Совершенствование системы стратегического планирования на уровне фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 20:06, дипломная работа

Описание работы

Проблема стратегического планирования становится очень актуальной в условиях повышения нестабильности условий работы предприятий. Недостаточная проработка процесса стратегического планирования, неподготовленность руководителей разного уровня к принятию обоснованных, взвешенных и обдуманных решений ведет к таким явлениям, как разрыв хозяйственных связей, невыполнение договорных обязательств, взаимные неплатежи, снижение инвестиционной активности, замедление темпов НТП. На большинстве предприятий часть проблем, требующих стратегического реагирования, ускользает от внимания руководителей. В первую очередь вопросы маркетинга, взаимосвязи предприятия с потребителями и поставщиками. Система принятия решений нуждается в повышении роли стратегического управления. Качество стратегических решений служит серьезным препятствием в реализации потенциала предприятия и эффективного использования ресурсов.
Цель данной курсовой работы – выявить закономерности и особенности стратегического планирования на предприятии. Объектом исследования является стратегическое планирование на уровне фирмы. Предмет исследования – план стратегического развития ОАиЛ УРФС ТК «Бест».
Задачи дипломной работы:
- определить стратегический поход к уровню управления, рассмотреть методику планирования стратегии
- рассмотреть стратегическое планирование использования рыночного потенциала предприятия
- Проанализировать текущее состояние и выработать направления стратегического планирования и развития ТК «Бест»

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………………..3
Глава 1 Общая характеристика стратегического планирования фирмы..............…7
1.1 Сущность стратегического планирования на уровне фирмы…………7
1.2 Особенности стратегического планирования……………………………14
1.3 Реализация стратегического плана………………………………………...22
Глава 2 Анализ действующей системы стратегического планирования на предприятии. ………………………………………………………………………..27
2.1 Краткая характеристика ТК «Бест»……………………………………27
2.2 SWOT – анализ как часть стратегического планирования.…………….31
2.3 Методика проведения SWOT –анализа…………………………………..34
Глава 3 Стратегическое планирование и управление ТК «Бест»……………...…44
3.1 Совершенствование стратегического планирования компании ТК «Бест»……………………….………………………………………………………..….…44
3.2 Постановка целей и мероприятия по их достижению……….…….….47
3.3 План стратегического развития ОАиЛ УРФС ТК «Бест»……………....60
Заключение………………………………………………………………………….…67
Список литературы………………………………………………………………..…..71
Приложение 1. Система отчетности УРФС ………………………………….……...73
Приложение 2. Образец Бюджета (план) УРФС …….……………………………...76

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 770.50 Кб (Скачать файл)

Негосударственное образовательное  учреждение

Высшего профессионального образования

Уральский институт фондового  рынка

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

по специальности: Менеджмент организации

«Совершенствование системы стратегического планирования на уровне фирмы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                               

 

 

                                                                                             

Содержание

 

Введение ………………………………………………………………………………..3

Глава 1 Общая характеристика стратегического планирования фирмы..............…7

 

    1. Сущность стратегического планирования на уровне фирмы…………7

 

    1. Особенности стратегического планирования……………………………14

 

          1.3 Реализация стратегического плана………………………………………...22

Глава 2 Анализ действующей системы стратегического планирования на предприятии. ………………………………………………………………………..27

         2.1 Краткая характеристика ТК «Бест»……………………………………27

         2.2  SWOT – анализ как часть стратегического планирования.…………….31

         2.3 Методика проведения SWOT –анализа…………………………………..34

 Глава 3 Стратегическое планирование и управление  ТК  «Бест»……………...…44

          3.1 Совершенствование стратегического планирования компании  ТК «Бест»……………………….………………………………………………………..….…44

            3.2   Постановка целей и мероприятия по их достижению……….…….….47

           3.3 План стратегического развития ОАиЛ  УРФС ТК «Бест»……………....60

Заключение………………………………………………………………………….…67

Список литературы………………………………………………………………..…..71

Приложение 1. Система отчетности УРФС ………………………………….……...73

Приложение 2. Образец Бюджета (план) УРФС …….……………………………...76

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 Проблема стратегического планирования  становится очень актуальной в условиях повышения нестабильности условий работы предприятий. Недостаточная проработка процесса стратегического планирования, неподготовленность руководителей разного уровня к принятию обоснованных, взвешенных и обдуманных решений ведет к таким явлениям, как разрыв хозяйственных связей, невыполнение договорных обязательств, взаимные неплатежи, снижение инвестиционной активности, замедление темпов НТП. На большинстве предприятий часть проблем, требующих стратегического реагирования, ускользает от внимания руководителей. В первую очередь вопросы маркетинга, взаимосвязи предприятия с потребителями и поставщиками. Система принятия решений нуждается в повышении роли стратегического управления. Качество стратегических решений служит серьезным препятствием в реализации потенциала предприятия и эффективного использования ресурсов.

     Цель данной курсовой работы – выявить закономерности и особенности стратегического планирования на предприятии. Объектом исследования является стратегическое планирование на уровне фирмы. Предмет исследования – план стратегического развития ОАиЛ  УРФС ТК «Бест».

