Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 11:23, шпаргалка
Работа содержит ответы на 40 вопросов по дисциплине "Менеджмент".
а также традиционно смешанные переходные формы между ними. Общим моментом и реемственностью этих экономик является степень декодирования особенной экономической информации. Отличаются между собой они тем, что критическим ресурсом первой является земля, второй — энергия, третьей — человек и информация. В соответствии и параллельно с этим история знает условную трехвидовую объективизацию субъективной информации: письменную, печатную и компьютерную. Вот так исторически, через насыщение воспроизводственных фаз хозяйственных процессов целесообразной информацией и информационной деятельностью формировались и формируются условия перехода
к информационной экономике [54].
Изменились характер
и содержание общественного труда.
Последний превратился в
знаний. В насыщенной информационной среде выживают фирмы, интенсивно занимающиеся инновационной деятельностью.
Тем самым ускоряется накопление и обновление знаний, формируется единая глобальная социопланетарная память и, расширяясь, углубляясь, интенсивно развиваются различные виды
интеллектуальной формы собственности.
Информатизация экономики.
Это фактор усиливающейся интеграции
рассматриваемых видов
системы, программные средства, новые модели вычислительной техники — результаты научных исследований и разработок, что определяет высокую наукоемкость продукции индустрии информации.
По расчетам, наукоемкость
российского сектора
наукой предполагает использование информационных технологий, образующих универсальный технологический базис всех видов интеллектуальной деятельности. В связи с формированием их
материально-технической
базы выделяются отрасли по производству
соответствующих средств
Появились также специализированные профессиональные группы, связанные с обслуживанием вычислительной техники и процессов обработки информации (операторы, программисты, системные
аналитики и проектировщики и т.п.), оказанием консультативных, научно-информационных и других услуг подобного рода.
Наряду с этим ученые сами все активнее занимаются консультированием, выполнением информационно-вычислительных работ.
Как представляется, вопрос
о месте науки и других видов
интеллектуальной деятельности в структуре
экономики должен рассматриваться
в контексте так называемой расширительной
концепции производительного
и в отечественной экономической теории, составляет основу Системы национальных счетов (СНС). Ее обоснованность подтверждается современными тенденциями экономического развития индустриальных
стран за последние десятилетия. Отмеченное выше увеличение вклада сферы услуг в общественный продукт позволяет, хотя и с известной степенью преувеличения, сделать вывод о том, что услуги будут определять «лицо» экономики информационного общества.
Информационная индустрия. Это индустрия производства, сбора, распространения и передачи всех видов информации, наиболее динамично развивающаяся отрасль мировой экономики: ее рост составляет 7—8% в год.
Роль и место информационной индустрии не ограничивается только прямым вкладом в валовой внутренний продукт:
• прогресс и развитие всех секторов экономики напрямую связаны с развитием информационной индустрии, так как прирост национального дохода в развитых странах на 60% обеспечивается
новыми технологиями (инновационным потенциалом), на 10% — трудом, на 15% — капиталом и на 15% — природными ресурсами;
• экспортный потенциал,
конкурентоспособность
• главное богатство
любого общества — это человек. Уровень
жизни, образования, культуры любого члена
общества зависит от возможности
получения и обработки
• современная информационная инфраструктура предоставляет неизвестные ранее возможности по дистанционному образованию, медицинскому обслуживанию, работе на дому, телемагазинам, создавая качественно новый образ жизни;
• информационная инфраструктура и информационные технологии позволят качественно изменить функционирование органов государственной власти и управления всех уровней путем:
-повышения эффективности
работы госаппарата (
- обеспечения всей необходимой для принятия управленческих решений информацией;
- обеспечения оперативной
связи между управленческими
структурами и общественностью
(с одной стороны,
Область применения информационной экономики. Она исследует структуру рынка знаний, информационных компонентов и комплексов; экономические процессы, связанные с феноменом информационных ресурсов, выступающих как субститут экономическим ресурсам. В информационной экономике исследуются новые возможности нормативного управления с использованием предварительно сформированных информационных ресурсов и информационного управления.
В информационной экономике
осуществляются процессы моделирования
и выбора рациональных схем обмена
и взаимного замещения
знаний как объектов информационной экономики, влияние информационных ресурсов как субститута экономическим ресурсам на процессы мультипликации и акселерации определяют воз
можности рационального управления экономикой на основе разделения нормативных и информационных технологий в системах управления и их интеграции. Структурная модель информационной экономики представлена на рис. 1.1, структурные модели
информационной макроэкономики и микроэкономики — в [24].
