Шпаргалка по "Управлению персоналом"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 02:43, шпаргалка

Описание работы

1. История возникновения науки управления персоналом.
2. Современное состояние науки и практики управления персоналом.
...
37. Кадровый аудит.

Файлы: 1 файл

3.doc

— 3.35 Мб (Скачать файл)

1) трудовое воспитание и обучение - воспитание у ребенка любви  к труду, овладение простейшими  орудиями и способами труда,  формирование готовности к труду,  потребности и пони-мания его необходимости, развитие общетрудовых навыков;

2) профессиональная ориентация - помощь  в выборе профес-сии на основе  профессионального просвещения,  консультации, коррекции профессиональней  планов;

У) профессиональный отбор - определение  степени пригод-ности человека к определенному виду деятельности на основе сопоставления его индивидуальных особенностей с требованиями профессии;

4) профессиональная подготовка - обоснование  рекоменда-ций к программам, методикам,  средствам обучения и тренировки, к объективным методам и критериям оценки уровня профессиональной подготовленности;

5) профессиональная адаптация - разработка средств, методов к  критериев оценки особенностей  приспособления субъекта труда  к содержанию и условиям конкретной  деятельности и обоснование рекомендаций по ускорению этого процесса;

6) профессиональная деятельность - обеспечение рациональ-ной организации  (регламентации), условий и процесса (содер-жания) трудовой деятельности, высокой эффективности, качест-ва, безопасности труда, профессионального совершенствования, охраны здоровья, удовлетворенности трудом;

7) профессиональная аттестация - периодическая  оценка профессиональной квалификации  в целях определения соответ-ствия  занимаемой должности и обоснование  рекомендаций по должностным  назначениям, перемещениям, а также по направ-лению на учебу, переподготовку;

8) профессиональная реабилитация - восстановление функ-ционального  состояния организма и психики  после напряженной работы и  перенесенных заболеваний, при  развитии стойких доминантных  состояний в результате частых профессиональных неудач См.: Бодров В. А. Психология профессиональной пригодности. М., 2001. С. 107..

Для того чтобы определить пригодность  человека к той или иной профессии, необходимо учитывать: индивидуально-психологические особенности личности и требования, предъявляемые профессией к идеальному исполнителю. Индивидуально-психологические особенности складываются как из врожденных характеристик человека, так и из тех, которые сформировались в процессе его развития и которые следует рассматривать как по-стоянные факторы его деятельности.

Индивидуально-психологические особенности  личности включает три основных компонента: 1) типологические особен-ности; 2) личностные особенности; 3) познавательные функции.

К типологическим особенностям относят свойства нервной системы человека. Эти свойства являются врожденными, неиз-менными и поэтому выступают в качестве постоянных парамет-ров надежности и работоспособности. Наиболее известное пред-ставление о свойствах нервной системы человека отражено в учении о темпераменте.

Под темпераментом понимают динамические характеристики психической деятельности. Выделяют три сферы проявления темперамента: общую активность, особенности моторной (двигательной) сферы и свойства эмоциональности См.: Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. М., 1998. с. 24.

Общая активность определяется интенсивностью и объемом взаимодействия человека с окружающей средой -- физической и  социальной. Проявления темперамента в двигательной сфере I можно рассматривать  как частные выражения общей активности, но только выраженные во внешних двигательных актах. Когда го-ворят об эмоциональности как проявлении темперамента, то име-ют в виду впечатлительность, чувствительность, импульсивность.

Личностные особенности являются базисными характеристи-ками человека, которые влияют на его поведение, деятельность и т. д. Они формируются в течение жизни под влиянием окру-жающей среды, воспитания, типологических особенностей личности. Например, наличие у пилотов таких качеств, как недис-циплинированность, легкомыслие, чрезмерная гордость, жажда восхищения, предрасполагает к возникновению летных проис-шествий.

Завершают перечень индивидуально-психологических  особенностей личности познавательные функции. К познавательным, функциям относят, прежде всего мышление и его высшую форму - интеллект. Своевременная и правильная ориентация в тру-довой ситуации, а также адекватная оценка личной роли в ней достигаются путем сложной интеллектуальной деятельности. Чем эффективнее познавательная деятельность у человека, тем адекватнее его поведение условиям окружающей среды. Помимо адекватности реакции учитывается также скорость в принятии решений, наличие готовых алгоритмов действий в повторяющихся ситуациях, а также достаточный творческий потенциал для создания новых моделей поведения.

