Совершенствование организационной струкиуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2012 в 18:48, дипломная работа

Описание работы

Управление – это особый интеллектуальный вид деятельности, в котором занято огромное количество людей, вооруженных современной вычислительной и организационной техникой. Организация управления выступает как один из факторов трансформации экономики, через нее реализуется действие объективных законов функционирования рынка; она является организационным началом всей системы факторов радикальной реформы управления экономикой.
Ключевой проблемой в организации управления является структура системы управления (оргструктура). Зная структуру, можно целенаправленно воздействовать на состав и содержание отдельных элементов системы управления, приводя ее в соответствие с изменяющимися условиями производства. Поэтому работа посвящена именно этой теме.

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.docx

— 359.59 Кб (Скачать файл)

– принцип распространенности контроля. Следует правильно определить количество подчиненных, которыми может  эффективно руководить один человек, т.е. норму управляемости;

 – принцип  соответствия прав, обязанностей  и ответственности каждого звена  управления и должностного лица. Такое соответствие создает реальные  условия для принятия и реализации  оптимальных решений.

Исходя из сформулированных требований наиболее эффективная структура  для фирмы – это та, которая  позволяет эффективно взаимодействовать  с внешней средой и целесообразно  распределять задачи среди сотрудников  и направлять их усилия для достижения основных целей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Анализ организационной структуры управления филиала «Автобусный парк №2 г. Полоцка» ОАО «Витебскоблавтотранс».

 

Структура управления ОАО «Витебскоблавтотранс»  и в том числе нашего филиала представлена двумя основными держателями акций:

- государство  (Министерство транспорта и коммуникаций  Республики Беларусь);

- члены коллектива  работников и лица, приравненные  к ним.

Органами управления в обществе являются общее собрание акционеров, наблюдательный совет, дирекция, генеральный директор.

Общее собрание акционеров является высшим органом  управления в Обществе. Наблюдательный совет осуществляет общее руководство  деятельностью Общества в период между собраниями акционеров согласно уставу.                

 Руководство  текущей деятельностью  филиала  осуществляется  директор.

Директор филиала  осуществляет общее руководство, решает  все вопросы в деятельности филиала, предусмотренные Положением о Филиале. Директор филиала пользуется правом распоряжения имуществом и средствами филиала в пределах установленных Положением о Филиале, заключает договора, выдает доверенности, открывает в банках счета, утверждает штатное расписание, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками филиала.

Филиал состоит  из следующих структурных подразделений:

- управление;

- служба перевозок;

- контрольная  служба;

- автовокзал;

- планово-экономический  отдел;

- служба обработки  информации;

- бухгалтерия;

-билетно- приходная касса;

- отдел кадров;

- архив;

- производственно-  технический отдел;

- снабжение;

- отдел главного  механика;

- колонна №1;

- колонна №2;

- гаражная служба;

- АРМ;

- диагностические  станции;

- здравпункт;

- участок Верхнедвинск;

- отдел БД  и ОТ;

- автостанция  Шумилино;

- юридическая  служба.

 

Филиал в основном обеспечен кадрами рабочих и  специалистов, за исключением некоторых  категорий рабочих, а именно водителей  автобусов.

 

Таблица 3.

Списочная численность  по состоянию на 1.01. 2012года

 

Наименование  категорий

Численность филиала "Автобусный парк № 2 г. Полоцка" ОАО  «Витебскоблавтотранс», чел.

Всего персонала, человек

613

В том числе: водители

227

                     ремонтные и вспомогательные

                     рабочие

156

                     кассиры билетные

39

                     прочие (неосновная деятельность)

10

                     кондукторы

92

руководители, специалисты,                                 служащие

89

        из них: управленческий персонал

42

                    хозрасчетные подр., участок

47


 

Для расширения профессионального профиля рабочих  планируется обучение рабочих вторым и смежным профессиям, а в целях  увеличения производительности труда  и сокращения непроизводительных затрат, применения систем доплат за совмещение профессий и привлечение к  работе по совместительству.

Так, например, в  участке г.Верхнедвинска   маляр   совмещает профессию аккумуляторщика,  слесарь по ремонту электрооборудования - слесаря-ремонтника, и т.д. Повышение квалификации служащих планируется проводить с отрывом от  производства и непосредственно в филиале.[16]

Целью системы  организации и управления являются решение различных проблем: организационных, технических, финансово-экономических, маркетинговых, мотивационных и  социально-психологических. Решение этих проблем необходимо для достижения миссии организации, т.е. главной ее стратегической цели. Организационная структура управления предприятием отражает состав и подчиненность линейных и функциональных звеньев управления, в филиале «Автобусный парк №2 г.Полоцка» ОАО «Витебскоблавтотранс» структура управления имеет линейно-функциональный вид (Рис 9):

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 9. Структура управления филиалом «Автобусный парк №2 г.Полоцка» ОАО «Витебскоблавтотранс»

 

При данном типе организационной структуры предприятия  линейному руководителю, который  подчиняется непосредственно директору, в разработке конкретных вопросов и  подготовке соответствующих решений, программ и планов помогает специальный  аппарат управления, состоящий из функциональных подразделений (отделов, групп). Такие подразделения проводят свои решения либо через высшего  руководителя, либо прямо доводят  их до специализированных служб или  отдельных исполнителей на нижестоящем  уровне. Функциональные подразделения  не имеют права самостоятельно отдавать распоряжения производственным подразделениям.

