Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2012 в 02:37, курсовая работа
В условиях современной научно-технической революции постоянно растет интерес к явлению социально-психологического климата коллектива. Актуальность данной проблемы диктуется, прежде всего, возросшими требованиями к уровню психологической включенности индивида в его трудовую деятельность и усложнением психической жизнедеятельности людей, постоянным ростом их личностных притязаний. Совершенствование социально-психологического климата коллектива – это задача развертывания социального и психологического потенциала общества и личности, создания наиболее полнокровного образа жизни людей. Формирование благоприятного социально-психологического климата трудового коллектива является одним из важнейших
ВВЕДЕНИЕ 3-6
Глава 1.
Методические аспекты социально-психологического климата 7-14
1.1 Понятия и сущность изучения социально-психологического климата.
1.2 История изучения СПК в менеджменте 14-19
1.3 Климат организации и СПК. Их совместное влияние на развитие компании. 19-22
1.4 Структура социально-психологического климата 22-23
1.5 Методология оценки СПК организационной структуры 24-25
Глава 2. Управление СПК в организации 26-28
2.1 Факторы влияющие на СПК 29-32
2.2 Влияние социально-психологического климата на взаимоотношения в коллективе 32-33
2.3 Элементы СПК. 33-34
2.4 Психологическая совместимость 34-37
2.5 Стиль руководства и психологический климат 37-41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42-43
Как же отразились эти три стиля руководства на поведении участников? Итоги могут быть сведены к следующим основным пунктам.
1. При попустительском поведении руководителя было выполнено меньше работы и качество ее хуже. Обстановка скорее напоминала безответственную игру. Участники не получали удовлетворения и в своих интервью указывали, что они предпочли бы демократическое лидерство.
2. Демократический стиль
3. При авторитарном стиле
Наблюдения К. Левина и его сотрудников
подтвердились многими
В Ленинграде проводилось изучение работы 22 школьных классов — восьмых, девятых и десятых. Педагоги — в зависимости от того, как они руководили классом,— были условно разделены на три группы и затем проинтервьюированы. Выяснилось, что те, кто был отнесен по своему поведению к авторитарной группе, недооценивают развитие у учеников таких качеств, как коллективизм, инициативность, самостоятельность, требовательность к другим. Эти воспитатели характеризовали детей в своих группах как импульсивных, ленивых, недисциплинированных, безответственных, неорганизованных и т. п. Этими представлениями как бы оправдывался «жесткий» стиль руководства классом. В то же время педагоги, отнесенные в группу демократических руководителей, давали ученикам более разнообразные и индивидуализированные оценки, чем представители других стилей лидерства.
Согласно данным другого исследования, прослежено влияние стиля руководства на формирование личности. За неделю до начала школьных занятий были проведены беседы с 92 будущими первоклассниками. Выявилось, что подавляющее большинство связывает со школой определенные эмоциональные ожидания, отличающиеся положительным отношением к учебе и учителю. Однако в дальнейшем по мере пребывания в школе эти установки претерпевали значительные изменения, сменяясь у части детей негативными. Исследование показало, что расхождение в оценках младших школьников порождается разным нравственным микроклиматом, создаваемым преднамеренно или непреднамеренно учителями различного стиля руководства. Именно у учителей авторитарного стиля оказался значительный процент детей, особенно мальчиков, которые отметили, что учитель их класса не любит учеников, часто наказывает их за малейшие провинности. Именно у этих учителей слабоуспевающие ученики втрое чаще указывали на то, что учитель их класса предпочитает ставить плохие отметки и не любит их. «Объективно же оценки в классных журналах учителей с демократическим и авторитарным стилем руководства почти не отличаются, и даже напротив, успеваемость в классах, где работают эти учителя, выше; внешний дисциплинарный порядок у них лучше... Однако за внешним благополучием скрываются значительные изъяны...
Они порождают порой не только моральное, но и психическое нездоровье ребенка».
