Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 14:13, курсовая работа
В данной работе будут рассмотрены два основных направления в изучении организационной культуры. Одно из этих направлений, рационально-прагматическое, рассматривает культуру в качестве одного из атрибутов организации. Данное направление предполагает возможность управлять организационной культурой и направлять её развитие так, как это выгодно руководству компании. В рамках феноменологического направления принято считать, что культура проникает во все сферы деятельности организации, а управлять ей невозможно.
Введение 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ФЕНОМЕНА ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ 4
1.1. Организационная культура: понятие и элементы 4
1.2. Рационально-прагматическое направление в исследовании организационной культуры (Э.Шейн, Т. Питтерс и Р. Уотерман) 7
1.3. Феноменологическое направление в исследовании организационной культуры (Д. Сильверман, П. Бергер и Т. Лукман) 11
2. СТРУКТУРА СИМВОЛИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ 13
2.1. Мифы и легенды 13
2.2. Обряды и ритуалы 16
2.3. Фирменный стиль 19
3. СИМВОЛИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЦЕЯ БГУ 21
3.1. Характеристика образовательного учреждения и обоснование метода 21
3.2. Описание структурных элементов символической системы 22
3.3. Роль символического аспекта в поддержании организационной культуры Лицея БГУ 25
Заключение 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
-Самопожертвование и
преданность: такие мифы
-Мудрость и зрелость:
рассказывают о старшем
Согласно исследованию немецкого психолога Рюттингера, существует ряд базовых вопросы, на которые призваны отвечать организационные мифы и легенды. Рассмотрим каждый их них:
-Главный босс тоже
человек? Как правило, ответ
на такой вопрос дает
-Может ли простой сотрудник
подняться до уровня
-Меня уволят? Рассказы
об увольнении всегда
-Как отреагирует шеф на промах? Здесь вопрос, как правило, стоит однозначно, сотрудника либо прощают, либо нет. Хотя, важными могут оказаться и формы наказания и то, что промах может привести к дальнейшим успехам. В такой ситуации важна и дальнейшая реакция руководства. Ответ на этот вопрос определяет атмосферу в организации и уровень страха, который присущ сотрудникам организации перед «главным».
-Что происходит при
катастрофах? На этот вопрос
отвечают сохранившиеся
В целом, можно говорить о достаточно чётком инструментальном значении мифов и легенд в организации.
Во-первых, это формирование и развитие культуры организации. Все мифы и легенды, так или иначе, создают ту историю организации, в которой живут сотрудники.
Во-вторых, это сообщение
о традициях и истории
В-третьих, это демонстрация основных ценностей организации. Начиная от историй об отцах-основателях организации и заканчивая историями карьерного роста, все мифы и легенды транслируют и объясняют, что ценно в организации.
В-четвертых, это правила игры и табу. Мифы и легенды призваны, в доступной форме, объяснить, что и почему нельзя делать.
2.2. Обряды и ритуалы
Во многом именно
для поддержания и трансляции
мифов и легенд в организациях
существуют обряды и ритуалы.
Обряды представляют собой
Рассмотрим основные виды обрядов, которые создают мифологическую основу для важных событий в организации:
- Символическое рождение:
открытие нового филиала,
- Символическая смерть: уход
с рынка, смена руководителя, перепрофилирование
компании. Любое завершение, которое
значимо для компании и
- Календарные обряды: регулярно
проводимые выставки, конференции,
празднование юбилеев
-Героические обряды: награждение
отдельных сотрудников,
- Поминальные обряды: празднование ключевых дат развития организации, чествования отцов основателей. Такие обряды призваны демонстрировать сплоченность коллектив и верность традиционным ценностям организации.
- Тотемные обряды: любые
манипуляции с фирменной
Наиболее значимыми и часто используемыми в организации являются героические обряды. Они одновременно выполняют и информативную и регулирующую функции. С одной стороны, они сообщают сотрудникам о тех качествах, которые ценятся в организации и за счет которых происходит повышение по карьерной лестнице. А с другой стороны, они регулируют поведение сотрудников, награждая тех, кто соблюдает правила и игнорируя тех, кто эти правила нарушает [4, c. 117-119].