Задачи дипломной  работы:

- определить стратегический  поход к уровню управления, рассмотреть  методику планирования стратегии

- рассмотреть стратегическое  планирование использования рыночного                                                  потенциала предприятия

- Проанализировать текущее  состояние и выработать направления  стратегического планирования и  развития ТК «Бест»

 

Стратегическое планирование - это одна из функций управления, которая представляет собой процесс  выбора целей организации и путей их достижения. Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений, функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов. Динамичный процесс стратегического планирования является тем зонтиком, под которым укрываются все управленческие функции, не используя преимущества стратегического планирования, организации в целом и отдельные люди будут лишены четкого способа оценки цели и направления корпоративного предприятия. Процесс стратегического планирования обеспечивает основу для управления членами организации. Проецируя все выше написанное на реалии обстановки в нашей стране, можно отметить, что стратегическое планирование становится все более актуальным для российских предприятий, которые вступают в жесткую конкуренцию как между собой так и с иностранными корпорациями. 
       При обсуждении вопросов, связанных с успехом или неудачей предприятия на рынке, необходимо помнить, что покупатель - хозяин положения.  Такое отношение к покупателю  характерно  для Запада.  К сожалению, у нас покупатель пока полностью не пользуется своими правами и не считает себя  хозяином  положения.  Это является следствием неполного отражения новых рыночных отношений в системе экономических отношений в России.

Продавец находится  в конкуренции не только со своими прямыми “коллегами”, изготовителями идентичного товара,  но и  с  производителями разнообразных  его заменителей.  Помимо этого, предприятие  должно быть в состоянии поставлять товары  лучшего качества по более низкой цене или предоставлять услуги лучшие, чем у конкурентов. Менеджмент позволяет предприятию быть нечто большим, чем  суммой  его  отдельных  компонентов - капитала и сотрудников. Задача предприятия  состоит в том,  чтобы осваивать новые рынки, удовлетворять потребности  клиентов.  Одновременно  она является и задачей руководства,  менеджмента. Успехи и неудачи предприятия - это в первую очередь успехи и неудачи менеджмента. Если предприятие работает плохо,  нерентабельно, его новый хозяин меняет не рабочих,  а руководство. Итак, менеджмент означает организацию  работы  коллектива.  Работу на предприятии следует организовывать с таким расчетом,  чтобы она  в  максимальной степени  соответствовала  потребностям  сотрудников  и позволяла активизировать их работу  и  повысить  ее  эффективность. Принимая  любые  решения,  менеджеры  должны  постоянно иметь в виду не только  высокую  рентабельность  фирмы,  но  и проблемы существования  своих сотрудников,  а также потребителей, ради которых фирма существует, и удовлетворение потребностей которых реально обусловливает необходимость функционирования фирмы и работы ее менеджеров.

     Стратегическое  планирование  само  по себе  не гарантирует успеха, и организация,  создающая стратегические планы,  может потерпеть неудачу  из-за  ошибок  в  организации,  мотивации и контроле.  Тем не менее, формальное планирование может  создать ряд  существенных  благоприятных факторов для организации деятельности предприятия. Знание того, что организация хочет достичь,  помогает  уточнить  наиболее  подходящие пути действия.  Принимая обоснованные и систематизированные плановые  решения, руководство  снижает риск принятия неправильного решения из-за ошибочной или недостоверной информации о возможностях  организации или о внешней ситуации. Любое  принимаемое  решение должно в  длительной перспективе свидетельствовать об экономической пользе предприятия.  Ну, а то, что дает хорошие результаты только в данный момент времени и на ближайшее будущее,  а в отдельном периоде ставит существование предприятия под угрозу, следует  расценивать как ошибочное. Таким образом,  обеспечение существования фирмы на рынке можно считать главной  задачей  менеджмента. В связи с этим стратегическому управлению в его работе придается большое значение.    Стратегический менеджмент можно уже сегодня назвать искусством управления XXI века, а овладение этим искусством требует от высшего управленческого звена глубоких знаний и творческой интуиции. Неправильные стратегические действия могут иметь самые негативные последствия, так же как и неверно проложенный курс самолета или корабля может привести к серьезным трагедиям.

    В данной дипломной работе, мы рассмотрим стратегический план  одного из отделов предприятия, проведем анализ текущей ситуации,  которая поможет наглядно вывить проблемные зоны и разработать задачи для реализации стратегических целей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Общая  характеристика стратегического управления фирмы

 

    1. Сущность стратегического планирования на уровне фирмы

 

  Для осуществления эффективного стратегического планирования необходимо иметь представление о сущности стратегического планирования в целом, его этапах и методах разработки стратегии.

   Исходным для определения понятия стратегического планирования является понятие стратегии. Оно имеет древнегреческое происхождение и означает искусство полководца находить правильные пути к достижению победы. Применительно к планированию развития социально-экономических систем стратегия - это совокупность генеральных целей и средств их достижения. Стратегия представляет собой процесс выработки целей, определение необходимых средств и направлений действий. Результатом стратегического планирования является совокупность планов развития предприятия, рассчитанных на длительную перспективу.

