Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 11:23, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 40 вопросов по дисциплине "Менеджмент".

Файлы: 1 файл

шпорка.doc

— 3.28 Мб (Скачать файл)

1.1. Информационное  общество 

Информационное общество (Information society) — концепция постиндустриального  общества; новая историческая фаза развития цивилизации, в которой  главными продуктами производства являются информация и знания. Отличительные  черты информационного общества:

• увеличение роли информации и знаний в жизни общества;

• возрастание доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте;

• создание глобального информационного  пространства, обеспечивающего:

- эффективное информационное взаимодействие людей;

- их доступ к мировым информационным  ресурсам;

-удовлетворение их потребностей  в информационных продуктах и  услугах. 

Целевое направление информационного  менеджмента — создание нового информационного общества. Традиционно с момента возникновения в конце 60-х — начале 70-х годов «информационное

общество» рассматривалось как  футурологическая концепция, описывающая  будущее общество, наделявшая его  во многом утопическими чертами —  постепенным исчезновением рутинного труда и заменой его творческим, ведущей ролью знания, гуманизацией государства.

В работах И. Масуды, О. Тоффлера, Д. Белла (р. 1919) — информационное общество практически синонимично постиндустриальному  обществу. При этом в качестве фактора, определяющего направление общественной трансформации, еще в конце 70-х — начале 80-х годов придавалось большое значение «конвергенции электронно-вычислительной техники с техникой средств связи»,

т.е. фактически еще не изобретенному  в то время Internet.

Исходя из тенденций опережающего развития четвертого сектора экономики, связанного с производством, распространением и передачей информации, делались выводы об изменении структуры

экономического производства, из сокращения издержек электронных коммуникаций прогнозировалось развитие новых форм занятости и политической активности, изменения в сфере средств массовой

информации и досуга.

С массовым распространением технологий электронной почты, а затем и Internet прогнозы, носящие несколько отвлеченный  «футурологический» характер, перешли в плоскость предельно практического приложения — на уровень экономического планирования и программирования.

Идея справедливого, гуманного  и свободного «информационного общества», естественно, дала название многочисленным правительственным программам информатизации и развития социально-

экономических приложений Internet-технологий.

Программы информатизации. Государственные  органы ведущих стран заняли чрезвычайно  активную позицию в деле формирования информационного общества. На сегодняшний день все ведущие страны мира сформулировали свою политику и стратегию по его построению и развитию.

Так, план действий администрации  США в области Национальной информационной инфраструктуры (The National Information infrastructure: Agenda for action, 1993) стал наиболее важной инициативой администрации Клинтона — Гора. В июле 1994 г.

Комиссией Европейского сообщества был принят план действий «Европейский путь в информационное общество» (Europe's Way to the Information Society. An action plan).

В 1995 г. Финляндия разработала свою программу «Финский путь в информационное общество» (Finland's Way to the Information Society. The national strategy), в феврале 1996 г. в правительство ФРГ была представлена программа действий «Путь Германии в информационное общество» (Germany's Way to the Information Society). В течение 90-х годов XX в. аналогичные программы были приняты в большинстве наиболее развитых государств и целом ряде развивающихся стран. Создан ряд международных организаций, призванных содействовать построению информационного

общества, — Information Society Forum, European survey of the Information Society (ESIS) и многие другие.

Наконец, в июне 2000 г. на встрече G8 была принята Окинавская Хартия Глобального информационного  общества.

«Информационное общество, как мы его представляем, позволяет людям шире использовать свой потенциал и реализовывать свои устремления. Для этого мы должны сделать так, чтобы информационные технологии служили достижению взаимодополняющих целей обеспечения устойчивого экономического роста, повышения общественного благосостояния, стимулирования социального согласия и полной реализации их потенциала в области укрепления демократии, транспарентного и ответственного управления международного мира и стабильности» (Из Окинавской

декларации информационного  общества).

