Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 05:02, шпаргалка
Экзаменационные вопросы по дисциплине
«Менеджмент»
48. Отличие
процессуальных теорий
49. «Гигиенические»
факторы и «мотиваторы»: отличия
и действие в российских
Двухфакторная теория Фредерика Герцберга
построена на основе результатов
исследования, в ходе которого сотни
рабочих отвечали на вопросы о
том, когда они ощущают наибольшее
желание работать, и наоборот, когда
они испытывают неудовлетворенность
и работать им совсем не хочется. Анализ
полученных данных показал, что удовлетворенность
и неудовлетворенность от выполнения
функциональных обязанностей определяются
действием принципиально
К первой группе относятся гигиенические
факторы, учитывающие наличие или
отсутствие и «полярность» таких
элементов, как условия труда, заработная
плата, политика компании и межличностные
отношения. Отрицательные гигиенические
факторы обусловливают
Уровень удовлетворенности от работы
определяется второй группой факторов
– мотиваторами (факторами мотивации),
то есть потребностями высших уровней,
включая потребности в
Как применяются выводы Ф. Герцберга в практике менеджмента? С одной стороны, использование гигиенических факторов позволяет избавиться от неудовлетворенности работников, но не мотивирует людей к достижению более высоких результатов. С другой стороны, признание, сложность задач и возможность личного роста являются мощными мотиваторами и способствуют повышению удовлетворенности и производительности. Задача менеджера состоит в устранении факторов, ослабляющих мотивации, то есть в предоставлении гигиенических факторов, достаточных для удовлетворения базовых потребностей, и в последующем использовании мотиваторов для удовлетворения потребностей более высоких уровней и для продвижения работников к более высоким уровням личных достижений и удовлетворенности.
50. «Власть»
и «влияние» в организациях. Типология
власти в организациях по
51. Понятия «руководство»
и «лидерство» в организации.
Какое лидерство (стили
Для того чтобы сложная организация
эффективно выполнила свои задачи,
необходимо обеспечить выполнение всех
функций управления. Но невозможно
эффективно выполнять функции
Руководство - это умственный и физический процесс, который приводит к тому, что подчиненные выполняют предписанные им официальные поручения и решают определенные задачи. Лидерство же, наоборот, является процессом, с помощью которого одно лицо оказывает влияние на членов группы. Лидерство может быть как формальным, так и неформальным.
Члены организации знают, кто их руководитель, а вот ведомые не всегда знают, что их ведут. Наконец, действия лидеров не ограничиваются рамками каких-либо полномочий и структур. В идеале руководитель должен являться лидером и эффективно управлять своими подчиненными. В дополнение к формальным полномочиям, руководителю требуется власть, так как он зависит от людей (от своего непосредственного начальства, подчиненных и коллег). Без содействия этих людей руководитель не может эффективно осуществлять свои функции. Многие руководители также напрямую зависят от людей и организаций, находящихся вне их собственной организации - поставщиков, заказчиков, конкурентов, регулирующих их деятельность ведомств и профсоюзов.
Чем больше зависимость от другого лица, тем больше власть данного лица.
Руководитель должен сознавать, что
поскольку подчиненные часто
тоже обладают властью, использование
им или ею в одностороннем порядке
своей власти в полном объеме может
вызвать у подчиненных такую
реакцию, при которой они захотят
продемонстрировать свою собственную
власть. Поэтому эффективный
Власть может принимать
СТИЛЬ РУКОВОДСТВА в контексте управления - это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации. Стиль может быть автократичным (это одна крайность) демократичным или либеральным (другая крайность) или это будет стиль, сосредоточенный на работе, и стиль, сосредоточенный на человеке.
Автократичное и демократичное руководство
Автократичный лидер в управлении авторитарен. Автократичный руководитель обладает достаточной властью, чтобы навязывать свою волю исполнителям, и в случае необходимости без колебаний прибегает к этому. Автократ намеренно апеллирует к потребностям более низкого уровня своих подчиненных, исходя из предположения, что это тот самый уровень, на котором они оперируют. Автократ прежде всего ориентирован на задачу (теория «Х»)
Согласно теории «X»:1. Люди изначально
не любят трудиться и при любой
возможности избегают работы. 2. У
людей нет честолюбия, и они
стараются избавиться от ответственности,
предпочитая, чтобы ими руководили.
3. Больше всего люди хотят защищенности.
4. Чтобы заставить людей
Организации, где доминирует демократичный
стиль, характеризуются высокой
степенью децентрализации полномочий.
Подчиненные принимают активное
участие в принятии решений и
пользуются широкой свободой в выполнении
заданий. Вместо того, чтобы осуществлять
жесткий контроль за подчиненными в
процессе их работы, руководитель обычно
ждет, когда работа будет выполнена
до конца, чтобы провести ее оценку.
(Конечно, чтобы такой механизм действовал,
он должен быть подкреплен высокоэффективной
системой контроля.) Руководитель тратит
сравнительно большую часть своего
времени, действуя как связующее
звено, обеспечивая соответствие целей
производственной группы целям организации
в целом и заботясь о том, чтобы
группа получала необходимые ей ресурсы.
