Символические аспекты организационной культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 14:13, курсовая работа

Описание работы

В данной работе будут рассмотрены два основных направления в изучении организационной культуры. Одно из этих направлений, рационально-прагматическое, рассматривает культуру в качестве одного из атрибутов организации. Данное направление предполагает возможность управлять организационной культурой и направлять её развитие так, как это выгодно руководству компании. В рамках феноменологического направления принято считать, что культура проникает во все сферы деятельности организации, а управлять ей невозможно.

Содержание работы

Введение 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ФЕНОМЕНА ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ 4
1.1. Организационная культура: понятие и элементы 4
1.2. Рационально-прагматическое направление в исследовании организационной культуры (Э.Шейн, Т. Питтерс и Р. Уотерман) 7
1.3. Феноменологическое направление в исследовании организационной культуры (Д. Сильверман, П. Бергер и Т. Лукман) 11
2. СТРУКТУРА СИМВОЛИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ 13
2.1. Мифы и легенды 13
2.2. Обряды и ритуалы 16
2.3. Фирменный стиль 19
3. СИМВОЛИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЦЕЯ БГУ 21
3.1. Характеристика образовательного учреждения и обоснование метода 21
3.2. Описание структурных элементов символической системы 22
3.3. Роль символического аспекта в поддержании организационной культуры Лицея БГУ 25
Заключение 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30

Файлы: 1 файл

Символические аспекты организационной культуры.docx

— 97.82 Кб (Скачать файл)

-Самопожертвование и  преданность: такие мифы обыгрывают  преданность сотрудников своему  делу и мобилизацию в критической  ситуации. Существование таких мифов  так же поддерживается различными  ритуалами, например выбор лучшего  сотрудника месяца или награждение  сотрудника, который проработал  в организации двадцать лет.

-Мудрость и зрелость: рассказывают о старшем поколении  или самим старшим поколением. Призваны транслировать традиционные  ценности этой организации, часто  принимают форму поучения нового  поколения сотрудников [17].

Согласно исследованию немецкого  психолога Рюттингера, существует ряд  базовых вопросы, на которые призваны отвечать организационные мифы и  легенды. Рассмотрим каждый их них:

-Главный босс тоже  человек? Как правило, ответ  на такой вопрос дает поведение  босса в ситуации, когда он  сталкивается с простым сотрудником  в житейской ситуации. В этом  случае, если босс преодолевает  иерархическую дистанцию, то за  ним признаются нормальные человеческие  качества. Если же он держится  неприступно, не разговаривает  или всячески подчеркивает дистанцию,  то у сотрудников сохраняется  сомнения в его человеческих  качествах.

-Может ли простой сотрудник  подняться до уровня руководства?  Легенды, отвечающие на этот  вопрос, определяют критерии продвижения  по служебной лестнице, четко  демонстрируют приоритеты, существующие  в организации, будь это формальное  образование и социальный статус, или результат работы, креативные, нестандартные решения. 

-Меня уволят? Рассказы  об увольнении всегда драматичны. В этой ситуации важен не  только сам факт увольнения, но  и обстоятельства при которых  это происходит. Такие истории  очень четко демонстрируют стиль  жизни и поведения в организации.

-Как отреагирует шеф  на промах? Здесь вопрос, как правило,  стоит однозначно, сотрудника либо  прощают, либо нет. Хотя, важными  могут оказаться и формы   наказания и то, что промах может привести к дальнейшим успехам. В такой ситуации важна и дальнейшая реакция руководства. Ответ на этот вопрос определяет атмосферу в организации и уровень страха, который присущ сотрудникам организации перед «главным».

-Что происходит при  катастрофах? На этот вопрос  отвечают сохранившиеся рассказы  о кризисной ситуации. Важным  в таких историях оказывается  и то, принимал ли участие босс  в ликвидации последствий катастрофы, или этим занимались исключительно  сотрудники [7, с. 49].

В целом, можно говорить о  достаточно чётком инструментальном значении мифов и легенд в организации.

Во-первых, это формирование и развитие культуры организации. Все  мифы и легенды, так или иначе, создают ту историю организации, в которой живут сотрудники.

Во-вторых, это сообщение  о традициях и истории организации. Именно мифы и легенды объясняют, почему и зачем организации нужен  тот или иной ритуал, обычай или  праздник.

В-третьих, это демонстрация основных ценностей организации. Начиная  от историй об отцах-основателях  организации и заканчивая историями  карьерного роста, все мифы и легенды  транслируют и объясняют, что  ценно в организации.