В Российской Федерации  объявлена федеральная целевая  программа «Электронная Россия на 2002—2010 годы», в соответствии с которой  в 2003—2007 гг. в России появится электронное  правительство,

а в 2007—2008 гг. будет завершен переход на электронный документооборот федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации и муниципальных образований.

В Беларуси утверждена Государственная  программа информатизации Республики Беларусь на 2003—2005 годы и на перспективу до 2010 г. «Электронная Беларусь» (постановление Совета Министров

Республики Беларусь от 27 декабря 2002 г. № 1819). Государственным  заказчиком данной программы является Национальная академия наук Беларуси, а головной организацией — Национальный центр информационных ресурсов и технологий

Национальной академии наук.

Основная цель Программы  — создание в республике единого  информационного пространства как  одного из этапов перехода к информационному  обществу, обеспечивающего создание условий для повышения эффективности функционирования экономики, государственного и местного управления, обеспечения прав на свободный поиск, передачу, распространение информации о состоянии экономического и социального развития общества.

Это должно быть обеспечено за счет создания общегосударственной информационной системы, предназначенной для сбора, обработки и накопления информации об основных элементах социально-

экономических и политических процессов в обществе и формирования соответствующего национального информационного ресурса.

Программа должна обеспечивать информационную безопасность Республики Беларусь, создание и масштабное использование  критических информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), в том числе специального назначения.

Мероприятия Программы  направлены на укрепление ведущей роли государства в развитии информатизации и обеспечении процесса перехода к информационному обществу.

Программа предусматривает  широкое привлечение региональных и местных органов власти к  участию в процессах информатизации по всем направлениям и созданию условий на местах для перехода к единому информационному пространству, поэтому в Программу включены проекты, выполняемые в интересах развития региональной экономики и органов регионального управления, а также проекты,

решений к специфике регионального социально-экономического и культурного развития.

Исходя из вышеназванных  целей и анализа состояния  дел в республике в области  информатизации в Программе определены следующие основные направления  информатизации:

1) создание общегосударственной автоматизированной информационной системы;

2) развитие телекоммуникационной  инфраструктуры и создание пунктов  доступа к открытым информационным  системам;

3) развитие и совершенствование  ИКТ и формирование экспортно-ориентированной  отрасли ИТ-индустрии;

4) совершенствование  законодательной базы и системы  государственного регулирования  в сфере информатизации;

5) совершенствование  деятельности государственных органов  и органов местного управления  на основе использования ИКТ; 

6) развитие процессов информатизации в секторах реальной экономики, в том числе создание системы электронной торговли и логистики;

7) развитие системы  подготовки и переподготовки  специалистов по ИКТ и квалифицированных  пользователей; 

8) содействие развитию  культуры и средств массовой информации посредством внедрения ИКТ;

9) совершенствование  системы информационной безопасности  республики с учетом Концепции  национальной безопасности.

Программа предполагает поэтапную реализацию (2003—2004, 2004-2006, 2007-2010).

Социальные последствия информатизации. Развитие новых социально-технологических институтов: телемедицины и дистанционного образования, электронной торговли и дистанционной занятости,

Internet-СМИ и «электронного  правительства» видимо и очевидно  изменяют структуру важнейших секторов экономики.

Однако наряду с экономическими последствиями следует выделять и последствия социальные, ускоряющаяся информатизация — предсказуемый, наиболее видимый сейчас вектор воздействия  новых 

технологий на социальную структуру общества. Такое воздействие можно разбить на две группы.

1. Непосредственное воздействие  новых информационных технологий  на сознание человека, в первую  очередь за счет значительного  расширения его когнитивных и  коммуникативных возможностей 1. При этом малопредсказуемыми являются ответы на вопрос о влиянии (прямом или косвенном) распространения новых информационных технологий на динамику изменения системы ценностей.

2. Воздействие информационных  технологий на социальную организацию  за счет использования новых средств коммуникации принципиально снижает издержки передачи информации, упрощается

и стремительно ускоряется процесс создания географически  распределенных социальных групп, характеризующихся  преобладанием неиерархических  «горизонтальных» коммуникаций, возможностью общения «всех со всеми».

