Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 20:06, дипломная работа
Проблема стратегического планирования становится очень актуальной в условиях повышения нестабильности условий работы предприятий. Недостаточная проработка процесса стратегического планирования, неподготовленность руководителей разного уровня к принятию обоснованных, взвешенных и обдуманных решений ведет к таким явлениям, как разрыв хозяйственных связей, невыполнение договорных обязательств, взаимные неплатежи, снижение инвестиционной активности, замедление темпов НТП. На большинстве предприятий часть проблем, требующих стратегического реагирования, ускользает от внимания руководителей. В первую очередь вопросы маркетинга, взаимосвязи предприятия с потребителями и поставщиками. Система принятия решений нуждается в повышении роли стратегического управления. Качество стратегических решений служит серьезным препятствием в реализации потенциала предприятия и эффективного использования ресурсов.
Цель данной курсовой работы – выявить закономерности и особенности стратегического планирования на предприятии. Объектом исследования является стратегическое планирование на уровне фирмы. Предмет исследования – план стратегического развития ОАиЛ УРФС ТК «Бест».
Задачи дипломной работы:
- определить стратегический поход к уровню управления, рассмотреть методику планирования стратегии
- рассмотреть стратегическое планирование использования рыночного потенциала предприятия
- Проанализировать текущее состояние и выработать направления стратегического планирования и развития ТК «Бест»
Введение ………………………………………………………………………………..3
Глава 1 Общая характеристика стратегического планирования фирмы..............…7
1.1 Сущность стратегического планирования на уровне фирмы…………7
1.2 Особенности стратегического планирования……………………………14
1.3 Реализация стратегического плана………………………………………...22
Глава 2 Анализ действующей системы стратегического планирования на предприятии. ………………………………………………………………………..27
2.1 Краткая характеристика ТК «Бест»……………………………………27
2.2 SWOT – анализ как часть стратегического планирования.…………….31
2.3 Методика проведения SWOT –анализа…………………………………..34
Глава 3 Стратегическое планирование и управление ТК «Бест»……………...…44
3.1 Совершенствование стратегического планирования компании ТК «Бест»……………………….………………………………………………………..….…44
3.2 Постановка целей и мероприятия по их достижению……….…….….47
3.3 План стратегического развития ОАиЛ УРФС ТК «Бест»……………....60
Заключение………………………………………………………………………….…67
Список литературы………………………………………………………………..…..71
Приложение 1. Система отчетности УРФС ………………………………….……...73
Приложение 2. Образец Бюджета (план) УРФС …….……………………………...76
изменений условий функционирования предприятия, несоответствие
поставленных целей и реальных финансовых возможностей предприятия.
3.2 Постановка целей и мероприятий по их достижению на 2007 г.
Проведя текущий анализ затрат за 2006 г., мы можем поставить плановые цели - снижение затрат к обороту, %, по каждой бизнес единице (табл. 3.6)
Таблица 3.6 - Постановка целей на 01 – 06. 2007 г.
филиал |
