Шпаргалка по "Управление персоналом"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 23:04, шпаргалка

Описание работы

1.Персонал организации: понятие, классификация, источники формирования, методы планирования и учета
Персонал предприятия – это совокупность постоянных работников, имеющих необходимую профессиональную подготовку, опыт практической деятельности для выполнения миссии предприятия
Классификация:рабочие – работники непосредственно занятые созданием материальных ценностей, оказанием промышленных или транспортных услуг

Файлы: 1 файл

ответы сокращеные.docx

— 398.22 Кб (Скачать файл)

 

60) Современных исследования в теории человеческого капитала

Хотя основной вклад в популяризацию идеи человеческого капитала был внесен Т. Шульцем, классикой современной экономической мысли стал одноименный трактат Г. Беккера. В своем анализе он исходил из представлений о человеческом поведении как рациональном и целесообразном, применяя такие понятия, как редкость, цена, альтернативные издержки и т.п., к самым разнообразным аспектам человеческой жизни, включая и те, которые традиционно находились в ведении других социальных дисциплин. Сформулированная в нем модель стала основной для всех последующих исследований в этой области.

Человеческий капитал - это имеющийся у каждого запас знаний, навыков, мотиваций. Инвестициями в него могут быть образование, накопление профессионального опыта, охрана здоровья, географическая мобильность, поиск информации. Первоначальные интересы исследователя заключались в оценке экономической отдачи от образования.

Теория человеческого капитала изучает процесс качественного совершенствования людских ресурсов, образуя один из центральных разделов современного анализа предложения труда. С ее выдвижением связан настоящий переворот в экономике труда. Наибольшее значение имели: выделение «капитальных», инвестиционных аспектов в поведении агентов на рынке труда; переход от текущих показателей к показателям, охватывающим весь жизненный цикл работников (таким, как пожизненные заработки); признание человеческого времени в качестве ключевого экономического ресурса.

Центральное место в теории человеческого капитала принадлежит понятию внутренних норм отдачи, разработанное Г. Беккером. Теоретики человеческого капитала исходят из представления, что при вложении средств в подготовку и образование учащиеся и их родители ведут себя рационально, взвешивая соответствующие выгоды и издержки. Нормы отдачи выступают, как регулятор распределения инвестиций между различными типами и уровнями образования, а также между системой просвещения в целом и остальной экономикой. Высокие нормы отдачи свидетельствуют о недоинвестировании, низкие о переинвестировании. Различают частные и социальные нормы отдачи. Первые измеряют эффективность вложений с точки зрения отдельных инвесторов, вторые с точки зрения всего общества.

Существует два основных подхода к расчету норм отдачи. Первый основан на прямом измерении выгод и издержек, а второй подход исходит из оценки параметров так называемой «производственной функции заработков», которая описывает зависимость заработков человека (точнее - их логарифма) от уровня его образования, трудового стажа, продолжительности отработанного времени и других факторов. Разработка этого класса функций связана с именем Дж. Минцера, доказавшего, что в рамках подобной модели коэффициент перед образовательной переменной будет эквивалентен показателю внутренней нормы отдачи. Это существенно упростило оценку эффективности вложений в образование.

Глубокий анализ проблем производственной подготовки был дан в работах Дж. Минцера. Согласно его оценкам, объем инвестиций в подготовку на производстве сопоставим с объемом инвестиций в формальное образование. Нормы ее отдачи также не уступают нормам отдачи формального образования.

Еще одна область, где вклад теории человеческого капитала оказался особенно весом, - это анализ проблем экономического неравенства. Используя разработанный аппарат кривых спроса и предложения инвестиций в человеческий капитал, Г.Беккер сформулировал универсальную модель распределения личных доходов. Неодинаковое расположение кривых спроса на инвестиции в человеческий капитал отражает неравенство в природных способностях учащихся, тогда как неодинаковое расположение кривых предложения - неравенство в доступе их семей к финансовым ресурсам.

 

61.Методологические основы изучения труда. Вклад отечественных и зарубежных ученых в развитие методологии труда (обзорная лекция Алексеев)

Выделяют 2 периода:1)Классический 2)Неоклассический(сформировалось Labor economics).

Ряд авторов Рощин С.Ю, предлагают клас. период фиксировать именами от А.Смита до Дж.Хикса.

А.Смит предложил 3 теории з/п, причины различий  в з/п,  отметил неопределённость рынка труда и  не равномерность положения работников и работодат.(на рынке труда работод имеет преимущества).

