Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2014 в 12:20, дипломная работа
Целью дипломной работы является исследование системы набора и отбора персонала в организации и разработка мероприятий по ее совершенствованию.
В соответствии с поставленной целью в работе определены следующие задачи:
1. Изучить современные подходы к совершенствованию процесса поиска и отбора персонала в российских организациях.
2. Дать общую характеристику предприятию и проанализировать социально-экономические показатели деятельности.
3. Проанализировать систему набора и отбора персонала в организации.
4. Сделать предложения по формированию профиля должности для специалистов, необходимых компании ООО «Коралл».
5. Разработать рекомендации по совершенствованию технологии поиска и отбора кандидатов на вакантные должности в ООО «Коралл».
Введение 4
1 Теоретические подходы к формированию системы набора и отбора персонала в российских организациях 6
1.1 Основные направления организации процесса поиска и отбора персонала 6
1.2 Определение критериев отбора кандидатов на вакантные должности 13
1.3 Сравнительный анализ методов подбора персонала в организациях 19
2 Анализ системы набора и отбора персонала в рамках кадровой полоитики ООО «Коралл» 27
2.1 Общая характеристика предприятия и анализ основных социально-экономических показателей деятельности за 2006-2008 гг. 27
2.2 Оценка кадровой политики и кадрового потенциала компании 42
2.3 Анализ системы набора и отбора персонала в ООО «Коралл» 48
3 Пути совершенствования системы набора и отбора персонала в компании ООО «Коралл» 53
3.1 Предложения по формированию профиля должности на основе стратегических целей компании ООО «Коралл» 53
3.2 Разработка рекомендаций по совершенствованию технологии поиска и отбора кандидатов на вакантные должности в компании ООО «Коралл» 58
4 Заключение 69
5 Список литературы 71
6 Приложения 76
*Здесь 1-слабо выражена, 2- средне выражена, 3-сильно выражена.
*+ обозначены ведущие
В этом примере мы имеем кандидата на вакантную должность с ярко выраженной внутренней референцией, метапрограммой Будущее и Частный. Со средне выраженными метапрограммами Активный и Уклонение. Метапрограммы Настоящее и Различие выражены слабо. Оптимальный метапрограммный портрет должности обозначен в виде затемненных квадратов. В данном примере можно увидеть, что претендент оптимально подходит почти по всем метапрограммам, кроме Уклонения и Отличия. Требовались ярко выраженные метапрограммы Уклонение и Отличие, претендент же обладает средне выраженной метапрограммой Уклонение и Сходством с Отличием.
Остается принять решение о том, насколько важно в контексте той работы, которую будет выполнять претендент такое жесткое соответствие этим метапрограммам.
Таблица 19 – Оценка кандидата на вакантную должность менеджера по оптовым продажам
Соответствующие данные кандидата |
Оценка |
1 |
2 |
Кандидат демонстрирует среднюю активность. Чаще всего проявляет себя как одиночка, эпизодически как командный игрок. Преобладает ориентация на результат и возможности, однако процессу также уделяется определенное внимание и есть склонность строить системы (процедуры) работы. Надо отметить, что у кандидата наблюдается баланс между склонности замечать различия и сходства с некоторым преобладанием склонности находить сходства, что в сочетании с тяготением к возможностям означает готовность к инновациям и инициативность без чрезмерно резких, революционных шагов. Тип референции смешанный, причем в данном случае мы |
Данный кандидат по оцененным параметрам, безусловно, соответствует своей должности. При построении системы руководства этим сотрудником стоит:
|
Продолжение таблицы 19
видим весьма хороший баланс, т.к. у кандидата есть четкое собственное мнение, указывающее на внутреннюю референцию, и одновременно ориентация на объективные внешние показатели. В качестве референтных факторов выступают объективно измеримые результаты и показатели эффективности коммерческой деятельности. У кандидата доминирует избегание. Глобальность – детальность сбалансированы, чуть большее тяготение к глобальности. Соотношение внимания и интереса к содержанию и окружению примерно одинаковое, что вполне соответствует данной должности. Мотивация – обучение новому на хорошем уровне, возможность создать что-то свое, признание и лучший результат, бонус, дружный коллектив. |
схем работы;
|
Структура интервью, построенная таким образом, позволяет добиться нескольких целей: получить максимально достоверную информацию, оставить у кандидата хорошее впечатление о себе и компании «Коралл», а также грамотно договориться о дальнейшем взаимодействии.
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Одним из основополагающих моментов реализации кадровой политики организации является поиск и отбор персонала, поскольку деятельность любого предприятия неизбежно связана с необходимостью комплектования штата. От того, насколько эффективно поставлена работа по поиску и отбору персонала, в значительной степени зависит качество человеческих ресурсов, их вклад в достижение целей предприятия.
