Символические аспекты организационной культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 14:13, курсовая работа

Описание работы

В данной работе будут рассмотрены два основных направления в изучении организационной культуры. Одно из этих направлений, рационально-прагматическое, рассматривает культуру в качестве одного из атрибутов организации. Данное направление предполагает возможность управлять организационной культурой и направлять её развитие так, как это выгодно руководству компании. В рамках феноменологического направления принято считать, что культура проникает во все сферы деятельности организации, а управлять ей невозможно.

Содержание работы

Введение 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ФЕНОМЕНА ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ 4
1.1. Организационная культура: понятие и элементы 4
1.2. Рационально-прагматическое направление в исследовании организационной культуры (Э.Шейн, Т. Питтерс и Р. Уотерман) 7
1.3. Феноменологическое направление в исследовании организационной культуры (Д. Сильверман, П. Бергер и Т. Лукман) 11
2. СТРУКТУРА СИМВОЛИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ 13
2.1. Мифы и легенды 13
2.2. Обряды и ритуалы 16
2.3. Фирменный стиль 19
3. СИМВОЛИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЦЕЯ БГУ 21
3.1. Характеристика образовательного учреждения и обоснование метода 21
3.2. Описание структурных элементов символической системы 22
3.3. Роль символического аспекта в поддержании организационной культуры Лицея БГУ 25
Заключение 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30

Файлы: 1 файл

Символические аспекты организационной культуры.docx

— 97.82 Кб (Скачать файл)

Последний блок интервью был  посвящен фирменному стилю Лицея. Большинство опрошенных сказали, что им нравится лицейский фирменный стиль. Многие упоминали герб и гимн, сделав акцент, что, конечно, не у каждой школы есть свой гимн и герб. Лицеисты так же рассказывали о том, что с гордостью носят фирменные значки, а так же используют канцелярские принадлежности с лицейской символикой. Рассказывая о фирменном стиле, многие лицеисты отмечали, что гордятся Лицеем, отмечали, что он им как второй дом. Так же многие говорили о том, что им очень повезло поступить в Лицей и это лучшее, что пока происходило в их жизни.

Таким образом, проанализировав  интервью, можно сделать вывод  о том, что в Лицее существует ярко выраженная система ценностей  и представлений, которая достаточно успешно транслируется с помощью  мифов, легенд, ритуалов, традиций и  фирменного стиля. Стоит отметить и тот факт, что в целом символические аспекты организационной культуры, отраженные на официальном сайте Лицея совпадают с тем, что было получено в ходе интервью. Это свидетельствует о том, что представления руководства и лицеистов об организационной культуре Лицея совпадают.

 

 

 

 

Заключение

В целом, можно говорить о  том, что в рамках работы был всесторонне изучен и рассмотрен символический аспект организационной культуры. Были рассмотрены различные подходы к изучению феномена организационной культуры. Детальному изучению были подвергнуты все элементы, составляющие символический аспект организационной культуры. Отдельно были изучены мифы и легенды в организациях, которые призваны в метафорической форме транслировать основные ценности, а так же обряды и ритуалы, которые отмечают важные события в повседневности организации, будь то начало нового рабочего дня или важные для компании переговоры. Так же были рассмотрен фирменный стиль организации, который транслирует ценности организации, как самим сотрудникам, так и потребителям и конкурентам компании.

В рамках работы было проведено  исследование символических аспектов организационной культуры Лицея  БГУ. Исследование заключалось в  анализе официального сайта Лицея  БГУ и интервьюировании учащихся и выпускников Лицея.

В ходе анализа официального сайта были выявлены основные особенности  символических аспектов организационной  культуры Лицея БГУ. Лицею БГУ  в полной мере присущ собственный  фирменный стиль, который включает в себя наличие герба, гимна и  фирменного цвета. Так же сайт предоставляет  полную информацию об обычаях и традициях, которые существуют в Лицее. Судя по представленной информации, на каждый месяц приходится по несколько мероприятий. Что же касается, существующих мифов  и легенд, то размещенное на сайте видео различных мероприятий позволяет сделать выводы об укоренившемся в Лицее мнении о том, что Лицей является исключительным учебным заведением, а лицеисты являются своего рода избранными.

