Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 09:56, курсовая работа
В первом разделе данной курсовой работы был рассмотрен трудовой коллектив и его роль в современных условиях, откуда стало ясно, что трудовой коллектив - это не простая совокупность людей, а сложное структурное образование со многими внешними и внутренними связями, оформленными и неоформленными отношениями, которые определяют идеологию и психологию. Были определены принципы и методы построения стабильного трудового коллектива и место руководителя в трудовом коллективе. Выяснилось, что руководитель, обладающий всеми качествами лидера – это идеальный глава организации, способный обеспечить наивысшие достижения.
Во втором разделе курсовой работы была определена сущность конфликта в трудовом коллективе и его виды.
В третьем разделе был проведен анализ управления трудовым коллективом в ООО "АРТА". На предприятии работает метод косвенного воздействия на работников. Начальник создает условия для осуществления целей, а служащие добиваются результатов.
Введение
1 Трудовой коллектив
1.1 Трудовой коллектив: понятие, виды, цели, структура, этапы развития
1.2 Трудовой коллектив и его особенности
1.3 Этапы развития трудового коллектива: управленческий аспект
1.4 Структура социально-психологического климата в коллективе
2 Эффективная команда
2.1 Формирование команд
2.2 Управленческие команды и их формирование
2.3 Эффективность команд
Заключение
Список использованной литературы
Исследователями выделяются пять этапов развития команды:
- Адаптация. С
точки зрения деловой
- Группирование.
Этот этап характеризуется
- Кооперация. На
данной стадии происходит
- Нормирование
деятельности. На данной стадии
разрабатываются принципы
- Функционирование.
С точки зрения деловой
- Расформирование.
Рано или поздно
2.3 Эффективность команд
"Создание эффективной
команды" - это уникальная возможность
сформировать отношения,
Эффективную команду можно охарактеризовать общепринятыми критериями эффективности любой организационной структуры, однако есть специфические черты, присущие только команде. Прежде всего, это нацеленность всей команды на конечный результат, инициатива и творческий подход к решению задач. Высокая производительность и ориентированность на лучший вариант решения, активное и заинтересованное обсуждение возникающих проблем дополняют ее характеристику.
Согласно мнению
Douglas MeGregor, рассматривавшего качественные
характеристики эффективности функционирования
команд, эффективной можно назвать
такую команду, в которой: неформальная
и расслабленная атмосфера; задача
хорошо понята и принимается; члены
слушают друг друга; присутствует обсуждение,
связанное с задачей, в котором
участвуют все; люди выражают как
свои идеи, так и чувства; конфликты
и разногласия присутствуют, но выражаются
и центрируются вокруг идей и методов,
а не личностей; группа осознает, что
делает; решение основывается на согласии,
а не на голосовании большинства.[9,55-
С точки зрения W. French и С. Вell, когда удовлетворяются данные, условия, команда, с одной стороны, успешно выполняет свою миссию, а с другой стороны, удовлетворяет личные и межличностные потребности своих членов.
Формирование команд. Формирование команды является одним из уровней организационного консультирования. Существует три уровня про ведения процессов формирования команд:
1. Индивидуальное консультирование, т.е. управление трудными проблемами, возникающими в результате существования в организации.
2. Непосредственно
формирование команды.
3. Построение межкомандных
взаимоотношений. В
Для проведения процесса формирования команды необходимо воспользоваться услугами консультантов, специализирующихся на осуществление такого рода деятельности. Задача консультанта - помочь группе понять собственные процессы, развивая и совершенствуя групповые навыки и умения.
Dyer описал индикаторы,
которые позволяют членам
Наличие этих условий
снижает способность команды
работать вместе в направлении коллективного
разрешения проблемных ситуаций. После
осознания наличия проблемной ситуации
группа нуждается в установлении
процедуры, направления или плана
действий по снижению негативных условий.
М. Beer различал четыре основных подхода
к формированию команды: целеполагающий
(основанный на целях), межличностный (интерперсональный),
ролевой и управленческой решетки.
Первые три подхода М. Beer считал основными
способами формирования команд (табл.
