Социальные и социально-психологические предпосылки эффективной коллективной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 09:56, курсовая работа

Описание работы

В первом разделе данной курсовой работы был рассмотрен трудовой коллектив и его роль в современных условиях, откуда стало ясно, что трудовой коллектив - это не простая совокупность людей, а сложное структурное образование со многими внешними и внутренними связями, оформленными и неоформленными отношениями, которые определяют идеологию и психологию. Были определены принципы и методы построения стабильного трудового коллектива и место руководителя в трудовом коллективе. Выяснилось, что руководитель, обладающий всеми качествами лидера – это идеальный глава организации, способный обеспечить наивысшие достижения.
Во втором разделе курсовой работы была определена сущность конфликта в трудовом коллективе и его виды.
В третьем разделе был проведен анализ управления трудовым коллективом в ООО "АРТА". На предприятии работает метод косвенного воздействия на работников. Начальник создает условия для осуществления целей, а служащие добиваются результатов.

Содержание работы

Введение
1 Трудовой коллектив
1.1 Трудовой коллектив: понятие, виды, цели, структура, этапы развития
1.2 Трудовой коллектив и его особенности
1.3 Этапы развития трудового коллектива: управленческий аспект
1.4 Структура социально-психологического климата в коллективе
2 Эффективная команда
2.1 Формирование команд
2.2 Управленческие команды и их формирование
2.3 Эффективность команд
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

к-р 2.docx

— 232.67 Кб (Скачать файл)

Методы и способы разрешения конфликтов разнообразны - от бесед, просьб, убеждений, разъяснений до силового разрешения (подавление, перевод, разъединение, приказ, решение суда и т.д.).

Главная задача менеджера  в том, чтобы уметь "войти" в  конфликт и разрешить его, используя  разные методы. [7]

 

2.2. Коллектив как  социально-психологическая характеристика  групповой деятельности

 

Трудовой коллектив характеризуется  определенным набором социально-психологических  признаков. Наиболее существенные из них  следующие:

1. Совпадение ценностных  ориентаций коллектива с ценностными  ориентациями общества.

2. Отношения товарищества, взаимопомощи, низкий уровень конфликтности. 

3. Доброжелательное отношение  к "новичкам".

4. Преобладание оптимистического  настроения.

5. Удовлетворенность работой  и коллективом. 

6. Хорошая трудовая и  производственная дисциплина.

7. Предрасположенность к  общению в нерабочее время. 

8. Свободное обсуждение  вопросов, связанных с трудовой  деятельностью и жизнью коллектива, доброжелательная критика. 

Выделяют следующие социально-психологические  параметры развития трудового коллектива, влияющие на эффективность деятельности: направленность, организованность, психологическое  единство.

Направленность изучается  с точки зрения ее движущих сил  и подразделяется на внешнюю (например, на цели деятельности) и внутреннюю (коллективная и эгоистическая).

Организованность – важнейшая  характеристика организации. Это ее способность сохранять устойчивость структуры при обогащении и динамичности функций. Она проявляется в объеме и скорости реакций данной организации  на изменение внешней и внутренней среды, в способности коллектива сочетать разнообразие мнений и форм поведения ее участников с единством  действия, направленного на достижение единой цели.

Организованность характеризует  трудовой коллектив:

а) с количественной стороны (полнота согласованности изменений  и действий);

б) с качественной стороны (совершенствование организационных  отношений, обогащение форм активности участников коллектива).

Эмпирические показатели организованности коллектива следующие:

стремление к сохранению группы (коллектива) как целого;

наличие авторитетного и  компетентного руководства;

единство мнений об организаторах;

субординационная совместимость;

способность к согласованным  действиям;

инициативность и самостоятельность  членов группы;

стремление к сотрудничеству и др.

Психологическое единство (сплоченность) – это общность межличностных  отношений, единство восприятия внешних  и внутренних воздействий, положительный  характер эмоциональных установок, отсутствие эгоцентрических устремлений, "признанность" всех членов группы друг к другу.

В зависимости от уровня сплочённости выделяют следующие типы коллективов:

1) сплоченный (консолидированный)  коллектив. Он характеризуется  относительно стабильным составом  работников, отношением дружбы и  взаимного уважения, высокой дисциплиной  и трудовой отдачей; 

2) расчлененный (слабосплоченный)  коллектив состоит из ряда  социально-психологических групп,  имеющих своих лидеров. Трудовые  показатели, активность и дисциплина  этих групп различна;

3) разобщенный (конфликтный)  коллектив характеризуется отсутствием  личных дружеских контактов, официальными  связями его членов, высоким уровнем  текучести кадров, низкой трудовой  активностью. 

По своей направленности сплоченность может быть

а) положительной (функциональной), т.е. ориентированной на цели и задачи трудовой деятельности;

б) отрицательной (дисфункциональной), направленной на достижение целей, противоречащих задачам организационного развития.