В-четвертых, это правила  игры и табу. Мифы и легенды призваны, в доступной форме, объяснить, что  и почему нельзя делать.

 

2.2. Обряды и ритуалы

 Во многом именно  для поддержания и трансляции  мифов и легенд в организациях  существуют обряды и ритуалы.  Обряды представляют собой стандартизированные  мероприятия, проводящиеся в организации  в определенное время по определённому  поводу. Обряды призваны отмечать  важное в повседневной жизни  организации и транслировать  основные ценности, напоминать о  них сотрудникам.

Рассмотрим основные виды обрядов, которые создают мифологическую основу для важных событий в организации:

- Символическое рождение: открытие нового филиала, начало  важного проекта, назначение нового  руководителя или запуск новой  линии товаров. Любое важное  начинание в организации может  быть отмечено специальным обрядом.

- Символическая смерть: уход  с рынка, смена руководителя, перепрофилирование  компании. Любое завершение, которое  значимо для компании и представляет  собой окончание какого-либо периода  её развития.

- Календарные обряды: регулярно  проводимые выставки, конференции,  празднование юбилеев организации.  Все эти обряды связаны с  популяризацией организации, а  так же регулярной демонстрацией  её достижений, как сотрудникам,  так и более широкой публике.

-Героические обряды: награждение  отдельных сотрудников, проведение  конкурсов, выбор лучшего сотрудника. Эти обряды четко демонстрируют  желательное поведение в организации,  то, за что ценятся сотрудники  и то, к чему следует стремиться.

- Поминальные обряды: празднование ключевых дат развития организации, чествования отцов основателей. Такие обряды призваны демонстрировать сплоченность коллектив и верность традиционным ценностям организации.

- Тотемные обряды: любые  манипуляции с фирменной символикой. Такие обряды влияют на сотрудников  и создают больше причин для  самоидентификацией с организацией.

Наиболее значимыми и  часто используемыми в организации являются героические обряды. Они одновременно выполняют и информативную и регулирующую функции. С одной стороны, они сообщают сотрудникам о тех качествах, которые ценятся в организации и за счет которых происходит повышение по карьерной лестнице. А с другой стороны, они регулируют поведение сотрудников, награждая тех, кто соблюдает правила и игнорируя тех, кто эти правила нарушает [4, c. 117-119].

Что касается ритуалов, то они  представляют собой систему обрядов  и так же призваны усиливать самоопределение  работников организации. Существует несколько  разновидностей ритуалов, обычно характерных  для организации:

-Продвижения. Такими ритуалом  является, например, вручение дипломов, сертификата о переподготовке. Такие  ритуалы обеспечивают вступление  в новую роль и призваны  минимизировать отличия между  тем положение, которое человек  занимал раньше и тем, которое  он занимает теперь.

-Ухода. Связан с увольнением,  понижением в должности или  публичным выговором. Сокращает  власть и статус, транслирует  всем сотрудникам организации,  какие формы поведения неприемлемы  в организации и подвергаются  наказанию.

- Усиления. Представляет  собой конкурсы и соревнования, которые так же призваны указывать  на ценность каких-то конкретных  действий.

- Обновления. Установление  новых социальных отношений, например, объявление на общем совещании  о делегировании полномочий. Такие  ритуалы демонстрируют открытость  руководства для изменений и  повышения эффективности.

- Разрешения конфликта.  Объявление достигнутого компромисса,  публичные выступления на окончании  переговоров или пресс-конференциях. Демонстрируют достигнутые договорённости  и призваны снимать ситуацию  напряженности в организации.

-Единения. Такие обряды  демонстрируют удовлетворительность  создавшихся условий, например  празднование юбилея на рабочем  месте. Призваны поддерживать  ощущение единства в организации.

-Инициации. Как правило,  связаны с посвящением нового сотрудника. Призваны демонстрировать ценности и нормы организации для только вступившего в должность или только приступающего к работе.

В целом, ритуалы выполняют  двоякую функцию. С одной стороны, они укрепляют структуру организации, являются проводниками основных ценностей. С другой же стороны, они могут и ослаблять структуру, так как затушевывают истинный смысл происходящего, придавая ему в первую очередь игровую форму.

Таким образом, ритуалы необходимы организациям, но во же время необходимо учитывать, что чрезмерное увлечение  ритуалов в организации, убивает  весь смысл происходящего и может  негативно сказаться на эффективности  и конкурентноспособности организации [8, c. 74-75].

