Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 13:20, шпаргалка
Работа содержит ответы на экзаменационные вопросы по дисциплине "Менеджмент".
В условиях оборонительной стратегии имеет место перестройка всех сфер деятельности организации на основе жесткой централизации управления ею. Обычно наступательный характер имеют стратегии роста и умеренного роста; наступательно-оборонительный — комбинированная стратегия; чисто оборонительный — стратегия сокращения деятельности.
Вопрос 46. Эволюция менеджмента как науки
Эволюция менеджмента как науки.
Управление было признано самостоятельной областью деятельности только в 20 веке, т.е. до 20 века управление не существовало системно. Концепция управления развивалась в течение долгого времени (≈ с середины 20 век до 20-х гг. 20 в.). Основной силой, подстегнувшей интерес к управлению, была промышленная революция, которая началась в Англии. Но идея того, что управление само может внести существенный вклад в развитие и успех организации впервые зародился в США.
Появление управления как науки, области научных исследований частично было:
ü ответом на потребности большого бизнеса;
ü попыткой воспользоваться преимуществами техники, созданной в период промышленной революции;
ü попыткой небольшой группы людей открыть наиболее эффективные способы выполнения работы.
Развитие управления как научной дисциплины не представляет собой серию последовательных шагов вперед. Скорее это было несколько подходов, которые часто совпадали. К настоящему времени известны 4 важнейших подхода:
1. Школа науч упр-ия (НУ) (1885-1920).
Ф.Тейлор, Фрэнк, Гилберт и Грантт, создатели школы (НУ), полагали, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ, можно усоверш-ть многие операции ручного труда, добиваясь их более эффективного выполнения. Ключевым элементом в данном подходе было то, что люди, которые производили больше, получали больше. Авторы признавали возможность работы с людьми, к-ые физически и интеллектуально соответствовали выполняемой ими работе. Тейлор и его современники также признавали, что работа по упр-ию – это определяющая специальность и что орг-ия в целом выиграет, если каждая группа работников сосредоточится на том, что она делает успешнее всего.
2. Классич школа упр-ия/административная (АШ) (1920-1950).
Были сформулированы 14 универсальных принципов упр-ия: разделение труда; полномочия и ответственность: где даются полномочия, там возникает отв-ть; дисциплина; единоначалие: работник должен получать приказы от одного нач-ка; единство напр-ия; подчинение личных интересов общим; вознаграждение персонала: справедливая оплата за свою работу; централизация: степень спец-ии может варьироваться в зависимости от конкретных усилий; скалярная цепь: Файоль (Ф): «Было бы ошибкой отказаться от иерархии системы без определенной необх-ти в этом. Но было бы еще большей ошибкой поддерживать эту иерархию, если она наносит ущерб бизнесу»; порядок: Ф: «Место для всего и все на своем месте»; справедливость: Ф: «Сочетание доброты и правосудия»; стабильность рабочего места для персонала; инициатива: Ф: «Инициатива – это необх-ть разработки плана и обесп-ие его успешной реализации»; корпоративный дух: создание единой команды.
3. Школа человеч отн-ий (1930-1950). Фоллет и Мэйо. Фоллет определил М как обеспечение выполнения работы с помощью других лиц. Мэйо обнаружил, что четко разработанные рабочие операции и хорошая з/п не всегда вели к повышению произв-ти труда. Мотивами поступков людей явл-ся не экономич силы, а различные потребности, которые лишь частично и косвенно могут быть удовлетворены с помощью денег. Создатели этой школы рекомендовали использовать приемы упр-ия человеч отн-ми, включавшие более эффективные действия со стороны начальников.
4. Школа поведенческих наук (ШПН) (1950-наст время). Арджирис, Лайкерт, Маггрегор. ШПН в большей степени стремилась оказать помощь работнику в осознании своих собственных возможностей, повысить эффект-ть орг-ии за счет эффект-ти исп-ия человеч ресурсов.
Вопрос 47. Менеджмент и его функции
Менеджмент- это управление хозяйственной деятельностью организации в условиях рынка.
Функции менеджмента — это виды управленческой деятельности, которые обеспечивают формирование способов влияния на деятельность организации.
На сегодняшний день к функциям менеджмента относится:
Вопрос 48. Деятельность менеджера по реализации планов предприятия
Высшее руководство фирмы отвечает за разработку и реализацию планов. Для разработки и реализации планов каждый менеджер должен пройти 5 этапов планирования:
1. Углубленное
изучение состояния среды,
2. Высшее
руководство должно принять
Здесь
проводится оценка ресурсов, принимаются
решения по их распределению
и стимулированию персонала.
3. Принимается решение по поводу организации структуры.
4. Проведение
изменений в фирме, без
Для того,
чтобы успешно провести
а) составить сценарий возможного сопротивления;
б) провести необходимые действия с целью ослабления стремления к сопротивлению;
в) уменьшить реальное сопротивление;
г) закрепить изменение.
5. Руководство
должно провести пересмотр
Вопрос 50. Организационная культура: понятия, функции
Организационная культура — это система общепринятых в организации представлений и подходов к постановке дела, к формам отношений и к достижению результатов деятельности, которые отличают данную организацию от всех других.
Функции:
Вопрос 51. Школа «человеческих отношений»: краткая характеристика, значение, роль.
Школа человеческих
отношений появилась на рубеже 30-х
годов, предложила концепцию рассмотрения
менеджмента с позиции
Вопрос 53. Формы и методы морального стимулирования труда
Основные методы морального стимулирования:
Нематериальные стимулы очень многообразны и делятся на три группы: социальные, моральные, социально-психологические. Используя их в комплексе, можно добиться высокой эффективности.
Социальные
стимулы связаны с потребностью
работников в самоутверждении, с
их стремлением занимать определенное
общественное положение, с потребностями
в определенном объеме власти. Эти
стимулы характеризуются
Моральные стимулы
к труду связаны с
Личное
признание подразумевает, что
особо отличившиеся работники
будут отмечены в специальных
докладах высшему руководству
организации. Они могут быть
представлены лично
Публичное
признание выражается в
К моральным стимулам относятся похвала и критика.
Социально-психологические стимулы вытекают из той особой роли, которую играет общение в жизни человека. Именно общение является коренной потребностью и условием нормальной жизнедеятельности человека. Поэтому комфортный климат в коллективе, обеспечивающий нормальное общение, позволяет самореализовываться человеку, является прекрасным стимулом к ощущению удовлетворенности работника в труде.
Вопрос 54. Моральное и материальное стимулирование труда
Моральное стимулирование
является самой развитой и широко
применяющейся подсистемой
Моральные стимулы:
Материальное стимулирование – это поощрение работников денежными выплатами по результатам трудовой деятельности.
Материальные стимулы: