Символические аспекты организационной культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 14:13, курсовая работа

Описание работы

В данной работе будут рассмотрены два основных направления в изучении организационной культуры. Одно из этих направлений, рационально-прагматическое, рассматривает культуру в качестве одного из атрибутов организации. Данное направление предполагает возможность управлять организационной культурой и направлять её развитие так, как это выгодно руководству компании. В рамках феноменологического направления принято считать, что культура проникает во все сферы деятельности организации, а управлять ей невозможно.

Содержание работы

Введение 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ФЕНОМЕНА ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ 4
1.1. Организационная культура: понятие и элементы 4
1.2. Рационально-прагматическое направление в исследовании организационной культуры (Э.Шейн, Т. Питтерс и Р. Уотерман) 7
1.3. Феноменологическое направление в исследовании организационной культуры (Д. Сильверман, П. Бергер и Т. Лукман) 11
2. СТРУКТУРА СИМВОЛИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ 13
2.1. Мифы и легенды 13
2.2. Обряды и ритуалы 16
2.3. Фирменный стиль 19
3. СИМВОЛИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЦЕЯ БГУ 21
3.1. Характеристика образовательного учреждения и обоснование метода 21
3.2. Описание структурных элементов символической системы 22
3.3. Роль символического аспекта в поддержании организационной культуры Лицея БГУ 25
Заключение 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30

Файлы: 1 файл

Символические аспекты организационной культуры.docx

— 97.82 Кб (Скачать файл)

 

3. СИМВОЛИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЦЕЯ БГУ

3.1. Характеристика образовательного учреждения и обоснование метода

Методом исследования является кейс стадии. Именно кейс стадии позволяет глубоко изучить внутреннюю жизнь организации и предполагает детальное рассмотрение какого-либо феномена. В рамках исследования был проведен анализ официального сайта Лицея БГУ, а так же полуструктурированное интервью с учениками и выпускниками Лицея.

Предметом исследования выступает  символический аспект организационной  культуры. В данном исследовании основные элементы символического аспекта организационной культуры представлены фирменным стилем, мифами и легендами, а так же традициями и ритуалами.  Объектом исследования был выбран Лицей БГУ.

Лицей БГУ существует с 1989 г. и является  первым в Республике Беларусь учебным заведением нового типа.  Лицей БГУ осуществляет обучение на старшей ступени средней  школы, таким образом, в Лицее  обучаются ученики 10 и 11-х классов. В Лицее существует четыре основных направления и соответственно четыре вида профильных классов: физико-математический, химико-биологический, историко-обществоведческий и филологический.

На данный момент в Лицее 24 класса. Так же работают 10 учебных  кафедр: кафедра физики, кафедра  математики, кафедра информатики, кафедра  белорусского языка и литературы, кафедра русского языка и литературы, кафедра общественных наук, кафедра биологии и географии, кафедра химии, кафедра иностранных языков и кафедра физического воспитания.

Здание Лицея находится  в центре города на ул. Ульяновской. Здание Лицея БГУ оборудовано 28 учебными классами, 2 лекционными залами, 2 компьютерными классами, медиатекой, тренажерным залом, залом для хореографии, зимним садом, столовой и кафетерием. Для иногородних студентов Лицей предоставляет общежитие.

Лицей БГУ традиционно  показывает высокие результаты на республиканских  и международных предметных олимпиадам.

На платной основе, в  Лицее открыты курсы по подготовке к поступлению в Лицей, а так  же курсы по подготовке к сдаче  ЦТ. Так же все эти курсы доступны на курсах дистанционного обучения.

Основной целью исследования являлось изучение символических аспектов организационной культуры Лицея БГУ. Был выдвинут ряд гипотез:

  1. Организационной культуре Лицея присущи ярко выраженные и широко транслируемые символические аспекты.
  2. Символически аспекты, отраженные на официальном сайте Лицея совпадают с тем, что сообщают ученики и выпускники Лицея БГУ.

В итоге, с помощью сайта  и небольшого количества респондентов был получен достаточно объемный массив данных, позволяющий делать выводы о том, что представляет собой  символический аспект организационной  культура Лицея БГУ.

 

3.2. Описание структурных элементов символической системы

Первичные выводы о символическом  аспекте организационной культуры можно сделать на основе анализа  документов. В настоящее время  наиболее доступным и открытым источником информации для большинства организаций  является сайт. Как правило, сайт любой  организации призван не только сообщать необходимую информацию, такую как  время работы, месторасположение, перечень и описание товаров или услуг, но и транслировать те ценности, традиции, ритуалы, которые существуют в организации

Так как сайт Лицея БГУ  предоставляет достаточно информации о разных аспектах деятельности учебного заведении, то для  получения информации и об организационной культуре и в частности о её символическом аспекте использован именно официальный сайт.

Естественно, получение информации с помощью анализа контента сайта  имеет ряд ограничений. Во-первых, некоторые аспекты организационной  культуры очень трудно изучать с  помощью сайта. Такие составляющие символического аспекта организационной  культуры, как мифы и легенды находят  либо очень слабое отражение на сайте, либо вообще не упоминаются. Во-вторых, сайт всегда представляет информацию несколько  однобоко. Таким образом, анализ сайта позволяет получить только официальную версию того, какая  культура сложилась в организации, представляя мнение руководства организации.

Самым транслируемым вне  организации элементом организационной  культуры является естественно фирменный  стиль. На сайте Лицея БГУ на главной странице изображен герб Лицея. Герб состоит из четырех частей, в которых изображены: книга, компьютер, атом и формула. Такой герб демонстрирует разнопрофильность Лицея, а так же, возможно, и разностороннесть учеников Лицея. Важной составляющей герба является надпись «Summacumlaude», что в переводе означает «С наибольшим почетом». Сам факт существования герба и латинской надписи подчеркивает эксклюзивность и элитарность Лицея.

У Лицея есть собственный  гимн, текст, а так же исполнение которого можно найти на официальном  сайте. Текст гимна на белорусском  языке, а сам гимн достаточно патриотичен. Что можно понять из следующих  строчек гимна: «Кабдаведаўсяўвесь свет, Што мыбеларусы.Што такое Беларусь І чамуёйганаруся». А так же утверждает превосходство лицеистов: «Першымізаўсёдыбыць!Лепшымі усвеце!»[10].

Фирменный цвет Лицея –  зелёный, это видно и по оформлению сайта и по тому, что лицейский  герб, как правило, изображается на зелёном фоне.

Что касается традиций и  обычай Лицея, то на сайте приведен список лицейских праздников. Исходя из информации, приведенной на сайте, на каждый месяц приходится по несколько  событий, будь то концерт, выезд на природу  или научный конкурс или конференция. Вот перечень праздников:

- Салют карапузы! Праздник, который проходит в конце августа.  Суть в том, что лицеисты  устраивают концерт для только  поступивших, которых называют  «карапузы». Кульминацией концерта, как правило, является «принесение  клятвы Лицеиста». Видео одного  из таких концертов, находится  на официальном сайте.

- 1 сентября. Этот день  в Лицее традиционно начинается  с всеобщего сбора в актовом  зале, гимна Лицея и речи директора.

- Туртропа. Традиционный  выезд Лицеистов на природу,  который приходится середину  сентября.

- День Учителя. К этому  празднику в Лицее, как правило,  приурочен концерт.

- Визитки. Концерт, на  котором каждый класс должен  представить сценку, рассказывающую  о том, какие они. Видео «Визиток»  так же можно найти на сайте  Лицея.

-Улазины. Праздник, который проходит в общежитии Лицея БГУ. Включает в себя традиционное угощение всех участников драниками и праздничный концерт.

- Неделя кафедры иностранных  языков. В течении недели могут  происходить различные события,  конкурсы и викторины, подготовленный  кафедрой иностранных языков  с соответствующей тематикой.  Как правило, проводится в Октябре.

- Исторический турнир (тур  1). Турнир организован кафедрой  общественных наук. Так же приходится  на Октябрь.

- Helloyday. День, когда лицеисты обмениваются письмами друг с другом через специально организованную лицейскую почту.

- Турнир юных физиков.  Организовывается кафедрой физики  Лицея БГУ. Проводится в Ноябре.

- Литературный турнир. Проводится  совместно кафедрой русского  языка и литературы и кафедрой  белорусского языка и литературы.

- Новый год. Концерт,  который проводится каждый декабрь  в преддверии зимних каникул.

- Исторический турнир (тур  2). Второйтур турнира, который  устраивает кафедра общественных  наук. Проводится в Декабре.

- Неделя кафедры русского  языка. Неделя, в течение которой  проходят  мероприятия, организованные  кафедрой русского языка и  литературы.

- Литературный турнир. Проводится  совместно кафедрой русского  языка и литературы и кафедрой  белорусского языка и литературы. Проводится в январе.

- День Рождения. Большой  концерт и дискотека, посвященные  Дню Рождения Лицея БГУ.

- День встречи выпускников.  К этому дню в Лицее всегда  устраивают концерт для выпускников  и дискотеку.

- Мисс Лицей. Концерт  с конкурсной программой, посвященной  выбору лицеистки на звание  «мисс Лицей». Как правило, проходит  в начале марта.

- Дни белорусской культуры. Мероприятия, организованные кафедрой  белорусского языка и литературы.

- КВН. Традиционный концерт,  клуб веселых и находчивых. Проводится  в апреле.

- Чемпионат Лицея по  футболу. Главное спортивное событие  года. Проходит ежегодно в мае.

- Последний звонок. Традиционные  линейка и концерт для выпускников  Лицея. 

-Турслет. Ежегодный выезд  на природу. Проходит в мае.

-Выпускной бал. Праздничные  мероприятия, посвященные выпускному  лицеистов [10].

Таким образом, сайт Лицея  дает достаточно полное представление  о многих аспектах организационной  культуры учебного заведения. После  его анализа, можно сделать общий  вывод о том, что Лицей позиционирует  себя в качестве элитного и исключительно  учебного заведения. Лицей обладает собственной символикой, гербом и  гимном. Сайт представляет жизнь лицеистов  исключительно интересной, полной различных  концертов, выездов на природу, конференций  и турниров.

На официальном сайте  достаточно много видео материалов. На большинстве из них, так  или  иначе, подчеркивает то, как лицеисты любят свое учебное заведения. Видео  выпускных наполнены признаниями  выпускников в том, что лицей  изменил их в лучшую сторону, что  два года в Лицее были лучшими  в их жизни. Широко транслируется  идея о том, что Лицей их второй дом. Создается впечатление присутствия  определенной корпоративной замкнутости, так как многие материалы на сайте  подчеркивают избранность лицеистов  и то, насколько Лицей отличается от обычной школы, а лицеисты от обычных  школьников. Так же сайт четко транслирует  идею о том, что академические  успехи лицеистов принимаются, как  нечто достаточно обычное. На главной  странице сайта постоянно обновляются  поздравления лицеистов в связи  с их победами на республиканских  и международных конкурсах и  олимпиадах.   В то же время, анализ документов, даже максимально информативных, не может дать целостного понимания  того, что же представляет собой  семиотический аспект организационной  культуры.

 

3.3. Роль символического аспекта в поддержании организационной культуры Лицея БГУ

 Для того, что преодолеть  ограничения, которые существуют  прииспользовании анализа документов, были проведены интервью с  учениками Лицея. Так как именно  учащиеся Лицея являются носителям  организационной культуры, то на  основе их интервью можно сделать  выводы об основных элементах  семиотического аспекта организационной  культуры. Проведенный анализ интервью  так же позволяет проводить  сравнение между тем, как представляют  организационную культуру лицеисты, а как культура репрезентируется  во внешних источниках, в частности  на официальном сайте. Так же  интервью позволяют определить, как элементы символического  аспекта организационной культуры  влияют на организационную культуру Лицея в целом, а так же насколько действенно они транслируют необходимые нормы и ценности.

Первый блок интервью касался  существующих в Лицее традиций и  обычай. В целом, как лицеисты, так  и выпускники вспомнили и перечислили  почти все праздники, о которых  можно прочитать на сайте. Так  же были упомянуты фактически все праздники и события,перечисленные на официальном сайте. Никто из лицеистов не отказался отвечать на этот вопрос и не испытывал затруднений при ответе. Как правило, лицейские праздники перечисляли и описывали с большим энтузиазмом. Таким образом, можно сделать вывод о том, что праздники, представленные на сайте, действительно отмечаются в Лицее, и играют важную роль в формировании организационной культуры.

Второй блок интервью был  посвящен лицейским ритуалам. Большинство лицеистов упоминали тот факт, что дежурный класс здоровается на входе, многие рассуждали на тему того, что происходит с опоздавшими. Так же говорили о выборе домового, о тех ритуалах, которые происходят на уроках отдельных преподавателях. Несколько лицеистов вспомнили о том, что на переменах в Лицее играет музыка, а в начале каждого дня, так же как и в начале любого лицейского мероприятия звучит гимн.

Третий блок посвящен лицейским легендам. В этом блоке, как правило, называли преподавателей. Иногда в своих ответах говорили, что каждый преподаватель Лицея по-своему легендарная личность. Говоря про историю успеха, упоминали, что у каждого тут своя история и всегда история успеха. Несколько человек упомянули выпускников, которые стали героями лицейских легенд. В одном из интервью сказали, что существует легенда, что лицеистов не любят все остальные. В этом блоке интервью было ярко выражено мнение об успешности лицеистов, о том, как сильно они отличаются от всех остальных. Можно проследить отмеченную еще во время анализа сайта тенденцию к корпоративной замкнутости и четкому разделению на своих и чужих.

Информация о работе Символические аспекты организационной культуры