Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 23:04, шпаргалка
1.Персонал организации: понятие, классификация, источники формирования, методы планирования и учета
Персонал предприятия – это совокупность постоянных работников, имеющих необходимую профессиональную подготовку, опыт практической деятельности для выполнения миссии предприятия
Классификация:рабочие – работники непосредственно занятые созданием материальных ценностей, оказанием промышленных или транспортных услуг
60) Современных исследования в теории человеческого капитала
Хотя основной вклад в популяризацию идеи человеческого капитала был внесен Т. Шульцем, классикой современной экономической мысли стал одноименный трактат Г. Беккера. В своем анализе он исходил из представлений о человеческом поведении как рациональном и целесообразном, применяя такие понятия, как редкость, цена, альтернативные издержки и т.п., к самым разнообразным аспектам человеческой жизни, включая и те, которые традиционно находились в ведении других социальных дисциплин. Сформулированная в нем модель стала основной для всех последующих исследований в этой области.
Человеческий капитал - это имеющийся у каждого запас знаний, навыков, мотиваций. Инвестициями в него могут быть образование, накопление профессионального опыта, охрана здоровья, географическая мобильность, поиск информации. Первоначальные интересы исследователя заключались в оценке экономической отдачи от образования.
Теория человеческого капитала изучает процесс качественного совершенствования людских ресурсов, образуя один из центральных разделов современного анализа предложения труда. С ее выдвижением связан настоящий переворот в экономике труда. Наибольшее значение имели: выделение «капитальных», инвестиционных аспектов в поведении агентов на рынке труда; переход от текущих показателей к показателям, охватывающим весь жизненный цикл работников (таким, как пожизненные заработки); признание человеческого времени в качестве ключевого экономического ресурса.
Центральное место в теории человеческого капитала принадлежит понятию внутренних норм отдачи, разработанное Г. Беккером. Теоретики человеческого капитала исходят из представления, что при вложении средств в подготовку и образование учащиеся и их родители ведут себя рационально, взвешивая соответствующие выгоды и издержки. Нормы отдачи выступают, как регулятор распределения инвестиций между различными типами и уровнями образования, а также между системой просвещения в целом и остальной экономикой. Высокие нормы отдачи свидетельствуют о недоинвестировании, низкие о переинвестировании. Различают частные и социальные нормы отдачи. Первые измеряют эффективность вложений с точки зрения отдельных инвесторов, вторые с точки зрения всего общества.
Существует два основных подхода к расчету норм отдачи. Первый основан на прямом измерении выгод и издержек, а второй подход исходит из оценки параметров так называемой «производственной функции заработков», которая описывает зависимость заработков человека (точнее - их логарифма) от уровня его образования, трудового стажа, продолжительности отработанного времени и других факторов. Разработка этого класса функций связана с именем Дж. Минцера, доказавшего, что в рамках подобной модели коэффициент перед образовательной переменной будет эквивалентен показателю внутренней нормы отдачи. Это существенно упростило оценку эффективности вложений в образование.
Глубокий анализ проблем производственной подготовки был дан в работах Дж. Минцера. Согласно его оценкам, объем инвестиций в подготовку на производстве сопоставим с объемом инвестиций в формальное образование. Нормы ее отдачи также не уступают нормам отдачи формального образования.
Еще одна область, где вклад теории человеческого капитала оказался особенно весом, - это анализ проблем экономического неравенства. Используя разработанный аппарат кривых спроса и предложения инвестиций в человеческий капитал, Г.Беккер сформулировал универсальную модель распределения личных доходов. Неодинаковое расположение кривых спроса на инвестиции в человеческий капитал отражает неравенство в природных способностях учащихся, тогда как неодинаковое расположение кривых предложения - неравенство в доступе их семей к финансовым ресурсам.
61.Методологические основы изучения труда. Вклад отечественных и зарубежных ученых в развитие методологии труда (обзорная лекция Алексеев)
Выделяют
2 периода:1)Классический 2)Неоклассический(
Ряд авторов Рощин С.Ю, предлагают клас. период фиксировать именами от А.Смита до Дж.Хикса.
А.Смит предложил 3 теории з/п, причины различий в з/п, отметил неопределённость рынка труда и не равномерность положения работников и работодат.(на рынке труда работод имеет преимущества).
