Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 20:06, дипломная работа
Проблема стратегического планирования становится очень актуальной в условиях повышения нестабильности условий работы предприятий. Недостаточная проработка процесса стратегического планирования, неподготовленность руководителей разного уровня к принятию обоснованных, взвешенных и обдуманных решений ведет к таким явлениям, как разрыв хозяйственных связей, невыполнение договорных обязательств, взаимные неплатежи, снижение инвестиционной активности, замедление темпов НТП. На большинстве предприятий часть проблем, требующих стратегического реагирования, ускользает от внимания руководителей. В первую очередь вопросы маркетинга, взаимосвязи предприятия с потребителями и поставщиками. Система принятия решений нуждается в повышении роли стратегического управления. Качество стратегических решений служит серьезным препятствием в реализации потенциала предприятия и эффективного использования ресурсов.
Цель данной курсовой работы – выявить закономерности и особенности стратегического планирования на предприятии. Объектом исследования является стратегическое планирование на уровне фирмы. Предмет исследования – план стратегического развития ОАиЛ УРФС ТК «Бест».
Задачи дипломной работы:
- определить стратегический поход к уровню управления, рассмотреть методику планирования стратегии
- рассмотреть стратегическое планирование использования рыночного потенциала предприятия
- Проанализировать текущее состояние и выработать направления стратегического планирования и развития ТК «Бест»
Введение ………………………………………………………………………………..3
Глава 1 Общая характеристика стратегического планирования фирмы..............…7
1.1 Сущность стратегического планирования на уровне фирмы…………7
1.2 Особенности стратегического планирования……………………………14
1.3 Реализация стратегического плана………………………………………...22
Глава 2 Анализ действующей системы стратегического планирования на предприятии. ………………………………………………………………………..27
2.1 Краткая характеристика ТК «Бест»……………………………………27
2.2 SWOT – анализ как часть стратегического планирования.…………….31
2.3 Методика проведения SWOT –анализа…………………………………..34
Глава 3 Стратегическое планирование и управление ТК «Бест»……………...…44
3.1 Совершенствование стратегического планирования компании ТК «Бест»……………………….………………………………………………………..….…44
3.2 Постановка целей и мероприятия по их достижению……….…….….47
3.3 План стратегического развития ОАиЛ УРФС ТК «Бест»……………....60
Заключение………………………………………………………………………….…67
Список литературы………………………………………………………………..…..71
Приложение 1. Система отчетности УРФС ………………………………….……...73
Приложение 2. Образец Бюджета (план) УРФС …….……………………………...76
Неопределенность рыночной среды является главной объективной причиной, влияющей на возможность формирования достаточной информации (данных) о настоящем и будущем состоянии фирмы и его среды. Неопределенность поведения среды и соответствующих результатов деятельности предприятия с учетом ее изменений определяется самой природой рынка. Регулирование отношений предприятия с частью участников рынка для увеличения пределов планирования может осуществляться в рамках определенных стратегических действий. В числе этих действий используются: стратегии вертикальной интеграции, расширение контроля над спросом, создание предпринимательских сетей, установление контрактных отношений и другие действия. Суть действий в рамках вертикальной интеграции заключается в том, что внешние (рыночные) отношения заменяются внутрифирменными. При этом следует учитывать, что возможности вертикальной интеграции, в свою очередь, ограничены. Наиболее эффективный контроль спроса может обеспечить эффективная маркетинговая деятельность на предприятии. Ее развитие позволяет обеспечить адаптацию предприятия к потребительскому спросу, нуждам и требованиям покупателей. Однако действующие конкурентные силы в отрасли не позволяют устанавливать полностью контролируемые и устойчивые отношения с потребителями. Контрактные отношения между производителем и потребителем являются более надежным способом устранения неопределенности и получения возможности планировать свою деятельность. Смысл заключения контрактных отношений заключается в том, что потенциальный производитель сначала находит покупателя на конкретную продукцию, заключает контракт на ее поставку, а затем (после определенной подготовки) производит и поставляет эту продукцию. Предприятия могут снижать неопределенность внешней среды, используя предпринимательские сети. Эти сети объединяют предприятия, которые экономически заинтересованы друг в друге, на основе гибких взаимоотношений и сотрудничества, основанных на взаимном доверии. От обычных рыночных сделок отношения в рамках сети отличаются тем, что они закрепляются не силой закона, а морально-этическими нормами, отношениями доверия и заинтересованности.
Издержки планирования являются одним из наиболее существенных сдерживающих факторов развития плановой деятельности на фирме. Издержки определяются необходимостью дополнительных затрат на исследования, организацию подразделений планирования и привлечение дополнительного персонала. Кроме того стратегическое планирование требует дополнительных затрат времени - наиболее дефицитного и, как правило, ограниченного ресурса предприятия.
