Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 05:02, шпаргалка
Экзаменационные вопросы по дисциплине
«Менеджмент»
38. Понятие организационной
структуры и ее роль в
Организационная Структура управления - упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. Структура управления представляется в виде системы оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и работающими в них людьми.
В рамках оргструктуры персонал выполняет предназначенные ему функции и тем самым достигает целей управления. С помощью оргструктуры осуществляется руководство исполнением функций, регулируется состав исполнителей, контролируются их действия. Любая сложная система строится по иерархическому, многоуровневому принципу. Уровень управления определяется элементами системы, одинаково удаленными от верхнего структурного звена и имеющими схожие права.
Разумно созданная структура системы управления в значительной мере определяет ее эффективность, так как обеспечивает устойчивость связей между множеством составляющих компонентов объекта управления и обеспечивает целостность системы. Она связывает отдельные элементы системы в единое целое, существенно влияет на формы и организацию планирования, оперативного управления, способы организации работ и их координацию, дает возможность измерить и сравнить результаты деятельности каждого звена системы. Структура влияет и на технологию управления, ставит задачи оптимального распределения информации, использования управленческой техники при подборе и расстановке кадров. В сложных системах целое больше, чем сумма их составляющих элементов, свойства и возможности целого превышают свойства и возможности их частей (закон синергии). Суммарный доход от деятельности крупного предприятия оказывается выше, чем сумма показателей отдачи по каждому из его филиалов. Ошибки в структуре приводят к снижению не только эффективности системы управления, но и всей организационной системы в целом; структура следует за стратегией и должна чутко реагировать на ее изменения.
Оптимальная организационная структура, соответствующая динамичным изменениям внешней среды, способна решить следующие задачи: координацию работы всех функциональных служб предприятия, четкое определение прав и обязанностей, полномочий и ответственности всех участников управленческого процесса. Своевременная корректировка структуры способствует повышению эффективности деятельности предприятия, а обоснованный выбор организационной структуры в значительной мере определяет стиль управления и качество трудовых процессов. Каждый руководитель должен понимать, что процесс реструктуризации обязательно затронет организационную структуру предприятий. Более того, моделирование изменения организационной структуры является, по сути дела, начальным шагом процесса реструктуризации.
Отношения между элементами структуры управления поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные.
ВЕРТИКАЛЬНЫЕ СВЯЗИ - это связи
руководства и подчинения, например
связь между директором предприятия
и начальником цеха. Необходимость
в них возникает при
В структуре управления организацией
различаются линейные и функциональные
связи. ЛИНЕЙНЫЕ СВЯЗИ - представляют собой
схему непосредственного
Принципы формирования ОСУ: 1) Организационная
структура управления должна, прежде
всего, отражать цели и задачи организации.
2) Следует предусматривать
Факторы воздействия на ОСУ: 1) Сама организация 2) Стратегия организации 3) Производственная технология 4) Статус организации (коммерческая и некоммерческая, крупная, средняя и малая) 5) Стадия жизненного цикла организации (уровень разделения и специализации труда, его кооперирования и автоматизации) 6) Внешняя среда 7) Организационная форма. 8)Уровень развития информационных технологий.
Типы организационных структур, условия их эффективного использования.
Анализ организационной
Существует пять типов организационных структур: элементарная, функциональная, дивизиональная, сетевая и матричная структура. Основное отличие организационных структур в том, по какому признаку сотрудники объединяются в отделы и перед кем они отчитываются. Различия в структурах во многом определяют задачи, которые ставятся перед сотрудниками, и методы мотивации к труду.
Элементарная организационная
структура отражает двухуровневое
разделение, которое может существовать
только в маленьких организациях.
При такой структуре в
Функциональная
Дивизиональная
Сетевая организационная структура – низкие издержки, высокая конкурентоспособность на мировом уровне.
Матричная организационная структура
отражает закрепление в организационном
построении предприятия двух направлений
руководства. Вертикальное направление
- управление структурными подразделениями
организации. Горизонтальное направление
- управление отдельными проектами
или программами, для реализации
которых привлекаются люди и ресурсы
различных подразделений
39. Дивизиональный
тип оргструктур: схема,
В качестве основного критерия стимулирующего появление д.с. является выпускаемая продукция. Д.с характерна для крупных компаний. Большинство крупнейших корпораций состоят из бизнес-подразделений, призванных решать различные задачи, обслуживать разных клиентов и производить товары, ориентированные на специфические рынки. Д.с. Эффективна в случае, если крупная организация производит товары для разных рынков, так как каждое подразделение (дивизион) представляет собой независимый бизнес (т.о в д.с. подразделения являются автономными бизнес-единицами, в каждой из которых имеются функциональные отделы, обеспечивающие производство).
Д.с. иногда называют товарной, программной и структурой автономных бизнес-единиц.
Выделяют географическую дивизионализацию, здесь формирование подразделений по географическому признаку. Т.о. производство и адаптация товара или услуги к условиям региона позволяет получить дополнительные конкурентные преимущества.
Преимущества д.с: высокая гибкость
и реакция на изменения внешней
среды (так как бизнес -единицы
невелики и хорошо вписываются в
окружение); повышенное внимание к потребностям
потребителей ( так как внимание
сфокусировано на единственной товарной
линии); улучшается координация деятельности
функциональных отделов ( так как
сотрудники находятся «под одной
крышей» и ориентированы на эффективное
производство и продвижение единственной
товарной линии); четкое распределение
ответственности в рамках подразделений
(так как непосредственно
Недостатки д.с: дублирование ресурсов
в подразделениях и высокие издержки
функционирования некоторых самостоятельных
департаментов (потребность в одном
и том же оборудовании); не может
воспользоваться эффектом масштаба;
функциональные отделы маленькие и
как следствие невысокий
Примеры: 1) компания Microsoft включает 7 подразделений,
которые выпускают определенную
продукцию и обслуживают
I. Mc Donald’s в США разделен по
5 регионам (в каждом регионе свой
президент). 2) Основное отличие д.с
от функциональной с. в том,
что возникшие противоречия в
д.с. будут решаться не
40. Организационные
формы и методы управления
проектами. Насколько
Проект – это целенаправленная деятельность временного характера, имеющая своей целью создание уникального продукта или услуги.
Управление проектом – это использование знаний, навыков, методов, средств и технологий при выполнении проекта с целью достижения или превышения ожиданий участников проекта.
Участник проекта: заказчик, инвестор – менеджер проекта – исполнители, поставщики.
Функциональный подход к реализации проекта
Руководителю подчиняются
+ самый дешевый, часть бюджета проекта переходит в ФОТ
- самый длительный, т.к. все коммуникации идут через высшее руководство
Проект КП режется на куски и размазывается по организации, внешних КП не привлекают.
Проектный подход
Высшему руководству подчиняются не только функциональные руководители, но и выделенный менеджер проекта о своей командой. Создается выделенная проектная структура, созданная под конкретный проект. В компании появляется еще одно подразделение.
+ прямая власть менеджера
- самый дорогой
Подходит для территориально удаленных проектов, непрофильных проектов. Напр., рестораны для девелоперов.
Матричный подход: слабая, сбалансированная и сильная матрица
Высшему руководству подчиняются
функциональные руководители и руководитель
проектного офиса, в подчинении которого
находятся менеджеры проектов. Менеджеры
проектов могут общаться как между
собой – по вертикали, так и
с исполнителями других функциональных
руководителей по горизонтали. Осуществляется
определение приоритетов между
проектами при выделении
+ есть менеджер проекта,