   Стратегическое планирование - это планирование от будущего к настоящему исходя из глобальных идей и поставленных целей развития. Стратегия не функция времени, а функция поставленной цели развития, специфическое, ориентированное на будущее направление развития.

   Нет необходимости и целесообразности стратегического планирования всех показателей работы фирмы, его структурных подразделений. Объектами стратегических решений и, соответственно, разработки стратегических планов могут быть рыночная стратегия, новая продукция и услуги, темпы развития предприятия, совершенствование производственной структуры, повышение финансовой устойчивости, кадровое развитие и т. д.Из рассмотренных стратегий в условиях рыночной экономики наиболее важной является рыночная стратегия, которая характеризуется такими показателями, как доля рынка, занимаемая продукцией предприятия, и динамика изменения доли рынка. Не менее важное значение имеет и финансовая устойчивость фирмы.

   Стратегическое планирование - еще молодое направление экономической науки, пик его популярности пришелся на конец 70-х - начало 80-х годов 20-го столетия, тогда оно как панацея от многих бед. Стратегическое планирование не имеет  четкого алгоритма разработки планов. Но в целом оно укладывается в общую технологию принятия управленческих решений и состоит из следующих взаимосвязанных этапов: определение основных ориентиров развития; исследование внешней и внутренней среды организации; определение возможных вариантов стратегии; выбор одного из вариантов и определение собственной стратегии; разработка окончательного стратегического плана исходя из проведенных разработок и предложений нижестоящих уровней управления.

   Слово “стратегия” произошло от греческого strategos, “искусство генерала”. Военное происхождение этого термина не должно вызывать удивления. Именно strategos позволило Александру Македонскому завоевать мир.

   Стратегия представляет собой детальный комплексный план управленческих действий, предназначенный для того, чтобы обеспечить достижение долговременного успеха предприятия. Разработка и выбор стратегии должны обосновываться обширными исследованиями и достоверными данными. Прежде всего, стратегия большей частью формулируется и разрабатывается высшим руководством, но ее реализация предусматривает участие всех уровней управления. Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными. Чтобы эффективно конкурировать в сегодняшнем мире бизнеса предприятие должно постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об отрасли, конкуренции и других факторах.

    Стратегическое планирование является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений при проведении необходимых нововведений и изменений на фирме с целью достижения желаемого стратегического результата. Процесс стратегического планирования включает четыре основных вида управленческой деятельности: распределение стратегических ресурсов, адаптацию деятельности и управления к изменениям внешней среды, внутреннюю координацию работ и организационное стратегическое предвидение.

   Распределение ресурсов предусматривает приоритетное обеспечение стратегическими корпоративными ресурсами (фонды, Дефицитные управленческие таланты и технологический опыт) важных направлений деятельности предприятия, определяющих его конкурентную позицию не рынке и успех в длительной перспективе.

     Адаптация к внешней среде охватывает все действия стратегического характера, которые улучшают отношения предприятия с его окружением. Деятельность предприятия необходимо адаптировать к благоприятным внешним возможностям и к опасностям (угрозам). Выявление таких возможностей и угроз является важным элементом процесса стратегического планирования. При этом должны быть определены соответствующие варианты стратегии предприятия с учетом их эффективного приспособления к изменению окружающих условий.

    Внутренняя координация включает координацию стратегической деятельности для отражения (учета) сильных и слабых сторон фирмы с целью достижения эффективной интеграции внутренних усилий и возможностей.

    Организационное стратегическое предвидение предусматривает осуществление систематического развития мышления менеджеров на осознание ими прошлого опыта стратегического управления предприятием. Эта деятельность направлена на осуществление развития стратегического мышления менеджеров и повышение их профессионализма. Способность учиться на опыте дает возможность фирме своевременно скорректировать стратегическую направленность своей деятельности. Роль руководителя высшего звена заключается не только в инициировании процесса стратегического планирования, но и связана с принятием конкретных решений по осуществлению, объединению и оценке результатов.

   Стратегическое планирование создает важные преимущества в организации будущей деятельности предприятия, в том числе:

-обеспечивает подготовку  к использованию возможных благоприятных  условий для успешной деятельности  предприятия;

-позволяет всесторонне  проанализировать возникающие (в  том числе ожидаемые в будущем)  проблемы и угрозы в деятельности  предприятия;

-улучшает координацию  действий в процессе хозяйственной  деятельности предприятия по  достижению его целей;

-создает предпосылки  для развития стратегического  мышления и предвидения у менеджерского  корпуса предприятия;

-способствует формированию  информационной базы для эффективного управления предприятием при реализации стратегии и достижении целей;

-обеспечивает более  обоснованное и рациональное  распределение ресурсов предприятия  и их концентрацию на ключевых  направлениях достижения успеха  предприятия;

Информация о работе Совершенствование системы стратегического планирования на уровне фирмы