Различают следующие стадии сплочения трудового коллектива:

1. Ориентационная – это  этап становления. Эта стадия  характеризуется тем, что простое  объединение людей преобразовывается  в группу с общими целями  и задачами, идейной направленностью.  Каждый член коллектива ориентируется  в новом для него коллективе  путем целенаправленной ориентации  и самоориентации.

2. Взаимоадаптационная стадия  – представляет собой формирование  единых установок поведения членов  коллектива при целенаправленном, воспитательном воздействии руководителя  или путем самоадаптации (подражание  и идентификация). На этой стадии  создается актив, выделяются добросовестные  исполнители, организаторы и дезорганизаторы,  складывается группа пассива. 

3. Стадия консолидации, сплочения.  Это этап зрелости коллектива. Группы формируются по интересам.  Большинство работников воспринимает  коллективные задачи как личные, возникает сотрудничество, единство  работников.

Особую значимость все  указанные выше параметры имеют  в современных условиях, когда  необходимо формирование компетентного  рыночного мышления.

Результативность деятельности трудового коллектива во

многом определяется состоянием его социально-психологического климата.

Социально-психологический  климат – это целостное социально-психологическое  состояние коллектива, относительно устойчивый и типичный для него настрой, отражающий реальную ситуацию трудовой деятельности (характер, условия, организация труда) и характер ценностных ориентаций, межличностных отношений и взаимных ожиданий в нем.

Социально-психологический  климат бывает:

а) благоприятный, характеризующийся  взаимным доверием, уважением, информированностью по значимым вопросам, взаимовыручкой и взаимной ответственностью. При  благоприятном климате у человека достаточно развита потребность  в труде на общем благо.

б) неблагоприятный, характеризующийся  неуважительным отношением коллег друг к другу, черствостью, повышенным уровнем  конфликтности в коллективе.

в) неустойчивый, для которого характерна периодичность возникновения  конфликтов.

Социально-психологический  климат зависит от многих факторов и, прежде всего, от стиля и методов  руководства. Поэтому руководитель, владея основами социально-психологических  знаний должен эффективно воздействовать на социально-психологические, а через  них на организационные и экономические  процессы, протекающие в коллективе.

Английские специалисты  по управлению М. Вудкок и Д. Френсис  выделили наиболее типичные ограничения, препятствующие эффективной работе коллективов:

1. Непригодность руководителя. Руководство – это, видимо, самый  важный фактор, определяющий качество  работы коллектива. Организаторские  способности имеются далеко не  у каждого. Установлено, что  такая одаренность встречается  в несколько десятков раз реже, чем музыкальные или математические  способности. 

2. Неквалифицированные сотрудники. Эффективный коллектив должен  представлять собой сбалансированное  объединение людей, где каждый  качественно исполняет свою роль  и все решают общую задачу.

3. Ненормальный микроклимат.  Коллектив составляют люди с  разными ценностями и пристрастиями.  Объединяют их не только общие  цели, но и эмоции. Преданность  коллективу – один из признаков  нормального климата в коллективе. Высокая степень взаимной поддержки  также естественное состояние  эффективно работающего коллектива. Недоверие, подозрительность друг  к другу разъедают коллектив. 

4. Нечеткость целей. Если  нет ясного видения общей цели, то отдельные члены коллектива  не смогут внести свой вклад  в общее дело. Изучение экономических  гигантов США и Японии показало, что их успех во многом обусловлен  наличием делового кредо, то  есть совокупности основных целей  и задач. Эти цели конкретно  формулируются для трудовых коллективов  нижестоящих подразделений в  виде принципов деятельности, правил  или даже лозунгов, а затем  постоянно и умело доводятся  до сознания и чувств всех  работающих.

5. Неудовлетворительные  результаты работы. Бывает, что хороший  микроклимат, высокая компетентность  сотрудников не дают хороших  результатов. Неудачи, как правило,  оказывают демотивирующее воздействие  на членов коллектива. Задача  руководителя в таком случае  – поддержать высокий моральный  дух сотрудников, предложить соответствующие  стимулы для активизации работы  подчиненных. 

6. Неэффективность методов  подготовки и принятия решений. 

7. Закрытость и конфронтация. Когда в коллективе нет свободы  суждений, в нем возникает нездоровый  климат. Члены коллектива должны  иметь возможность высказывать  свое мнение друг о друге,  обсуждать все разногласия. В  эффективно работающих коллективах  не избегают деликатных и неприятных  вопросов, а обсуждают их честно  и прямо, не боясь столкновения  взглядов и конфликтов.

