Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2012 в 18:48, дипломная работа
Управление – это особый интеллектуальный вид деятельности, в котором занято огромное количество людей, вооруженных современной вычислительной и организационной техникой. Организация управления выступает как один из факторов трансформации экономики, через нее реализуется действие объективных законов функционирования рынка; она является организационным началом всей системы факторов радикальной реформы управления экономикой.
Ключевой проблемой в организации управления является структура системы управления (оргструктура). Зная структуру, можно целенаправленно воздействовать на состав и содержание отдельных элементов системы управления, приводя ее в соответствие с изменяющимися условиями производства. Поэтому работа посвящена именно этой теме.
– принцип распространенности контроля. Следует правильно определить количество подчиненных, которыми может эффективно руководить один человек, т.е. норму управляемости;
– принцип
соответствия прав, обязанностей
и ответственности каждого
Исходя из сформулированных требований наиболее эффективная структура для фирмы – это та, которая позволяет эффективно взаимодействовать с внешней средой и целесообразно распределять задачи среди сотрудников и направлять их усилия для достижения основных целей.
3.2 Анализ организационной структуры управления филиала «Автобусный парк №2 г. Полоцка» ОАО «Витебскоблавтотранс».
Структура управления ОАО «Витебскоблавтотранс» и в том числе нашего филиала представлена двумя основными держателями акций:
- государство
(Министерство транспорта и
- члены коллектива работников и лица, приравненные к ним.
Органами управления в обществе являются общее собрание акционеров, наблюдательный совет, дирекция, генеральный директор.
Общее собрание акционеров является высшим органом управления в Обществе. Наблюдательный совет осуществляет общее руководство деятельностью Общества в период между собраниями акционеров согласно уставу.
Руководство
текущей деятельностью
Директор филиала осуществляет общее руководство, решает все вопросы в деятельности филиала, предусмотренные Положением о Филиале. Директор филиала пользуется правом распоряжения имуществом и средствами филиала в пределах установленных Положением о Филиале, заключает договора, выдает доверенности, открывает в банках счета, утверждает штатное расписание, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками филиала.
Филиал состоит
из следующих структурных
- управление;
- служба перевозок;
- контрольная служба;
- автовокзал;
- планово-экономический отдел;
- служба обработки информации;
- бухгалтерия;
-билетно- приходная касса;
- отдел кадров;
- архив;
- производственно- технический отдел;
- снабжение;
- отдел главного механика;
- колонна №1;
- колонна №2;
- гаражная служба;
- АРМ;
- диагностические станции;
- здравпункт;
- участок Верхнедвинск;
- отдел БД и ОТ;
- автостанция Шумилино;
- юридическая служба.
Филиал в основном обеспечен кадрами рабочих и специалистов, за исключением некоторых категорий рабочих, а именно водителей автобусов.
Таблица 3.
Списочная численность по состоянию на 1.01. 2012года
Наименование категорий |
Численность филиала "Автобусный парк № 2 г. Полоцка" ОАО «Витебскоблавтотранс», чел. |
Всего персонала, человек |
613 |
В том числе: водители |
227 |
ремонтные и вспомогательные рабочие |
156 |
кассиры билетные |
39 |
прочие (неосновная деятельность) |
10 |
кондукторы |
92 |
руководители, специалисты, |
89 |
из них: управленческий |
42 |
хозрасчетные подр., участок |
47 |
Для расширения
профессионального профиля
Так, например, в участке г.Верхнедвинска маляр совмещает профессию аккумуляторщика, слесарь по ремонту электрооборудования - слесаря-ремонтника, и т.д. Повышение квалификации служащих планируется проводить с отрывом от производства и непосредственно в филиале.[16]
Целью системы организации и управления являются решение различных проблем: организационных, технических, финансово-экономических, маркетинговых, мотивационных и социально-психологических. Решение этих проблем необходимо для достижения миссии организации, т.е. главной ее стратегической цели. Организационная структура управления предприятием отражает состав и подчиненность линейных и функциональных звеньев управления, в филиале «Автобусный парк №2 г.Полоцка» ОАО «Витебскоблавтотранс» структура управления имеет линейно-функциональный вид (Рис 9):
Рис. 9. Структура управления филиалом «Автобусный парк №2 г.Полоцка» ОАО «Витебскоблавтотранс»
При данном типе
организационной структуры
Разработкой и
решением вопросов функционального
характера в соответствии с задачами
и своими должностными обязанностями
занимаются функциональные службы, отделы
и другие подразделения совместно
с производственными
Производственные подразделения филиала «Автобусный парк №2 г.Полоцка» – цехи, участки, и службы, прямо или косвенно участвующие в производственном процессе, связи между ними составляют организационную структуру, которая предопределяет уровень производительности труда, эффективность эксплуатации технологического оборудования.
