Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 16:06, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Менеджменту»
К неэкономическим стимулам
относят организационные и
Организационные стимулы:
– вовлечение работников к участию в делах
организации
– приобретение работником новых знаний
и навыков
– обогащение труда
Морально-психологические стимулы:
– профессиональная гордость
– присутствие вызова показать свои способности
– признание авторства результата
– высокая личная и публичная оценка
– высокие цели, воодушевляющие на эффективный
или даже самоотверженный труд
– психологическая атмосфера
– предоставление всем равных возможностей
для самореализации вне зависимости от
должности, личных заслуг, прошлых вкладов
и т.д.
Связь экономической и неэкономической
мотивации обязательна. Яркий тому пример
– продвижение в должности, где рост неэкономического
стимулирования (гордость, власть, и т.д.)
сопровождается экономическим стимулом
роста зарплаты.
51Роль персонала в
Основной задачей управления человеческими ресурсами является наиболее эффективное использование способностей сотрудников в соответствии с целями предприятия и общества. При этом должно быть обеспечено сохранение здоровья каждого человека и установлены отношения конструктивного сотрудничества между членами коллектива и различными социальными группами.
Управление человеческими ресурсами предприятия включает комплекс взаимосвязанных видов деятельности: определение потребности в рабочих, инженерах, менеджерах различной квалификации, исходя из стратегии деятельности фирмы; анализ рынка труда и управление занятостью; отбор и адаптация персонала; планирование карьеры сотрудников фирмы, их профессионального и административного роста; обеспечение рациональных условий труда, в том числе благоприятной для каждого человека социально-психологической атмосферы; организацию производственных процессов, анализ затрат и результатов труда, установление оптимальных соотношений между количеством единиц оборудования и численностью персонала различных групп; управление производительностью труда; разработку систем мотивации эффективной деятельности; обоснование структуры доходов, степени их дифференциации, проектирование систем оплаты труда; организацию изобретательской и рационализаторской деятельности; участие в проведении тарифных переговоров между представителями работодателей и работополучателей; разработку и осуществление социальной политики предприятия; профилактику и ликвидация конфликтов. Объем работ по каждой из этих функций зависит от размеров предприятия, характеристик производимой продукции, ситуации на рынке труда, квалификации персонала, степени автоматизации производства, социально-психологической обстановки на предприятии и за его пределами.
52Методы оценки эффективности персонала.
Оценка персонала - это целенаправленный процесс установления соответствия качественных характеристик персонала требованиям должности или рабочего места.
Методы оценки потенциала работников
1. Центры оценки персонала. . Использование большого количества различных методов и обязательное оценивание одних и тех же критериев в разных ситуациях и разными способами существенно повышает прогностичность и точность оценки.
2. Тесты на профпригодность. Их цель — оценка психофизиологических качеств человека, умений выполнять определенную деятельность.
3. Общие тесты способностей. Оценка общего уровня развития и отдельных особенностей мышления, внимания, памяти и др
4. Биографические тесты и изучение биографии. По данным личного дела прослеживается ход развития работника, на основе чего делаются выводы о его перспективах.
5. Личностные тесты. Психодиагностические тесты на оценку уровня развития отдельных личностных качеств или отнесенность человека к определенному типу.
6. Интервью. Беседа, направленная на сбор информации об опыте, уровне знаний и оценку профессионально важных качеств претендента.
7. Рекомендации. Если рекомендацию профессионалу представляет человек, очень известный в кругах специалистов, то данная рекомендация будет более обоснованной.
8. Нетрадиционные методы. используют полиграф (детектор лжи), психологический стрессовый показатель, тесты на честность или отношение к чему-либо, установленному компанией..
53Понятие и виды карьеры.
Карьера - совокупность должностей, которые занимал и занимает на данный момент работник (фактическая карьера) или может занимать работник (плановая карьера).
Различают два вида карьеры: профессиональную
и внутриорганизационную.
Профессиональная карьера - характеризуется
тем, что конкретный сотрудник в процессе
своей профессиональной деятельности
проходит различные стадии развития: обучение,
поступление на работу, профессиональный
рост, поддержка индивидуальных профессиональных
способностей, уход на пенсию. Эти стадии
конкретный работник может пройти последовательно
в разных организациях;
Внутриорганизационная карьера - охватывает
последовательную смену стадий развития
работника в рамках одной организации;
реализуется в трех основных направлениях:
- вертикальное - именно с этим направлением
часто связывают само понятие карьеры,
т.е. в этом случае продвижение наиболее
заметно. Под вертикальным направлением
понимается подъем на более высокую ступень
структурной иерархии;
- горизонтальное - имеется в виду либо
перемещение в др. функциональную область
деятельности, либо выполнение определенной
служебной роли на ступени, не имеющей
жесткого формального закрепления в организационной
структуре (например, выполнение роли
руководителя временной целевой группы,
программы и т.п.). К горизонтальной карьере
можно отнести также расширение или усложнение
задач на прежней ступени (как правило,
с адекватным изменением вознаграждения);
- центростремительное - под центростремительной
карьерой понимается движение к ядру,
руководству предприятия. Например, приглашение
работника на недоступные ему ранее встречи,
совещания как формального, так и неформального
характера, получение сотрудником доступа
к неформальным источникам информации,
доверительные обращения, отдельные важные
поручения руководства
54Система управления карьерой. Принципы продвижения рабочих.
Система управления персоналом - порядок взаимодействия между собственниками, руководством и сотрудниками, основанный на механизме сочетания совместных интересов.