К.Маркс сформулировал теорию относительного перенаселения  и  формирование труда на основе резервной армии труда. Экономика является определяющей базой для процессов происходящих в обществе. Способ проз-ва  определяет какие в обществе основные классы, какое разделение труда, институты которые поддерживают обществ-й порядок. Предложил теорию з/п с учетом уровня жизни. з/п- стоимость рабочей силы, которая определяется стоимостью средств жизни для воспроиз-ва раб.силы. Указал на то, что раб.сила- явл-ся товаром, а не труд. Раб.сила имеет стоимость, измеряемая стоимостью жизни и имеет потребительную  стоимость.(заключается в способности  создавать большую стоимость, нежели она стоит сама.) Потреб.стоимость- уникальная ст-ть, это источник прибавочной ст-ти для формирования капитала, что явл-ся стимулом развития капиталистической эк-ки.

А.Маршалл- внес вклад в  изучения труда.Он  сформировал основы мультиэкономической теории, в том числе такие факторы как предл. Труда, спрос на труд, з-ны производного спроса. Исследовал зависимость силы профсоюзов от эластичн-ти спроса труда. Отметил несовершенство рынка труда.

Дж.Кейнс- Предложил основу макроэконом.теории, теории равновесия рынка труда на основе не полной занятости. Обосновал не гибкости теории з/п.

Дж. Коммонс- Вклад в исслед. Трудового законодат-ва.Его  понятия институт и трансакция.

Дж.Хикс – завершил  основы микроэк-й теории,спроса на труд. Усовершенствовал з-ны производного спроса.  Создал первую модель забастовок.

Неоклассический этап!!Берет начало сер.20в(1950г).Уже были  сформированы осн-ые подходы к сыере труда.В микроэк: анализ рынков факторов произ-ва и раскрывались проблемы рын.труда.В макроэк: анализ совокупного спроса на труд. Раскрывались проблемы Безр.и  инфляции. Эти  подходы дополнялись маржионалист-ми подходами  изучения челвеч-го поведения и  на этой основе сформир-сь направление Labor economics.Предмет LE- ориентировался на механизмы рынка труда.Рассматривались: факторы определяющие спрос и  предл., инвести в чел.капитал, проблемы дифферен.оплаты тр., влияние профсоюзов на р.труда, соотнош безрб и инфляц.

Минсен перешел к изучению труда М и Ж. Г.Беккер сделал анализ семейных реш. на предмет  труда.Резулт-м стало теория распредел-я времени котор. рассматривает  время как ресурс.Филлипс установил завис-ть м/у ур. инфл. и ур. безрботицы. В  80г были сделан большой вкалд в области  теории  профсоюзов, внутрифирмн-е управление, управл-е челов.ресурсами. В этой области были исследования деят-ти кадровой  службы, обучения кадрового роста,  аудита управл.ресурсами, охраны, оплаты и безопс-ти труда. Другой вклад был сделан в сфере труд-х отношений прежде всего,между работод и  работником. Т.о это все повлияло на развитие соц-но трудовых отношений  в области эконом.теории.

Отечественный опыт!!

Керженцев, Гастев, Ядов, Здравомыслова, Заславская и Римашевская ( сформировали  эконом.социологию),Аитов(его ученик Филор Усмн), Тащенко( исслед. Соц. и человеч. Резервы труда ), Кравченк (внес вкалд в  соц.труда), Радаев(эк. Социолгия рынков, исследования в рынке труда), Рощин С.Ю( эмпирические исслед.на основе совр-х российских рынков трыда.)и конечно же Мухаметлатыпов Ф.У(методология труда)

 

 

 

62. Общие законы развития труда в системах «человек - природа», «человек-человек»;

Опредмечивание и распредмечивание – категории выражающие диалектически взаимосвязанные стороны предметной деят-сти чел-ка .Данные категории получили развитие еще в философии Гегеля применительно к описанию пр-са дух-го становления чел-ва. В работе Гегеля «Феноменология духа» вся дух-я культура челов-ва представлена как рез-т опредмечивания творческой потенции единого мирового разума и духа, в т.ч. предметы материальной культуры, орудий труда также предстают как производные формы воплощения, т.е. опредмечивания, творческой силы этого мирового духа, но уже ч/з разум и сознание чел-ка.

Далее развитием этих категорий применительно к развитию чел-ка занимался К. Маркс. Он отметил методологическую ценность универсальной схемы чел деят-сти, но указал на то, что данный пр-сс у Гегеля перевернут с ног на голову, описание надо начинать с предметно-преобразующей деят-сти чел-ка. У Маркса опредмечивание есть одна из сторон челов-й деят-сти, в т.ч. труд-й раскрывающая пр-сс в котором челов-е способ-сти воплощаются в предмете благодаря чему последний стан-ся собственно-человеческим предметом. Маркс под этим понимал, что предмет преобразованный чел-ком это не просто предмет удовл-я его челов-ких потребностей, но есть отпечаток накопленных челов-вом опыта, знаний и труд-х навыков и иных способностей. Шире этот предмет можно охарактеризовать как социокультурное достояние (артефакт).

