Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 11:23, шпаргалка
Работа содержит ответы на 40 вопросов по дисциплине "Менеджмент".
методик: от SADT Д. Росса до ГОСТа по предпроектным
исследованиям при разработке САПР);
3) определение соответствия существующей оргструктуры,
функций, документов и других целям предприятия;
4) проектирование более целесообразных и учитывающих создаваемую
ИС оргструктуры, набора и иерархии функций («задач
»), видов документов и правил документооборота, вычленение
предметных БД, определение взаимосвязей между ними;
5) разработка предложений по изменениям на предприятии,
затрагивающим оргструктуру, документооборот и др.;
6) построение недетализированных моделей БД и функций ИС
(с использованием диаграмм данных Ч. Бахмана, модификаций
ER-модели П. Чена, функциональных моделей по стандартам
IDEF0, по методике ШРО или др.);
7) сбор и описание
детальных требований к
алгоритмам реализации функций (см., например, популярную [16],
а также [58], [61] и требования серий ГОСТ24 и ГОСТ36).
«Эскизный проект»: разработка архитектуры будущей ИС в
рамках эскизного проекта (detailed analysis, high level design):
1) построение нормализованной реляционной или сетевой
модели БД (методы получения нормальных форм Бойса — Кодда,
четвертых и пятых нормальных форм, использование предложений
комитета CODASYL);
2) определение принципов организации в ИС интерфейсов
конечного пользователя (принципы эргономики, как, впрочем,
и влияние компьютерной моды, переход от командного интерфейса
к диалоговым режимам «вопрос — ответ», «управление через
меню»);
3) определение модульной иерархии (верхние уровни) программного
обеспечения ИС (модульное программирование, метод ШРО);
4) определение принципов
организации аппаратного
комплекса, на базе которого должна функционировать ИС
(расчеты физических параметров ИС: объемов БД, временных характеристик
отдельных операций доступа к данным, целых функций
и режимов в целом, организации компьютерных сетей, см.
5) определение основных оргмероприятий по созданию и вводу
в действие ИС;
6) определение совокупности требований к приемке будущей ИС;
7) определение сроков, состава работ и их стоимости для последующих
работ по ИС.
Существовал набор методов, применявшихся и на других этапах.
Использование классических методов проектирования ИС сегодня.
Все эти методы остались в арсенале разработчиков и в настоящее
время. Однако они и
соответствующие инструменты
совсем по иному применяться в условиях BPR и открытой архитектуры
ИС. Кроме того, теперь они сочетаются с новыми методами,
позволяющими достичь большей гибкости и процесса
разработки, и самой ИС, причем за меньшее время. В отношении
собственно классических методов изменения в первую очередь
касаются качества их компьютерной поддержки, т.е. применения
новых ИТ для поддержки классических методов.
Некоторые из усовершенствований в компьютерной поддержке
проектирования ИС начиная со второй половины 80-х годов:
1) широкое применение
графических диалоговых
(диаграммы структур данных, иерархий функций, потоков данных
и др.);
2) использование компьютерных сетей и работа с распределенными
базами данных для
поддержки кооперативной
разработки (использование общих словарей-справочников данных,
теперь — «репозитариев»);
3) постепенное расширение
использования понятийных
и методов объектного моделирования.
Конечно, новые ИТ заставили включать в классические методики
соответствующие новые функции. Как пример это относится
к средствам динамического моделирования архитектур клиентсервер
и систем с распределенными базами данных. Однако включение
отдельных новых функций не меняло подхода в целом и не
устраняло описанных выше недостатков.
Тем не менее, несмотря на
то что у большинства
разработчиков возможности использовать, например, распределенные
БД отсутствовали из-за плохих линий связи и низкой
надежности компьютеров, изменения в ИТ происходили во всем
мире, влияли на методы проектирования и стандарты и проникали
в отечественные разработки.
20. Качественные изменения в информационных технологиях
В 80-х годах прошлого столетия произошел целый ряд качественных
изменений в ИТ. Некоторые из них осознавались постепенно
(например, развитие архитектуры и стандартов открытых
систем — см. части II и III), другие, как феномен персональных
вычислений, входили в жизнь гораздо более революционным путем.
Кратко рассмотрим, как
эти изменения все более
применение классических методов системного проектирования,
требуя новых подходов в разработке чисто компьютерных компонентов
ИС, а также как эти изменения помогали появлению BPR.
Три качественных скачка в информационных технологиях. Наконец,
к концу 80-х — началу 90-х годов XX в. во всем мире не
только разработчиками, но и пользователями были осознаны три
действительно революционных феномена. Они стали все шире
входить в отечественную практику, качественно меняя деятельность
компьютеризованных
1) феномен персональных вычислений, основанный на постоянной
доступности работнику возможностей ЭВМ, в первую очередь —
на использовании персональных компьютеров. Феномен состоит
в том, что во многих видах информационных, проектных и управленческих
работ исчезла необходимость в работниках-исполнителях
(машинистках, чертежниках, делопроизводителях и др.), являющихся
посредниками между постановкой задачи и ее решением;
2) феномен кооперативных технологий, состоящий в компьютерной
поддержке совместной согласованной работы группы работников
над одним проектом. Этот феномен возник на основе
суммы методов, обеспечивающих управление доступом членов
группы к разным частям проекта, управление версиями и редакциями
проектной документации и согласованным выполнением
работ в последовательной процедуре работ, управление параллельным
конструированием и др.;
3) феномен компьютерных коммуникаций, заключающийся в резком
увеличении возможностей обмена любой информацией. Он
возник, в частности, на основе стандартизованных протоколов
обмена данными прикладного уровня в локальных и глобальных
сетях, что позволило
исключить необходимость
документов для получения согласия или содержательных замечаний,
ненужные переезды для проведения совещаний, обеспе
чить постоянную готовность работника получить и отослать сообщение
или информативные записи данных вне зависимости от
места его географического расположения и др.