Рис. 1.1. Структурная модель информационной экономики
Таким образом, можно констатировать, что феномен возникновения информационной экономики приводит к превращению информационного ресурса в основной источник добавленной стоимости,
появлению на этой основе возможностей для обеспечения интенсивного характера экономического развития, основанного на низкозатратных технологиях, в том числе информационных технологиях управления.
Информационная экономика — мощный системообразующий фактор социально-экономического развития, источник высоколиквидного запаса и гарантия политической стабильности в обществе.
В заключение можно констатировать, что страны СНГ в области информационной экономики далеко отстали от передовых стран. В странах СНГ сложилась парадоксальная экономическая ситуация, а именно: при избытке устаревших потоков информации ощущается информационный голод на новейшие потоки. Для преодоления информационного отставания правительства ряда стран СНГ путем государственного регулирования предпринимают попытки ликвидировать такой разрыв.
3. Информационные ресурсы
Понятие информационного ресурса. Информационный ресурс — организованная совокупность документированной информации, включающая базы данных и знаний, другие массивы информации
в информационных системах (библиотеки, архивы, делопроизводство и т.д.). К ним относятся рукописные, печатные и электронные издания, содержащие нормативную, распорядительную и другую
информацию по различным направлениям общественной деятельности (законодательство, политика, социальная сфера и т.д.).
Перенесенные на электронные носители информационные ресурсы с помощью средств вычислительной техники и связи приобретают качественно новое состояние, становятся доступными для оперативного
воспроизводства необходимой информации и превращаются в важнейший фактор социально-экономического развития общества [18].
Информационный ресурс — базовая составляющая информационного менеджмента.
Формирование информационных ресурсов и их грамотное системное использование во все большей степени становятся объектом политических и экономических интересов как на национальном, так и на международном уровнях. Такими интересами объясняется глобальная конкуренция за господство на информационном рынке, приведшая к стремительным темпам роста телекоммуникационных
систем и информационных технологий. При этом огромные средства выделяются ежегодно на разработку технологий работы с информационными ресурсами. По данным «Financial Times»,
за 1998 г. в числе 500 крупнейших компаний мира более 20% составляют компании, специализирующиеся в области создания и непосредственного использования информационных ресурсов.
Государство на основе грамотного системного использования информационных ресурсов всех сфер жизнедеятельности обеспечиваете • поступательное развитие производительных сил общества и
высокий уровень жизни граждан;
• национальную безопасность;
• защиту прав и свобод личности.
Проблемы обеспечения информационными ресурсами. Особо выделяются проблемы обеспечения информационными ресурсами управления экономическими процессами, национальной безопасностью,
социальной и общественно-
• общегосударственный (макро) уровень;
• отраслевой уровень;
• территориальный уровень;
• уровень экономических агентов.
Задачи и цели управления
на каждом из уровней определяют состав
и объем необходимых
На общегосударственном уровне управления решаются задачи:
• макроэкономического мониторинга, анализа и прогнозирования;
• обеспечения экономической безопасности;
• контроля за деятельностью органов государственного, местного и отраслевого управлений.
Обеспечение экономической безопасности государства включает в себя предотвращение острых кризисных явлений в экономике, защиту экономических интересов и борьбу с экономическими
преступлениями.
Это реализуется оперативным мониторингом:
• хозяйственной деятельности экономических агентов и сферы индивидуального потребления;
• уровня доходов и потребления граждан;
• движения денежных средств в валюте;
• информационных ресурсов банковской сети, Государственного таможенного комитета, Национального банка, железной дороги и других транспортных организаций.
Эффективная борьба с экономическими преступлениями обеспечивается более детальной оперативной информацией о финансовой и хозяйственной деятельности предприятия, позволяющей выявить аномалии в экономическом поведении. Мониторинг за хозяйственной деятельностью предприятий требует оперативного доступа к соответствующим информационным ресурсам.
Система контроля за деятельностью органов государственного, местного и отраслевого управления обеспечивает анализ качества исполнения возложенных на них функций, расходования выделяемых на их нужды бюджетных средств, выявления и пресечения нарушений законодательства.
На отраслевом уровне управления решаются задачи обеспечения научно-технического прогресса, повышения производительности труда, качества продукции, роста объема производства. Решение
этих задач обеспечивается следующими типами информационных ресурсов: научно-техническим, маркетинговым и нормативно-справочным.
На территориальном уровне задачи управления и требования к информационным ресурсам аналогичны задачам общегосударственного уровня.