Шпаргалка по "Управление персоналом"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 23:04, шпаргалка

Описание работы

1.Персонал организации: понятие, классификация, источники формирования, методы планирования и учета
Персонал предприятия – это совокупность постоянных работников, имеющих необходимую профессиональную подготовку, опыт практической деятельности для выполнения миссии предприятия
Классификация:рабочие – работники непосредственно занятые созданием материальных ценностей, оказанием промышленных или транспортных услуг

Файлы: 1 файл

ответы сокращеные.docx

— 398.22 Кб (Скачать файл)

Фактором производства является капитал, и соответственно теория капитала также была переосмыслена К.Марксом. Обычно под капиталом понимается отношение человека к своему имуществу - деньгам, зданиям, орудиям труда и т.д. Выражается это отношение в том, что, например, деньги не потребляются, а используются с целью получения прибыли, иными словами, квартира сама по себе капиталом не является, она только тогда капитал, когда, например, сдается внаем. Маркс же понимал капитал как отношение между владельцем имущества и рабочим, нанятым для работы с имуществом, деньгами и т.д.

Затем Маркс выделяет примененный и потребленный капитал - примененный капитал равен основному плюс оборотный, а потребленный минус отчисления на амортизацию (износ основного капитала), зарплата, расход материалов - или то, что экономисты называют себестоимостью товара, прямыми затратами на производство. По Марксу, капитал делится на постоянный и переменный. Переменным капиталом Маркс называл ту часть, которая предназначена для оплаты труда (фонд заработной платы). Постоянный капитал, следовательно, - все остальное. Маркс утверждал, что постоянный капитал в процессе производства не изменяет своей ценности, т.е. просто переносят свою ценность на продукт, причем сколько уменьшается у них, столько прибавляется в ценности продукта. Переменный же капитал "воспроизводит свой собственный эквивалент, и сверх того избыток, прибавочную ценность".

вся прибыль порождается живым трудом, а капитал при этом играет пассивную роль и не порождает прибавочного продукта..

 

68.Проблемы индустриального развития экономики и концепция «гуманизации труда».

В начале 70-х гг. появляется теория гуманизации труда, признает необходимыми повышение привлекательности работы для работника, формирование у него чувства удовлетворенности своим трудом, что рассматривается как важное средство повышения эффективности труда. Для этого предлагаются объединение малосодержательных трудовых операций, расширение функций и взаимозаменяемость работников. Рабочие бригад, созданных с учетом этих требований, наделяются большой ответственностью Они получают самостоятельный участок работы, нередко с основными фондами, участвуют в принятии решений по вопросам работы своего участка. Так создается основа "промышленной демократии".

Родоначальниками нового направления в теории управления являются Элтон Мэйо и Мери Паркер Фоллет. Если Ф. Тэйлор обещал управляющим повышение производительности труда, то Э. Мэйо – повышение престижа и преданность подчиненных.Теория человеческих отношений возникла на основе обобщения результатов экспериментов с группами рабочих на заводах фирмы «Вестерн Электрик» в г. Хоторне, которые продолжались 13 лет (1927–1939).

Э. Мэйо пришел к выводу, что производительность труда рабочих зависит не только от условий труда, материального поощрения и действий администрации, но и от социального и психологического климата в среде рабочих. Основные рекомендации этой школы сводятся к выявлению роли отношений в малых неформальных группах и использованию психологических и социальных особенностей группы, налаживанию межличностных отношений для повышения удовлетворенности работой. В рамках школы человеческих отношений первостепенными являются принципы всемерного развития и всестороннего использования организацией способностей работников, удовлетворения их разносторонних потребностей, использования механизмов самоорганизации и внутреннего (группового и личностного) контроля за их поведением и деятельностью, стимулирования процессов групповой динамики, демократизации управления, гуманизации труда. Большое внимание школа уделяла мотивации ГУМАНИЗАЦИЯ ТРУДА — одно из направлений организации труда; предполагает создание в организациях (на предприятиях) условий, способствующих повышению культуры и эффективности производства; нацелена на возвышение человека как творческой личности, сохранение его здоровья и способности к труду на протяжении всей трудовой жизни.

Особое значение для развития Г. т. в различных сферах экономики имеют: разработка и реализация программ создания безопасных и здоровых УТ; планирование карьеры и профессионального роста работников;

 

69 .Социальная и экономическая сущность труда.

Любой процесс труда предполагает наличие предмета труда, средства труда и самого труда как деятельности по приданию предмету труда необходимых человеку свойств.

Предметы труда - это все то, на что направлен труд, что претерпевает изменения для приобретения полезных свойств и удовлетворения тем самым человеческих потребностей.

