Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 14:13, курсовая работа
В данной работе будут рассмотрены два основных направления в изучении организационной культуры. Одно из этих направлений, рационально-прагматическое, рассматривает культуру в качестве одного из атрибутов организации. Данное направление предполагает возможность управлять организационной культурой и направлять её развитие так, как это выгодно руководству компании. В рамках феноменологического направления принято считать, что культура проникает во все сферы деятельности организации, а управлять ей невозможно.
Введение 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ФЕНОМЕНА ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ 4
1.1. Организационная культура: понятие и элементы 4
1.2. Рационально-прагматическое направление в исследовании организационной культуры (Э.Шейн, Т. Питтерс и Р. Уотерман) 7
1.3. Феноменологическое направление в исследовании организационной культуры (Д. Сильверман, П. Бергер и Т. Лукман) 11
2. СТРУКТУРА СИМВОЛИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ 13
2.1. Мифы и легенды 13
2.2. Обряды и ритуалы 16
2.3. Фирменный стиль 19
3. СИМВОЛИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЦЕЯ БГУ 21
3.1. Характеристика образовательного учреждения и обоснование метода 21
3.2. Описание структурных элементов символической системы 22
3.3. Роль символического аспекта в поддержании организационной культуры Лицея БГУ 25
Заключение 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
Последний блок интервью был посвящен фирменному стилю Лицея. Большинство опрошенных сказали, что им нравится лицейский фирменный стиль. Многие упоминали герб и гимн, сделав акцент, что, конечно, не у каждой школы есть свой гимн и герб. Лицеисты так же рассказывали о том, что с гордостью носят фирменные значки, а так же используют канцелярские принадлежности с лицейской символикой. Рассказывая о фирменном стиле, многие лицеисты отмечали, что гордятся Лицеем, отмечали, что он им как второй дом. Так же многие говорили о том, что им очень повезло поступить в Лицей и это лучшее, что пока происходило в их жизни.
Таким образом, проанализировав
интервью, можно сделать вывод
о том, что в Лицее существует
ярко выраженная система ценностей
и представлений, которая достаточно
успешно транслируется с
Заключение
В целом, можно говорить о том, что в рамках работы был всесторонне изучен и рассмотрен символический аспект организационной культуры. Были рассмотрены различные подходы к изучению феномена организационной культуры. Детальному изучению были подвергнуты все элементы, составляющие символический аспект организационной культуры. Отдельно были изучены мифы и легенды в организациях, которые призваны в метафорической форме транслировать основные ценности, а так же обряды и ритуалы, которые отмечают важные события в повседневности организации, будь то начало нового рабочего дня или важные для компании переговоры. Так же были рассмотрен фирменный стиль организации, который транслирует ценности организации, как самим сотрудникам, так и потребителям и конкурентам компании.
В рамках работы было проведено исследование символических аспектов организационной культуры Лицея БГУ. Исследование заключалось в анализе официального сайта Лицея БГУ и интервьюировании учащихся и выпускников Лицея.
В ходе анализа официального сайта были выявлены основные особенности символических аспектов организационной культуры Лицея БГУ. Лицею БГУ в полной мере присущ собственный фирменный стиль, который включает в себя наличие герба, гимна и фирменного цвета. Так же сайт предоставляет полную информацию об обычаях и традициях, которые существуют в Лицее. Судя по представленной информации, на каждый месяц приходится по несколько мероприятий. Что же касается, существующих мифов и легенд, то размещенное на сайте видео различных мероприятий позволяет сделать выводы об укоренившемся в Лицее мнении о том, что Лицей является исключительным учебным заведением, а лицеисты являются своего рода избранными.
Что касается интервью, то результаты
его анализа
В результате, можно говорить
о том, что Лицей характеризуется
сильной организационной
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследовательская проблема даннойработы заключается в существующем противоречии между необходимостью изучать символические аспекты организационной культуры и сложностью такого изучения в реальной организации.
Цель данного исследования - изучить символический аспект организационной культуры Лицея БГУ
Задачи:
Гипотезы:
Объект: Лицей БГУ
Предмет: Символические аспекты организационной культуры
В данном исследовании использована квотная выборка.
В интервью участвовали 6 выпускников
и 6 учащихся Лицея.
Метод сбора данных: кейс стади.