К.Маркс сформулировал теорию относительного перенаселения и формирование труда на основе резервной армии труда. Экономика является определяющей базой для процессов происходящих в обществе. Способ проз-ва определяет какие в обществе основные классы, какое разделение труда, институты которые поддерживают обществ-й порядок. Предложил теорию з/п с учетом уровня жизни. з/п- стоимость рабочей силы, которая определяется стоимостью средств жизни для воспроиз-ва раб.силы. Указал на то, что раб.сила- явл-ся товаром, а не труд. Раб.сила имеет стоимость, измеряемая стоимостью жизни и имеет потребительную стоимость.(заключается в способности создавать большую стоимость, нежели она стоит сама.) Потреб.стоимость- уникальная ст-ть, это источник прибавочной ст-ти для формирования капитала, что явл-ся стимулом развития капиталистической эк-ки.
А.Маршалл- внес вклад в изучения труда.Он сформировал основы мультиэкономической теории, в том числе такие факторы как предл. Труда, спрос на труд, з-ны производного спроса. Исследовал зависимость силы профсоюзов от эластичн-ти спроса труда. Отметил несовершенство рынка труда.
Дж.Кейнс- Предложил основу макроэконом.теории, теории равновесия рынка труда на основе не полной занятости. Обосновал не гибкости теории з/п.
Дж. Коммонс- Вклад в исслед. Трудового законодат-ва.Его понятия институт и трансакция.
Дж.Хикс – завершил основы микроэк-й теории,спроса на труд. Усовершенствовал з-ны производного спроса. Создал первую модель забастовок.
Неоклассический этап!!Берет начало сер.20в(1950г).Уже были сформированы осн-ые подходы к сыере труда.В микроэк: анализ рынков факторов произ-ва и раскрывались проблемы рын.труда.В макроэк: анализ совокупного спроса на труд. Раскрывались проблемы Безр.и инфляции. Эти подходы дополнялись маржионалист-ми подходами изучения челвеч-го поведения и на этой основе сформир-сь направление Labor economics.Предмет LE- ориентировался на механизмы рынка труда.Рассматривались: факторы определяющие спрос и предл., инвести в чел.капитал, проблемы дифферен.оплаты тр., влияние профсоюзов на р.труда, соотнош безрб и инфляц.
Минсен перешел к изучению труда М и Ж. Г.Беккер сделал анализ семейных реш. на предмет труда.Резулт-м стало теория распредел-я времени котор. рассматривает время как ресурс.Филлипс установил завис-ть м/у ур. инфл. и ур. безрботицы. В 80г были сделан большой вкалд в области теории профсоюзов, внутрифирмн-е управление, управл-е челов.ресурсами. В этой области были исследования деят-ти кадровой службы, обучения кадрового роста, аудита управл.ресурсами, охраны, оплаты и безопс-ти труда. Другой вклад был сделан в сфере труд-х отношений прежде всего,между работод и работником. Т.о это все повлияло на развитие соц-но трудовых отношений в области эконом.теории.
Отечественный опыт!!
Керженцев, Гастев, Ядов, Здравомыслова, Заславская и Римашевская ( сформировали эконом.социологию),Аитов(его ученик Филор Усмн), Тащенко( исслед. Соц. и человеч. Резервы труда ), Кравченк (внес вкалд в соц.труда), Радаев(эк. Социолгия рынков, исследования в рынке труда), Рощин С.Ю( эмпирические исслед.на основе совр-х российских рынков трыда.)и конечно же Мухаметлатыпов Ф.У(методология труда)
62. Общие законы развития труда в системах «человек - природа», «человек-человек»;
Опредмечивание и распредмечивание – категории выражающие диалектически взаимосвязанные стороны предметной деят-сти чел-ка .Данные категории получили развитие еще в философии Гегеля применительно к описанию пр-са дух-го становления чел-ва. В работе Гегеля «Феноменология духа» вся дух-я культура челов-ва представлена как рез-т опредмечивания творческой потенции единого мирового разума и духа, в т.ч. предметы материальной культуры, орудий труда также предстают как производные формы воплощения, т.е. опредмечивания, творческой силы этого мирового духа, но уже ч/з разум и сознание чел-ка.