Поскольку демократичный лидер
предполагает, что люди мотивированы
потребностями более высокого уровня
- в социальном взаимодействии, успехах
и самовыражении, - он или она пытаются
сделать обязанности
52. Отличие
теории ситуационного
53. Харизматическое
(трансформационное) лидерство.
Харизму называют «огнем, воспламеняющим в последователях энергию и преданность, результаты которых превышают стандартные результаты выполнения должностных обязанностей». Харизматический лидер способен вдохновлять и мотивировать сотрудников к деятельности, интенсивность которой превышает обычный уровень, несмотря на сопряженные с нею трудности и даже жертвы. Последователи такого лидера ставят интересы отдела или организации выше собственных интересов. Источниками влияния харизматических лидеров обычно являются: 1) четкое, разделяемое всеми сотрудниками видение будущего; 2) создание системы корпоративных ценностей, разделяемых всеми работниками организации; 3) взаимное доверие руководителя и его подчиненных. Они создают атмосферу перемен, и ими могут овладевать идеи, которые будут возбуждать, стимулировать и заставлять людей, не щадя сил, стремиться к достижению высоких целей.
Харизматические лидеры часто обладают даром визионерского лидерства. Видение – это привлекательная, идеальная картина будущего, в которую можно поверить, но которую нелегко достичь. Харизматические лидеры обычно обладают прочным видением будущего, иногда превращающимся почти что в навязчивую идею, и могут мотивировать других к его практической реализации.
Харизма может использоваться как
для достижения позитивных, выгодных
обществу результатов, так и в
корыстных целях для введения
в заблуждение и для
Трансформационые лидеры во многом напоминают харизматических лидеров, но отличаются особыми способностями к внедрению инноваций и проведению изменений, так как они хорошо знают нужды и заботы подчиненных, помогают им увидеть старые проблемы в новом свете и поощряют их не мириться с текущим положением дел.
Интереснейшая и крайне слабо изученная проблема — взаимодействие лидеров. В России, например, распространено устойчивое убеждение в том, что лидер в организации может быть только один, что менталитет россиян якобы не воспринимает идею множественного лидерства. В рамках этого вопроса находится и теория распределенного лидерства, предполагающая, что при реализации проекта вовсе не обязательно иметь одного и того же лидера на всех его этапах. Лидером на каждом этапе может быть тот член команды, чьи компетенции являются наиболее значимыми для этого этапа; после завершения этапа лидерство передается другому члену команды, а прежний лидер становится ведомым. На первый взгляд такая система выглядит экзотической, однако практика показывает, что именно распределенное лидерство позволяет получать уникальные результаты. Следствием распределенного лидерства является, в частности, специфическое ощущение, возникающее у большинства членов команды: с одной стороны, без усилий каждого ее участника получение результата было бы невозможным, а с другой — никто не может сказать, что именно его усилия оказались решающими для достижения цели.
Важно понимать, каковы условия формирования команды, в которой может реализоваться эта форма лидерства. Одним из них является психологическое равенство членов команды, которые, если воспользоваться редко применяемым в наши дни русским словом, являются ровнями, т.е. обладают примерно равными по значимости достижениями, характеризуются сходным уровнем самооценки и т.д. Второе важнейшее условие реализации модели распределенного лидерства — доверие между членами команды, которое должно быть устойчивым (т.е. непреходящим) и системным (а не диадным, существующим между отдельными членами команды.
Теория заменителей лидерства. В данном подходе предполагается, что ситуационные переменные оказываются настолько сильными, что фактически заменяют или нейтрализуют потребность в руководстве. Сторонники этого подхода стремятся описать условия, в которых стиль руководства частично или полностью теряет свое значение. Субституты лидерства делают руководство менеджера ненужным или избыточным. Например, высококвалифицированные сотрудники, прекрасно понимающие, как они будут выполнять поставленные перед ними задачи, не нуждаются в руководителе, который будет объяснять, что и как им нужно делать. Нейтрализаторы препятствуют использованию руководителями некоторых стилей поведения. Например, если должностные полномочия лидера ограничены или если он географически удален от подчиненных, его возможность давать указания подчиненным существенно уменьшается.
54. Типы команд
в организации. Основные
Командой называют небольшое количество
человек (чаще всего пять - семь, реже
до 15 - 20), которые разделяют цели,
ценности и общие подходы к
реализации совместной деятельности,
имеют взаимодополняющие
Типы команд в организации:
1. Команды, управляемые менеджером. Менеджер действует как лидер и отвечает за определение целей, методов их достижения и функционирование данной команды. Сами команды несут ответственность только за реальное выполнение порученной им работы. Руководство отвечает за мониторинг и управление процессами деятельности, отбор членов команды и взаимодействие с организацией.
2. Самоуправляемые команды. Менеджер или руководитель определяет главную цель команды, но команда пользуется свободой выбора методов для достижения этой цели.