2. Основным условием эффективности процесса поиска и отбора персонала является его технологичность, т.е. наличие четких процедур, регламентирующих документов, стандартных форм, бланков и других материалов, используемых при отборе, отлаженная система хранения информации и открытость для систематического анализа получаемых результатов.
3. Процесс отбора и оценки кандидатов на вакантные должности включает в себя следующие основные виды работ:
4. Задача менеджера по персоналу, осуществляющих оценку кандидатов при приеме на работу в компанию ООО «Коралл», состоит в том, чтобы отобрать такого работника, который в состоянии достичь ожидаемого организацией результата. Фактически оценка при приеме – это одна из форм предварительного контроля качества человеческих ресурсов компании.
5. Грамотное построение профиля должности дает возможность четко соотносить отбор и оценку кандидатов со стратегическими задачами компании ООО «Коралл», постоянно совершенствовать процессы подбора и развития персонала, и, в конечном счете, дает важнейшее конкурентное преимущество – «человеческий капитал» компании, что в настоящее время является решающим фактором, на уровне которого конкурируют наиболее успешные организации.
6. В дипломной работе разработана технология проведения интервью для менеджеров по продажам, варианты интерпретации ответов кандидатов. Также обусловлено применение тестовых методик и приведены их примеры для кандидатов на вакантные должности продавцов-кассиров.
Все приведенные схемы апробированы на практике. Часть из них, направленная на проверку конкретных навыков, имеет четкие ответы. Схемы, которые дают представление о ценностях, моделях поведения и индивидуально-личностных характеристиках, естественно, не могут иметь правильных ответов как таковых. Кандидат в процессе интервью, безусловно, старается давать так называемые социально-желательные ответы, т.е. показывает, какое поведение он считает социально правильным.
7. Практика показала, что ситуационное интервью и методика, основанная на проективных вопросах, дают возможность оценить, насколько данные представления соответствуют ценностям организации, принятым моделям поведения, а также той работе, которую будет выполнять кандидат. Таким образом, грамотно проведенное интервью само по себе является высшим пилотажем в тестировании, аккумулируя в себе умение разбираться в людях.
I. Нормативно-законодательные акты
II. Учебники и учебно-методическая литература
III. Монографии
IV. Статьи научных сборников и периодических изданий
V. Электронные ресурсы
Приложение 1
Организация процесса внешнего отбора
Поиск претендентов
Формирование базы данных
Подготовка и регулярное обновление списка кандидатов на вакантные должности
Сбор предварительной информации о кандидатах
Проверка информации, полученной от кандидатов
Оценка кандидатов
Проверка информации о состоянии здоровья
Кандидат предоставляет справки по установленной форме из поликлиники по месту жительства, из кожно-венерологического, психоневрологического диспансеров и т.д.
Серия последовательных интервью
Окончательное решение о зачислении на работу
Приложение 2
Сравнительный анализ внешнего и внутреннего рекрутинга
Тип рекрутинга |
Преимущества |
Недостатки |
Внутренний |
Улучшается моральный дух у работников, получивших повышение Увеличивается работоспособность у персонала, который видит для себя возможность повышения по службе Организация продолжает работать с сотрудниками, которые ей уже известны Руководство компании может лучше оценить способности «внутренних претендентов», чем внешних Сокращаются финансовые затраты на подбор персонала Возможность самореализации внутри организации воспринимается персоналом как поощрение успешной работы. |
Появляется риск осложнения личных взаимоотношений между сотрудниками Пропадает желание выкладываться у тех работников, которых обошли с повышением Подразделение, из которого забрали сотрудника, чтобы заполнить вакансию в каком-то другом отделе, может ощутить острую потребность именно в этом специалисте Из этого вытекает возникновение проблем с руководителями подразделений, которые будут стремиться сохранять свои лучшие кадры для себя или избавляться от неугодных. |
Внешний |
У компании появляется возможность выбирать из большего числа кандидатов. Новые люди вносят в организацию новые идеи и новые приемы работы Иногда привлечь сотрудников со стороны оказывается дешевле, чем обучать или переобучать уже имеющихся сотрудников. Внешний рекрутинг может выступать в качестве своеобразной рекламы для компании. |
Главным недостатком является необходимость адаптации нового сотрудника к стилю управления, принятому в организации, к сложившейся в фирме корпоративной культуре. В связи с этим, вхождение в новую должность работника, нанятого со стороны, может потребовать большего времени, чем своего сотрудника Возможно ухудшение морально-психологического климата среди давно работающих сотрудников Привлечение сотрудников со стороны собственные работники организации часто расценивают как отсутствие у них перспектив для повышения в должности. |