Что касается интервью, то результаты его анализа продемонстрировали, что в Лицее существует ярко выраженные элементы символических аспектов организационной  культуры. Все лицеисты смогли вспомнить  и рассказать, как про традиции и обычаи, так и про мифы, легендарных  личностей и фирменный стиль. Так же большинство лицеистов  подчеркивали важное место Лицея  в их жизни. Результаты интервьюирования выпускников представляют такие  же данные, что говорит о существующей преемственности, и трансляции схожих систем ценностей на разные поколении лицеистов. 

В результате, можно говорить о том, что Лицей характеризуется  сильной организационной культурой, которая находит свое отражение  в большом количестве  символических  элементов.

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Барков, С.А. Социология организаций / С.А. Барков // Электронная библиотека Социологического факультета МГУ [Электронный ресурс]. – 2004. – Режим доступа: http://lib.socio.msu.ru/l/library?e=d-000-00---001ucheb--00-0-0-0prompt-10---4------0-1l--1-ru-50---20-help---00031-001-1-1utfZz-8 00&a=d&cl=CL1&d=HASHd9ad40d2ee6942b3561ff5.5.– Дата доступа: 08.04.2012.
  2. Ильиных С.А. Организационная культура: инновации в интерпретации / С.А. Ильиных // Психология и социология [Электронный ресурс]. – 2011. - №13. – Режим доступа: http://www.rusnauka.com/15_APSN_2011/Psihologia/13_88050.doc.htm. - Дата доступа: 23.04.2012.
  3. Могутнова, Н. Н. Корпоративная культура : понятия, подходы  / Н.Н.Могутнова // Социологические исследования. – 2005. - № 4. – С. 130-136.
  4. Общий менеджмент : концепции и комментарии : учебник / А.Н. Дятлов [и др.]; под ред. А.Н. Дятлова. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. – 400 с.
  5. Организации : учебник для психологов и экономистов / Р. Дафт. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. – 352 с.
  6. Организация предпринимательской деятельности : учебное пособие / И.П. Продиус[и др.]; под ред. И.П. Продиуса. – Одес.нац. политех. ун-т. – Одесса : Наука и техника. 2004. – 392 с.
  7. Организационная культура : учеб. ... и коммуникации фак. философии и соц. наук / Т. В. Купчинова. — Мн. : БГУ, 2004. — 115 с.
  8. Организационная культура : учебное пособие / О.Е. Стеклова. -  Ульяновск :УлГТУ, 2007. - 127 с.
  9. Организационное поведение : учебник для вузов / Э.Б. Воронова [и др.]; под ред. Э.М. Короткова. – Тюмень : Вектор Бук, 1998. - 308 с.
  10. Официальный сайт Лицея БГУ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lyceum.by- Дата доступа: 05.04.2012.
  11. Родин О. Концепция организационной культуры: происхождение и сущность / О. Родин // Менеджмент. - 1998. - № 7. - с. 67-77.
  12. Смирнов, Э.А. Основы теории организации / Э.А. Смирнов. - М.: АудитЮнити, 1998. — 375 с. 
  13. Спивак, В.А. Организационная культура / В.А. Спивак. – СПб.: Издательский дом «Нева», 2004. – 224 с.
  14. Управление персоналом. Теория и практика : учебник / В.Р. Веснин. – Москва : Проспект, 2011. – 688 с.
  15. Черных, Е.А.Организационная культура – междисциплинарность понятия и концептуальная сложность определения / Е.А. Черных // Институт корпоративной культуры [Электронный ресурс]. – 2007. – Режим доступа: http://www.corpculture.ru/content/organizatsionnaya-kultura-%E2%80%93-mezhdistsiplinarnost-ponyatiya-i-kontseptualnaya-slozhnost-opred?page=0%2C1. – Дата доступа: 08.04.2012.
  16. Шевчук, Д. Тенденции развития менеджмента: основные этапы, научные школы и концепции управления / Д. Шевчук // Литература для студента [Электронный ресурс]. – 2011. – Режим доступа: http://libsib.ru/menedzhment/tendentsii-razvitiya-menedzhmenta-osnovnie-etapi-nauchnie-shkoli-i-kontseptsii-upravleniya/teoriya-7s. – Дата доступа: 25.03.2012.
  17. Щербин, С.В.Организационная культура в западной традиции : природа, логика формирования и функции / С.В. Щербин // Психология и бизнес. Статьи [Электронный ресурс]. – 2010. – Режим доступа: http://psychology.nsu.ru/statserbina.html. - Дата доступа: 08.04.2012.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ

