Шпаргалка по "Управление персоналом"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 23:04, шпаргалка

Описание работы

1.Персонал организации: понятие, классификация, источники формирования, методы планирования и учета
Персонал предприятия – это совокупность постоянных работников, имеющих необходимую профессиональную подготовку, опыт практической деятельности для выполнения миссии предприятия
Классификация:рабочие – работники непосредственно занятые созданием материальных ценностей, оказанием промышленных или транспортных услуг

Файлы: 1 файл

ответы сокращеные.docx

— 398.22 Кб (Скачать файл)

 
 
Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/gumanizatsiya-sotsialno-trudovykh-otnoshenii-na-etape-stanovleniya-postindustrialnogo-obshch#ixzz3WKCBpeIH

 

72. Разделение труда как основа хозяйственной и социально-экономической организации общества (А. Смит, К. Маркс, Э. Дюркгейм)

А.Смит считал важнейшим фактором экономического прогресса разделение труда и сделал его исходным пунктом своего исследования. На примере булавочной мануфактуры он показал громадный рост производительности труда из-за специализации отдельных групп рабочих на выполнении только одной операции. С правильных позиций Смит рассматривал зависимость разделения труда от размеров рынка: обширный рынок создает благоприятные предпосылки для разделения труда и специализации производства. На этой основе достигается высокая производительность труда. При узости рынка возможности разделения труда ограничены и рост производительности труда затруднен. Смит убедительно показал, что труд - источник богатства общества, а разделение труда - важнейший фактор повышения производительности труда и умножения общественного богатства. Возникновение разделения труда Смит объяснил склонностью людей к обмену. Она является (по Смиту) одним из естественных свойств человека. Склонность к обмену "породила первоначально и разделение труда". Разделение труда возникло раньше, чем появилось товарное производство и обмен товаров. Недостатком всей системы взглядов Смита на разделение труда было непонимание им различия между общественным и мануфактурным разделением труда. Первое имеет место на всех ступенях развития общества, а последнее порождено капитализмом. Смит же изображал капиталистическое хозяйство как большую мануфактуру. Это неверно, так как разделение труда между капиталистическими предприятиями складывается стихийно, а в мануфактуре - сознательно, по воле капиталиста. К.Маркс. Под общественным разделением труда в марксизме понимается исторически меняющееся качественное естественное различие видов полезного труда в обществе и соответственно ограничение индивидуума сферой определенной профессии, обусловленной товарным производством и обменом. Постепенно общественное разделение труда наряду с экономической областью охватило все другие сферы общества, в том числе сферу управления.  Вместе с разделением труда появилось и противоречие между интересом отдельного индивида или отдельной семьи и общим интересом всех индивидов, находящихся в общении друг с другом. От общественного разделения труда следует отличать специализацию. Специализация - это разделение видов полезного труда в зависимости от предмета. Не будучи опосредствованной товарным производством и обменом, т.е. отношениями частной собственности, специализация теряет содержание общественного разделения труда. Многообразие видов труда соответствует степени освоения природы человеком и растет вместе с развитием человека. В классовых обществах с товарно-денежными отношениями под воздействием закона разделения труда узкая специализация приобретает уродливые формы пожизненно оплачиваемых профессий, с помощью которых человек вынужден добывать средства к существованию. Если в таких обществах человек из эксплуатируемых классов, как узкий специалист включается в экономические отношения как рабочая сила, то в бесклассовом коммунистическом обществе каждый человек с широкой специализацией будет включаться в общественные отношения как личность.  Э.Дюркгейм говорит, что силой, создающей общественное целое, является разделение труда: "Разделение труда состоит на самом деле в разделении функций, бывших ранее общими". Под ним он понимает, прежде всего, профессиональную специализацию. Разделение труда - признак развитого общества, поскольку в нем существует необходимость обмениваться результатами деятельности, выполнять взаимодополняющие функции. Разделение труда объясняет различия между индивидами, превращение каждого в личность. Сознание того, что любой человек зависит от другого, что все связаны единой системой общественных отношений, создаваемых разделением труда, вызывает у людей не только чувство зависимости друг от друга, но и понимание своей связи с обществом, т.е. социальной солидарности. Дюркгейм исследует разделение труда с моральных, а не с экономических позиций, т.е. с той точки зрения, которая позволяет ему в утратившем свое единство капиталистическом обществе показать его возможности и перспективы. Они заключаются, по мнению Дюркгейма, в установлении социальной (классовой) солидарности как той желательной общественной связи, которая преодолевает и компенсирует все недостатки, связанные с разделением труда. 