4). Команды можно разделить на
два класса по своему типу: одни - постоянные
«рабочие» команды, имеющие опыт
совместной работы и состоящие из
лидера-руководителя и подчиненных;
другие - специфические только появившиеся,
заново созданные благодаря
Основные подходы к формированию команды.[1, 44]
Целеполагающий подход (основанный на целях) |
Этот подход основан на улучшении
умения членов группы ориентироваться
в процессах выбора и реализации
групповых целей. Процесс осуществляется
с помощью консультанта. Цели могут
быть стратегическими по своей природе
или могут быть установлены в
соответствии со спецификой деятельности,
например как изменение продуктивности
или уровня продаж. Цели могут быть
также установлены как | |
Межличностный подход (интерперсональный) |
Он сфокусирован на улучшении межличностных
отношений в группе и основан
на том, что межличностная | |
Ролевой подход |
Этот подход предполагает проведение дискуссии и переговоров среди членов команды относительно их ролей. Данный подход основывается на предположении, что команды в ролевом плане состоят из частично перекрывающих друг друга ареалов ролей. В командном поведении многое может быть понято и изменено за счет изменения их исполнения, а также индивидуального восприятия этих ролей | |
Проблемно-ориентированный |
Вullег выделил еще один подход к. формированию
команды - через решение проблем,
который он определил как заранее
спланированную серию по фасилитации
процесса (с участием третьей стороны
- консультанта) с группой людей,
имеющих общие организационные
отношения и цели. Содержание процесса
включает в себя последовательное развитие
процедур решения командных проблем,
и затем достижение главной командной
задачи. Он предполагает, что наряду
с наработкой такого умения у всех
членов команды активность по ее формированию
должна быть также сфокусирована
на выполнении основной задачи, межличностных
умениях, а также она может
прояснить функционально- | |
Обычно формирование команд протекает по четырем направлениям: диагностика; достижение или выполнение задачи; командные взаимоотношения; командные процессы формирования команды. R. и L. Кillmаn выделяют следующие обозначения стадий: вход в рабочую группу (сбор данных); диагностика групповых проблем; подготовка решений и составление плана действий (активное планирование); осуществление плана действий (активный процесс); мониторинг и оценивание результатов. Рассмотрим способы реализации каждой стадии в процессе формирования команд.
Вход в рабочую
группу. Существует несколько способов
для вхождения в команду с
целью собрать данные и провести
диагностику: встреча консультанта
с командой без руководства; оба
- и консультант, и руководство
присутствуют на первой встрече; руководство
само проводит первую встречу по формированию
команды - без присутствия консультанта
после получения от него определенных
инструкций. Предпочтительно, чтобы
первоначальное усилие в формировании
команды было успешным, даже если оно
незначительно. В этом случае руководство
и члены команды будут
Этот процесс может быть значительно растянут по времени.
Нередко обнаруживается, что основная проблема, которая препятствует команде эффективно работать, - сам босс или менеджер. Если он не осознает этого, тогда ситуация становится особенно трудной, пока члены команды не вступают в конфронтацию с ним относительно разрушительных последствий его или ее управленческого поведения. Если решение этой проблемы избегается в процессе формирования команды, то остальные акции по процессу будут совершенно бесполезны, так как главная тщательно замалчивается.
Диагностика групповых проблем. Цепь диагностической встречи провести общую критику эффективности деятельности команды с целью рассмотреть следующие общие и специальные вопросы типа: «Куда мы идем?» И «Как мы собираемся это делать?». Необходимо также представить (определить) существующие проблемы в такой форме (таким, образом), чтобы они могли быть проработаны. В ходе совместной работы определяются самые важные (актуальные) командные проблемы. Работая с ними, группа может достичь нового равновесного состояния, которое устанавливает более высокий уровень личного участия и общекомандного климата.
Подготовка решений
и составление плана действий.
Обычно групповая дискуссия
Осуществление плана
действий (активный процесс). Цель проведения
процессов формирования команд - улучшение
эффективности командной
Группа критикует
свою эффективность, анализирует свой
способ действия по осуществлению командной
задачи и пытается выработать стратегию
для улучшения своей