 

 

 

 

 

Разработкой и  решением вопросов функционального  характера в соответствии с задачами и своими должностными обязанностями  занимаются функциональные службы, отделы и другие подразделения совместно  с производственными подразделениями.

Производственные  подразделения филиала «Автобусный парк №2 г.Полоцка» – цехи, участки, и службы, прямо или косвенно участвующие в производственном процессе, связи между ними составляют организационную структуру, которая предопределяет уровень производительности труда, эффективность эксплуатации технологического оборудования.

Каждый отдел  предприятия имеет положение  об отделе, в котором определены обязанности, права и ответственность  каждого работника, связи отдела с другими службами предприятия, сроки выполнения различных видов  работ и документов.

Все подразделения  предприятия действуют в процессе производства взаимосвязано. Для их согласованной деятельности четко  определены регламент работы каждого  звена, методы и формы их взаимосвязи. С этой целью определены права, обязанности  и ответственность каждого работника. При этом достигается рационализация процессов управления с применением  технических средств и вычислительной техники.

По сути, оргструктура филиала «Автобусный парк №2 г.Полоцка»  это – конвейер, и каждое подразделение здесь четко знает свою роль в функционировании этого конвейера: конструкторы разрабатывают, технологи внедряют и т.д., каждое подразделение выполняет четко определенные функции в общей цепочке производственного процесса.

Характеристика  основных функциональных направлений  деятельности аппарата управления филиала «Автобусный парк №2 г.Полоцка» представлены в таблице 4:

 

Таблица 4

Основные функциональные направления деятельности аппарата управления филиала «Автобусный парк №2 г.Полоцка»

Должность

Функции и обязанности

Директор

Осуществляет общее руководство, решает  все вопросы в деятельности филиала, предусмотренные Положением о Филиале. Директор филиала пользуется правом распоряжения имуществом и средствами филиала в пределах установленных Положением о Филиале, заключает договора, выдает доверенности, открывает в банках счета, утверждает штатное расписание, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками филиала.

Заместитель директора  по перевозкам

Обеспечение выполнения плана перевозок, руководство деятельностью  подразделений эксплуатационной службы, своевременно заключает договора и  контролирует их выполнение.

Юрискон-сульт

Юридическое сопровождение  деятельности предприятия

Главный инженер

Руководство техническими службами, координация подразделений  по разработке технического развития предприятия, обеспечение систематического повышения эффективности производства, производительности труда, обеспечение  производства конкурентоспособной  продукции

Главный бухгалтер

Формирование  учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление  полной и достоверной бухгалтерской  отчетности. Выполнение финансовых операций.

Отдел кадров

Обеспечение подбора, расстановки, изучения и использования  рабочих кадров и специалистов. Организация  системы учета кадров, анализ текучести  кадров; разработка политики по сохранению кадрового потенциала, эффективных  механизмов мотивации работников.

Планово-экономический  отдел

Осуществляет  руководство работой по экономическому планированию на предприятии, направленном на организацию рациональной хозяйственной  деятельности в соответствии с потребностями  рынка и возможностями получения  необходимых ресурсов, выявление  и использование резервов производства с целью достижения наибольшей эффективности  работы предприятии.


 

Сопоставление организационной  структуры филиала «Автобусный парк №2 г.Полоцка» представленной на рисунке 12, и данных таблицы 6 позволяет сделать следующие выводы:

    • использование данной структуры управления приводит к тому, что конечный результат отходит на второстепенный план, в силу того, что каждая служба работает не на его получение, а на исполнение своих «механических» обязанностей;
    • разобщенность подразделений, преобладание оперативных проблем («текучки») в работе руководителей практически всех подразделений, отсутствие единого «генерального плана действий» в целом приводит к малой гибкости и невозможности своевременного и адекватного реагирования на изменения рыночной среды;
    • существующая система распределения полномочий направлена в основном на оперативную работу и не позволяет перейти к стратегическому управлению;
    • каждое подразделение планирует свою деятельность исходя из собственных предположений, ориентируясь на прошлый опыт. Отсюда, слабая достоверность и роль информационного обеспечения, которое является необходимым условием функционирования любого эффективно работающего предприятия.

Таким образом, рассмотренное  выше позволяет утверждать, что для  поиска новых возможностей в конкурентной борьбе и обеспечения на этой основе перспективной выживаемости, руководству  «Автобусного парка №2 г.Полоцка» необходимо пересмотреть управление предприятием, выдвигая на первый план проблему обеспеченности структуры управления оперативным движением информации, эффективности принятия и реализации управленческих решений.

Это, в свою очередь, требует изменения (совершенствования) организационной структуры предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3 Предложения по усовершенствованию организационной структуры филиала «Автобусный парк №2 г. Полоцка» ОАО «Витебскоблавтотранс»

Филиал «Автобусный  парк №2 г. Полоцка» использует для  управления и функционирования линейно-функциональную структуру управления. Данная структура имеет свои преимущества и недостатки.

 

Преимущества  линейно-штабной структуры управления:

Освобождение  линейных менеджеров от чрезмерной нагрузки.

Возможность привлечения  специалистов и экспертов в определенных областях.

Недостатки линейно-штабной  структуры управления:

Недостаточно  четкая ответственность, так как  готовящий решение не участвует в его реализации.

Тенденция к чрезмерной централизации.

Сохранение высоких  требований к высшему руководству, принимающему решения.

Информация о работе Совершенствование организационной струкиуры