 

 73. Исследования М. Вебера по «трудовой реформации общества»;

Протестантская этика и дух капитализма. Протестантская трудовая этика. Это — моральный кодекс, основанный на принципах бережливости, дисциплины, упорного напряженного труда и индивидуализма. Прилагательное «протестантская» объясняет тот факт, что названные качества, как установлено историками и социологами, усиленно поощрялись протестантской религией, и особенно конфессиями, следовавшими принципам кальвинизма.

  В советской и российской литературе  указывается, что концепцию протестантской  этики сформировал немецкий политический философ и социолог Макс Вебер. Он исследовал воздействие религии на экономическую жизнь, утверждая также, что не менее важны и обратные влияния.

  М. Вебер обнаружил факт, что современный  капитализм развился главным  образом в тех областях Европы, где в ходе протестантской  реформации раньше укоренился  протестантизм; это произвело на  него очень сильное впечатление. В книге «Прот. этика и дух кап. » Вебер доказывал, что между религиозной реформацией и становлением капитализма существовала  причинная связь. М. Вебер утверждал, что в протестантских странах экономика развивается лучше, чем в католических и православных странах. Современные исследования подтверждают правоту М. Вебера. И социальное расслоение в протестантских странах, согласно опубликованным данным, существенно меньше, чем в государствах с другим вероисповеданием. Если в России коэффициент дифференциации между бедными и богатыми составляет 40 пунктов (т.е. первые в 40 раз беднее вторых), в большинстве развитых стран — 12-14, то в протестантских странах — 6-7, а в Финляндии и вовсе 3.

В кальвинизме (одна из наиболее влиятельных ветвей протестантизма) очень многое выводится из доктрины предопределения, а Бог предстает как отдаленный и непостижимый. Вебер считал, что это создает в психике индивида, в личностном ощущении божественной благодати и небесного покровительства, сильное напряжение. Чтобы практически ослабить эту напряженность, кальвинизм ввёл понятие призвания, то есть систематической обязанности к упорному труду, к бережливости и самодисциплине. Материальное вознаграждение при этом не должно употребляться лично, следует его экономить  и повторно вкладывать в дело. Тогда труд приобретал черты своеобразного мирского аскетизма. Коммерческий успех указывал индивидууму, что он находится под опекой Бога, что Бог взирает на его или её усилия. Именно эти качества требовались для успеха в недавно появившейся экономике капитализма, и Вебер с полным на то основанием определил данное сочетание как «дух капитализма». Поэтому описанная кальвинистская практика должна была формировать ядро нового класса — капиталистов. Вебер предполагал,  что с затуханием прямого влияния религиозного мировоззрения  протестантская этика остаётся в общественном сознании именно как «дух капитализма».

По книге мухаметлатыпова

Обширные исследования, проведенные М. Вебером, показали, что лишь в эпоху Реформации и на фоне активности протестантства и пуританского кальвинизма формируются принципиально новые представления о трудовой деятельности человека. Р. Штольберг период формирования новых представлений о труде относит к 17 веку н.э. Дело, видимо, объясняется тем, что именно в этот исторический момент совершаются глубокие изменения в сознании общества Западной Европы. Труд начинает рассматриваться как долг человека и цель его жизни. Протестанская этика провозглашает целью труда получение и приращение доходов, а стремление к трудовому приумножению своего имущества оправдывает как образ жизни, согласующийся с требованиям веры.

Капиталистический труд в марксистской традиции всегда характеризовался лишь с точки зрения эксплуатации трудящихся, игнорировалось прогрессивное значение капиталистического способа организации трудовой деятельности человека.