Что касается реальных ритуалов в организации, то можно рассмотреть  их, на примере компаний с сильной и ярко выраженной организационной культур.

Например, в компании MaryKay, которая занимается распространением и продажей косметики, разработаны сложные ритуалы и системы награждения. Лучшим консультантам компания дарит шубы, драгоценности, машины. При этом весь этот обряд снимают на пленку и затем показывают всем сотрудникам, подобно церемонии вручения Оскара. Такой ритуал усиления демонстрирует то, что высокие продажи ценятся в компании, как ни что другое и соответственно поощряются должным образом.

В другой международной корпорации с сильной организационной культурой-компании MC’Donaldsежегодно проводят соревнования между ресторанами, определяющее, кто готовит самые качественные гамбургеры. Это событие широко транслируется всем сотрудникам организации. Такой ритуал обновления постоянно мотивирует сотрудников перепроверять соответствие своей продукции существующим  стандартам качества. Так же такой ритуал подчеркивает то, насколько качество важно для сети ресторана.

Каждый раз, когда кто-нибудь из менеджеров высшего звена сети магазинов Уол-Март приезжает в  один из многочисленных магазинов, он и все сотрудники произносят фирменнуюречевку. Главной составляющей этой речевки является вопрос: Кто здесь главный? И ответ: Покупатель. Это классический пример ритуала интеграции, который позволяет сотрудникам ощутить свое единство и принадлежность к большой организации. Так же текст речевки напоминает сотрудникам об основной ценности компании и напоминает им о том, что они не просто выкладывают товары на полки и отвечают на вопросы покупателей, а выполняют важную миссию [5, с. 221-222].

 

2.3. Фирменный стиль

Фирменный стиль организации  представляет собой ряд стилистических и дизайнерских приемов, которые  обеспечивают единство всей материальной продукции так или иначе связанной  с фирмой, которая распознается, как принадлежащая организации, как потребителями и конкурентами, так и самими сотрудниками организации. Такой подход предполагает так же единый стиль оформления офиса, документации, упаковки продукции, одежды сотрудников.

В фирменный стиль организации  принято включать следующие элементы:

 Товарный знак (товарная  марка) – зарегистрированный  в установленном порядке символ  или условное обозначение, предназначенное  для того, что бы отличать продукцию  одной организации от других.

- Логотип – как правило,  специально оформленное полное  или сокращенное начертание, включающее  в себя название организации.

- Фирменный блок –  объединенные в особую композицию  товарный знак организации и  её логотип. В фирменный блок  могут так же входить специальные  надписи, например страна, город,  почтовый адрес и индекс организации,  её телефон и адрес электронной  почты.

- Фирменный цвет. Иногда  фирменный цвет организации просто  складывается исторически, но  очень часто цвет так же  является символом, который призван  отражать ценности организации,  а очень часто и то место  на рынке, которое она претендует  занимать.

Каждый их элементов фирменного стиля, так или иначе, направлен не только на сотрудников организации, но и на внешний рынок, потребителей и конкурентов. Например:

  • Фирменные константы- те постоянные и повседневные атрибуты, которые постоянно используются в организации. Примерами констант могут являться пакеты, конверты, а так же фирменный стиль верстки текста и иллюстраций.
  • Фирменный комплект шрифтов. Используется во всех надписях, текстах и рекламах организации. Часто его делают максимально узнаваемым, что бы потребитель заметил название организации еще на уровне начертания текста.
  • Фирменный лозунг. Может так же является девизом или речевкой. Представляет собой текст, призванный одновременно транслировать ценности организации и быть ёмким и хорошо запоминающимся, для того, что бы постоянно оказывать влияние на сотрудников.

Фирменный стиль рассчитан  на то, что бы отличится от конкурентов, выделится на рынке, стать узнаваемым для потребителя и донести  информацию о существовании фирмы  и её услугах до партнеров.  Так  же фирменный стиль способствует самоидентификации сотрудников  организации и, как правило, подчеркивает какие-либо ценности компании. Например, фирменный стиль, который не изменялся  со времен создания компании, может  подчеркивать приверженность данной компании традициям и фирменным, используемым много лет технологиям производства или подходам к оказанию услуг.

Важной составляющей фирменного стиля является офис организации. Месторасположение  часто выбирается не только с точки  зрения удобства, но и с точки  зрения престижа. Внутреннее оформление офиса так же может подчеркивать классическую направленность организации, её приверженность традициям или же напротив интерес к инновациям и креативность [6, с. 258-259].

Информация о работе Символические аспекты организационной культуры