Что касается ритуалов, то они представляют собой систему обрядов и так же призваны усиливать самоопределение работников организации. Существует несколько разновидностей ритуалов, обычно характерных для организации:
-Продвижения. Такими ритуалом
является, например, вручение дипломов,
сертификата о переподготовке. Такие
ритуалы обеспечивают
-Ухода. Связан с увольнением,
понижением в должности или
публичным выговором.
- Усиления. Представляет
собой конкурсы и соревнования,
которые так же призваны
- Обновления. Установление
новых социальных отношений,
- Разрешения конфликта.
Объявление достигнутого
-Единения. Такие обряды
демонстрируют
-Инициации. Как правило, связаны с посвящением нового сотрудника. Призваны демонстрировать ценности и нормы организации для только вступившего в должность или только приступающего к работе.
В целом, ритуалы выполняют двоякую функцию. С одной стороны, они укрепляют структуру организации, являются проводниками основных ценностей. С другой же стороны, они могут и ослаблять структуру, так как затушевывают истинный смысл происходящего, придавая ему в первую очередь игровую форму.
Таким образом, ритуалы необходимы организациям, но во же время необходимо учитывать, что чрезмерное увлечение ритуалов в организации, убивает весь смысл происходящего и может негативно сказаться на эффективности и конкурентноспособности организации [8, c. 74-75].
Что касается реальных ритуалов в организации, то можно рассмотреть их, на примере компаний с сильной и ярко выраженной организационной культур.
Например, в компании MaryKay, которая занимается распространением и продажей косметики, разработаны сложные ритуалы и системы награждения. Лучшим консультантам компания дарит шубы, драгоценности, машины. При этом весь этот обряд снимают на пленку и затем показывают всем сотрудникам, подобно церемонии вручения Оскара. Такой ритуал усиления демонстрирует то, что высокие продажи ценятся в компании, как ни что другое и соответственно поощряются должным образом.
В другой международной корпорации
с сильной организационной
Каждый раз, когда кто-нибудь из менеджеров высшего звена сети магазинов Уол-Март приезжает в один из многочисленных магазинов, он и все сотрудники произносят фирменнуюречевку. Главной составляющей этой речевки является вопрос: Кто здесь главный? И ответ: Покупатель. Это классический пример ритуала интеграции, который позволяет сотрудникам ощутить свое единство и принадлежность к большой организации. Так же текст речевки напоминает сотрудникам об основной ценности компании и напоминает им о том, что они не просто выкладывают товары на полки и отвечают на вопросы покупателей, а выполняют важную миссию [5, с. 221-222].
2.3. Фирменный стиль
Фирменный стиль организации
представляет собой ряд стилистических
и дизайнерских приемов, которые
обеспечивают единство всей материальной
продукции так или иначе
В фирменный стиль организации принято включать следующие элементы:
Товарный знак (товарная
марка) – зарегистрированный
в установленном порядке
- Логотип – как правило, специально оформленное полное или сокращенное начертание, включающее в себя название организации.
- Фирменный блок –
объединенные в особую
- Фирменный цвет. Иногда
фирменный цвет организации
Каждый их элементов фирменного стиля, так или иначе, направлен не только на сотрудников организации, но и на внешний рынок, потребителей и конкурентов. Например:
Фирменный стиль рассчитан
на то, что бы отличится от конкурентов,
выделится на рынке, стать узнаваемым
для потребителя и донести
информацию о существовании фирмы
и её услугах до партнеров. Так
же фирменный стиль способствует
самоидентификации сотрудников
организации и, как правило, подчеркивает
какие-либо ценности компании. Например,
фирменный стиль, который не изменялся
со времен создания компании, может
подчеркивать приверженность данной компании
традициям и фирменным, используемым
много лет технологиям
Важной составляющей фирменного стиля является офис организации. Месторасположение часто выбирается не только с точки зрения удобства, но и с точки зрения престижа. Внутреннее оформление офиса так же может подчеркивать классическую направленность организации, её приверженность традициям или же напротив интерес к инновациям и креативность [6, с. 258-259].
Информация о работе Символические аспекты организационной культуры