 

74. Конкретно-исторические особенности труда, рабочая сила как товар

Труд как сознательная целенаправленная деятельность и предприимчивость как свойство труда изначально присуще человеку. В первобытную эпоху, когда в условиях палеолита (более 40 тыс. лет назад) появился человек современ. физ. типа, сложилась и родовая община. Совместная деят-ть людей в ту пору практически совпадала с процессом труда и направлялась преимущественно на добывание пищи. На второй стадии родового строя, расцвет которого пришелся на неолит(каменный век) (примерно VIII -III тысячел. до н.э.), был совершен переход к земледелию и скотоводству. Это в корне изменило характер первобытного хоз-ва - оно становилось производящим. Изменение характера хоз-ва и содержания работы влекло за собой и новые возможности для развития труда. В родовой общине сложилась простейшая кооперация (совместн., коллективн. работа) как исторически первая форма общественного труда. Благодаря ей, а также постоянному совершенствованию рабочих орудий, трудовых умений и навыков людей происходило медленное, но неуклонное повышение производит. труда. Возрастающая результативность трудовых усилий и разделение занятий создавали предпосылки для получения прибавочного продукта. Последовало отделение скотоводства и ремесла от земледелия, которая способствовала переход земли из общинной в индивидуальн., частную собственность. Это обстоятельство усиливало имущественные различия, деление общинников на господ и зависимых от них людей, становилось причиной насильственного захвата богатств и обращения военнопленных в невольников. Так на смену родовому строю приходило рабство - первая форма принудительного труда и эксплуатации. В V-IV вв. до н.э. рабство в Древней Греции достигло своего апогея. Использов. рабов оставалось выгодным лишь до тех пор, пока рабы выполняли простые трудовые операции, и желаемый результат достигался их прямым принуждением к работе. В Ш-Vвв. н.э. происходила смена рабства феодальным строем. Механизм производствен. отношений в тех условиях не мог действовать иначе, как через прямое насилие, сословное неравенство крестьян и ремесленников. И только заря Возрождения (середина II тысячелетия) несколько рассеяла средневековый мрак. Она по-новому высветила возможности человека, потенциал его энергии и способностей. Гуманистические воззрения отдавали должное знаниям и умениям человека, признавали вдохновляющей свободу выбора занятий, изменяли отношение к труду. Протестантизм свойственными ему средствами добивался религиозно-нравствен. возвышения труда и деловой предприимчивости. Важнейшим периодом в развитии труда и предпринимательства стало Новое время (с середины XVII и до начала XX в). История Нового времени подтверждает ту закономерность, что капитализм как обществен.строй держится всецело на взаимодействии частной собственности и наемной рабочей силы. Он возникает и развивается там, где собственник средств производства (владелец капитала) находит на рынке свободного рабочего в качестве продавца своих способностей к труду. Распространение мануфактурного производства подготовило вступление капитализма в следующую стадию его развития - крупную фабрику. Применение различных машин и механизмов, характерное для этой стадии, означало не простой отказ от ремесленной техники, замену ручного труда мастеров работой сложных агрегатов, но и комбинацию машин, которая кардинально изменяла технологию, сам процесс производства.

         Рабочая  сила выступает как совокупность  физ-их и духовн. сил человека, к-ые он использует для производства благ. Чтобы раб. сила стала товаром, необходимы три условия: 1. Рабочий должен быть юридически свободным чел-ком(если будет сохраняться в какой-либо форме рабская или феодальная зависимость, он не сможет свободно распоряжаться своей раб. силой, и она утрачивает свойство быть товаром) 2. Чтобы раб.сила стала товаром, работник должен иметь средства производства(тогда он вынужден, чтобы не умереть от голода, продавать свой единственный товар – раб.силу) 3. Чтобы раб.сила обращалась на рынке как товар, необходима  продажа не навсегда, а только на определен. срок, в форме временного найма на работу(если бы владелец раб.силы продал ее навсегда, он превратился бы в раба, перестал быть юридически свободной личностью). Став товаром, раб.сила приобретает и оба свойства, присущие всем товарам: потребительную стоимость и стоимость. Но каждое из этих свойств товара у раб.силы имеет свою специфику. Потреб. стоимость или полезность раб.силы состоит в том, что, затрачиваясь, она может создавать новую стоимость, которая больше стоимости раб.силы на величину создаваемой ею прибавочной стоимости. В способности раб.силы создавать прибавочную стоимость для собственника капитала и заключается потребительная стоимость рабочей силы как товара.

