Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2012 в 18:48, дипломная работа
Управление – это особый интеллектуальный вид деятельности, в котором занято огромное количество людей, вооруженных современной вычислительной и организационной техникой. Организация управления выступает как один из факторов трансформации экономики, через нее реализуется действие объективных законов функционирования рынка; она является организационным началом всей системы факторов радикальной реформы управления экономикой.
Ключевой проблемой в организации управления является структура системы управления (оргструктура). Зная структуру, можно целенаправленно воздействовать на состав и содержание отдельных элементов системы управления, приводя ее в соответствие с изменяющимися условиями производства. Поэтому работа посвящена именно этой теме.
− формирование
структуры управления надлежит связывать
с определением полномочий и ответственности
каждого работника и органа управления,
с установлением системы
− между функциями и обязанностями, с одной стороны, и полномочиями и ответственностью − с другой, необходимо поддерживать соответствие, нарушение которого приводит к дисфункции системы управления в целом.
Организационная
структура управления призвана быть
адекватной социально-культурной среде
организации, оказывающей существенное
влияние на решения относительно
уровня централизации и
Требования к
организационной структуре
На формирование
структуры управления оказывают
влияние изменения
Важный фактор
формирования управленческих структур
- уровень развития на предприятии
информационной технологии. Общая тенденция
к децентрализации «
Можно отметить,
что современное развитие информационных
систем приводит к формированию нового
типа предприятий, которые в западной
литературе получили название "виртуальных"
компаний (организаций). Под ними понимают
совокупности независимых (чаще всего
небольших по размерам) предприятий,
являющихся как бы узлами на информационной
сети, обеспечивающей их тесное взаимодействие.
Единство и целенаправленность в
работе этих фирм достигаются благодаря
гибкой электронной связи на базе
информационной технологии, которая
пронизывает буквально все
Большинство организаций
непрерывно совершенствуют свои организационные
структуры. В настоящее время
характерно сокращение числа управленческих
уровней: переход от 8-12 управленческих
уровней к 4-5, т.е. сокращение числа
промежуточных звеньев между
главным управляющим и
Основными направлениями
совершенствования
1.2. Классификация организационных структур.
В современной
теории менеджмента выделяются два
типа управления организациями: иерархический
и органический. Они построены
на принципиально различных
Структуры управления
на многих современных предприятиях
были построены в соответствии с
принципами управления, сформулированными
еще в начале XX века. При этом главное
внимание уделялось разделению труда
на отдельные функции и
Концепция иерархической
структуры была сформулирована немецким
социологом Максом Вебером, разработавшим
нормативную модель рациональной бюрократии.
Она содержала следующие
Иерархический тип
структуры имеет много
Многолетний опыт
использования линейно-
Схема линейно-функциональной структуры управления показана на рис. 2.
Рис. 2. Схема линейно-функциональной структуры управления
Недостатки линейно-
Аналогичные характеристики имеет и так называемая линейно-штабная структура управления, также предусматривающая функциональное разделение управленческого труда в штабных службах разных уровней. Схема данной структуры можно увидеть на рис.3.
Рис. 3. Линейно-штабная структура управления
Главная задача линейных руководителей здесь - координация действий функциональных служб (звеньев) и направление их в русло общих интересов организации.
Разновидностью иерархического типа организации управления является так называемая дивизионная структура. В основном по этой модели строят структуру крупнейшие организации, которые в рамках своих гигантских предприятий (корпораций) стали создавать производственные отделения, предоставив им определенную самостоятельность в осуществлении оперативной деятельности. В то же время администрация оставляла за собой право жесткого контроля по общекорпоративным вопросам стратегии развития, научно-исследовательских разработок, инвестиций и т.п.[3]
Ключевыми фигурами в управлении организациями с дивизионной структурой становятся не руководители, а менеджеры, возглавляющие производственные отделения. Структуризация организации по отделениям производится, как правило, по одному из трех критериев:
1. по выпускаемой продукции или предоставляемым услугам (продуктовая специализация);
2. по ориентации
на потребителя (
3. по обслуживаемым
территориям (региональная
Такой подход обеспечивает
более тесную связь производства
с потребителями, существенно ускоряя
его реакцию на изменения, происходящие
во внешней среде. В результате расширения
границ оперативно-хозяйственной
В то же время дивизионные структуры управления привели к росту иерархичности, т.е. вертикали управления. Они потребовали формирования промежуточных уровней менеджмента для координации работы отделений, групп и т.п. Дублирование функций управления на разных уровнях в конечном счете привело к росту затрат на содержание управленческого аппарата. В самих производственных отделениях управление строится по линейно-функциональному типу, на котором представлена типичная для современной крупной компании дивизионная структура управления. Различные модификации иерархических структур, использовавшихся за рубежом и в нашей стране, не позволяли решать проблемы координации функциональных звеньев по горизонтали, повышения ответственности и расширения полномочий руководителей низовых и средних уровней, освобождения высшего эшелона от оперативного контроля.
Главным свойством
структур, известных в практике управления
как гибкие, адаптивные, или органические,
является присущая им способность легко
менять свою форму, приспосабливаться
к новым условиям, органически
вписываться в систему
Органическим называется такой тип структуры управления, который характеризуется индивидуальной ответственностью каждого работника за общий результат.
Этот тип структуры
отвергает необходимость в
Разновидностями органического типа структур являются проектные, матричные, программно-целевые, бригадные формы организации управления.
Проектные структуры формируются при разработке организацией проектов, под которыми понимаются любые процессы целенаправленных изменений в системе, например, модернизация производства, освоение новых изделий или технологий, строительство объектов и т.п. Управление проектом включает определение его целей, формирование структуры, планирование и организацию выполнения работ, координацию действий исполнителей.
Одной из форм проектного
управления является формирование специального
подразделения - проектной команды,
работающей на временной основе. В
ее состав обычно включают необходимых
специалистов, в том числе и
по управлению. В связи с этим
большое значение придается умению
руководителя сформировать концепцию
управления проектом, распределить приоритеты
и ресурсы, конструктивно подходить
к разрешению конфликтов. По завершении
проекта структура распадается,
а сотрудники переходят в новую
проектную структуру или
Рис.4. Проектная структура управления
С целью облегчения
задач координации в
Матричная структура представляет собой решетчатую организацию, построенную на принципе двойного подчинения исполнителей.
Управление программами
осуществляется специально назначенными
руководителями, которые несут ответственность
за координацию всех связей по программе
и своевременное достижение ее целей.
При этом руководители высшего уровня
освобождаются от необходимости
принимать решения по текущим
вопросам. В результате этого на
среднем и нижнем уровнях повышается
оперативность управления и ответственность
за качество исполнения конкретных операций
и процедур, т.е. заметно повышается
роль руководителей
Информация о работе Совершенствование организационной струкиуры