Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 14:13, курсовая работа
В данной работе будут рассмотрены два основных направления в изучении организационной культуры. Одно из этих направлений, рационально-прагматическое, рассматривает культуру в качестве одного из атрибутов организации. Данное направление предполагает возможность управлять организационной культурой и направлять её развитие так, как это выгодно руководству компании. В рамках феноменологического направления принято считать, что культура проникает во все сферы деятельности организации, а управлять ей невозможно.
Введение 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ФЕНОМЕНА ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ 4
1.1. Организационная культура: понятие и элементы 4
1.2. Рационально-прагматическое направление в исследовании организационной культуры (Э.Шейн, Т. Питтерс и Р. Уотерман) 7
1.3. Феноменологическое направление в исследовании организационной культуры (Д. Сильверман, П. Бергер и Т. Лукман) 11
2. СТРУКТУРА СИМВОЛИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ 13
2.1. Мифы и легенды 13
2.2. Обряды и ритуалы 16
2.3. Фирменный стиль 19
3. СИМВОЛИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЦЕЯ БГУ 21
3.1. Характеристика образовательного учреждения и обоснование метода 21
3.2. Описание структурных элементов символической системы 22
3.3. Роль символического аспекта в поддержании организационной культуры Лицея БГУ 25
Заключение 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
На первом и наиболее поверхностном уровне находятся видимые культурные артефакты. Они наиболее очевидны для наблюдателя, а значит, наиболее доступны для исследователя. На таком уровне можно наблюдать систему лидерства и иерархии в организации, её формальную и неформальную структуру, а так же устойчивые формы взаимоотношения организации с внешней средой и поведение сотрудников. Однако для понимания причин сложившихся структур и форм поведения в организации необходимо рассмотрение второго, промежуточного уровня – ценностей организации.
Уровень ценностей уже
скрыт и не может быть исследован
с помощью простого наблюдения. Как
правило, для выяснения основных
ценностей использую контент-
Еще одним важным понятием
в подходе Шейна является представления
о «культурной парадигме». Культурная
парадигма это целостный образ,
который структурируется
-Представления об отношении с внешней средой. Выделяют три возможных способа взаимодействия со средой:
- Стремление использовать возможности среды. При таком способе организаций организации стремятся использовать все ресурсы внешней среды. Такой подход очень характерен для современных западных организаций.
- Стремление находится в гармонии со средой. Этот подход характерен для восточных культур в целом и восточных организаций в частности.
- Стремление
защититься от внешней среды.
Как правило, такой подход
-Представления о повседневной жизни. В такие представления, как в рамках национальных культур, так и в рамках культур организационных входят отношения к будущему, времени, собственности, основные нормы, особенности языка и правила поведения.
-Представления о природе человека. В обще культурологическом смысле этот пласт представлений призван отвечать на вопрос о сущности и предназначении человека. В рамках организационной культуры он концентрируется на том, как человек воспринимает свой труд и каковы наилучшие формы мотивации и контроля в организации.
-Представления о человеческой деятельности. В рамках культуры организации такие представления определяют правила игры для сотрудников в организации, то, насколько инициативен, должен быть сотрудник, насколько ценится в компании нонконформизм или поиск нестандартных решений.
- Представления о человеческих
взаимоотношениях. Этот пласт отношений
включает в себя окраску
В целом, представления Э.Шейна с одной стороны демонстрируют то, что культура является составной частью организации, а с другой то, что культура может быть использована руководством организации весьма прагматично для достижения собственных целей [17].
Следующими представителями
рационально-прагматического
-стратегия (strategy) – направление деятельности организации, основные планы ограниченные примерными временными рамками с учетом расхода ресурсов.
-структура (structure) – внутреннее строение организации, включающее в себя существующие подразделения, иерархию и распределение властных полномочий.
-система (system) – повседневные процессы, происходящие в организации.
-штат (stuff) – персонал, работающий в организации.
-стиль (style) – стиль управления и культура организации.
-квалификация (skill) – навыки и умения ключевых сотрудников организации.
-разделяемые ценности (sharedvalues) – представления об основных направлениях развития организации и их значении [16].
Несмотря на то, что модель Т. Питерса и Р. Уотермена в настоящее время уже не так актуальна, как в 80-е годы, важным аспектом концепции, который необходимо учитывать и в современных организациях, является её системный подход. Модель 7 s очень четко демонстрирует невозможность глобальных перемен, а тем более улучшений в организации, без изменения каждой важной её составляющей.
