Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 16:06, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Менеджменту»
1Сущность менеджмента, его
Менеджмент— система программно-целевого управления
Характерные черты менеджмента включают следующее аспекты (рис. 4.3).
Аспекты характерных черт менеджмента | |||
Экономический |
Социально-психологический |
Правовой |
Организационно-тезнический |
Рис. 4.3. Характерные черты менеджмента
Содержание экономического аспекта составляет управление персоналом производства, в ходе которого достигается эффективная координация материальных и трудовых ресурсов.
Социально-психологические аспекты характеризуют деятельность по организации и руководству усилиями всего персонала фирмы для достижения поставленных целей. Сюда относится система власти, регулирующая отношения между руководителем и подчиненным, а также социальная функция, в которой отражаются культура общества, его традиции, ценности и обычаи.
Правовой аспект менеджмента отражает структуру государственных, политических и экономических институтов, проводимую ими политику и определяемое ими законодательство.
Важнейшее значение
имеют положения торгового
Организационно-технический аспект менеджмента включает рациональную оценку ситуации и систематический отбор целей и задач, последовательную разработку стратегии для решения различных задач, упорядочения требуемых ресурсов, рациональное проектирование, организацию, руководство И контроль действий, необходимых для достижения избранных целей, мотивацию и вознаграждение сотрудников.
В зависимости от видов и последовательности деятельностименеджмент разделяют на три стадии (рис. 4.4).
Стратегические управление |
Оперативное управление |
Контроль |
Рис. 4.4. Стадии менеджмента
Стратегическое управление включает:
♦ выработку цели менеджмента;
♦ прогнозирование как предвидение результатов развития,совершающегося под действием существующих факторов;
♦перспективное планирование как систему мер по преодолению отклонения прогнозируемых результатов от поставленной цели.
Оперативное управление включает деятельность по реализации вышеуказанных мер:
♦ организацию нужной структуры и необходимых ресурсов;
♦ руководство как распорядительство (мотивацию) в условиях созданной структуры.
Контроль включает анализ достигнутых результатов и выступает как исходный пункт нового цикла управления.
Эффективный менеджмент предполагает единство всех черт и стадий процесса управления.
2Управленческий процесс и его элементы.
Концепция управленческого процесса применима ко всем типам организаций, поскольку процессный подход определяет лишь основные общие шаги при управлении и предоставляет возможность их использования и выбора содержания в зависимости от условий каждой конкретной фирмы.
Функции управляющей системы, т.е. менеджмента, определяет всего несколько основных видов функций:
а) Планирование;( процесс подготовки на перспективу решения о том, что должно быть сделано, как, когда, какие и сколько ресурсов должно быть использовано.)
б) Организация;(Этапы: 1. структурная организация (включает структуру полномочий и структуру коммуникаций; 2. организация процесса производства (включает организацию работы персонала, работы во времени, работы в пространстве)
в) Стимулирование /мотивация/;(Мотивация - максимальное удовлетворение потребности работников организации в обмен на их эффективную работу.)
г) Контроль.(Контроль - процесс обеспечения того, что организация действительно достигла своей цели.)
Методы управления организацией- это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей. (Психологические методы управления, Экономические методы управления, Административные методы управления)
3Основные разновидности менеджмента.
Основные разновидности менеджмента
1.Стратегический менеджмент — менеджмент, который занимается решением наиболее важных, глобальных проблем организации в целом. Стратегический менеджмент направлен на определение глобальных целей, к которым стремится организация. Основным объектом внимания стратегического менеджмента являются:1) миссия организации; .2) проблемы внешней среды организации;3) установление планов в долгосрочной перспективе;
2.Производственный менеджмент
3.Менеджмент персонала направлен на то, чтобы повысить эффективность использования персонала. Менеджер, работающий в данной сфере, должен решать вопросы, связанные с поиском, обучением и повышением квалификации сотрудников. Кроме того, в задачи менеджера по работе с персоналом входит разработка методов стимулирования и вознаграждения работников, благодаря которым их работа будет более плодотворной. Наконец, менеджер по персоналу должен следить за тем, чтобы профессиональный уровень работников был достаточно высоким.
4. Маркетинговый менеджмент «
5.Инновационный менеджмент направлен на создание и внедрение новых видов товаров или услуг, а также технологий. Для этого необходимо провести многочисленные исследования, решить, в каком именно виде товар будет благоприятно воспринят на рынке, определить, как сделать издержки на производство товара минимальными. Естественно, инновационный менеджмент решает вопросы, связанные с внедрением новых разработок в производство.