Масштабы деятельности фирмы и особенности стратегического планирования ограничивают или, наоборот, расширяют возможности планирования на фирме. Важным преимуществом масштаба при стратегическом планировании является использование синергизма интегрированных и диверсифицированных корпораций. Это преимущество определяется возможностью более рационального использования потенциала и ресурсов крупной организации. В состав крупных предприятий входят специальные подразделения планирования. Это существенно облегчает и стимулирует внедрение стратегического планирования. Небольшим предприятиям сложно проводить широкомасштабную плановую работу. В то же время для них стратегическое управление не менее важно, чем для большого предприятия. Внешняя среда такого предприятия хуже поддается контролю и более агрессивна. Поэтому его будущее в большей мере неопределенно и непредсказуемо. Для разрешения этой проблемы возможно использование знаний и опыта профессиональных консультантов (консультационных компаний) в области стратегического планирования и управления.
Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план. Он должен разрабатываться скорее с точки зрения перспективы всей корпорации, а не конкретного индивида. Редко когда основатель фирмы может себе позволить сочетать личные планы со стратегий организации. Стратегия предполагает разработку обоснованных мер и планов достижения намеченных целей, в которых должны быть учтены научно-технический потенциал фирмы и ее производственно-сбытовые нужды. Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными. Поэтому необходимо постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об отраслях народного хозяйства, рынке, конкуренции и т.п. Кроме того, стратегический план придает фирме определенность, индивидуальность, которые позволяют ей привлекать определенные типы работников и помогают продавать изделия или услуги. Стратегические планы должны быть разработаны таким образом, чтобы они оставались не только целостными в течение длительного времени, но и сохраняли гибкость. Общий стратегический план следует рассматривать как программу, направляющую деятельность фирмы в течение продолжительного периода времени, с учетом постоянных корректировок в связи с постоянно меняющейся деловой и социальной обстановкой.
Таким образом, планирование помогает создать единство общей цели внутри организации [4,с.68].
Формирование стратегического плана представляет собой тщательную, систематическую подготовку к будущему, осуществляемую высшим руководством: 1) Выбор миссии:
Формирование целей (долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные).
2) Разработка обеспечивающих планов (политика, стратегия, процедуры, правила, бюджеты) [12,с.72].
Оперативное и стратегическое
управление
Стратегический менеджмент по своей сути понятие сложное и многогранное. Возникнув как научное направление в середине XX века под воздействием объективных причин, в XXI веке стратегический подход к управлению организацией стал основной концепцией современного менеджмента.
Для лучшего понимания сущности стратегического менеджмента приведем его сравнение по ряду факторов с оперативным управлением.
Стратегическое управление имеет ряд принципиальных отличий от оперативного управления (табл. 1.1).
Таблица 1.1 – Сравнение стратегического и оперативного управления [7, с.65].
Характеристика |
Оперативное управление |
Стратегическое управление |
Подход к управлению персоналом. Критерий эффективности управления |
Взгляд на работников как на ресурс организации, как на исполнителей отдельных работ и функций. Прибыльность и рациональность использования производственного потенциала |
Взгляд на работников как на основу организации, ее главную ценность и источник ее благополучия. Своевременность и точность реакции организации на новые запросы рынка и изменения в зависимости от изменения окружения |
Таким образом, управление в общем, виде — это процесс, ориентированный на достижение определенных целей. Стратегический менеджмент ориентирован в первую очередь на поддержание устойчивого развития компании в долгосрочной перспективе.
1.2 Особенности стратегического планирования
Современный темп изменений в экономике является настолько большим, что стратегическое планирование представляется единственным способом формального прогнозирования будущих проблем и возможностей. Оно обеспечивает высшему руководству средства создания плана на длительный срок, дает основу для принятия решений, способствующих снижению риска при принятии решений, обеспечивает интеграцию целей и задач структурных подразделений предприятия.
Для стратегического планирования характерны следующие особенности:
- стратегическое планирование должно дополняться текущим;
- стратегические планы разрабатываются на совещаниях высшего руководства фирмы, которые проводятся ежегодно;
- годовая детализация стратегического плана осуществляется одновременно и в тесной связи с разработкой тактического плана;
- большинство западных компаний считает, что механизм стратегического планирования должен быть усовершенствован.
Основное преимущество стратегического планирования состоит в большей степени обоснованности плановых показателей, в большей вероятности реализации планируемых сценариев развития событий.
Наряду с явными преимуществами стратегическое планирование имеет ряд недостатков, которые ограничивают сферу его применения:
Стратегическое планирование не дает и не может дать в силу своей сущности детального описания будущего. Его результат — качественное описание состояния, к которому должна стремиться фирма в будущем, какую позицию может и должна занимать на рынке, чтобы ответить на главный вопрос, выживет или нет фирма в конкурентной борьбе в будущем.
Стратегическое планирование не имеет четкого алгоритма составления и реализации плана. Цели стратегического планирования обеспечиваются за счет следующих факторов: высокого профессионализма и творчества плановиков; тесной связи фирмы с внешней средой; активной инновационной политики; включения всех работников предприятия в реализацию целей и задач стратегического плана.
Процесс стратегического планирования требует для своегоосуществления значительных затрат ресурсов и времени по сравнению с традиционным перспективным технико-экономическим планированием.
