Шпаргалка по "Управлению персоналом"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 02:43, шпаргалка

Описание работы

1. История возникновения науки управления персоналом.
2. Современное состояние науки и практики управления персоналом.
...
37. Кадровый аудит.

Файлы: 1 файл

3.doc

— 3.35 Мб (Скачать файл)

Личность характеризуется совокупностью  синдромов (синдром — группа черт личности) и в случае, если высокая  или низкая надежность субъекта труда  находится в зависимости от изменений  этих синдромов, ее можно предсказать на основе изучения совокупности черт личности конкретного субъекта. В основе этого положения лежат результаты анализа некоторых случаев происшествий по вине пилотов, которые были обследованы с помощью опросника MMPI, теста Роршаха и теста Уиткина (задание на пространственную ориентировку). Выявлены высокоинформативные показатели по опроснику MMPI для определения «ненадежных» пилотов. Надежность и диапазон ее колебаний среди кадровых пилотов освещается под углом зрения «психических» вариантов нормального поведения, невротической симптоматики, нейрофизиологических функций, а также их нарушений. Среди практически здоровых лиц с «психотическими» вариантами поведения были получены убедительные данные об их неспособности овладеть навыками пилотирования. Кроме того, обнаружена корреляция между выраженными «шизоидными» особенностями личности и низкой надежностью пилотов. Результаты по тесту Роршаха свидетельствуют о повышенной эмоциональности у пилотов с низкой степенью надежности.

Приведенные данные указывают на то, что оценка личностных особенностей является одним из эффективных путей выявления лиц, которые по особенностям своего характера, темперамента и доминирующим психическим состояниям наиболее профессионально надежны и пригодны. Однако использование для этой цели известных и разработка новых методических приемов требуют строгого определения границ (возможностей) их использования, большого объема исследований для стандартизации, валидизации методик и выработки критериев оценки личностных особенностей.

Бесспорно, что значение конкретных психологических особенностей человека в регуляции процессов деятельности, в той или иной степени его  профпригодности определяется многими  факторами и прежде всего характером определенной деятельности, ее требованиями к личности специалиста, к его функциональным возможностям (ресурсам) и к критериям эффективности и надежности деятельности, а также совокупностью индивидуальных черт, качеств субъекта деятельности, их индивидуальной своеобразностью и неповторимостью в уровне развития, степени актуализированное™, взаимной компенсации и т. п. Можно предположить, что некоторые из этих психологических качеств (темперамент, когнитивные стили, эмоциональная устойчивость и др.) выступают как предрасполагающие к проявлению высокой или низкой профпригодности, другие - как активационные, стимулирующие качества (организация внимания, ответственность и др.), формирующие определенный стиль и организацию деятельности, а третьи качества (восприятие информации, принятие решений, психомоторика и др.) непосредственно регулируют, определяют характер конкретных действий, их нормативные или ошибочные проявления [3].

Познавательная деятельность наряду с жестко детерминированными задачами занимает значительное место во многих видах профессиональной деятельности. Своевременная и правильная ориентация в трудовой ситуации, а также самооценка личной роли в ней достигаются субъектом только путем сложной интеллектуальной деятельности, способностью к быстрой адаптации к новым условиям. В новейших исследованиях, рассматривающих психическую деятельность с точки зрения ее информационного характера, по существу подчеркивается приспособительное свойство интеллекта как общей стратегии процесса получения и преобразования информации. Установлено, что эффективность познавательной деятельности и точность вероятностного прогнозирования детерминируются адекватностью Действий субъекта к условиям внешней среды. Однако следует учитывать не только степень адекватности, то есть приближенность реального поведенческого реагирования субъекта структуре ситуации, но и скорость, с которой происходит перестройка программы поведения, реализующий интериоризированный профессиональный опыт в связи с изменяющейся ситуацией. При этом помимо твердого знания алгоритма действия в штатных ситуациях нормально протекающего рабочего процесса субъект должен владеть приемами саморегуляции познавательных функций, достаточным творческим потенциалом и способностью к быстрому логическому анализу малоинформативных признаков осложнения трудовой деятельности.