К.Маркс доказал, что именно раб.сила является товаром, а не труд. Раб.сила имеет стоимость, измеряемая стоимостью жизни и имеет потребительную  стоимость.(заключается в способности  создавать большую стоимость, нежели она стоит сама.) Потреб.стоимость- уникальная стоимость, это источник прибавочной стоимости для формирования капитала, что является стимулом развития капиталистической экономики.

 

75.Социально-экономические интересы и противоречия: субъектно-структурный анализ.

Интересы жизненных (материальных) необходимостей вытекают из объективных условий

жизни людей. Это то, что необходимо реализовывать для своей жизни.

Каковы условия – таковы интересы. Необходимо защитить работников достойным уровнем заработной платы, занятостью, чтобы в нормальных условиях использовали труд.

Интересы капиталиста (предпринимателя): - должны добиваться, чтобы выдержать конкуренцию;

- получить прибыль;

- оптимизация ресурсов.

За экономическим интересом стоят коренные (жизненно необходимые) существенные потребности субъектов. Экономические интересы выступают как базовые мотивы, побуждающие  их к экономической деятельности.  Экономические интересы – основы мотивации экономических субъектов. Экономической активностью управляют экономические интересы. Интересы людей, связанные с положением социальной группы в обществе и человека в этой группе, называют социальными интересами.

Противоречие – единство и различие вместе. К примеру, капитал – самовозрастающая стоимость. Если имущество не приносит стоимости – это не капитал.

У каждого свой частный интерес, но есть и общий интерес. Это и есть противоречие. Частный интерес рабочего – заработная плата, работодателя – прибыль.

Капитал без труда, затрачиваемого работодателем, мертв. Без наемного труда капитала нет. Поэтому, труд – часть капитала. Это единство, но одновременно взаимоотрицание.

Маркс – сторонник исторического материализма, что все определяется объективными условиями. Каков уровень развития производительных сил, таков уровень развития сознания. Открытие науки позволяет развивать производительные силы.

Закон соответствия – соответствие уровня сознания уровню развитию производительных сил (орудия труда, предметы труда, сам человек и т.д.), в совокупности все общество в целом. Это все находится в системе экономических взаимоотношений.

Социально-экономические отношения – распределительные отношения. Наемный работник имеет только рабочую силу, у капиталиста средство труда – бизнес. В чем противоречие? Масса наемных работников за то, чтобы капиталист тратил на общие блага. Такого быть не может. Все мы участники общества. Противоречие – кто должен заниматься общей жизнью. Вопрос проблемы участия в защите и развитии общего блага, которое является основой развития частных благ. Это толкает на сотрудничество (и работники, и предприниматели платят налоги и т.д.)

Таким образом, противоречия разрешаются и содействуют общественному прогрессу.

АЛЕКСЕЕВ О.А. Введение в конфликтологию. Часть первая. Конфликтология как наука о социальных конфликтах: идейные истоки и современное состояние. Учебное пособие. - Уфа: РИО БАГСУ, 2000. - 39 с. Противоречия в соц. системе далеко не всегда влекут за собой конфликты. Объективные противоречия - это необходимые предпосылки, основания конфликта, но еще недостаточные условия его возникновения. Для развертывания соц. противоречий в конфликт требуется, чтобы их носители – соц. субъекты - осознали противоположность своих интересов. Анализ самых разнообразных конфликтов свидетельствует о том, что, какие бы конкретные объективные и субъективные причины не лежали в основе поведения противоборствующих сторон (субъектов), как бы они не мотивировали свои действия, в конечном счете все упирается в их интересы, точнее в их взаимную несовместимость, противоположность. Столкновение интереса личности (группы и т.п.) с объективными возможностями его удовлетворения в конкретных условиях взаимодействия с другими социальными субъектами - это, как правило, столкновение одних интересов с другими, им препятствующими, а значит, как правило, одних субъектов с другими.

Информация о работе Шпаргалка по "Управление персоналом"