Каждый отдел предприятия имеет положение об отделе, в котором определены обязанности, права и ответственность каждого работника, связи отдела с другими службами предприятия, сроки выполнения различных видов работ и документов.
Все подразделения
предприятия действуют в
По сути, оргструктура филиала «Автобусный парк №2 г.Полоцка» это – конвейер, и каждое подразделение здесь четко знает свою роль в функционировании этого конвейера: конструкторы разрабатывают, технологи внедряют и т.д., каждое подразделение выполняет четко определенные функции в общей цепочке производственного процесса.
Характеристика основных функциональных направлений деятельности аппарата управления филиала «Автобусный парк №2 г.Полоцка» представлены в таблице 4:
Таблица 4
Основные функциональные направления деятельности аппарата управления филиала «Автобусный парк №2 г.Полоцка»
Должность |
Функции и обязанности |
Директор |
Осуществляет общее руководство, решает все вопросы в деятельности филиала, предусмотренные Положением о Филиале. Директор филиала пользуется правом распоряжения имуществом и средствами филиала в пределах установленных Положением о Филиале, заключает договора, выдает доверенности, открывает в банках счета, утверждает штатное расписание, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками филиала. |
Заместитель директора по перевозкам |
Обеспечение выполнения плана перевозок, руководство деятельностью подразделений эксплуатационной службы, своевременно заключает договора и контролирует их выполнение. |
Юрискон-сульт |
Юридическое сопровождение деятельности предприятия |
Главный инженер |
Руководство техническими
службами, координация подразделений
по разработке технического развития
предприятия, обеспечение систематического
повышения эффективности |
Главный бухгалтер |
Формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. Выполнение финансовых операций. |
Отдел кадров |
Обеспечение подбора, расстановки, изучения и использования рабочих кадров и специалистов. Организация системы учета кадров, анализ текучести кадров; разработка политики по сохранению кадрового потенциала, эффективных механизмов мотивации работников. |
Планово-экономический отдел |
Осуществляет
руководство работой по экономическому
планированию на предприятии, направленном
на организацию рациональной хозяйственной
деятельности в соответствии с потребностями
рынка и возможностями |
Сопоставление организационной структуры филиала «Автобусный парк №2 г.Полоцка» представленной на рисунке 12, и данных таблицы 6 позволяет сделать следующие выводы:
Таким образом, рассмотренное выше позволяет утверждать, что для поиска новых возможностей в конкурентной борьбе и обеспечения на этой основе перспективной выживаемости, руководству «Автобусного парка №2 г.Полоцка» необходимо пересмотреть управление предприятием, выдвигая на первый план проблему обеспеченности структуры управления оперативным движением информации, эффективности принятия и реализации управленческих решений.
Это, в свою очередь,
требует изменения (совершенствования)
организационной структуры
3.3 Предложения по усовершенствованию организационной структуры филиала «Автобусный парк №2 г. Полоцка» ОАО «Витебскоблавтотранс»
Филиал «Автобусный парк №2 г. Полоцка» использует для управления и функционирования линейно-функциональную структуру управления. Данная структура имеет свои преимущества и недостатки.
Преимущества
линейно-штабной структуры
Освобождение линейных менеджеров от чрезмерной нагрузки.
Возможность привлечения специалистов и экспертов в определенных областях.
Недостатки линейно-штабной структуры управления:
Недостаточно четкая ответственность, так как готовящий решение не участвует в его реализации.
Тенденция к чрезмерной централизации.
Сохранение высоких требований к высшему руководству, принимающему решения.
Информация о работе Совершенствование организационной струкиуры