Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2012 в 02:37, курсовая работа
В условиях современной научно-технической революции постоянно растет интерес к явлению социально-психологического климата коллектива. Актуальность данной проблемы диктуется, прежде всего, возросшими требованиями к уровню психологической включенности индивида в его трудовую деятельность и усложнением психической жизнедеятельности людей, постоянным ростом их личностных притязаний. Совершенствование социально-психологического климата коллектива – это задача развертывания социального и психологического потенциала общества и личности, создания наиболее полнокровного образа жизни людей. Формирование благоприятного социально-психологического климата трудового коллектива является одним из важнейших
ВВЕДЕНИЕ 3-6
Глава 1.
Методические аспекты социально-психологического климата 7-14
1.1 Понятия и сущность изучения социально-психологического климата.
1.2 История изучения СПК в менеджменте 14-19
1.3 Климат организации и СПК. Их совместное влияние на развитие компании. 19-22
1.4 Структура социально-психологического климата 22-23
1.5 Методология оценки СПК организационной структуры 24-25
Глава 2. Управление СПК в организации 26-28
2.1 Факторы влияющие на СПК 29-32
2.2 Влияние социально-психологического климата на взаимоотношения в коллективе 32-33
2.3 Элементы СПК. 33-34
2.4 Психологическая совместимость 34-37
2.5 Стиль руководства и психологический климат 37-41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42-43
Из этого можно сделать вывод о том, что отпадает необходимость ставить вопрос об изменении среды, то есть реальных условий, в которых взаимодействуют сотрудники определенной организации. Нужно лишь найти пути воздействия на восприятие ими среды, и это поможет решить все экономические и социально-психологические проблемы организации. Такое заключение раскрывает опасность субъективистского понимания проблемы психологического климата, поскольку оно открывает широкую дорогу для манипулятивного подхода к решению социально-психологических проблем. Субъективистское понимание климата – одно из проявлений "ориентации на индивида".
Многие американские психологи почувствовали односторонность субъектевисткой трактовки климата и попытались разграничить понятия организационного климата и социально-психологического климата. Климат организации стали рассматривать в измерениях ее структуры и функциональных характеристик, а психологический климат – как восприятие этих свойств организации ее членами. Таким образом, организационный климат – это комплекс объективных свойств организации, а психологический климат – результат восприятия этих свойств членами организации.
В данной статье мы приводим концепцию климата организации Литвина и Стрингера (Litvin, Stringer, 1968). Они выделили 3 потребности, наиболее важные, по их мнению, для анализа поведения индивида в организации: потребность в успехе (или "достижении"), выражающаяся в стремлении преуспеть, получить какие-то результаты деятельности, сопоставимые определенными стандартами потребность в обладании властью, выражающаяся в стремлении влиять на поведение других индивидов, желание иметь близкие, дружественные, межличностные отношения.
В зависимости от того, какой из этих мотивов-потребностей наиболее поощряется существующими условиями в организации, различаются ее климаты, которые в свою очередь, влияют на поведение членов организации и результаты ее деятельности. Литвин и Стрингер выделили 9 критериев-измерений организационного климата и попытались проанализировать их влияние на каждый из вышеназванных мотивов. Среди этих критериев указываются:
структурные характеристики организации и уровень ограничений, которые они накладывают на действия индивида степень ответственности индивида теплота и взаимоподдержка в отношениях членов организации система поощрений и наказаний уровень конфликтности и др.
Поскольку большинство из избранных критериев могли варьироваться в зависимости от стиля лидерства (руководства), принятого в организации, постольку они стали у Литвина и Стрингера главными факторами, определяющими ее климат.
Стремление найти критерии оценки
климата вне сферы
В методологическом плане можно выделить два подхода к оценке характеристик структуры и климата организации. Один из них опирается на объективные критерии, другой - на субъективные. В последнее время проявляется тенденция комбинировать эти подходы, хоты и было доказано, что они дают неодинаковые или даже противоречивые результаты.
Американский психолог Пэйн в своем
исследовании психологического климата
констатировал, что корреляция между
субъективными оценками структурных
переменных организации и их объективными
изменениями оказалась
1.4 Структура социально-психологического климата
Главным элементом, характеризующим социально-психологический климат, является характеристика его структуры. В структуре социально-психологического климата можно выделить два основных блока – отношения людей к труду и их отношения друг к другу. В свою очередь отношения сотрудников друг к другу можно разделить на отношения между товарищами по работе и отношения в системе руководства и подчинения.
В конечном итоге все многообразие отношений рассматривается через призму двух основных параметров психического настроя – эмоционального и предметного. Под предметным настроем подразумевается направленность внимания и характер восприятия человеком тех или иных сторон его деятельности. Под эмоциональным настроем – его отношение удовлетворенности или неудовлетворенности этими сторонами.
Психологический климат коллектива, обнаруживающий себя, прежде всего в отношениях людей друг к другу и к общему делу, этим не ограничивается. Он неизбежно сказывается и на отношениях людей к миру в целом, на их мироощущении и мировосприятии, а также и на отношении каждого из членов данного коллектива к самому себе. В результате создается определенная структура ближайших и последующих, более непосредственных и более опосредованных проявлений социально-психологического климата.
