Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 05:02, шпаргалка
Экзаменационные вопросы по дисциплине
«Менеджмент»
Цепочка ценностей - Вспомогательные виды деятельности: Исследования и разработки. Действия, издержки и активы, связанные с научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами по созданию и совершенствованию продукции, технологических процессов и отдельных операций, технологий проектирования, необходимого оборудования, программного обеспечения, систем телекоммуникаций, технологий компьютерного проектирования, баз данных, компьютерных систем поддержки производства. Управление персоналом. Действия, издержки и активы, связанные с наймом и подготовкой работников, развитием и социальным обеспечением персонала, трудовыми отношениями, с развитием навыков и опыта, повышением квалификации. Администрирование. Действия, издержки и активы, относящиеся к общему руководству, бухгалтерии и финансам, юридической поддержке, безопасности и обеспечению конфиденциальности, информационной системе управления, заключению стратегических союзов и развитию партнерских отношений, а также другим функциям высшего руководства.
33. Понятие стратегической зоны бизнеса (СЗБ). Характеристики СЗБ и порядок их выделения (российские примеры).
СЗБ – это та ниша рынка, где стратегический потенциал компании наиболее эффективно может быть использован в течение намеченного горизонта стратегического развития компании.
Характеристики СЗБ:
1. Перспективы роста, которые
должны быть выражены не
2. Перспективы рентабельности, которые не совпадают с перспективами роста массы.
3. Ожидаемый уровень
4. Главные факторы успешной
Стратегическая зона бизнеса (Strategic Business Area) – отдельный сегмент окружения, который имеет (или хочет получить) фирма для осуществления бизнеса.
Стратегическая бизнес-единица (Strategic Business Unit) (СБЕ) – организационное подразделение внутри фирмы, ответственное за выработку (и реализацию) позиций фирмы в одной или нескольких зонах бизнеса (СЗБ).
Характеристики СЗБ:
Перспективы роста, которые должны быть выражены не только темпами роста, но и характеристики жизненного цикла спроса.
Перспективы рентабельности, которые не совпадают с перспективами роста массы.
Ожидаемый уровень нестабильности, при котором перспективы теряют определенность и могут измениться.
Главные факторы успешной конкуренции в будущем, которые определяют успех в СЗБ
Управленческое значение концепции
СЗХ состоит в том, что она
дает возможность
СЗХ может рассматриваться и
как отдельный сегмент
Потребность -> Технология -> Тип клиента -> Регион
Регион:
1. Перспективы его роста
- фаза развития спроса
- размеры рынка
- покупательная способность
- наличие торговых барьеров
2. Перспективы рентабельности в нем
- привычки покупателей
- состав конкурентов
- интенсивность конкуренции
- каналы сбыта
- жесткость гос. конкуренции
3. Уровень нестабильности
- экономический
- технологический
- социально - политический
Современная концепция стратегического
планирования предусматривает при
разработке стратегии организации
использование данного
34. Концепция «жизненного
цикла» в стратегическом
В соответствии с теорией жизненного цикла циклические изменения во времени любой потребности и такой ее характеристики, как, например, объем потребления (продажи) какой-либо ценности, проходят следующие стадии: внедрение (зарождение), неравномерный рост (ускорение и замедление роста), зрелость, спад (затухание).
Жизненный цикл спроса, характеризуемый
объемом продаж, может быть представлен
в виде нескольких стадий: 1) Зарождение
спроса. Потребность в конкретном
товаре требует бурного развития
соответствующего производства, рыночная
среда характеризуется наличием
нескольких конкурентов и значительным
объемом потенциальных
Кроме жизненного цикла спроса (ЖЦС), в качестве разновидностей жизненного цикла потребностей выделяют жизненный цикл технологии (ЖЦТех) и жизненный цикл товара (ЖЦТ). ЖЦ процесса удовлетворения спроса с помощью технологии проходит те же стадии, которые проходит любая потребность
Жизненный цикл товара характеризует конкретные закономерности развития оборота, и прибыли фирмы на конкретном рынке во времени, то есть динамику поведения конкурентоспособного товара на рынке. Модель жизненного цикла иллюстрирует, что всякий товар как продукт труда имеет ограничение по периоду продолжительности жизни, в процессе которого он проходит несколько определенных стадий: разработку, внедрение, рост, зрелость, насыщение, спад.
Стадия разработки изделия считается
наиболее важной на всем жизненном
пути товара. Чем эффективнее будет
осуществляться разработка изделия, тем
меньше будут затраты на этой стадии,
тем быстрее фирма выйдет на рынок
с новым товаром и получит
необходимую прибыль. На стадии разработки
предварительно выясняется, нужен ли
будущий товар потребителю, и
если нужен, то в каком объеме? По
результатам технико-
Стадия серийного производства и внедрения характеризуется появлением товара на рынке и ростом объема продажи. Маркетинговая политика, включающая мероприятия по увеличению объема продажи, ориентирована на качество товара, эффективную рекламу, снижение цены, организацию послепродажного сервиса.
Стадия роста характеризуется
увеличением объема продажи, прибыльностью,
снижением расходов на маркетинг, стимулирование
объема сбыта и рекламу. На этой стадии
товар получает признание у потребителей,
спрос на него растет, все усилия
фирмы направлены па быстрое освоение
рынка. Конкурирующие фирмы
Стадия зрелости характеризует
продолжающееся расширение рынка и
абсолютное увеличение, максимизацию
оборота товара. На рынке господствует
интенсивная конкуренция, когда
конкуренты благодаря дополнительным
инвестиционным вложениям пытаются
воздействовать на покупателей средствами
интенсивных инновационных
Стадия насыщения имеет место, когда, несмотря на меры в фазе зрелости товара, рост объемов продаж не наступает и даже намечаются тенденции их падения. Стадия насыщения фактически является стадией борьбы конкурентных товаров. Удержать объем продаж и прибыль на должном уровне в целях стабилизации положения фирмы становится все труднее из-за интенсивной конкуренции.
Стадия спада — завершающая стадия жизненного цикла товара, характеризуется резким снижением объемов продажи, а затем и прибыли. Спад происходит как из-за устаревания товара, так и из-за изменений в технологии, смены предпочтений и вкусов потребителей, а также из-за значительных успехов конкурентов па рынке.
Продолжительность жизненного цикла
колеблется сильно для разных товаров.
Наиболее рациональными в этом случае
являются решения по размещению на
рынках сбыта не одного, а совокупности
товаров с заранее
35. Отражение «жизненного цикла» развития отраслей в матрицах портфельного анализа (Хоффера-Шендлера,АДЛ/ЛС).
Матрица Хофер/Шенделя.
Модель Hofer/Schendel опирается на четкое
разграничение различных
Выделяется 5 принципов стратегического планирования:
Основное внимание модель Hofer/Schendel сосредотачивает на позиционировании существующих видов бизнеса на матрице развития рынка товаров, определении идеального набора из этих видов бизнеса и разработке путей формирования такого идеального набора. По сути есть только два оптимальных бизнес-набора на уровне корпорации: покупка нового (и/или усиление существующего) вида бизнеса или продажа (и/или ослабление существующего) вида бизнеса.
В своей модели Хофер и Шендель предлагают три типа идеального бизнес-набора на уровене корпорации:
Корпорации могут стремиться к
достижению одного «идеального» набора
из трех. Цели,
задачи и требуемые ресурсы для каждого из них различны.
По оси Y отображаются стадии развития рынка. На оси Х отображается относительная конкурентная позиция вида бизнеса в рамках отрасли.
Модель Хофера-Шенделя