Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 23:04, шпаргалка
1.Персонал организации: понятие, классификация, источники формирования, методы планирования и учета
Персонал предприятия – это совокупность постоянных работников, имеющих необходимую профессиональную подготовку, опыт практической деятельности для выполнения миссии предприятия
Классификация:рабочие – работники непосредственно занятые созданием материальных ценностей, оказанием промышленных или транспортных услуг
Фактором производства является капитал, и соответственно теория капитала также была переосмыслена К.Марксом. Обычно под капиталом понимается отношение человека к своему имуществу - деньгам, зданиям, орудиям труда и т.д. Выражается это отношение в том, что, например, деньги не потребляются, а используются с целью получения прибыли, иными словами, квартира сама по себе капиталом не является, она только тогда капитал, когда, например, сдается внаем. Маркс же понимал капитал как отношение между владельцем имущества и рабочим, нанятым для работы с имуществом, деньгами и т.д.
Затем Маркс выделяет примененный и потребленный капитал - примененный капитал равен основному плюс оборотный, а потребленный минус отчисления на амортизацию (износ основного капитала), зарплата, расход материалов - или то, что экономисты называют себестоимостью товара, прямыми затратами на производство. По Марксу, капитал делится на постоянный и переменный. Переменным капиталом Маркс называл ту часть, которая предназначена для оплаты труда (фонд заработной платы). Постоянный капитал, следовательно, - все остальное. Маркс утверждал, что постоянный капитал в процессе производства не изменяет своей ценности, т.е. просто переносят свою ценность на продукт, причем сколько уменьшается у них, столько прибавляется в ценности продукта. Переменный же капитал "воспроизводит свой собственный эквивалент, и сверх того избыток, прибавочную ценность".
вся прибыль порождается живым трудом, а капитал при этом играет пассивную роль и не порождает прибавочного продукта..
68.Проблемы индустриального развития экономики и концепция «гуманизации труда».
В начале 70-х гг. появляется теория гуманизации труда, признает необходимыми повышение привлекательности работы для работника, формирование у него чувства удовлетворенности своим трудом, что рассматривается как важное средство повышения эффективности труда. Для этого предлагаются объединение малосодержательных трудовых операций, расширение функций и взаимозаменяемость работников. Рабочие бригад, созданных с учетом этих требований, наделяются большой ответственностью Они получают самостоятельный участок работы, нередко с основными фондами, участвуют в принятии решений по вопросам работы своего участка. Так создается основа "промышленной демократии".
Родоначальниками нового направления в теории управления являются Элтон Мэйо и Мери Паркер Фоллет. Если Ф. Тэйлор обещал управляющим повышение производительности труда, то Э. Мэйо – повышение престижа и преданность подчиненных.Теория человеческих отношений возникла на основе обобщения результатов экспериментов с группами рабочих на заводах фирмы «Вестерн Электрик» в г. Хоторне, которые продолжались 13 лет (1927–1939).
Э. Мэйо пришел к выводу, что производительность труда рабочих зависит не только от условий труда, материального поощрения и действий администрации, но и от социального и психологического климата в среде рабочих. Основные рекомендации этой школы сводятся к выявлению роли отношений в малых неформальных группах и использованию психологических и социальных особенностей группы, налаживанию межличностных отношений для повышения удовлетворенности работой. В рамках школы человеческих отношений первостепенными являются принципы всемерного развития и всестороннего использования организацией способностей работников, удовлетворения их разносторонних потребностей, использования механизмов самоорганизации и внутреннего (группового и личностного) контроля за их поведением и деятельностью, стимулирования процессов групповой динамики, демократизации управления, гуманизации труда. Большое внимание школа уделяла мотивации ГУМАНИЗАЦИЯ ТРУДА — одно из направлений организации труда; предполагает создание в организациях (на предприятиях) условий, способствующих повышению культуры и эффективности производства; нацелена на возвышение человека как творческой личности, сохранение его здоровья и способности к труду на протяжении всей трудовой жизни.
Особое значение для развития Г. т. в различных сферах экономики имеют: разработка и реализация программ создания безопасных и здоровых УТ; планирование карьеры и профессионального роста работников;
69 .Социальная и экономическая сущность труда.
Любой процесс труда предполагает наличие предмета труда, средства труда и самого труда как деятельности по приданию предмету труда необходимых человеку свойств.
Предметы труда - это все то, на что направлен труд, что претерпевает изменения для приобретения полезных свойств и удовлетворения тем самым человеческих потребностей.
Средства труда - это то, при помощи чего человек воздействует на предметы труда. К ним относятся машины, механизмы, инструменты, приспособления и другие орудия труда, а также здания и сооружения, создающие необходимые условия для эффективного использования этих орудий.
Средства производства - это совокупность средств труда и предметов труда.
Технология - это способ воздействия на предметы труда, порядок использования орудий труда.
В результате завершения процесса труда образуются продукты труда - вещество природы, предметы или другие объекты, обладающие необходимыми свойствами и приспособленные к человеческим потребностям.
Изучение проблемы развития общества невозможно без изучения социально-экономической сущности труда, отношения к нему, поскольку все, что необходимо для жизни и развития людей, создается трудом. Труд - основа функционирования и развития любого человеческого общества, независимое от всяких общественных форм условие существования людей, вечная, естественная необходимость, без него не была возможна сама человеческая жизнь.
