Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 14:13, курсовая работа
В данной работе будут рассмотрены два основных направления в изучении организационной культуры. Одно из этих направлений, рационально-прагматическое, рассматривает культуру в качестве одного из атрибутов организации. Данное направление предполагает возможность управлять организационной культурой и направлять её развитие так, как это выгодно руководству компании. В рамках феноменологического направления принято считать, что культура проникает во все сферы деятельности организации, а управлять ей невозможно.
Введение 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ФЕНОМЕНА ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ 4
1.1. Организационная культура: понятие и элементы 4
1.2. Рационально-прагматическое направление в исследовании организационной культуры (Э.Шейн, Т. Питтерс и Р. Уотерман) 7
1.3. Феноменологическое направление в исследовании организационной культуры (Д. Сильверман, П. Бергер и Т. Лукман) 11
2. СТРУКТУРА СИМВОЛИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ 13
2.1. Мифы и легенды 13
2.2. Обряды и ритуалы 16
2.3. Фирменный стиль 19
3. СИМВОЛИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЦЕЯ БГУ 21
3.1. Характеристика образовательного учреждения и обоснование метода 21
3.2. Описание структурных элементов символической системы 22
3.3. Роль символического аспекта в поддержании организационной культуры Лицея БГУ 25
Заключение 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
ОГЛАВЛЕНИЕ
ОГЛАВЛЕНИЕ 2
Введение 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ФЕНОМЕНА ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ 4
1.1. Организационная культура: понятие и элементы 4
1.2. Рационально-прагматическое
направление в исследовании
1.3. Феноменологическое
направление в исследовании
2. СТРУКТУРА СИМВОЛИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ 13
2.1. Мифы и легенды 13
2.2. Обряды и ритуалы 16
2.3. Фирменный стиль 19
3. СИМВОЛИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЦЕЯ БГУ 21
3.1. Характеристика образовательного учреждения и обоснование метода 21
3.2. Описание
структурных элементов
3.3. Роль символического
аспекта в поддержании
Заключение 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 32
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 34
Введение
Данная работа посвящена рассмотрению и изучению символических аспектов организационной культуры. В настоящее время большинство исследователей признают тот факт, что любая организация это, прежде всего, люди, которые там работают. Человеческий фактор играет все более важную роль в связи со сложившейся экономической ситуацией, ростом конкуренции, глобализации и многих других процессов. Для того, что бы выжить на рынке, компании необходимо не только продавать качественный товар или предоставлять компетентные услуги, а так же проводить грамотную рекламную и маркетинговую политику, но и серьезно относится к человеческим ресурсам. Лояльность сотрудников, их добросовестность и инициативность могут сделать компанию значительно более успешной и конкурентоспособной. Благодаря всем этим факторам организационная культура является очень востребованной отраслью гуманитарного знания, которая призвана изучать и объяснять внутриорганизационные процессы с точки зрения сложившейся там культуры.
В данной работе будут рассмотрены
два основных направления в изучении
организационной культуры. Одно из
этих направлений, рационально-прагматическое,
рассматривает культуру в качестве
одного из атрибутов организации. Данное
направление предполагает возможность
управлять организационной
Отдельно в работе будет
изучен символический аспект организационной
культуры, который включает в себя
традиции, обычаи, ритуалы, мифы, легенды
и фирменный стиль, которые присущи
организации. Все элементы символического
аспекта организационной
В рамках работы будет осуществлено исследование, направленное на изучение символических аспектов организационной культуры Лицея БГУ. Методом исследования является кейс стадии, которое в данном случае предполагало проведение интервью и анализа документов. Таким образом, будет проведен анализ официального сайта Лицея БГУ, так же будут проанализированы интервью нынешних лицеистов и выпускников Лицея.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ФЕНОМЕНА ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
1.1. Организационная культура: понятие и элементы
Организационная культура представляет собой сложный феномен, который впервые начали изучать только в 70-х - 80-х годах 20 века. Естественно, сама организационная культура возникла гораздо раньше, вместе с организациями. Однако в 20 веке в связи с развитием рыночной экономики и становлением информационного общества, все большую роль начинают играть знания, профессионализм, а главное мотивация сотрудников. Нестабильность экономических систем и постоянные инновации обуславливают появление более открытых, гибких и адаптивных организаций, в которых главным фактором становятся человеческие ресурсы. Обострение конкуренции на мировом рынке так же требует нового знания о способах более эффективной работы организаций, а, следовательно, более эффективной работы каждого отдельного сотрудника. Таким образом, все эти факторы требовали изучения такого явления, как организационная культура, в первую очередь с целью повысить эффективность и конкурентоспособность организации [8, с.5-6]. Рассмотри подробно, что представляет собой это понятие, какова его структура и характеристики.
Как уже отмечалось ранее, организационная культура представляет собой сложное и многогранное понятие, а значит, существует множество его определений, подчеркивающих разные аспекты этого феномена. Можно выделить 4 условных группы определений понятия организационная культура, по тем аспектам, на которые делают акцент их авторы.