Продукт труда несет на себе своеобразный отпечаток того уровня произв-х сил, технологии, культуры общ-ва в целом, кот-е отличают данный исторический период. В каждом продукте труда закодированы челов-е достижения определенной эпохи и предшествующих эпох. Из этого Маркс выносит более широкое суждение, что чел-к своим трудом активно преобразует и очеловечивает окружающий мир, создавая свою особенную чел-ую действительность.

Деят-сть чел-ка опредмечивается не только во внешних рез-тах, т.е. в предметах, орудиях труда, но и в качествах самого субъекта. Опредмечивание фиксирует только одну сторону в механизме саморазвития чел-ка и форм-е его предметного мира.

Второй взаимосвязанной стороной яв-ся распредмечивание, кот-е подразумевает связанный с опредмечиванием пр-сс в кот-м свойство предмета (м.б. продукт, технология, форма орг-ции трудового пр-сса, а в целом формы орг-ции труда и жизни людей в общ-ве) становятся достоянием субъекта. Чел-к распредмечивает как природные явления, кот-е он вкл в свой очеловеченный мир, так и чел-ие достижения предшествующих эпох. Благодаря этому его способ-сти наполняются предметным содержанием и развиваются.

З-н опредмечивания и распредмечивания раскрывает источник самодвижения и развития труда, кот-й можно представить в след этапах: потребности чел-ка; распредмечивание; опредмечивание; рез-т труда; удовл-е потребностей. И снова этот пр-сс повторяется.

Этот з-н раскрывает не только источник самодвижения, а описывает генетический механизм развития труда, а именно благодаря механизму опредмечивания и распредмечивания труда обеспеч-ся не только непрерывность пр-сса пр-ва матер-х усл-й жизни и воспр-ва чел-ка, но и преемственность наследования самих способов пр-ва и форм соц-й жизни людей.

Ч/з з-н опредмечивания и распредмечивания м.б. осуществлен выход на понимание з-на отчуждения и опредмечивания труда, а именно ч/з опредмечивание и распредмечивание осуществляется разрешение противоречия м/у субъектной и объектной сторонами труда, т.е. м/у степенью познания чел-ком з-нов природы и тем самым степенью подчиненности, умению управлять з-нами природы и степенью овладения силами природы. В пр-ссе разрешения этого противоречия труд стан-ся более свободным, предоставляя чел-ку возможность наиболее полного проявления его сущностных сил.

!!!!!Опредмечивание — это процесс, в котором человеч. способности переходят в предмет и воплощаются в нём, благодаря чему предмет становится социально-культурным, или «человеческим предметом»

Распредмечивание — это процесс, в котором свойства, сущность, «логика предмета» становятся достоянием человека, его способностей, благодаря чему последние развиваются и наполняются предметным содержанием.

 

63.Актуальные проблемы развития экономической мысли и экономики труда.

(Также  смотрите  лекцию Алексеева О.А., которая была 8.04.14)

актуальные проблемы экономики труда

1. Необходимость роста эффективности  труда и соответствующей ее  организации, несмотря на противоречивые  колебания конъюнктуры рынков.

2. Усложнение взаимосвязи между  производительностью и социальными  параметрами трудового процесса. В высокоразвитых странах мира  вплоть до начала 80-х гг. XX в. задачи  роста удовлетворенности трудом  и его производительности нередко  рассматривались как равноуровневые.

3. Появление более сложных характеристик, отражающих положение индивида  в организации. Во многих случаях  занимаемая должность и уровень  формального образования уже  не определяют роли того или  иного работника на предприятии. Поэтому основные статусные характеристики  перестают быть постоянными и  все более определяются текущими  особенностями их деятельности.

4. Требование большего внимания  не к удержанию завоеванных  позиций, а к стратегически перспективному  развитию трудового потенциала  предприятия. Так, всем предыдущим  этапам развития рынка труда  была свойственна ориентация  на сохранение существующих рабочих  мест, а не на содействие их  обновлению. Соответственно политика  предприятия была изначально  нацелена на то, чтобы защитить  уже занятых людей, а не обеспечить  прогрессивную структуру занятости.

5. Усиление внимания не только  к персоналу предприятия, но и  ко всем доступным для привлечения  человеческим ресурсам. В настоящее  время информация о них в  соответствующих службах предприятия  практически отсутствует, что может  привести (и приводит) к кадровой  политике, не адекватной условиям  внешней среды.

6. Проблема распределения ответственности  в организации. Исторически эта  задача рассматривалась как прерогатива  руководства. Однако в современных  условиях все чаще работник (либо  их группа) сам берет на себя  ответственность, что, в принципе, свидетельствует  о необходимости предоставления  им больших прав. Не вызывает  сомнений то, что все это противоречит  традиционным представлениям об  управлении трудом и требует  разработки специальных механизмов.

Информация о работе Шпаргалка по "Управление персоналом"