 

 

Исследовательская проблема даннойработы заключается в существующем противоречии между необходимостью изучать символические аспекты организационной культуры и  сложностью такого изучения в реальной организации.

 

Цель данного исследования - изучить символический аспект организационной культуры Лицея БГУ

 

Задачи:

  1. изучить основные традиции и обычаи, характерные для организационной культуры Лицея БГУ.
  2. изучить основные мифы и легенды, существующие в Лицее БГУ.
  3. Рассмотреть особенности фирменного стиля Лицея БГУ.

 

Гипотезы:

  1. Организационной культуре Лицея присущи ярко выраженные и широко транслируемые символические аспекты.
  2. Символически аспекты, отраженные на официальном сайте Лицея совпадают с тем, что сообщают ученики и выпускники Лицея БГУ.

 

Объект: Лицей БГУ

Предмет: Символические аспекты организационной культуры

 

В данном исследовании использована квотная выборка. В интервью участвовали 6 выпускников и 6 учащихся Лицея. 

 

Метод сбора данных: кейс стади.

Методики:

 

    1. Анализ документов. В данном случае анализ официального

 

    1. Полуструктурированное интервью.

 

Вопросы интервью: 

 

  1. Какие традиции и обычаи реально существуют в Лицее?

 

  1. Есть ли в Лицее ритуалы?

 

  1. Можете вспомнить какие-нибудь Лицейские легенды?

 

  1.  Что вы думаете о фирменном стиле Лицея? 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Анализ интервью

№1

  1. Какие традиции и обычаи реально существуют в Лицее?

О, их очень много! «Карапузы» - приветствие новых лицеистов, «Хэллоу-дэй» – все друг другу отправляют «приветики» по лицейской почте, Конференции, «Визитки» - представление классов и их творчества. Естественно, Новый Год и всякие праздники, «Мисс Лицей» - выбираем самую-самую красивую и умную лицеистку (но, все лицеистки самые-самые, ну, и лицеисты). Обычаем также является посещение лицеистов всякими важными лицами нашей республики. Выпускной, Последний звонок. Традиция «выбирания домового». Вера в Дух Лицея. Вообще, всего очень-очень много. А, ещё есть «День Моля» - решаем всякие задачки и отправляем с ответами по лицейской почте.

  1. Есть ли в Лицее ритуалы?

Пожалуй, стоять утром в  фойе и дружно приветствовать на разных языках (если очень захочется) приходящих учителей и лицеистов. Ритуал «покупать еду у Филиппыча». 

 

 

 

 

 

Традиции преемственности  поколений и передачи «Духа лицея».

 

 

 

 

Ритуалы единения лицеистов  и преподавателей.  
С опоздавшими?! Да ничего! Если, конечно, ты не опаздываешь на пару к ДК, тогда…. Тяни-ка билетик и иди к карте (предмет георгафия).

  1. Можете вспомнить какие-нибудь Лицейский легенды?

«Легенда» о Духе Лицея, домовом.

Легендарными  личностями можно назвать, наверное, большую часть из нашихпреподавателей и директоров.

Успеха добиваются все лицеисты. В основном, это те, кто участвуют в различных олимпиадах разного уровня.

  1. Что вы думаете о фирменном стиле Лицея? Какой он?

Лицей – это Лицей. Его  ни с чем невозможно спутать.