Первая группа определений рассматривает организационную культуру в качестве набора характеристик и представлений. К этой группе относится хрестоматийное определение,предложенное Эдгаром Шейном, который понимает организационную культуру в качестве комплекса базовых предположений, изобретенных, обнаруженных или разработанных группой для того, чтобы научится справляться с проблемами внешней адаптации внутренней интеграции, функционирующего достаточно долго, чтобы подтвердить свою состоятельность, и передаваемого новым членам организации как единственно правильного.Ньюстром и Дэвис определяют организационную культуру как набор допущений, убеждений, ценностей и норм, которые разделяются всеми членами организации [15]. Схожее определение предлагают Х. Шварц и С. Дэвис: «Культура... представляет собой комплекс убеждений и ожиданий, разделяемый членами организации. Эти убеждения и ожидания формируют нормы, которые в значительной степени определяют поведение в организации отдельных личностей и групп»[9, с.37].
Следующий подход к пониманию
понятия организационной
Третий подход рассматривает организационную культуру в качестве способа деятельности, поведения и мышления, которые сложились в организации. Пример такого подхода представляет определение Э. Джакуса: «Культура предприятия - это вошедший в привычку, ставший традицией образ мышления и способ действия, который в большей или меньшей степени разделяют все работники предприятия и который должен быть усвоен и хотя бы частично принят новичками, чтобы новые члены коллектива стали «своими» [9 с. 37].
Четвертый подход рассматривает культуру, как одну из подсистем организации. Подсистему, которая выполняет адаптивную функцию и способствует самоидентификации сотрудников. Примером такого подхода считается определение, предложенное Э.А.Смирновым определение: «Организационная культура - это система общественно прогрессивных формальных и неформальных правил и норм деятельности, ценностей, обычаев и традиций, индивидуальных и групповых интересов, особенностей поведения персонала данной организационной структуры, стиля руководства, показателей удовлетворенности работников условиями труда, уровня взаимного сотрудничества и совместимости работников между собой и с организацией, перспектив развития. [4, с. 104].
Что касается элементов организационной культуры, топринято выделять две большие группы: субъективные и объективные элементы. Объективные элементы отражают материальную сторону деятельности организации. К ним относятся: месторасположение организации, мебель, дизайн интерьера в целом и отдельных комнат, расположение автомобильных стоянок и пропускная система, символика и эмблема организации, а так же униформа персонала и дресс код для сотрудников.
На группе субъективных элементов
стоит остановиться более подробно,
так как именно эти элементы являются
ядром организационной
- Организационные ценности,
то есть те морально-
-Философия организации
представляет собой систему
-Обряды представляют
собой мероприятия, которые
-Ритуалы организации-это
специальные действия, которые призваны
напоминать сотрудникам о
-Легенды и мифы организации представляют собой образное отражение истории и основных ценностей организации. Мифы и легенды часто повествуют о конкретных личностях, будь то основатель организации, нынешний начальник или сотрудник, которому удалось стремительно подняться по карьерной лестнице. В любом случае мифы и легенды призваны транслировать одобряемое в организации поведение и поддерживаемые в организации ценности.
-Менталитет организации – образ мышления и поведения, присущий сотрудникам организации. Менталитет влияет на повседневную жизнь организации, так как именно он отражает отношение сотрудников к своим рабочим обязанностям.
-Существующие нормы в
организации, как правило,
Согласно Э. Шэйну, организационная культура многоуровневая. Поверхностный уровень включает в себя поведение людей и вещественные атрибуты, то есть ритуалы, эмблемы, дизайн, униформа сотрудников, язык, лозунги и тому подобное. Предповерхностный или промежуточный уровень представлен верованиями и ценностями, которых придерживаются сотрудники организации. Глубинный уровень организационной культуры отражен в философии организации.
1.2. Рационально-прагматическое направление в исследовании организационной культуры (Э.Шейн, Т. Питтерс и Р. Уотерман)
Рационально-прагматическое
направление в исследовании организационной
культуры представляет собой достаточно
условную совокупность различных подходов,
объединенных схожим пониманием места
организационной культуры в структуре
организации. Так для рационально
прагматического направления
При всем разнообразии подходов, которое включает в себя это направлении, все они объединены двумя существенными признаками:
-Организационная культура является одним из тех аспектов, на которые руководство организации может повлиять для улучшения механизмов социализации и производительноститруда в организации, а так же повышения её конкурентоспособности.
-Организационная культура формируется в результате влияния внутренних процессов организации и не является частными индивидуальными представления, позволяющими сотрудникам трактовать происходящее в организации и лучше адаптироваться. Хотя поведение отражает существующую культуру, оно не является важным аспектом в феномене организационной культуры [17].
Наиболее известными представителями
рационально-прагматического
По мнению Эдгара Шейна, основателя научного направления «организационная психология», организационная культура представляет собой комплекс базовых предположений, та или иначе сложившихся в организации. Как уже отмечалось ранее, Шейн рассматривает организационную культуру в качестве многоуровневого феномена.
Информация о работе Символические аспекты организационной культуры