Использование проективных методов  исследования в натурных и лабораторных экспериментах позволило выделить и отдифференцировать различные  типы тактик познавательного поведения  и проследить особенности их проявлений в условиях воздействия факторов профессиональной деятельности. Установлено, что лицам с объективно-продуктивной (логической) тактикой познавательного поведения свойственны четкость, широта, глубина и многогранность познавательно-исследовательских гипотез, технически обоснованное представление существа работы системы управления объектом при возникновении различных непредвиденных ситуаций и технических отказов. Они самокритичны и требовательны к себе.

Лица с субъективно-продуктивной (псевдологической) тактикой познавательного  поведения в процессе своей профессиональной деятельности чаще делают широкие, однако не всегда обоснованные гипотезы, будучи убежденными в их правильности и настаивающими на этом. Как правило, эти лица характеризуются высокой полезависимостью и явно выраженной установкой, им труднее быстро переформировать свои оперативные гипотезы. Они включают в логическую цепочку интерпретации распознаваемой ситуации большое количество субъективных домыслов, высказывая предположения и гипотезы как непререкаемые истины.

Непродуктивным познавательным тактикам (объективно-непродуктивной и субъективно-непродуктивной) свойственны банальность, шаблонность, пассивность в деятельности, безынициативность, повышенная конформность. Лица с указанными тактиками, как правило, ограничиваются самыми необходимыми, четко регламентированными действиями, переключая ответственность за принятое решение или исход ситуации на других специалистов. Достаточно четко выполняя несложную программу, они не пытаются найти самостоятельное решение. Сочетание непродуктивности с субъективностью, как показали исследования, может способствовать инертности ложных суждений.

 
27. Классификация профессий.

Классификатор профессий Украины (ДК 003:2010)

Классификатор профессий 2010 является составной частью государственной системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации.  
Приведенная ниже информация не является официальной и приводится с целью помочь работникам и работодателям в уточнении правильности записи названия профессии в трудовую книжку.

Искать профессию, название которой  нужно уточнить, вы можете по виду деятельности или с помощью формы поиска.

1Законодавці, вищі державні службовці, керівники, менеджери (управителі)

11Законодавці, вищі державні службовці, вищі посадові особи громадських і самоврядувальних організацій

12Керівники підприємств, установ та організацій

13Керівники малих підприємств без апарату управління

14Менеджери (управителі) підприємств, установ, організацій та їх підрозділів

2Професіонали

3Фахівці

4Технічні службовці

5Працівники сфери торгівлі та послуг

6Кваліфіковані робітники сільського та лісового господарств, риборозведення та рибальства

7Кваліфіковані робітники з інструментом

8Робітники з обслуговування, експлуатації та контролювання за роботою технологічного устаткування, складання устаткування та машин

9Найпростіші професії

Классификатор профессий 2010 (далее — Классификатор) предназначен для применения центральными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, Федерацией работодателей Украины, а также всеми субъектами хозяйствования при внесении записи профессии в трудовую книжку работника.

Профессиональные названия работ, которые приведены в Классификаторе, рекомендовано применять при  образовании новых названий профессий  и должностей в связи с развитием  новых видов экономической деятельности и технологий.

За основу разработки Классификатора была принята Международная стандартная  классификация профессий (ISCO 88: International Standard Classification of Occupations / ILO, Geneva), которую Международная конференция статистики труда Международного бюро труда рекомендовала для перевода национальных данных в систему, облегчающую международный обмен профессиональной информацией.

Квалификационный уровень выполняемых  работ определяется в зависимости  от требований к образованию, профессиональному  обучению и практическому опыту работников, способных выполнять соответствующие задания и обязанности. Профессии, связанные с выполнением работ высокой квалификации, требуют от лица квалификации на уровне младшего специалиста.

В Классификаторе применяются  следующие понятия:

Работа — определенные задания и обязанности, которые выполнены, выполняются или должны выполняться одним лицом.

Квалификация — способность выполнять задания и обязанности определенной работы.

В дипломе специалиста (младшего специалиста) или другом документе о профессиональной подготовке квалификация определяется названием профессии (инженер-механик, экономист, токарь, секретарь-стенографист т.п.).

Профессия — способность выполнять подобные работы, которые требуют от лица определенной квалификации.

Работа является статистической единицей, классифицируется в соответствии с квалификацией, необходимой для ее выполнения.

Квалификация определяется уровнем  образования и специализацией.

Специализация связана как с  необходимой отраслью знаний, используемыми  инструментами или оборудованием, так и с производимой продукцией или предоставляемыми услугами и соответствует в определенной степени детализированному кругу профессиональных заданий и обязанностей.