Негативные последствия стратегического планирования, как правило, гораздо серьезнее, чем традиционного перспективного.
Само по себе стратегическое планирование результата принести не может. Оно должно быть дополнено механизмами реализации стратегического плана.
Под стратегическим планом предприятия (корпорации) принято понимать совокупность миссии, целей и стратегий их достижения, сформулированных на различных организационных уровнях управления различными менеджерами.
Основными элементами процесса стратегического планирования являются: формулирование миссии и целей фирмы, определение угроз и новых возможностей внешней среды, оценка сильных и слабых сторон предприятия по отношению к его конкурентам, анализ стратегических альтернатив и выбор стратегии предприятия, а также разработка общих направлений (планов, политики), обеспечивающих реализацию стратегии. Учитывая итерационный характер стратегического планирования, необходимым элементом этого процесса является оценка реализации стратегии.
Формулирование миссии. Миссия является общей целью предприятия, определяющей причину и назначение его существования. Миссия определяет бизнес предприятия, обеспечивая направления и ориентиры при формулировании его целей и стратегий на различных организационных уровнях. Миссия формулируется до начала хозяйственной деятельности предприятия и изменяется в редких случаях при полной переориентации его деятельности. Содержание миссии должно отражать: Определение предпринимательской деятельности предприятия, характеризующее главную цель относительно его основных товаров или услуг, предлагаемых рынку (целевому потребителю) с учетом конкретной технологии, которой оно владеет (или которую планирует внедрить).
Рабочие принципы предприятия, вытекающие из анализа угроз и возможностей ее внешней среды, которыми должны руководствоваться все сотрудники при формулировании и реализации целей предприятия.
Ценности и культуру предприятия, определяющие его внутренний рабочий климат.
Формулирование миссии должно предусматривать определение и описание концептуальных вопросов перспективного развития предприятия на длительный период. Концептуальные вопросы включают, прежде всего, философию, отражающую взгляды и ценности руководства предприятия, служащие основой создания системы мотивации, внутреннюю концепцию перспективного развития предприятия и внешний образ предприятия, подчеркивающий экономическую и социальную ответственность перед потребителями, партнерами и обществом в целом. При определении миссии также описываются продукты и (или) услуги, предлагаемые фирмой, характеристика целевого рынка и общие цели фирмы.
Предприятие представляет собой открытую систему, действующую в конкретной внешней среде, и его главные цели должны отражать взаимодействие с этой средой, обеспечивая ее запросы и требования. Рассматривая миссию с точки зрения определения и удовлетворения основных потребностей покупателя, руководство фактически создает клиентов для поддержки предприятия в будущем. Реализуя определенную предпринимательскую деятельность, фирма должно получать выгоду, достаточную для своего существования и развития, а также приносить доход собственнику предприятия и обеспечивать рост капитала.
Формулирование целей. Цели предприятия формулируются и устанавливаются на основе его общей миссии и определенных ценностей, на которые ориентируется высшее руководство.
Каждое предприятие индивидуально и цели их различны. Однако существуют общие правила и рекомендации по формулированию целей фирмы.
Во-первых, цели должны быть правильно сформулированы. Правильно сформулировать означает, что цели должны отражать основной предмет предпринимательской деятельности предприятия (его продукция, услуги) и соответствующие количественные показатели по этому предмету.
Во-вторых, необходимо эффективно довести цели исполнителям (сотрудникам подразделениям) в форме, обязательной для исполнения на всех уровнях организационной структуры предприятия. Это означает, что должны быть приняты, конкретны управленческие решения, делающие цели обязательными для достижения их всеми сотрудниками фирмы.
В-третьих, для успешного решения конкретных задач по достижению целей фирма исполнители должны быть обеспечены необходимыми ресурсами, в том числе информацией. При этом необходимую информацию следует рассматривать как важнейший ресурс, определяющий эффективную реализацию целей.
В-четвертых, необходимо обеспечить действенные меры стимулирования выполнения целей предприятия в соответствии с их важностью и приоритетами. Обеспечение стимулирования работы исполнителей целей является важным элементом организации успешной деятельности предприятия.
Остановимся на некоторых принципиальных моментах взаимосвязи миссии и целей со стратегией организации.
Выбор миссии и
целей организации является
Формальных процедур выбора целей немного, и они меняются гораздо реже, чем стратегии. Опыт позволяет рекомендовать следующий алгоритм формирования целей организации, состоящий из шести шагов:
1) Осознание важности формулирования и представления, целей как необходимого условия успешного развития организации.
Самой распространенной ошибкой при выборе целей развития организации является отношение к ним как к чему-то очевидному и преопределенному. Поэтому, большинство организаций не имеют четко сформулированных и документально зафиксированных целей. Организации, в которых не обсуждаются генеральные и хозяйственные цели, во многом теряют способность достижения согласия среди сотрудников относительно общих целей развития.
Информация о работе Совершенствование системы стратегического планирования на уровне фирмы