Карьерная система - возникла в западных ТНК. Характерные черты этой системы:
Отметим
основные принципы, на которых должно
строиться продвижение рабочих:
* последовательное, планомерное, непрерывное
движение рабочих от низших к высшим ступеням
профессиональной квалификации;
* построение трудовой карьеры таким образом, чтобы на каждой
последующей работе в наибольшей степени
использовались знания и опыт, полученные
на предыдущей;
* непрерывное развитие и обогащение образовательного,
культурного уровня и профессионального
опыта рабочих, сохранение их здоровья;
первоочередное продвижение рабочих,
занятых на непривлекательных и с неблагоприятными условиями труда рабочих
местах;
* преимущественное предоставление работы
на местах с благоприятными условиями труда и по профессиям сложного труда
работникам данного предприятия;
* информированность рабочих предприятия
о перспективах продвижения и о реальном
продвижении;
* моральная и материальная заинтересованность
рабочих в профессионально-
* создание благоприятных условий для
профессионального продвижения отдельных
социально-демографических групп.
55Организационная культура: параметры, типы, механизм поддержания.
Организационная культура — это «философские и идеологические представления, ценности, убеждения, верования, ожидания, аттитюды и нормы, которые связывают организацию в единое целое и разделяются её членами». Это доминирующая атмосфера, царящая в организации.
под параметрами организационной культуры понимаются общие признаки, на основе которых разные культуры можно классифицировать и сопоставлять друг с другом, для чего обычно используется одна или две их пары.
Основными признаками организационной культуры являются:
1) отношение членов организации к новому, к переменам;
2) степень приятия делового риска;
3) ориентированность на решение личных проблем или инструментальных задач;
4) степень централизации принятия решений;
5) социально допустимая
дистанция между
6) степень формализации и регламентированности деятельности, подчинения планам, правилам и процедурам;
7) соотношение коллективизма и индивидуализма;
8) отношение к женщинам и слабым вообще;
9) характер отношений
между работниками и
10) стиль управления;
11) ориентация людей на
сотрудничество или
12) источник власти;
13) принципы оценки
Характеристики типов организационной культуры
Индикатор развития культуры |
Тип организационной культуры |
||
корпоративная |
гражданская |
||
Ориентация |
Регламентируется и регулируется в основном внутренняя жизнь организации |
Направлена на включение организации в более широкое гражданское сообщество |
|
Степень открытости |
Закрытая (или полузакрытая) система, ограничивающая «вход» в организацию посторонних участников |
Открытая система, доступная для вхождения других участников, не принадлежащих формально к организации |
|
Степень автономности |
Личная и групповая зависимость членов организации от ее руководства |
Личностная автономия при условии соблюдения организационно-правовых норм |
|
Уровень разнообразия |
Униформность и однотипность организационных норм и принимаемых решений |
Плюрализм культурных образцов и толерантность в их исполнении или обмене (при наличии общей стратегии) |
|
Стиль руководства |
Директивный стиль руководства
и взаимоотношений в |
Демократичность в организации, преобладание горизонтальных отношений |
|
Механизм принятия решений |
Декларируемая свыше или принятая формальным большинством организации система представлений о приоритетах ее развития |
Выработка приоритетных решений происходит снизу вверх и во многом независимо от мнения формального руководства |
|
Роль личности |
Доминирование групповых (коллективистских)
идеалов и ценностей |
Преобладание индивидуально- |
|
Традиции |
Сочетание рационально обоснованных решений с имеющимися в организации традициями |
Развитие иных ценностно-рациональных начал организации в противовес или в дополнение существующим традиционным устоям |
|
Инновационные процессы |
Дозированное использование нововведений при сохранении и развитии наиболее жизнеспособных образцов |
Сфера распространения инноваций определяется в зависимости от меры и объема возможностей свободного развития работников |
Методы поддержания организационной культуры.
-Поведение руководителя (показывая пример такого отношения к делу, такого поведения, которые предполагается закрепить и развить у подчиненных
-Заявления, призывы, декларации руководства
-Реакция руководства па поведение работников в критических ситуациях
-Обучение персонала.
-Критерии, лежащие в основе назначений и продвижений по службе.
-Система стимулирования
-Критерии отбора в организацию
-Поддержание оргкультуры в процессе реализации основных управленческих функций
-Организационные ритуалы, традиции, правила и порядки
-Широкое внедрение корпоративной символики
56Процесс формирования
организационной культуры в
внешняя среда оказывает значительное влияние на организацию, что, естественно, сказывается на ее культуре. Однако, как свидетельствует
практика, две организации, функционирующие в одном и том же окружении, могут иметь очень разные культуры. Это происходит потому, что через свой совместный
опыт члены организации по-
должно быть сделано. Вторая — это внутренняя интеграция : как работники организации решают свои ежедневные, связанные с их работой и жизнью в
организации проблемы.
Процесс внешней адаптации и выживания связан с поиском и нахождением организацией своей ниши на рынке и ее приспособлением к постоянно меняющемуся
внешнему окружению. Это процесс достижения организацией своих целей и взаимодействия с представителями внешней среды.
Используя выработанный совместный опыт, члены организации развивают общие подходы, помогающие им в их деятельности. Люди должны знать реальную миссию
своей организации, а не то, что так красиво заявляется с высоких трибун для акционеров. Это поможет им сформировать понимание их вклада в выполнение
организацией своей миссии.
Следующая группа вопросов относится к установлению целей и выбору средств их достижения. В одних организациях работники участвуют в установлении целей и
таким образом принимают на себя ответственность за их достижение. В других — работники участвуют только в выборе методов и средств достижения целей, а в-
третьих — может не быть ни того, ни другого или быть и то, и другое (рис. 17 ).
В любой организации ее работники
склонны участвовать в
выделять из внешнего окружения важное и неважное для организации;
разрабатывать пути и способы измерения достигнутых результатов;
находить объяснения успеху и неудаче в достижении целей.