4Основные принципы и
функции менеджмента в
Принципы менеджмента
Специфические особенности менеджмента, т.е. творчества менеджеров, реализуются с помощью определенных принципов.
Принципы – правила, нормы, предписания к действию.
Рыночная концепция
лояльность к работающим;
ответственность – обязательное условие успешного менеджмента;
атмосфера в фирме, способствующая раскрытию способностей сотрудников;
своевременная реакция на изменения окружающей среды;
установление долевого участия каждого сотрудника в общих результатах;
методы работы с людьми, обеспечивающие их удовлетворенность собственным трудом;
коммуникации, пронизывающие фирму по горизонтали и по вертикали;
непосредственное участие
честность и доверие к людям;
умение менеджера слушать всех, с кем он сталкивается в своей работе;
этика бизнеса – золотое правило менеджмента;
качество личной работы и ее постоянное совершенствование;
опора на фундаментальные основы менеджмента: качество, затраты, сервис, нововведения, контроль ресурсов, персонал.
Функции менеджмента
Специфические особенности менеджмента, т.е. творчества менеджеров, реализуются с помощью определенных функций.
Функции – виды деятельности, с
помощью которых субъект
Функции управления бывают:
общие – часть управленческого цикла, характеризующаяся регулярным видом деятельности;
конкретные – определяются по принадлежности к конкретной стадии производственного процесса;
специальные – подфункция конкретной функции.
При этом объективно необходимые функции – это:
организационно-техническая (согласование и координирование деятельности в процессе производства);
социально-экономическая (контроль за трудом, использованием машин и механизмов).
Любое предприятие рассматривается как сложная система, для которой необходимо определить состав функций управления и учесть следующие факторы:
ресурсы: материальные, трудовые, финансовые, оборудование, здания, сооружения, информация, производственная технология, продукт;
содержание процесса управления: планирование, организация, регулирование, контроль, учет;
цикл принятия управленческого решения: подготовка, утверждение, внедрение, оценка;
стадии жизненного цикла продукта.
5Системный характер
Управление обладает свойством системности, поэтому его изучение мы начинаем со знакомства с основными положениями теории систем.
В переводе с греческого слово «система» означает «соединение, целое, составленное из частей». Единство элементов системы возникает в результате того, что между ними устанавливаются связи, т. е. реальные взаимодействия, которые можно охарактеризовать по следующим категориям:
1. тип (бывают связи последовательные, сходящиеся, расходящиеся);
2. сила воздействия или влияния;
3. характер (связи могут быть подчиненными, равноправными, безразличными); кроме того по характеру связей в системе могут быть односторонними или взаимными);
4. степень постоянства (эпизодические, регулярные и проч.).
Система характеризуется радом основных признаков. Во-первых, как уже говорилось, она представляет собой набор относительно самостоятельных элементов (отдельных частей), которые играют роль подсистем. Свойства элементов определяют их место в системе и реализуются в соответствующих функциях. Выделяются две разновидности элементов: рабочие (основная функция состоит в преобразовании исходных факторов в определенный результат) и защитные. В каждой системе естосновной системообразующий элемент, который в той или иной степени обеспечивает единство всех остальных. Если он определяется природой системы, то называется внутренним, в противном случае - внешним. В социальных системах этот элемент может быть как явным, так и неявным. В результате воздействия системообразующего элемента у остальных элементов формируются общесистемные качества, т. е. признаки, свойственные каждому из них в отдельности и системе в целом.
Во-вторых, в каждой системе существует механизм взаимодействия, посредством которого все элементы системы взаимодействуют между собой и с системой в целом. В результате этого возникает влияние одних элементов системы на другие
6Система управления: субъект и объект. Специфические свойства систем управления.
Управление - процесс воздействия
субъекта на объект в целях перевода
его в новое качественное состояние
или поддержания в
Субъект управления направляет объекту управления импульсы воздействия, которые содержат в себе информацию относительно того, как должен функционировать в дальнейшем объект управления. Данные импульсы будем называть управленческими командами.
Для того чтобы между двумя субъектами
существовала управленческая связь
и соответственно осуществлялось управленческое
взаимодействие, необходимо, чтобы
между этими субъектами существовали
отношения управления. Они являются
основой возможности
3. Объекты управления
Объект управления получает управленческие команды и функционирует в соответствии с содержанием данных команд.
Необходимым является наличие у субъекта управления рычагов воздействия (мотивации) на ОУ, с помощью которых можно побуждать его выполнять управленческие команды (это условие определяет принципиальную возможность или невозможность субъекта управления осуществлять управление).