Структурно Классификатор состоит  из кодов и названий профессиональных группировок (разделов, подразделов, классов, подклассов и групп профессий).

Кодовые обозначения состоят из цифр от 0 до 9 и точки.

Признаки классификации расположены в следующей последовательности:

  • уровень образования (первый уровень классификации — разделы профессий);
  • специализация (второй, третий, четвертый — уровни классификации, подразделы, классы и подклассы профессий);
  • квалификационный уровень выполняемых работ (пятый уровень классификации — группы профессий).

Разделы идентифицируются однозначным цифровым кодом.

Код подразделения состоит из кода раздела и однозначного кода подраздела.

Код класса состоит из кода подраздела и однозначного кода класса.

Код подкласса состоит из кода класса и однозначного кода подкласса.

Доля подклассов делится на группировки.

Код группы состоит из кода подкласса  и отделенного от него точкой кода группировки.

Образование классификационных группировок:

Классификационная группировка

Код

Название классификационной группировки

Раздел

2

Профессионалы

Подраздел

23

Преподаватели

Класс

231

Преподаватели университетов и  высших учебных заведений

Подкласс

2310

Преподаватели университетов и  высших учебных заведений

Группа

2310.1

Профессоры и доценты


Классификационные группировки сгруппированы  в 9 разделов:

Раздел 1. Законодатели, высшие государственные служащие, руководители, менеджеры (управители)

Раздел 2. Профессионалы

Раздел 3. Специалисты

Раздел 4. Технические служащие

Раздел 5. Работники сферы торговли и услуг

Раздел 6. Квалифицированные работники сельского и лесного хозяйств, рыборазведения и рыболовства

Раздел 7. Квалифицированные работники с инструментом

Глава 8. Работники по обслуживанию, эксплуатации и контролю за работой технологического оборудования, сборка оборудования и машин

Раздел 9. Простейшие профессии

Каждый из разделов состоит из описания, классификации профессий и указателя профессиональных названий работ по кодам профессий.

В указателе профессиональных названий работ по кодам профессий и  алфавитном указателе профессиональных названий работ приведены коды ОКПДТР (Общесоюзный классификатор профессий, должностей и тарифных разрядов. 186016 – М.: Экономика, 1991), номера выпусков ЕТКС (Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих) и СКХП (Справочника квалификационных характеристик профессий работников).

На предприятиях, в учреждениях  и организациях записи о работе вносятся в установленном порядке в  трудовые книжки работников в соответствии с профессиональными названиями работ, указанных в указателе  профессиональных названий работ  по кодам профессий и алфавитный указатель профессиональных названий работ. От названий, указанных в этих указателя, могут образовываться производные названия профессий (профессиональных названий работ, должностей) добавлением производных слов (ведущий, главный, младший, сменный, горный, третий и др.), приведенные в приложении В.

Отдельные профессиональные названия работ в Классификаторе записаны с использованием скобок. В скобках, в соответствии с принятой структурой Классификатора, может определяться:

  • Составляющая профессионального названия работы, например, директор учреждения (предприятия, организации) культуры, начальник центра (главного авиаметеорологичного, радио-,управления воздушным движением, учебно-авиационного, электросвязи и др.), руководитель художественный цеха (мастерской), инженер станции насосной (группы станций);
  • Вид экономической деятельности или направление использования профессионального названия работы, например, научный сотрудник (интеллектуальная собственность), инженер-технолог (металлургия), машинист бульдозера (горные работы), инженер-проектировщик (водное хозяйство);
  • Общепринятый иностранный синоним профессионального названия работы, который применяется в профессионально-классификационных стандартах других стран, что может использоваться как самостоятельное или альтернативное профессиональное название работы, например, менеджер (управляющий) по персоналу, специалист по методам расширения рынка сбыта (маркетолог), начальник дока (докмейстер), поверенный морской (супервайзер);
  • Родственное (однотипное) профессиональное название работы, которое может применяться отдельно в пределах данной классификационной группы, например, ювелир (ювелир-модельер), кинооператор (фотооператор) бортовой, младшая медицинская сестра (санитарка, санитарка-уборщица, санитарка-буфетчица и др.), моторист (машинист).

Информация о работе Шпаргалка по "Управлению персоналом"