Герб Лицея (кстати, недавно был его ребрендинг) очень символичен, историчен даже: отражает все аспекты лицейского учебного процесса. Гимн Лицея: в его основе лежит студенческий гимн «Гаудеамус», но слова другие. Гимн наполнен чувством гордости за лицей, за тех, кто в нём работает и учится.

Увы, но канцелярские принадлежности с символикой учреждения не распространены. А значки носят только некоторые лицеисты.Данная процедура необязательна. 

 

 

Преподаватели культивируются. Подчёркивается безусловное преимущество лицея и всех лицеистов.

 

 

Подчёркивается гордость за символику Лицея, а также её содержательность и наполненность  смыслом. 
№2

  1. Какие традиции и обычаи реально существуют в Лицее?

Основные традиции такие: “Карапузы”, туртропа, “Визитки»,Новый Год, День рождения Лицея и прочие концерты, неформальные встречи на реке.Куча разных культурных традиций - вечера памяти Короткевича, например, дни белорусского языка и т.д.

  1. Есть ли в Лицее ритуалы?

Ритуалы есть - с утра дежурные с порогакричат "Добрайранiцы!", а опоздавшие получают по башке от «спадараВиталя» или от Макара обычно.

  1. Можете вспомнить какие-нибудь Лицейские легенды?

Буду говорить про легендарных личностей: Янка Сюльжин - выпускник, 4ый курс РАФа, сейчас готовит физбойцов. Метель А.И. - преподователь физкультуры, всех своих учеников называет зайками, котиками и т.д. независимо от пола.

  1. Что вы думаете о фирменном стиле Лицея? Какой он?

Носят лицейские значки. У меня, например, 2 штуки есть. И тетрадками с лицейским гербом горжусь безумно. А всё потому, что Лицей –   это  место,

Где чувствуешь себя даже лучше чем дома! 

 

 

Специально выделяются культурные традиции. Это подчёркивает их значимость для Лицея.

 

 

 

Особое значение ритуала  приветствия.

 

Легендарными остаются даже те лицеисты, которые ушли из Лицея. Легендами становятся неординарные люди.

 

Фирменный стиль лицея  – предмет особой гордости. Особо  трепетное отношение к Лицею. 
№3

  1. Какие традиции и обычаи реально существуют в Лицее?

Карапузы, визитки, улазины, Новый Год, День рождения лицея, мисс лицей, выпуской,Каляды… Вообще, мои одноклассницы еще устраивали День Святого Патрика.

  1. Есть ли в Лицее ритуалы?

В 8.26 играет лицейский гимн. Опоздавших СпадарВиталь (наш заместитель директор по воспитательной работе 10 классов) заставляет отмечаться на входе:  лицейский билет подносишь к такой штуке….ну, даже не знаю как ее описать. Проходишь по ней лицейским билетом, она делает «пик», и это значит что ты отметился. На Калядыопоздавших отмечали красной помадой.

  1. Можете вспомнить какие-нибудь Лицейские легенды?

Мне кажется, что легендарный личности в лице это наши преподаватели.

  1. Что вы думаете о фирменном стиле Лицея? Какой он?

Герб мне нравится: очень похож на гаррипотервский, а значит Лицей похож на Хогвартс. Значки мы не носим, и принадлежности тоже. Лицеист лицеиста видит издалека и без этого! Лицей - это как второй дом. 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внедрение новых технологий в систему традиционных ритуалов Лицея.

 

Легендарность Лицея определяется через его преподавателей.

 

Ассоциация Лицея со школой волшебства «Хогвартс» из известной  серии книг о Гарри Поттере. Следует  отметить, что в книге данная школа  являлась школой для детей-волшебников, то есть, в каком то смысле, избранных  детей. 
№4

  1. Какие традиции и обычаи реально существуют в Лицее?

Ну, думаю, скажу довольно банальные вещи: День Рождения лицея, Визитки, прочие праздники. Сам, к сожалению, в свое время не принимал особого  участия в них (кроме Визиток), поэтому и не могу сказать здесь  много всего.

Информация о работе Символические аспекты организационной культуры