Средства труда - это то, при помощи чего человек воздействует на предметы труда. К ним относятся машины, механизмы, инструменты, приспособления и другие орудия труда, а также здания и сооружения, создающие необходимые условия для эффективного использования этих орудий.

Средства производства - это совокупность средств труда и предметов труда.

Технология - это способ воздействия на предметы труда, порядок использования орудий труда.

В результате завершения процесса труда образуются продукты труда - вещество природы, предметы или другие объекты, обладающие необходимыми свойствами и приспособленные к человеческим потребностям.

Изучение проблемы развития общества невозможно без изучения социально-экономической сущности труда, отношения к нему, поскольку все, что необходимо для жизни и развития людей, создается трудом. Труд - основа функционирования и развития любого человеческого общества, независимое от всяких общественных форм условие существования людей, вечная, естественная необходимость, без него не была возможна сама человеческая жизнь.

Труд, прежде всего процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. Также нужно учитывать, что человек, воздействуя на природу, используя и изменяя ее в целях создания потребительных стоимостей, необходимых для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей, не только создает материальные (пищу, одежду, жилище) и духовные блага (искусство, литературу, науку), но и изменяет свою собственную природу. Он развивает свои способности и дарования, вырабатывает у себя необходимые социальные качества, формирует себя как личность.

Труд - первопричина развития человека. Человек обязан труду в разделении функций между верхними и нижними конечностями, развитии речи, постепенном превращении мозга животного в развитый мозг человека, в совершенствовании органов чувств. В процессе труда у человека расширялся круг восприятий и представлений, его трудовые действия постепенно стали носить сознательный характер.

Таким образом, понятие "труд" не только экономическая, но и социологическая категория, имеющая определяющее значение в характеристике общества в целом и отдельных его индивидов.

Выполняя трудовые функции, люди взаимодействуют, вступают в отношения друг с другом и именно труд является той первичной категорией, в которой заключено все многообразие конкретных общественных явлений и отношений. Общественный труд является общей базой, истоком всех социальных явлений. Он изменяет положение различных групп работников, их социальные качества, в чем и проявляется сущность труда как базового социального процесса. Наиболее полно социальная сущность труда раскрывается в категориях "характера труда" и "содержания труда" (Рис. 1).

Характер труда отражает в основном его социальную сущность, по которой труд всегда является общественным. Однако общественный труд состоит из труда индивидов, а в различных общественно экономических формациях связь между индивидуальным и общественным трудом различна, что и определяет характер труда. Он выражает социально-экономический способ соединения работников со средствами труда, т.е. процесс взаимодействия человека с обществом и зависит от того, на кого человек работает. Характер труда определяется особенностями производственных отношений, при которых труд совершается, и выражает степень их развитости. Он отражает социально-экономическое положение трудящихся в общественном производстве, отношение между трудом всего обществ и трудом каждого отдельного работника. Но общественные формы труда обусловлены типом производственных отношений и в различных общественных формациях различны. Для более полного понимания социальной сущности труда необходимо рассмотреть изменение его характера при изменении общественных формаций. К показателям характера труда относится форма собственности, отношение работников к средствам производства и своему труду, распределительные отношения, степень социальных различий в процессе труда и др.

Содержание труда выражает распределение функций (исполнительских, регистрации и контроля, наблюдения, наладки и др.) на рабочем месте и определяется совокупностью выполняемых операций. Оно отражает производственно-техническую сторону труда, показывает уровень развития производительных сил, технических способов соединения личного и вещественного элементов производства, т.е. раскрывает труд прежде всего как процесс взаимодействия человека с природой, средствами труда в процессе трудовой деятельности.

При этом имеется ввидусамо функциональное взаимодействие без учета тех социальных отношений, в которые люди обязательно вступают в процессе труда. Содержание труда индивидуально на каждом рабочем месте, очень подвижно и изменчиво. Оно характеризуется структурой выполняемых функций, разнообразием (монотонностью), соотношением исполнительских и организаторских элементов, физическими и нервно-психическими нагрузками, степенью интеллектуального напряжения, самостоятельности деятельности, самоорганизацией труда, наличием новизны (нестереотипности, творчества) в принимаемых решениях относительно производственного процесса, квалифицированностью, сложностью труда (объем знаний общего образования и профессиональной подготовки), социально-экономической оценкой работников, выполняющих данный вид труда.

Достигнутый уровень общественного разделения труда порождает полную взаимосвязь товаропроизводителей и требует всесторонней связи между ними. Труд частного производителя становится общественным тогда, когда при обмене получает признание на рынке.

 

70.Теория трудовой стоимости  и мировой финансово-экономический  кризис.