С точки зрения экономического анализа первый вектор — развитие индивидуальных возможностей человека — можно интерпретировать как  увеличение человеческого капитала. Наряду с количественным эффектом снижения издержек на тиражирование образовательных программ осуществим переход к новому качеству образования. К непрерывному, продолжающемуся всю жизнь

образованию для взрослых и к многократному ускорению  процесса разработки и внедрения  инноваций в образовательные  программы, а значит, и росту их эффективности.

Второй вектор — развитие сетевой формы организации —  способствует в экономической сфере  росту эффективности внутрифирменного менеджмента и межфирменных взаимодействий. В политической

и социальной сфере он создает предпосылки развития институтов и организаций гражданского общества, обеспечивающих наращивание социального капитала.

В целом распространение  новых информационно-коммуникативных  технологий действительно стало  доминирующим фактором, определяющим ускорение процессов социальной трансформации общества. Однако вектор этой трансформации лишь отчасти детерминирован и в значительной степени зависит от целенаправленных усилий людей. Новые технологии создают лишь новые возможности, спектр которых постоянно расширяет поле выбора каждого отдельного человека.

Информатизация —  лишь одна из важнейших тенденций  общественного развития, сопровождающая переход к новой постиндустриальной, постэкономической цивилизации, связанных  и со значительным ростом доходов  в большинстве развитых стран мира за последние десятилетия, и с принципиальным увеличением доли лиц, получивших высшее образование. На стыке изменений в коммуникационных

технологиях в мотивации  человеческой деятельности нашими общими усилиями продолжает формироваться  информационное общество текущего XXI в.

Создание нового информационного  общества возможно сегодня только на базе технологий информационного менеджмента, включая автоматизированные информационные системы как базовый компонент  информационного менеджмента и  информационного общества.

 

 

 

2. Информационная экономика 

Понятие информационной экономики. Информационная экономика (Information economy; Knowledge economy) — экономика, основанная на знаниях, в которой  большая часть валового внутреннего 

продукта обеспечивается деятельностью по производству, обработке, хранению и распространению информации и знаний, причем в этой деятельности участвуют более половины занятых.

Понятие экономики, основанной на знаниях, или интеллектуальной экономики, получившее в последние годы распространение в мировой экономической литературе, отражает признание того обстоятельства, что научные знания непосредственно определяют параметры экономического роста, создавая основу для инноваций и формирования квалифицированной рабочей силы.

На долю наукоемких отраслей обрабатывающей промышленности и сферы услуг ныне приходится в среднем более половины ВВП ведущих индустриальных стран; именно эти отрасли отличаются

наиболее высокими темпами  роста объемов производства, занятости, инвестиций, внешнеторгового оборота. Достижения науки и техники выступают ключевым фактором улучшения качества продукции и услуг; экономии трудовых и материальных затрат, увеличения производительности труда, совершенствования организации производства. Все это в конечном счете предопределяет конкурентоспособность предприятий и выпускаемой ими продукции на внутреннем и мировом рынках.

По своим свойствам  информационная экономика носит  глобальный характер и является основой  формирования и развития информационного  общества. В условиях информационного общества

процессы кодирования  и декодирования научно-экономической  информации достигают такого уровня, при котором наблюдается ежегодное  удвоение объема знаний. В этой связи  для того чтобы успеть усвоить  нарастающий объем информации и не отстать от темпов современной научно-технологической и экономической жизни, индивиду, специалисту и персоналу необходима возможность непрерывного обновления своих знаний. Такая возможность превращается в реальность, если проведены в жизнь основные принципы информатизации, имеется достаточно высокая информационная культура и азвитый разветвленный рынок информационных услуг.

Классификация экономик. Наступление новой информационной экономики на позиции старой ромышленной  экономики выражает собой закономерный, естественно-исторический и объективно неизбежный процесс. При всем многообразии классифицируемых экономик исторически и логически можно условно и укрупненно разделить их на земледельческую, промышленную, информационную,

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"