Многочисленные исследования показали, что оценка свойств личности является одним из эффективных путей выявления  индивидов, которые являются наиболее пригодными и на-дежными в определенных профессиях.

Другой аспект выявления профессиональной пригодности тесно связан с изучением и классификацией видов трудовой дея-тельности - профессий. Изучение профессий проводится с целью выявления ключевых требований, которые предъявляет та или иная профессия к исполнителю. Эти требования вытекают из преобладающего вида трудовой деятельности, условий труда, уровня ответственности и других параметров.

 
26. Роль индивидуально-психологических  особенностей личности в профессиональной  пригодности.

Роль индивидуально-психологических  особенностей личности в обеспечении профессиональной пригодности

Профессиональная пригодность  субъекта деятельности определяется особенностями  регуляторного воздействия ряда факторов на организм и психику человека, которое обусловливает проявление предрасположенности к достижению необходимого уровня пригодности и процесс развития, становления профессионала. К числу этих регуляторных факторов относятся, с одной стороны, индивидуальные характеристики профессиональных, психологических, физиологических качеств субъекта, а с другой - особенности содержания, средств, условий и организации конкретной Деятельности, которые в форме профессиональных требований выполняют регуляторную функцию.

Критериями оценки процесса формирования и проявления профессиональной пригодности  выступают как качественные характеристики особенностей развития профессионально значимых психических функций, интегральных качеств и структур, так и количественные показатели этих процессов и главным образом результирующие показатели Деятельности — ее эффективность и надежность.

Психологический уровень обеспечения  профессиональной пригодности человека, изучение механизмов регуляции его  устойчивой работоспособности исследован еще недостаточно полно. В ряде работ  показана роль некоторых психологических  феноменов в формировании и проявлении этих качеств профпригодности, в частности, свойств константности восприятия, соотношений симультанной и сукцессивной форм опознания в стратегии информационного поиска, построения адекватного психического образа регуляции конкретной деятельности, избирательности внимания в ситуациях информационной неопределенности и т. д. Столь же значима, хотя еще менее изучена роль личностных характеристик субъекта деятельности в регуляции профпригодности.

Отражение личностных качеств в  деятельности проявляется в их включении в механизмы регуляции трудового процесса на разных уровнях (сенсорно-перцептивном, представлений, речемыслительном). Они обеспечивают активацию продуктивных процессов деятельности, компенсацию недостаточного проявления некоторых процессов, мобилизацию операциональных функций, реализацию планов и стратегий поведения и т. д. Естественно, что неадекватная личностная мобилизация, нарушения в личностной сфере и прочие несоответствия проявления личности в конкретных условиях деятельности создают трудности в ее реализации, вызывают нарушения работоспособности и снижение эффективности и надежности субъекта деятельности, его профпригодности.

Человек способен в определенной мере противодействовать влиянию на него неблагоприятных факторов, адаптируясь к такому воздействию или компенсируя его. В этом немалую роль играют личностные особенности человека, его эмоционально-волевые, характерологические и другие качества. Компенсаторные механизмы свойственны проявлениям и некоторых когнитивных и психомоторных качеств. Указанные механизмы психической регуляции обеспечивают устойчивость, стабильность процессов преобразования информации в той степени, которая определяется интенсивностью и продолжительностью неблагоприятных, экстремальных воздействий, а также исходным состоянием психических функций человека.

В исследованиях профессиональной эффективности, надежности и безопасности труда обращается внимание на факты  различной предрасположенности  специалистов к ошибочным действиям, аварийным ситуациям, несчастным случаям. На транспорте и производстве, как правило, относительно небольшая часть специалистов совершает основную массу серьезных нарушений в производственном процессе. Отсюда сделан вывод, что люди имеют разную степень предрасположенности к совершению ошибок, нарушению эффективности, надежности и безопасности труда, а в основе этих различий лежит целый ряд индивидуальных качеств, характерных для определенной категории населения.

