Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 16:06, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Менеджменту»
Власть, основанная на принуждении,
может осуществляться через физическое
насилие или факторы
Власть через вознаграждение предъявляет высокие требования к руководителю, в частности, по точной и объективной оценке меры вклада отдельных исполнителей в достижение общей цели. Руководитель не всегда располагает и достаточными возможностями и ресурсами. К ослаблению власти через вознаграждение приводит поощрение при невыполнении задания.
Законная власть формируется через правовые процедуры. Действенность ее в значительной мере определяется не только легитимностью и строгостью мер воздействия, но и уровнем культуры подчиненных
Власть эксперта основывается на компетентности руководителя. Компетентность определяется рядом факторов - талантом, общим образованием и профессиональной подготовкой, опытом
Властью примера обладают руководители, влияющие на поведение подчиненных благодаря своей привлекательности, выдающимся личным качествам, стилю общения.
Потребность во власти также может стать источником власти. Такую потребность, проявляющуюся в необходимости оказывать влияние на других, имеют все люди. В обостренной форме эта потребность проявляется у лиц, страдающих невротическими отклонениями. Возможен и “здоровый карьеризм” у людей, имеющих позитивную мотивацию.
Власть на информацию может иметь организационную основу, когда доступ к этой информации руководитель получает по должности. Например, руководители цехов, отделов предприятия получают нормативные документы, участвуют в различных совещаниях, семинарах, где получают различную информацию.
Власть связей также имеет
двойственную основу. Ясно, что чем
более высокую должность
Право на власть предполагает организационную основу - наличие определенной должности в организации.
43Способы
воздействия на подчиненных:
Менеджер должен
понимать, что для того, чтобы
обладать властью, ему надо держать
под своим контролем что-либо,
имеющее большое значение для исполнителя,
что создает зависимость от руководителя
и заставит исполнителя действовать в
соответствии с желанием менеджера.
Имеется
две формы влияния, которые побуждают
исполнителя к активному сотрудничеству:
- убеждение –
эффективная передача своей точки зрения,
основанная на власти примера и эксперта.
Исполнитель полностью понимает, что он
делает и для чего;
- участие (привлечение)
– в данном случае, руководитель не навязывает
исполнителю свою волю, а привлекает его
к участию в процессе управления. Доказано,
что исполнители эффективнее выполняют
ту задачу, которая сформулирована при
их участии.
44Основные подходы к лидерству.
В теории лидерства выделяют
четыре основных подхода, которые объясняют,
что делает лидера эффективным: Подход
с позиции личных качеств (теория
черт); Подход с позиции власти и
влияния; Поведенческий подход; Ситуационный
подход.
Подход с позиции личных качеств к исследованию
лидерства относится к ранним подходам,
который ставил своей целью выявить свойства
как личностные характеристики эффективных
руководителей.
Подход с позиции власти и влияния описывает
эффективность лидерства в терминах властных
полномочий, типов власти. Власть важна
не только в плане в плане влияния на подчиненных,
но и влияния на партнеров, клиентов, вышестоящих
руководителей и поставщиков.
Поведенческий подход предполагает изучение
того, что лидеры и руководители делают
на самом деле. Главная цель этого подхода
состоит в том, что если существуют специфические
особенности поведения лидера, обеспечивающее
его успешность, следовательно, мы можем
обучать лидерству, создавать специальные
программы, которые позволят сформировать
эффективные модели поведения лидера.
Ситуационный подход к лидерству реализуется
в двух основных направлениях исследования.
Первое изучает лидерское поведение как
зависимую переменную от ситуации. Второе
направление акцентирует свое внимание
на ситуациях и рассматривает влияние
лидера на их изменение.
45Теории
лидерства поведенческого
Основные теории лидерства различают два возможных поведения лидера:
В целом поведенческие теории лидерства способствовали усилению внимания к вопросам обучения эффективным формам поведения. Задача организации представлялась не только в том, чтобы распознать эффективного лидера в процессе отбора персонала, но и в том, чтобы научить его навыкам успешного управления людьми.
Поведенческий подход заложил основы для классификации стилей руководства, направил усилия менеджеров на поиск оптимального стиля, однако уже в начале 1960-х гг. стал рассматриваться как ограниченный, так как не учитывал целого ряда других важных факторов, определяющих эффективность управленческой деятельности в той или иной ситуации.
46Ситуационные
подходы к эффективному
Ситуационный подход к лидерству реализуется в двух основных направлениях исследования.
Первое изучает лидерское
поведение как зависимую
Модель Фидлера рассматривает три основных переменных: отношение между руководителем и членом группы, структура задачи и должностные полномочия. Производительность группы, в соответствии с этой моделью, зависит от стиля лидерства и благоприятной ситуации.
Подход Митчелла
и Хауса «путь – цель» указывае
Модель принятия решений руководителя Врума – Йеттона основана на пяти видах поведения и семи потенциальных ситуациях.
.
47Природа и сущность мотивации.
Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации. Современные теории мотивации основаны на введение в управление элементов психологии. Мотив к определенному действию человека служат его потребности:
Теория иерархий потребностей по А.Маслоу:
Потребности более высокого уровня, прежде чем они станут важными, должны быть удовлетворены ниже лежащие потребности.
Факторы мотивации:
48Содержательные теории мотивации.
к содержательным теориям относятся:
1. Теория А.Маслоу, пять основных видов потребностей человека – это:
Особенности данной теории в том, что
потребности нижних уровней требуют
первоначального
2. Теория Д.Мак-Клеланда, три уровня потребностей:
3. Теория двухфакторная Ф.Герцберга, он считал, что две группы факторов влияют на поведение людей:
49Процессуальные теории мотивации.
 этих теориях анализируется, как человек распределяет свои усилия для достижения различных целей, как выбирает конкретный свой тип поведения. Поведение личности обычно определяется не только ее потребностями и ожиданий связанных с данной ситуацией.
К процессуальной теории мотивации персонала относятся:
1. Теория ожидания (В.Врума), основная мысль которой состоит в надежде человека, на то, что его тип поведения приведет к удовлетворению его потребностей. Для теории характерны три ключевых аспекта:
Применяя данную теорию руководители должны учитывать:
2. Теория справедливости (С.Эдамса), акцентируется на том, что люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения и своим затраченным усилиям, и обязательно сопоставляют их с вознаграждением других. Если сравнение показывает дисбаланс, то у человека возникает первое напряжение. Руководитель должен минимизировать все напряжения, выдачей дополнительных вознаграждений.
3. Модель Портера-Лоулера, комплексная модель теории мотивации, ключевые позиции:
Ее основные положения:
Один из наиболее важных выводов – результативный труд ведет к вознаграждению.
50Экономические и
Экономические стимулы связаны
с дополнительными выгодами, которые
люди получают в результате выполнения
предъявляемых к ним
Основной вид экономического стимулирования
– это основная и дополнительная зарплата,
премии и т.д. Общие принципы оплаты труда:
– рост зарплаты при повышении производительности
труда работника
– соответствие личному вкладу
– четкость и обоснованность критериев
выплаты
– изменение доли вознаграждения в зависимости
от ситуации
– использование передовых систем (например,
участи в прибыли)
– закрепление размера зарплаты в договоре