1.3. Феноменологическое направление в исследовании организационной культуры (Д. Сильверман, П. Бергер и Т. Лукман)
Второе большое направление в изучении организационной культуры получил название феноменологического. В рамках этого подхода принято признавать более значимую роль организационной культуры, нежели это происходит в рамках рационально-прагматического направления. Считается, что культура проникает во все сферы деятельности организации, оказывает влияние на финансовую, маркетинговую, производственную и кадровую политику организации. Так же представители феноменологического направления придерживаются мнения о том, что организационной культурой в принципе невозможно управлять. Культура складывается из множества взаимодействующих факторов, процесс взаимовлияния которых невозможно предсказать. Таким образом, изменяя один фактор или же даже семь факторов, как того требует концепция 7 s, менеджер организации никогда не может реально предсказать, какие последствия для всей культуры будут нести эти изменения.
С одной стороны, такое представление полностью отрицает возможность построения эффективных форм деятельности менеджеров и представляется достаточно пессимистичным. Но с другой стороны, такой подход представляется достаточно реалистичным, так как действительно, по факту любое значимое действие руководства является культурообразующим. В действительности организационная культура действительно подобна английскому газону, который может вырастить у себя на участке буквально любой садовод, если регулярно будет поливать, удобрять и подстригать траву в течение двухсот лет [1].
Наиболее значимыми
Д. Сильверман утверждал, что большинство систем рассматривают организационную культуру с точки зрения управленцев и менеджеров, упрощая её до совокупности частей, которые могут быть поняты и описаны. В то же время сам Д. Сильверман призывал рассматривать организационную культуру с точки зрения сотрудников, делая акцент на существующий психологический климат в организации.
Важное место в исследованиях Д. Сильвермана занимает переосмысление взаимосвязи организационных правил и организационных целей. По его мнению, организация со своими правилами не определяет поведение сотрудников. Напротив сами сотрудники вырабатывают собственные формы поведения и функционирования в рамках жестких организационных норм и правил. Внутри организации происходит постоянная интерпретация правил и адаптация их под каждую конкретную ситуацию. Таким образом, функционирование организации, которое выглядит как соответствующее нормам и правилам, на самом деле является продуктом деятельности сотрудников организации и зависит от сложившейся организационной культуры [2].
Более сложное понимание организационной культуры принадлежит П. Бергеру и Т. Лукману, которые рассматривали организационную культуру, использую концепцию конструирования реальности.
Организационная культура в таком подходе представляет собой институт. Как и любой институт, она обладает собственной системой контроля и санкций. Порядок при этом поддерживается неформально и основывается на знаниях, которые определяют степень легитимности поведения. При этом организационная культура воспринимается каждым отдельным индивидом в качестве чужеродного элемента, некой внешней среды, которая ему неподконтрольна.
Таким образом, по мнению П. Бергера и Т. Лукмана, все смыслы и значения организационной культуры представляют собой сконструированные элементы [2].
2. СТРУКТУРА СИМВОЛИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
2.1. Мифы и легенды
Мифы и легенды, существующие в организации, заключают в себе всю историю создания и развития организации. Те истории, которые транслируются в организации, отражают существующие нормы и ценности. Если исследовать то, что сотрудники знают о создании организации, её отцах-основателях и развитии, переживании кризисных периодов и историй успеха, можно сделать выводы о том, какие ценности несут эти истории и как они влияют на работу организации [3, с. 134].
С точки зрения структуры,
мифы и легенды, наряду с корпоративными
преданиями и «играми, в которые
играют сотрудники и боссы» входят
в мифологическую или игровую
структуру организации. Мифы и легенды
прошлом и настоящем
Мифы, как правило, очень
тесно связанны с конкретными
человеческими фигурами в организации,
чаще всего в них присутствуют
конкретные фигуры «героев» и «антигероев».
Истории, циркулирующие по организации
в форме анекдотов или
Сам процесс основания
организации в подавляющем
Легенды отражают сам исторический процесс развития организации. Они не только повествуют о происходящем, но и способствуют формированию и развитию новых культурных процессов в организации. В закодированной форме легенды передают информацию о конфликтах или напряженности в организации, отражают проблему столкновения различных ценностных установок и основных ориентациях развития организации [8, с. 26-27].
В литературе, посвященной
символическим аспектам организационной
культуры, предпринимается ряд попыток
систематизировать
В целом можно выделить несколько тем, которые подвергаются мифологизации в организациях:
- Уже упоминавшиеся ранее
истории о создании
- Борьба за идентичность:
истории о конкретных
- Сражения, войны и герои: такие истории основываются на кризисных ситуациях, стихийных бедствиях, которыми в организации, как правило, выступают экономические кризисы, смена руководства, сокращение численности работников и так далее. В больших организациях воины, герои и борцы за справедливость могут быть разные на разных уровнях организации. Одна и та же кризисная ситуация может представляться по-разному для менеджеров высшего звена и рабочих на производстве, что приведет к существованию отличающихся героев и мифов на разных уровнях иерархии организации.
Информация о работе Символические аспекты организационной культуры