Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 13:20, шпаргалка
Работа содержит ответы на экзаменационные вопросы по дисциплине "Менеджмент".
Организационная культура, являясь всепронизывающей составляющей организации, оказывает сильное влияние как на ее внутреннюю жизнь, так и на ее положение во внешней среде. Организационная культура складывается из следующих составляющих:
поведенческие ритуалы, выражаемые в проведении в организации определенных церемоний, в использовании определенных выражений, знаков и т. п.
Вопрос 30. Вклад Э. Мэйо в развитие теории управления.
Элтон Мэйо (1880–1945) пришел к сенсационному в то время открытию, исследуя зависимость производительности труда от физических аспектов работы (например, освещения). После многочисленных экспериментов (хоторнские эксперименты) был сделан вывод о том, что поведение группы может в большой степени не зависеть от рабочих условий или схемы оплаты труда. Выдвинул идею гуманизации труда на промышленном предприятии. Заложил основы модели организации как общины, при этом в качестве ее важнейшей функции рассматривал функцию удовлетворения социальных потребностей человека в условиях кризиса американского общества, распада семьи, падения роли традиционных социальных институтов. Обратил внимание на социальную природу человека (основывался на тезисе о человеке как социальном животном), а также на значение малой группы, лидерства и неформальной организации в регуляции человеческого поведения. Предложил сделать акцент в управлении на стимулировании мотивации и заинтересованности работника в содержании деятельности. Поставил под сомнение универсальность роли денежного вознаграждения как мотива деятельности. Подчеркивал важность интеллектуализации исполнительских функций, максимально возможного использования богатого человеческого потенциала,
Элтон Мэйо положил начало доктрине «человеческих отношений», основными выводами которой являются:
v Люди в основном мотивируются социальными потребностями и ощущают свою индивидуальность благодаря своим отношениям с другими людьми.
v В результате промышленной революции и рационализации процесса труда сама работа в значительной степени потеряла привлекательность, и удовлетворение человек ищет в социальных взаимоотношениях.
v Люди более отзывчивы к социальному влиянию группы равных им людей, чем к побуждениям и мерам контроля, исходящим от руководства.
v Работник откликается на распоряжения руководителя, если руководитель может удовлетворить его социальные, потребности.
v Производительность труда будет более эффективной, индивидуальное вознаграждение подкрепляется групповым, коллективным, а экономические стимулы – социально-психологическими.
Из этого следовало, что главной задачей менеджмента является решение социальных проблем труда, его гуманизация.
В результате Хоторнского эксперимента исследователи открыли и обосновали явление неформальной организации трудовых коллективов. Сутью, которой является наличие в каждой формальной группе своих неформальных лидеров, аутсайдеров, которые регулируют отношения в самой группе, а также отношения группы с руководством.
Вопрос 31. Системный подход менеджмента: характеристика, значение
Системный подход - это подход, при котором любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов, имеющая цель, ресурсы, связь с внешней средой, обратную связь.
В рамках системного подхода рассматривается не процесс менеджмента, а организация как открытая система, в которой изменения одной её части влекут за собой реакцию других частей.
Это очень важно иметь в виду менеджеру, принимающему решение, поскольку именно системный подход, или системный взгляд на организацию позволяет учесть всё многообразие последствий управленческих действий и своевременно отреагировать на эти последствия или заранее продумать компенсационные меры, а также понять взаимозависимость между отдельными частями организации и между организацией и окружающей средой
Значение системного подхода заключается в том, что менеджеры могут проще согласовывать свою конкретную работу с работой организации в целом, если они понимают систему и свою роль в ней. Это особенно важно для генерального директора, потому что системный подход стимулирует его поддерживать необходимое равновесие между потребностями отдельных подразделений и целями всей организации. Он заставляет его думать о потоках информации, проходящих через всю систему, а также акцентирует внимание на важности коммуникаций. Системный подход помогает установить причины принятия неэффективных решений, он же предоставляет средства и технические приемы для улучшения планирования и контроля.
Вопрос 32. Ситуационный подход в менеджменте: характеристика, значение
Как и системный,
ситуационный подход не является простым
набором предписываемых руководств,
это скорее способ мышления об организационных
проблемах и их решениях. В нем
также сохранена концепция
Ситуационный
подход пытается увязать конкретные
приемы и концепции с определенными
конкретными ситуациями для того,
чтобы достичь целей
Ситуационный подход концентрируется на ситуационных различиях между организациями и внутри самих организаций. Он пытается определить, каковы значимые переменные ситуации и как они влияют на эффективность организации.
Методологию ситуационного подхода можно объяснить как четырёхшаговый процесс:
Значение
ситуационного подхода состоит
в необходимости учета
Вопрос 33. Классическая школа менеджмента: характеристика, значение
Классическая
школа (Административная) занимается изучением
роли и функции менеджера. Считалось,
что как только будет возможным
определить сущность работы управляющего,
можно будет выявить
Главная фигура этой школы – А. Файоль (1841-1925). Он написал «Учение об управлении» (1923).
Файоль разделил процесс управления на 5 функций:
На базе учения
Файоля в 20-х годах было сформировано
понятие организационной
Разработка
Файолем принципов управления признана
самостоятельным результатом
Вопрос 34. Инженерная школа менеджмента: характеристика, значение
Школа научного управления зародилась в США в начале ХХ века. Движение научного управления возглавил Тейлор (1856-1915). Его книга «Принципы научного управления» (1911) считалась началом признания менеджмента наукой, в своих научных трудах Тейлор заинтересовался не эффективностью деятельностью отдельных людей, а эффективностью деятельности организации в целом. Тейлор разработал ряд научных методов организации труда:
Главное открытие
Тейлора – можно заранее
Вопрос 35. Уровни управления в организации: характеристика, взаимосвязи
Уровни управления — лица, занятые управленческой деятельностью, по месту и уровню, занимаемых в системе управления, подразделяют на менеджеров высшего, среднего и низшего уровня. Уровни управления образуют управленческую пирамиду, которая показывает, что на каждом последующем уровне управления находится меньшее количество менеджеров, чем на предыдущем уровне.
Высший уровень управления:
Руководители
– ген директор, президент, вице-президенты.
Члены правления, совета директоров.
Их кол-во составляет 3-7% от общего числа
управленческого персонала. Менеджеры
высшего уровня управления решают главные
проблемы функционирования и развития
организации, занимаются стратегическим
управлением, долгосрочным планированием,
взаимодействием с внешней