Отношение к миру и самому себе попадают в ранг последующего, а не ближайшего проявления климата, так как имеют более сложный этап формирования. Действительно, отношение человека к миру формируется в рамках его образа жизни в целом, который никогда не исчерпывается пределами того или иного, даже самого значимого для него коллектива. Аналогичным образом обстоит дело и с отношением к самому себе (самосознание, самочувствие), которое находится в существенной зависимости не только от его статуса в трудовом коллективе, но и нередко в еще большей мере зависит от семейно-бытового положения и физического здоровья индивида. Однако исследования в этом направления говорят о том, что можно рассматривать уровень самооценки и самочувствия индивида в зависимости от отношений, складывающихся в данном коллективе. Есть в частности основания рассматривать самочувствие личности в группе в качестве показателя уровня ее адаптированности, меры включенности в совместную деятельность, степени причастности к жизни данной группы (Косолапов, 1976 г.). Каждый из членов коллектива на основе всех других параметров психологического климата вырабатывает в себе соответствующее этому климату сознание, восприятие, оценку и ощущение своего "я" в рамках данной конкретной общности людей.
В рамках социальной организации правомерно говорить о двух важнейших факторах социально-психологического климата коллектива – культуре человеческих отношений, человеческого общения с одной стороны, и культуре организации труда – с другой. Таким образом, с учетом как глобальных, так и локальных компонентов макросреды можно вычленить следующие основные факторы социально-психологического климата первичного коллектива, выходящие по своему масштабу за его рамки.
Система социальных отношений общественно-
Социальные и социально-
Культура труда и управления в данной социальной организации.
Культура межличностных человеческих отношений и общения.
Кроме того, необходимо учитывать
и взаимовлияние всех названных
факторов, и их многократно опосредованное
друг через друга воздействие
на социально-психологический
1.5 Методология оценки СПК организационной структуры
Одной из фундаментальных и не разработанных
с квалиметрической точки зрения
проблем отечественной и
Рассмотрим один из возможных вариантов
решения данной проблемы на примере
оценки СПК районных и городских
центров занятости населения, в
которых эффективность
Система управления человеческими ресурсами является современной перспективной концепцией развития любой организации, способствующей получению экономического и социально-практического эффекта за счет усиления стимульно-мотивационных компонентов, и строится на трех основных взаимосвязанных положениях:
СПК определяется стратегией развития организации (миссией, целями, задачами)
Организационно-штатная
Кадровый менеджмент должен учитывать зависимость организации от СПК коллектива.
Основное отличие предлагаемой
концепции от принятого термина
"управление кадрами" ("кадровая
политика") заключается в отходе
от так называемого
Оценка СПК коллектива предполагает раскрытие возможностей и закономерностей развития сотрудников в организации. Управление персоналом, как правило, включает три основных составляющих:
1. создание условий деятельности.
2. установление и развитие межличностных и профессиональных отношений.
3. развитие творческого потенциала сотрудников организации с учетом возможных стимулов.
Системный подход к разработке программы управления и развития персоналом должен включать стратегию развития службы занятости населения, то есть комплекс конкретных задач, стоящих перед службой, и средств их достижения. Путем сопоставления задач и средств определяются требуемые профессиональные компетенции в работе с персоналом и стратегия оценки СПК. Под профессиональными компетенциями будем понимать комплекс знаний, умений, профессионально важных качеств личности сотрудников, необходимых для успешного осуществления деятельности. В данном случае понятие "профессиональные компетенции" является обобщенной характеристикой, отражающей унифицированный профильный типологический портрет работника службы занятости как представителя данной отрасли.
Глава 2. Управление СПК в организации.
Основными характеристиками СПК можно считать такие предложенные социальной психологией критерии, как совместная деятельность членов группы, сплоченность группы и удовлетворенность членов группы от совместной работы, взаимодействия. Эти критерии — индикатор, по которому можно судить об обстановке в организации. Тот временной срез «ощущений», учитывающийся в операционной деятельности, управлении, присутствующий «здесь и сейчас».
Какова роль СПК в организации? Чему он служит и как его применить? Рассмотрим СПК в аспекте управления персоналом. История развития управления персоналом интересна. У истоков стоял отдел кадров, затем был выход на новый уровень — управление персоналом, и в настоящее время мы имеем дело с более прогрессивной формой — управление человеческими ресурсами.
Понятие «управление человеческими ресурсами» подразумевает раскрытие человеческого потенциала через заботу о человеке, что неминуемо должно привести к профессиональным персональным и коллективным достижениям. Но термин объединяет 2 категории: человека (реверанс в сторону сотрудников) и ресурсы (это любая единица, которая может и должна быть заменяема другой единицей без вреда для целого.). В этом заложено несоответствие, так как равновесие между интересами людей и интересами работы должно быть соблюдено. Перенести «поддержание человеческих ресурсов» на практику трудно. Обычно существует перекос в какую-либо из названных сторон. Осуществление равновесия — это уже цель организационного управления.
Итак, для чего же нужен нормальный СПК — спросят нас бизнесмены? Для того, чтобы обеспечить качество труда. Как же добиться, чтобы люди трудились «качественно» в интересах организации? Оказывается, для этого нужно:
Статистика утверждает, что недозагрузка, недостаточное напряжение человека также вредно, как и его чрезмерная нагрузка. СПК зависит в значительной степени и от стиля управления, превалирующего в организации. Можно рассмотреть зависимость эффективности стилей управления от ситуации. На формирование стиля управления влияет:
Информация о работе Социально психологический климат в организации