В работах В.Д. Небылицына, Б.Ф. Ломова, К.М. Гуреви-ча, О.А. Конопкина и других исследователей проблема эффективности и надежности труда человека рассматривается в свете учения о типах высшей нервной деятельности. Гипотеза о наличии связи между некоторыми характеристиками рабочих качеств человека-оператора и основными свойствами его нервной системы была выдвинута В.Д. Небылицыным в 1964 г. [12]. Эти свойства являются врожденными, неизменными, и поэтому они выступают в качестве постоянных параметров работоспособности и надежности. Среди рабочих качеств оператора автор выделяет следующие: долговременная выносливость, в основе которой лежит сила нервной системы; выносливость к экстренному напряжению и перенапряжению, которая должна быть связана либо с силой нервной системы по отношению к возбуждению, либо с уравновешенностью нервных процессов; помехоустойчивость к действию факторов внешней среды, которая также должна находиться в прямой связи с силой основных нервных процессов; реакция на непредвиденные раздражители — функция уравновешенности процессов возбуждения и торможения; переключаемость, которая находится в связи с подвижностью нервных процессов. Данная гипотеза получила частичное подтверждение в исследованиях К.М. Гуревича и В.Ф. Матвеева [6], проведенных на операторах энергосистем в ходе противоаварийных тренировок. Установлено, что успешные и надежные действия, сохранение самообладания операторами связаны с их индивидуальными особенностями в соотношении основных свойств нервной системы.

Изучению связи показателей  скорости приема информации и ее устойчивости в ходе работы с некоторыми проявлениями свойств нервной системы посвящена работа О.А. Конопкина [8]. Автором установлено, что в уровне пропускной способности отдельных испытуемых и в характере ее динамики в ходе деятельности и под влиянием побочных раздражителей имеются заметные индивидуальные различия. Снижение уровня пропускной способности в ходе деятельности по приему информации характерно для лиц с относительно слабым процессом возбуждения. При работе со зрительными альтернативными сигналами слабые звуковые раздражители, не имеющие отношения к деятельности, могут вызвать повышение продуктивности и основной деятельности — степень такого повышения положительно связана с силой процесса возбуждения.

Таким образом, некоторые сочетания  основных свойств нервной системы  способствуют более выраженному проявлению ряда психических функций, которые можно рассматривать как профессионально значимые для некоторых видов деятельности, влияющие на ее эффективность и надежность и определяющие уровень профпригодности. Полученные материалы свидетельствуют, следовательно, об опосредованном влиянии типологических особенностей нервной системы на формирование профессиональной пригодности.

Профессиональная пригодность, эффективность  и надежность деятельности существенно  зависят от индивидуально-психологических особенностей личности. В настоящее время специалисты в области прикладной психологии уделяют большое внимание изучению личностных особенностей, которые, с одной стороны, являются, как правило, константными, базисными характеристиками конкретного индивида, а с другой — в более полной мере определяют индивидуальные поведенческие реакции и психические состояния, влияющие на эффективность и надежность деятельности.

Ведутся настойчивые поиски психологических  коррелятов предрасположенности человека к ошибочным действиям в сфере  личностных свойств и неблагоприятных  психических состояний. Так, Е. Винесейлом выделено двенадцать черт личности, наличие  которых у пилотов предрасполагает к возникновению летных происшествий. Основными из них являются: легкомыслие, проявляющееся в отсутствии достаточных знаний техники пилотирования, несерьезном отношении к требованиям правил производства полетов; недисциплинированность, которая часто является следствием избытка психической энергии, чрезмерной гордости и высокомерия, переоценки своих возможностей, желания вызвать восхищение у других, что в конечном итоге сопровождается игнорированием норм и правил производства полетов; рассеянность, проявляющаяся в подчинении внимания не задачам полета, а посторонним, второстепенным целям; нерешительность, которая является причиной запаздывания или отсутствия необходимых действий и может быть обусловлена неспособностью предвидеть последствия нечетких действий; внутренняя доминанта, то есть ожидание опасного, неблагоприятного события, вследствие чего действия пилота могут быть скованными.

Принятие концепции склонности некоторых пилотов к летным происшествиям  означает необходимость выявления  критических факторов в личной сфере, с помощью которых можно было бы прогнозировать повышенную предрасположенность к происшествиям. М. Сандерсом и М. Гофманом с помощью 16-ФЛО и теста на оценку способности к принятию решений был обследован 51 пилот, имевший по своей вине летные происшествия. Ступенчатый дискриминантный анализ показал, что оценки за тест на принятие решений не коррелировали с частотой их вовлеченности в летное происшествие, в то время как по результатам обследования с помощью 16-ФЛО выявлено 86% лиц, имевших ранее летные происшествия из-за ошибочных действий пилота.

Информация о работе Шпаргалка по "Управлению персоналом"