Оценка их влияния на производственную деятельность и оргструктуры,
разработка соответствующих методик производились не
только за рубежом, но и отечественными специалистами, хотя тогда
у нас время реального применения этих методов еще не настало.
Понятийная модель предметной области. Открытые архитектуры
стимулируют использование готовых покупных компонентов
ИС разных разработчиков. Современный лозунг — «Не разрабатывать,
а покупать!». (Конечно, это, как всякий лозунг, сильное
упрощение ситуации.)
Необходимость строить ИС на основе набора «покупных» приложений
разных поставщиков, причем набора, состав которого
надо уметь изменить в нужное время, привела к практической
невозможности использовать классические структурные технологии
проектирования
программного комплекса бухгалтерской или складской подсистемы
на более развитый, но других разработчиков, приводит к тому,
что меняется структура БД и набор действий с данными. Даже
если по большому счету в новом приложении будут выполняться
те же функции, но, например, быстрее и в более удачной компоновке,
а информация хранится всего лишь в виде более детальных
сведений и т.п., то информационные и функциональные модели
могут отличаться друг от друга практически во всех деталях! Из-за
этого старые способы построения интегрированных моделей стали
отказывать все чаще и чаще.
В силу этого проектирование ИС из покупных компонентов
на формальном уровне может оказаться близким к хаотичной самодеятельной
разработке полностью несогласованных программ
для решения частных задач предприятия, т.е. к так называемому
позадачному подходу, с попытками последующего соединения таких
задач в целостную систему.
С другой стороны, постепенно осуществлялись попытки преодолеть
разрыв между формальными требованиями к проектированию
целостных больших ИС с интегрированными базами данных
и реальной динамикой жизни, требующей постоянной смены
то одного, то другого программного комплекса. (Часто такие попытки
помещались критиками в одну графу с позадачным подходом
и отвергались.) Постепенно и практикам, и теоретикам, и
рискованным новаторам,
и критикам-консерваторам
ясно, что обе крайности неприменимы: ни вульгарный позадачный
подход, ни попытки разработки полностью законченных больших
ИС с заранее полностью спроектированной интегрированной
базой данных.
Эти и другие предпосылки (см,, например, [33]) были основанием
того, что единственным достаточно стабильным интегрирующим
элементом современной ИС может являться не информационная
и тем более не функциональная модель предприятия, а
только понятийная модель предметной области, да и то при условии
ее постоянного пересмотра и обновления. Пассивные понятийные
модели такого прикладного рода строились и представлялись
в виде терминологических словарей и тезаурусов понятий.
Такие словари строились как часть обеспечения ИС и содержали
описания элементов информационных, функциональных, организационных
и других моделей для ИС. Однако практически все
использование таких моделей для проектирования и развития ИС
приходилось и приходится делать вручную.
Активные понятийные модели разрабатывались не только для
хранения описаний используемых понятий и связей между ними.
Ставились цели динамически формировать новые суждения, определять
тождество или сходство понятий, производить их интерпретацию
вычислительного характера. К таким моделям относятся
разные представления семантических сетей, некоторые специальные
понятийные модели, например [15], Однако создание технологически
полных механизмов такого рода оказалось очень сложной
задачей. Для непосредственного использования в промышленных
разработках ИС активные понятийные модели до последнего
времени были непригодны,
В настоящее время слияние средств представления знаний с
технологией обобщенных объектов и стандартизацией в области
объектно-ориентированных представлений реально ведет на следующий,
качественно новый уровень в технологии системного
проектирования [35].
Описанные выше, а также некоторые другие новые информационные
технологии дали возможность принципиально пересмотреть
технику как собственно проектирования ИС, так и управления
процессами проектирования, но влияние этих новых технологий
оказалось более широким.
21. Причины возникновения бизнес-реинжиниринга
Появление качественных изменений в ИТ, включая три описанных
великих феномена ИТ, само по себе стало сильно менять
внутреннее устройство производственных коллективов, в первую
очередь специалистов компьютерных фирм, разработчиков ИС,
поскольку они оказались на переднем крае использования всех
информационных новаций. Эти новации касались и отечественных
разработчиков, в недостаточной степени, но все же использовавших
терминалы хост-машин, а затем персональные компьютеры
для организации своей собственной деятельности [29].
В 80-х годах происходило естественное образование так называемых
плоских рабочих групп, не использующих бюрократические
способы управления, но опирающихся на ИТ и по-новому
организующих распределение прав и обязанностей работников в
группе. Указывалось, что такие группы динамичны, статистически
плохо предсказуемы, жестко наказывают за промахи, никому
не дают надолго монополию на истину, требуют для выживания
конкурентной проработки нескольких вариантов решений. Именно
введение в группы ЭВМ обеспечивает возможности естественного
сплющивания иерархий, поскольку исключаются промежуточные
звенья между выработкой и исполнением решений. Менялась
модель индивида в группе, например, росла значимость таких
факторов, как независимость, незаменимость, самореализация. Эти
процессы были объективны и стихийны, часто они не могли гармонично,
без уродливых искажений развиваться в среде официальной
бюрократии. В настоящее время плоские рабочие группы
включены в BPR как один из методов подхода.
Но описанные изменения были только частью пролога к BPR,
частью его внутренних причин.