 

71.Теория  гуманизации труда и ее влияние на социально-трудовую сферу.

Гуманизация социально-трудовых отношений - это процесс придания всем элементам социально-трудовых отношений направленности на создание благоприятных условий для всестороннего развития и реализации трудового потенциала человека, его совершенствования, самоутверждения и самореализации; развитие гуманистических связей между обществом, работодателями и наемными работниками в условиях глобального процесса гуманизации в целях обеспечения социального и научно-технологического прогресса развития общества.

Гуманизация социально-трудовых отношений направлена на ликвидацию причин их деградации, формирование эффективных мер по защите и дальнейшему сохранению баланса социально-экономических интересов работодателей и наемных работников, способствовать расширению сферы свободы человека за счет создания более гуманного отношения к людям.

2. Содержание и направленность процесса гуманизации социально-трудовых отношений являются результатом их исторического развития и обусловлены целым рядом объективных и субъективных предпосылок и факторов, главными из которых являются: степень социальной направленности экономических общественных, политических, культурных и других процессов, протекающих в общественной жизни; происходящие изменения в структуре экономических благ, сформировавшиеся в обществе социальные ценности и антиценности; уровень развития в обществе интеллектуального потенциала, реализация которого служит освобождению человека от страданий, приносимых трудностями жизни - тяжестью труда; масштабы теневизации и криминализации экономики и общества; степень внедрения достижений научно-технического прогресса, определяющего производительность, содержательность и творческий характер труда; социальная направленность трудового законодательства, регулирующего социально-трудовые отношения между наемнымиработниками и работодателями на принципах гуманизма; место и роль гражданского общества в решении вопросов гуманизации социально-трудовых отношений; глобализация процессов гуманизации социально-трудовых отношений труда на основе механизмов социального партнерства; место и роль государства в реализации социальной функции гуманизации социально-трудовых отношений и др.

3. Процесс гуманизации социально-трудовых отношений подчинен следующим закономерностям: тенденции гуманизации или дегуманизации социально-трудовых отношений определяется характером социально-политических и социально-экономических интересов правящих классов и элит, вектором их социальной, либо антисоциальной направленности, который определяется, в значительной степени, преобладающими в обществе формами собственности -частной, коллективной, общественной; поступательное развитие системы социально-трудовых отношений содержит две противоположные тенденции - гуманизации и дегуманизации; антисоциальные системы социально-трудовых отношений в процессе своей эволюции, в конечном итоге, приобретают тенденцию социально ориентированных систем социально-трудовых отношений, основанных на принципах гуманизации и эта тенденция выступает, в конечном итоге, как преобладающий процесс; в процессе развития содержание элементов системы социально-трудовых отношений подвержено изменениям — устаревающие элементы гуманизации дополняются либо заменяются новыми, отвечающими требованиям господствующего способа производства и потребления и др.

4. Источником развития  процесса гуманизации социально-трудовых отношений служат объективные противоречия. Главными из таких противоречий являются: противоречие между работодателями, заинтересованными в создании условий для осуществления экономически эффективной хозяйственной деятельности в целях удовлетворения своих предпринимательских интересов и, прежде всего, получения прибыли, и все возрастающими и изменяющимися социально-трудовыми интересами и потребностями работников в гуманизации социально-трудовых отношений, направленных, прежде всего, на улучшение условий их труда и жизни в соответствии со сложившимися в обществе представлениями; противоречие между субъектами социально-трудовых отношений по поводу степени участия и влияния каждого из них на процессы гуманизации социально-трудовых отношений; противоречие между интересами работодателей, работников и государства по поводу их доли в присвоении и распределении созданных в процессе производства благ; противоречие между работодателями и наемными работниками по поводу условий и содержания их совместной деятельности и распределения результатов их труда и механизмы их разрешения; противоречие между интересами и возможностями работодателей в увеличении их расходов на личное потребление, с одной стороны, и увеличением доли, направляемой на накопление и инвестиции в человеческий капитал, с другой; противоречие между интересами и возможностями работодателей в увеличении прибыли, с одной стороны, и возрастающим прессингом со стороны работников, направленным на гуманизацию социально-трудовых отношений, улучшение условий труда и жизни работников, с другой; противоречие между краткосрочными и долгосрочными интересами работников по поводу возможностей повышения в настоящее время реальной заработной платы или получения в перспективе гарантий стабильности их карьерного роста, развития личностного и профессионального потенциала, надежного пенсионного обеспечения и др.; противоречие между тенденциями технико-технологического обновления производства и сохранением архаичности социально-трудовых отношений.

Информация о работе Шпаргалка по "Управление персоналом"