Труд, прежде всего процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. Также нужно учитывать, что человек, воздействуя на природу, используя и изменяя ее в целях создания потребительных стоимостей, необходимых для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей, не только создает материальные (пищу, одежду, жилище) и духовные блага (искусство, литературу, науку), но и изменяет свою собственную природу. Он развивает свои способности и дарования, вырабатывает у себя необходимые социальные качества, формирует себя как личность.
Труд - первопричина развития человека. Человек обязан труду в разделении функций между верхними и нижними конечностями, развитии речи, постепенном превращении мозга животного в развитый мозг человека, в совершенствовании органов чувств. В процессе труда у человека расширялся круг восприятий и представлений, его трудовые действия постепенно стали носить сознательный характер.
Таким образом, понятие "труд" не только экономическая, но и социологическая категория, имеющая определяющее значение в характеристике общества в целом и отдельных его индивидов.
Выполняя трудовые функции, люди взаимодействуют, вступают в отношения друг с другом и именно труд является той первичной категорией, в которой заключено все многообразие конкретных общественных явлений и отношений. Общественный труд является общей базой, истоком всех социальных явлений. Он изменяет положение различных групп работников, их социальные качества, в чем и проявляется сущность труда как базового социального процесса. Наиболее полно социальная сущность труда раскрывается в категориях "характера труда" и "содержания труда" (Рис. 1).
Характер труда отражает в основном его социальную сущность, по которой труд всегда является общественным. Однако общественный труд состоит из труда индивидов, а в различных общественно экономических формациях связь между индивидуальным и общественным трудом различна, что и определяет характер труда. Он выражает социально-экономический способ соединения работников со средствами труда, т.е. процесс взаимодействия человека с обществом и зависит от того, на кого человек работает. Характер труда определяется особенностями производственных отношений, при которых труд совершается, и выражает степень их развитости. Он отражает социально-экономическое положение трудящихся в общественном производстве, отношение между трудом всего обществ и трудом каждого отдельного работника. Но общественные формы труда обусловлены типом производственных отношений и в различных общественных формациях различны. Для более полного понимания социальной сущности труда необходимо рассмотреть изменение его характера при изменении общественных формаций. К показателям характера труда относится форма собственности, отношение работников к средствам производства и своему труду, распределительные отношения, степень социальных различий в процессе труда и др.
Содержание труда выражает распределение функций (исполнительских, регистрации и контроля, наблюдения, наладки и др.) на рабочем месте и определяется совокупностью выполняемых операций. Оно отражает производственно-техническую сторону труда, показывает уровень развития производительных сил, технических способов соединения личного и вещественного элементов производства, т.е. раскрывает труд прежде всего как процесс взаимодействия человека с природой, средствами труда в процессе трудовой деятельности.
При этом имеется ввидусамо функциональное взаимодействие без учета тех социальных отношений, в которые люди обязательно вступают в процессе труда. Содержание труда индивидуально на каждом рабочем месте, очень подвижно и изменчиво. Оно характеризуется структурой выполняемых функций, разнообразием (монотонностью), соотношением исполнительских и организаторских элементов, физическими и нервно-психическими нагрузками, степенью интеллектуального напряжения, самостоятельности деятельности, самоорганизацией труда, наличием новизны (нестереотипности, творчества) в принимаемых решениях относительно производственного процесса, квалифицированностью, сложностью труда (объем знаний общего образования и профессиональной подготовки), социально-экономической оценкой работников, выполняющих данный вид труда.
Достигнутый уровень общественного разделения труда порождает полную взаимосвязь товаропроизводителей и требует всесторонней связи между ними. Труд частного производителя становится общественным тогда, когда при обмене получает признание на рынке.
70.Теория трудовой стоимости
и мировой финансово-
71.Теория гуманизации труда и ее влияние на социально-трудовую сферу.
Гуманизация социально-трудовых отношений - это процесс придания всем элементам социально-трудовых отношений направленности на создание благоприятных условий для всестороннего развития и реализации трудового потенциала человека, его совершенствования, самоутверждения и самореализации; развитие гуманистических связей между обществом, работодателями и наемными работниками в условиях глобального процесса гуманизации в целях обеспечения социального и научно-технологического прогресса развития общества.
Гуманизация социально-трудовых
отношений направлена на ликвидацию причин
их деградации, формирование эффективных
мер по защите и дальнейшему сохранению баланса социально-
2. Содержание и направленность
процесса гуманизации социально-трудовых
отношений являются результатом их исторического
развития и обусловлены целым рядом объективных
и субъективных предпосылок и факторов,
главными из которых являются: степень
социальной направленности экономических
общественных, политических, культурных
и других процессов, протекающих в общественной
жизни; происходящие изменения в структуре
экономических благ, сформировавшиеся в обществе
социальные ценности и антиценности; уровень
развития в обществе интеллектуального
потенциала, реализация которого служит
освобождению человека от страданий, приносимых
трудностями жизни - тяжестью труда; масштабы теневизации и криминализации экономики
и общества; степень внедрения достижений
научно-технического прогресса, определяющего производительнос
3. Процесс гуманизации социально-трудовых
отношений подчинен следующим закономерностям:
тенденции гуманизации или дегуманизации
социально-трудовых отношений определяется
характером социально-политических и
социально-экономических интересов правящих
классов и элит, вектором их социальной,
либо антисоциальной направленности,
который определяется, в значительной
степени, преобладающими в обществе формами собственности -
4. Источником развития
процесса гуманизации социально-трудовых
отношений служат объективные противоречия.
Главными из таких противоречий являются:
противоречие между работодателями, заинтересованн