Методики:
Вопросы интервью:
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Анализ интервью
№1
О, их очень много! «Карапузы» - приветствие новых лицеистов, «Хэллоу-дэй» – все друг другу отправляют «приветики» по лицейской почте, Конференции, «Визитки» - представление классов и их творчества. Естественно, Новый Год и всякие праздники, «Мисс Лицей» - выбираем самую-самую красивую и умную лицеистку (но, все лицеистки самые-самые, ну, и лицеисты). Обычаем также является посещение лицеистов всякими важными лицами нашей республики. Выпускной, Последний звонок. Традиция «выбирания домового». Вера в Дух Лицея. Вообще, всего очень-очень много. А, ещё есть «День Моля» - решаем всякие задачки и отправляем с ответами по лицейской почте.
Пожалуй, стоять утром в
фойе и дружно приветствовать на разных
языках (если очень захочется) приходящих учителей и лицеистов.
Ритуал «покупать еду у Филиппыча».
Традиции преемственности поколений и передачи «Духа лицея».
Ритуалы единения лицеистов
и преподавателей.
С опоздавшими?!
Да ничего! Если, конечно, ты не опаздываешь
на пару к ДК, тогда…. Тяни-ка билетик и
иди к карте (предмет георгафия).
«Легенда» о Духе Лицея, домовом.
Легендарными личностями можно назвать, наверное, большую часть из нашихпреподавателей и директоров.
Успеха добиваются все лицеисты. В основном, это те, кто участвуют в различных олимпиадах разного уровня.
Лицей – это Лицей. Его ни с чем невозможно спутать.
Герб Лицея (кстати, недавно был его ребрендинг) очень символичен, историчен даже: отражает все аспекты лицейского учебного процесса. Гимн Лицея: в его основе лежит студенческий гимн «Гаудеамус», но слова другие. Гимн наполнен чувством гордости за лицей, за тех, кто в нём работает и учится.
Увы, но канцелярские принадлежности
с символикой учреждения не распространены.
А значки носят только некоторые лицеисты.Данная
процедура необязательна.
Преподаватели культивируются. Подчёркивается безусловное преимущество лицея и всех лицеистов.
Подчёркивается гордость
за символику Лицея, а также её
содержательность и наполненность
смыслом.
№2
Основные традиции такие: “Карапузы”, туртропа, “Визитки»,Новый Год, День рождения Лицея и прочие концерты, неформальные встречи на реке.Куча разных культурных традиций - вечера памяти Короткевича, например, дни белорусского языка и т.д.
Ритуалы есть - с утра дежурные с порогакричат "Добрайранiцы!", а опоздавшие получают по башке от «спадараВиталя» или от Макара обычно.
Буду говорить про легендарных личностей: Янка Сюльжин - выпускник, 4ый курс РАФа, сейчас готовит физбойцов. Метель А.И. - преподователь физкультуры, всех своих учеников называет зайками, котиками и т.д. независимо от пола.
Носят лицейские значки. У меня, например, 2 штуки есть. И тетрадками с лицейским гербом горжусь безумно. А всё потому, что Лицей – это место,
Где чувствуешь себя даже лучше
Специально выделяются культурные традиции. Это подчёркивает их значимость для Лицея.
Особое значение ритуала приветствия.
Легендарными остаются даже те лицеисты, которые ушли из Лицея. Легендами становятся неординарные люди.
Фирменный стиль лицея
– предмет особой гордости. Особо
трепетное отношение к Лицею.
№3
Карапузы, визитки, улазины, Новый Год, День рождения лицея, мисс лицей, выпуской,Каляды… Вообще, мои одноклассницы еще устраивали День Святого Патрика.
В 8.26 играет лицейский гимн. Опоздавших СпадарВиталь (наш заместитель директор по воспитательной работе 10 классов) заставляет отмечаться на входе: лицейский билет подносишь к такой штуке….ну, даже не знаю как ее описать. Проходишь по ней лицейским билетом, она делает «пик», и это значит что ты отметился. На Калядыопоздавших отмечали красной помадой.
Мне кажется, что легендарный личности в лице это наши преподаватели.
Герб мне нравится: очень
похож на гаррипотервский, а значит Лицей похож
на Хогвартс. Значки мы не носим, и
принадлежности тоже. Лицеист лицеиста
видит издалека и без этого! Лицей - это
как второй дом.
Внедрение новых технологий в систему традиционных ритуалов Лицея.
Легендарность Лицея определяется через его преподавателей.
Ассоциация Лицея со школой
волшебства «Хогвартс» из известной
серии книг о Гарри Поттере. Следует
отметить, что в книге данная школа
являлась школой для детей-волшебников,
то есть, в каком то смысле, избранных
детей.
№4
Ну, думаю, скажу довольно банальные вещи: День Рождения лицея, Визитки, прочие праздники. Сам, к сожалению, в свое время не принимал особого участия в них (кроме Визиток), поэтому и не могу сказать здесь много всего.
Информация о работе Символические аспекты организационной культуры