Брестский молочный комбинат» за 2008–2010 гг.

Показатели

2008

2009

2010

Темп роста (снижения), %

1. Объем производства продукции, млн р.:

48 837

75 060

32 732

67,02

Из общего объема продукции:

       

1.1. Сертифицированная  продукция, млн р.

47616

74084

31554

66,27

Удельный вес к общему объему, %

97,5

98,7

96,4

98,87

1.2. Новая продукция,  млн р.

4737

7806

3666

77,39

Удельный вес к общему объему, %

9,7

10,4

11,2

115,46

1.3. Продукция, поставленная  на экспорт, млн р.

440

1351

622

141,49

Удельный вес к общему объему, %

0,9

1,8

1,9

211,11

2. Рекламация:

       

2.1. Стоимость зарекламированной  продукции, млн р.

195

525

262

134,05

2.2. Удельный вес зарекламированной   продукции, %

0,4

0,7

0,8

200,00


П р и м е ч а н и  е - Источник: на основании отчетности предприятия    

Общий объем произведенной  продукции в 2010 г. составил 32732 млн.руб., что ниже показателя 2008 г. на -16 105 млн.руб.  сертифицированная продукция в 2010 г. составила 96,4% или 31554  млн.руб. Новая продукция в 2010 г. составила 11,2% или 3666  млн.руб. Продукция поставляемая на экспорт в 2010 г.  составила 1,9% или 662 млн.руб.

Эффективность использования производственных ресурсов влияет на все качественные показатели деятельности субъекта хозяйствования – себестоимость, прибыль и т.д. Поэтому при оценке деловых партнеров необходимо анализировать наравне с показателями основных фондов и материальных ресурсов и обобщающие показатели эффективности использования трудовых ресурсов. Состав и структура трудовых ресурсов  за 2008 – 2010гг. представлена в таб. 2.3.

Таблица 2.3 – Состав и  структура трудовых ресурсов по ОАО  «Брестский молочный комбинат»  за 2008 – 2010 гг.

Категории персонала

2008

2009

2010

Отклонение за период, +, -

Темп роста (снижения), %

чел.

уд. вес, %

чел.

уд. вес, %

чел.

уд. вес, %

1. Промышленно-производственный  персонал

428

100

493

100

386

100

-42

90,19

В том числе:

               

Рабочие

335

78,27

386

78,30

318

82,38

-17

94,93

Руководители

45

10,51

49

9,94

36

9,33

-9

80,00

Специалисты

48

11,21

58

11,76

32

8,29

-16

66,67

2. Персонал неосновной деятельности

2

´

2

´

2

´

0

100,00

3. Всего персонала

430

´

495

´

388

´

-42

90,23

Информация о работе Роль руководителя организации в управлении конфликтами и стрессами