В ходе исследования, проводившегося в 32 учебных группах московских ПТУ, было выявлено 12 групп с ярко выраженным авторитарным климатом. Стиль руководства обусловливал не только отношения учащихся с мастером, но и взаимоотношения учащихся между собой. Однако положение резко менялось на третьем году обучения, когда учащиеся практически вливались в заводской коллектив. Влияние партийной и общественных организаций, традиций социалистического коллектива разрушало авторитарную атмосферу и способствовало повышению общественной активности учащихся, развитию между ними отношении сотрудничества и взаимопомощи.
Подводя итоги сказанному о влиянии стиля руководства на психологический климат, следует подчеркнуть следующие три положения:
1. Наихудшим стилем руководства
является попустительский
2. С точки зрения влияния на психологический климат авторитарный стиль руководства не является наилучшим, однако в ряде случаев он обеспечивает наивысшую эффективность групповой деятельности. Если это приводит к достижению общей цели, успех окрыляет группу и оправдывает данный стиль в глазах участников. Исследование спортивных команд, занимающих ведущее положение в советском спорте, показывает, что если в период подготовки к играм возможен некоторый «демократизм», то в период соревнований, это совершенно недопустимо. «Здесь целиком и полностью должны преобладать авторитарные тенденции руководства. В эти периоды именно тренер и только он является тем лицом, которое берет на себя ответственность за эффективность действия команды, и поэтому все его распоряжения и указания требуют неукоснительного выполнения».
Исследователи отмечают, однако, что существование такого рода тенденций возможно только при определенных условиях: тренер должен обладать достаточной базой (высокий спортивный класс игроков, материальная обеспеченность, правильные взаимоотношения с вышестоящими организациями и т. д.), а также быть более компетентным, чем игроки. В противном случае авторитарные методы не дадут желаемых результатов.
3. Главная специфика
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В управленческой науке существуют
достаточно совершенные социально-
Качество социально-
Еще многие руководители в наше время не осознали всю важность состояния социально-психологического климата в коллективе. Но все чаще во главе компании и организации появляются руководители нового типа, которые не экономят средства на воспитание полноценных исполнителей и творческих работников. Такая компания отличается слаженностью работы, единством внутри коллектива, поражающими результатами своей работы.
Благоприятный социально-психологический климат является условием повышения производительности труда, удовлетворенности работников, трудом и коллективом. Социально-психологический климат возникает спонтанно. Но хороший климат не является простым следствием провозглашенных девизов и усилий отдельных руководителей. Он является итогом систематической воспитательной работы с членами коллектива, осуществления специальных мероприятий, направленных на организацию отношений между руководителями и подчиненными. Формирование и совершенствование социально-психологического климата – это постоянная практическая задача руководителей любого ранга. Создание благоприятного климата является делом не только ответственной, но и творческой, требующей знаний его природы и средств регуляции, умения предусматривать достоверную ситуацию во взаимоотношениях членов коллектива.
Список используемой литературы
Афанасьева Т.А. Социально-психологический климат организации/
http://psi.lib.ru/soveti/sbor/
Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н.
Социально-психологический
коллектива и личность.- М.: Мысль, 1998.
Ковалев А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства.-
М.: Проспект, 2001.
Донцов А.И. О понятии «группа» в социальной психологии // Вестник Моск. ун-та. – Сер. 14. – Психология. – 1997. – № 4. – С. 51-61.
Кафидов В.В. Теория организации : учебное пособие для вузов / В.В. Кафидов, Т.В. Скипетрова ; Рос. гос. аграрный заоч. ун-т, Ин-т государствоведения, менеджмента и информатики. - М.: Фонд "Мир": Акад. проект, 2005 . - 144 с.
Тимошенко Н.Л. Корпоративна культура: діловий етикет: навчальний посібник / Н.Л. Тимошенко. - К.: Знання, 2006. - 391 с.
Психологічна енциклопедія / Автор-упоряд. О. М. Степанов. — К.: Академвидав, 2006.
Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология. СПб., 2001. С. 19.
Финк С. Управление поведением: раскрывая лучшее в людях // Курс МВА по менеджменту. М., 2004. С. 129.
Гоулман Д. и др. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. М., 2005. С. 98.
Самоукина Н. В. Эффективная мотивация
персонала при минимальных
Портал http://www.hr-portal.ru/
Информация о работе Социально психологический климат в организации