8. "Неразвитые сотрудники". При прочих равных условиях  наибольшими возможностями обладает  коллектив с высоким уровнем  индивидуальных способностей его  членов. "Развитые сотрудники" энергичны, умеют совладать со  своими эмоциями, готовы, открыто  обсуждать свою позицию, могут  изменить свою точку зрения  только под воздействием аргументов, хорошо излагают свое мнение.

9. Низкие творческие способности  коллектива. Эффективный коллектив  имеет способность генерировать  творческие идеи и осуществлять  их.

10. Неконструктивные отношения  с другими коллективами. Оппозиция  по отношению к другим подразделениям  организации чаще всего снижает  эффективность деятельности. Руководитель  обязан налаживать связи, изыскивать  возможности для совместного  решения проблем, добиваться личного  взаимопонимания и налаживания  сотрудничества.

Учет названных типичных сложностей в организации эффективной  деятельности коллектива способен помочь руководителю в выполнении функциональных обязанностей. [1]

3. Анализ трудового  коллектива в ООО "АРТА"

 

ООО "АРТА" выступает  как оптовый посредник по продаже  молочных изделий в городе Ачинске, и за его пределами. К рыночным сегментам рынка относятся люди различных возрастов. ООО "АРТА" наряду с рекламными объявлениями, даваемыми периодически, сопровождает свои шаги массированной рекламной  кампанией. Организационная структура  данной фирмы представлена на рисунке 2.

Error: Reference source not foundРис.2 - Организационная  структура ООО "АРТА".

Функциональные  обязанности персонала (трудового  коллектива):

Во главе всей фирмы  ООО "АРТА" стоит генеральный  директор. Он решает самостоятельно все  вопросы деятельности предприятия, без особой на то доверенности действует  от имени фирмы, представляет её интересы во всех отечественных предприятиях, фирмах и организациях. Также он распоряжается в пределах предоставленному ему права имуществом, заключает  договора, в том числе по найму  работников. Издает приказы и распоряжения, обязательные к исполнению всеми  работниками организации. Директор несет в пределах своих полномочий полную ответственность за деятельность фирмы, обеспечение сохранности  товарно-материальных ценностей, денежных средств и другого имущества  предприятия. Выдает доверенности, открывает  в банках счета, пользуется правом распоряжения средствами.

В подчинении директора находятся:

1. главный бухгалтер 

2. начальник отдела сбыта  и доставки 

3. начальник цеха 

4. менеджер по закупкам.

5. Заведующий складом

Главный бухгалтер – осуществляет организацию бухгалтерского учета  хозяйственно-финансовой деятельности предприятия и контроль за экономным  использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Организует учет поступающих денежных средств, товарно-материальных ценностей и  основных средств, учет издержек производства и обращения, выполнение работ, а  также финансовых, расчетных и  кредитных операций.

В подчинении у гл. бухгалтера находится бухгалтер-кассир. Он выполняет  работу по различным участкам бухгалтерского учета (учет основных средств, затрат на производство, реализации продукции, расчеты  с поставщиками и заказчиками). Осуществляет прием и контроль первичной документации по соответствующим участкам учета, и подготавливает их к счетной  обработке. Отражает в бухгалтерском  учете операции, связанные с движением  денежных средств.

Далее в подчинении директора  стоит начальник цеха. Он определяет техническую политику. Обеспечивает постоянное повышение уровня технической  подготовки производства по переработке  сырья (молока), его эффективности  и сокращение материальных, финансовых и трудовых затрат на производство продукции. Обеспечивает своевременную  и качественную подготовку производства, техническую эксплуатацию, ремонт и  модернизацию оборудования, достижение высокого уровня качества продукции  в процессе производства. Согласовывает  планы (графики) с подрядными организациями, привлекаемыми для проведения ремонтов, своевременно обеспечивает их необходимой  технической документацией. Организует межремонтное обслуживание, обеспечивает рациональное использование материалов на выполнение ремонтных работ.

Начальнику цеха подчиняются  бригадиры смен. Они организует работу смены, составляют режим производства, контролируют работу цеха, обеспечивают бесперебойную и технически правильную работу операторов и упаковщиков  на требуемом уровне качества. Операторы  и упаковщики – персонал, непосредственно  участвующий в переработке продукции.

Заведующий складом состоит  в подчинении генерального директора  и руководит работниками по приему, хранению и отпуску товарно-материальных ценностей на складе, по их размещению с учетом наиболее рационального  использования складских помещений, облегчения и ускорения поиска необходимых  материалов, инвентаря и т.п. Организует проведение погрузочно-разгрузочных работ  на складе с соблюдением правил охраны труда, техники безопасности. Участвует  в проведении инвентаризации товарно-материальных ценностей, следит за отпуском готовой  продукции со склада и приёмом  сырья на склад. [15]

Информация о работе Социальные и социально-психологические предпосылки эффективной коллективной деятельности