Далее развитием этих категорий применительно к развитию чел-ка занимался К. Маркс. Он отметил методологическую ценность универсальной схемы чел деят-сти, но указал на то, что данный пр-сс у Гегеля перевернут с ног на голову, описание надо начинать с предметно-преобразующей деят-сти чел-ка. У Маркса опредмечивание есть одна из сторон челов-й деят-сти, в т.ч. труд-й раскрывающая пр-сс в котором челов-е способ-сти воплощаются в предмете благодаря чему последний стан-ся собственно-человеческим предметом. Маркс под этим понимал, что предмет преобразованный чел-ком это не просто предмет удовл-я его челов-ких потребностей, но есть отпечаток накопленных челов-вом опыта, знаний и труд-х навыков и иных способностей. Шире этот предмет можно охарактеризовать как социокультурное достояние (артефакт).
Продукт труда несет на себе своеобразный отпечаток того уровня произв-х сил, технологии, культуры общ-ва в целом, кот-е отличают данный исторический период. В каждом продукте труда закодированы челов-е достижения определенной эпохи и предшествующих эпох. Из этого Маркс выносит более широкое суждение, что чел-к своим трудом активно преобразует и очеловечивает окружающий мир, создавая свою особенную чел-ую действительность.
Деят-сть чел-ка опредмечивается не только во внешних рез-тах, т.е. в предметах, орудиях труда, но и в качествах самого субъекта. Опредмечивание фиксирует только одну сторону в механизме саморазвития чел-ка и форм-е его предметного мира.
Второй взаимосвязанной стороной яв-ся распредмечивание, кот-е подразумевает связанный с опредмечиванием пр-сс в кот-м свойство предмета (м.б. продукт, технология, форма орг-ции трудового пр-сса, а в целом формы орг-ции труда и жизни людей в общ-ве) становятся достоянием субъекта. Чел-к распредмечивает как природные явления, кот-е он вкл в свой очеловеченный мир, так и чел-ие достижения предшествующих эпох. Благодаря этому его способ-сти наполняются предметным содержанием и развиваются.
З-н опредмечивания и распредмечивания раскрывает источник самодвижения и развития труда, кот-й можно представить в след этапах: потребности чел-ка; распредмечивание; опредмечивание; рез-т труда; удовл-е потребностей. И снова этот пр-сс повторяется.
Этот з-н раскрывает не только источник самодвижения, а описывает генетический механизм развития труда, а именно благодаря механизму опредмечивания и распредмечивания труда обеспеч-ся не только непрерывность пр-сса пр-ва матер-х усл-й жизни и воспр-ва чел-ка, но и преемственность наследования самих способов пр-ва и форм соц-й жизни людей.
Ч/з з-н опредмечивания и распредмечивания м.б. осуществлен выход на понимание з-на отчуждения и опредмечивания труда, а именно ч/з опредмечивание и распредмечивание осуществляется разрешение противоречия м/у субъектной и объектной сторонами труда, т.е. м/у степенью познания чел-ком з-нов природы и тем самым степенью подчиненности, умению управлять з-нами природы и степенью овладения силами природы. В пр-ссе разрешения этого противоречия труд стан-ся более свободным, предоставляя чел-ку возможность наиболее полного проявления его сущностных сил.
!!!!!Опредмечивание — это процесс, в котором человеч. способности переходят в предмет и воплощаются в нём, благодаря чему предмет становится социально-культурным, или «человеческим предметом»
Распредмечивание — это процесс, в котором свойства, сущность, «логика предмета» становятся достоянием человека, его способностей, благодаря чему последние развиваются и наполняются предметным содержанием.
63.Актуальные проблемы развития экономической мысли и экономики труда.
(Также смотрите лекцию Алексеева О.А., которая была 8.04.14)
актуальные проблемы экономики труда
1.
Необходимость роста
2.
Усложнение взаимосвязи между
производительностью и
3.
Появление более сложных
4.
Требование большего внимания
не к удержанию завоеванных
позиций, а к стратегически
5.
Усиление внимания не только
к персоналу предприятия, но и
ко всем доступным для
6.
Проблема распределения