бизнес-единица |
Январь 2007 |
Февраль 2007 |
Март 2007 |
Апрель 2006 |
Май 2007 |
Июнь 2007 |
затраты к обороту, % | |||||||
Курган |
склад |
1,9% |
1,8% |
1,6% |
1,8% |
1,6% |
1,4% |
Н.Тагил |
1,3% |
2,5% |
1,2% |
1,3% |
1,1% |
1,1% | |
Стерлитамак |
1,3% |
1,2% |
1,3% |
1,5% |
1,4% |
1,1% | |
Тюмень |
1,7% |
8,0% |
2,2% |
2,0% |
1,9% |
1,7% | |
Челябинск |
1,1% |
1,1% |
0,9% |
0,8% |
0,8% |
1,2% | |
Уфа |
1,6% |
1,3% |
1,1% |
0,8% |
0,9% |
0,9% | |
Н.Новгород |
1,9% |
1,5% |
1,4% |
1,3% |
1,2% |
1,1% | |
Пермь |
1,1% |
5,0% |
2,5% | ||||
Сургут |
|||||||
сред. |
1,5% |
3,0% |
1,4% |
1,3% |
1,2% |
1,2% | |
Курган |
доставка |
1,8% |
1,6% |
1,7% |
1,9% |
2,2% |
2,4% |
Н.Тагил |
1,1% |
1,1% |
1,1% |
1,2% |
1,1% |
1,0% | |
Стерлитамак |
1,2% |
1,2% |
1,3% |
1,4% |
1,3% |
1,4% | |
Тюмень |
2,3% |
2,3% |
2,0% |
1,9% |
2,2% |
2,1% | |
Челябинск |
1,5% |
1,5% |
1,4% |
1,4% |
1,3% |
1,1% | |
Уфа |
1,9% |
0,9% |
1,3% |
1,3% |
1,6% |
1,7% | |
Н.Новгород |
2,0% |
1,8% |
1,8% |
1,8% |
2,1% |
2,0% | |
Пермь |
0,0% |
5,0% |
2,5% | ||||
Сургут |
|||||||
сред. |
1,7% |
1,5% |
1,5% |
1,5% |
1,6% |
1,6% | |
Курган |
администрация |
1,9% |
2,0% |
2,0% |
1,8% |
1,2% |
1,2% |
Н.Тагил |
0,7% |
0,7% |
0,7% |
0,6% |
1,2% |
0,6% | |
Стерлитамак |
1,9% |
1,5% |
1,5% |
1,3% |
1,1% |
1,3% | |
Тюмень |
1,0% |
1,0% |
0,9% |
1,0% |
0,8% |
0,9% | |
Челябинск |
1,4% |
1,4% |
1,2% |
0,9% |
0,7% |
1,0% | |
Уфа |
1,5% |
1,5% |
1,2% |
1,1% |
0,9% |
1,2% | |
Н.Новгород |
0,6% |
1,6% |
1,5% |
1,3% |
1,1% |
0,9% | |
Пермь |
7,6% |
5,0% |
2,5% | ||||
Сургут |
|||||||
сред. |
1,2% |
1,2% |
1,1% |
1,1% |
1,0% |
1,0% | |
итого |
4,4% |
5,7% |
4,0% |
3,9% |
3,8% |
3,8% |
Таблица 3.7 - Постановка целей на 07 – 12. 2007 г.
филиал |
бизнес-единица |
Июль 2007 |
Август 2007 |
Сентябрь 2007 |
Октябрь 2007 |
Ноябрь 2007 |
Декабрь 2007 |
ср. мес. |
затраты к обороту, % | ||||||||
Курган |
склад |
1,5% |
1,4% |
1,3% |
1,2% |
1,1% |
0,9% |
1,4% |
Н.Тагил |
1,1% |
1,2% |
1,2% |
1,0% |
0,9% |
0,8% |
1,1% | |
Стерлитамак |
1,1% |
1,1% |
1,0% |
1,0% |
1,0% |
0,9% |
1,1% | |
Тюмень |
1,6% |
1,8% |
1,6% |
1,5% |
1,3% |
1,2% |
1,9% | |
Челябинск |
1,0% |
1,0% |
1,0% |
0,9% |
0,9% |
0,8% |
0,9% | |
Уфа |
1,3% |
1,4% |
1,3% |
1,4% |
1,4% |
1,3% |
1,2% | |
Н.Новгород |
1,1% |
1,0% |
1,0% |
0,9% |
0,8% |
0,8% |
1,1% | |
Пермь |
2,2% |
2,0% |
1,9% |
1,8% |
1,7% |
1,7% |
1,5% | |
Сургут |
15,0% |
15,0% |
5,0% |
3,5% |
3,0% |
4,3% | ||
сред. |
1,3% |
1,4% |
1,3% |
1,3% |
1,1% |
1,0% |
1,3% | |
Курган |
доставка |
2,7% |
2,3% |
1,9% |
1,9% |
1,8% |
1,7% |
2,0% |
Н.Тагил |
1,1% |
1,1% |
1,1% |
1,0% |
0,9% |
0,9% |
1,0% | |
Стерлитамак |
1,5% |
1,3% |
1,1% |
1,1% |
1,1% |
1,1% |
1,2% | |
Тюмень |
2,0% |
2,0% |
1,9% |
1,9% |
1,9% |
1,8% |
2,0% | |
Челябинск |
1,0% |
1,0% |
1,1% |
1,0% |
1,0% |
0,9% |
1,1% | |
Уфа |
1,7% |
1,7% |
1,7% |
1,7% |
1,8% |
1,7% |
1,6% | |
Н.Новгород |
2,0% |
1,9% |
1,5% |
1,5% |
1,5% |
1,6% |
1,8% | |
Пермь |
2,2% |
2,0% |
1,9% |
1,8% |
1,7% |
1,7% |
1,5% | |
Сургут |
15,0% |
15,0% |
5,0% |
3,5% |
3,0% |
4,3% | ||
сред. |
1,6% |
1,6% |
1,5% |
1,6% |
1,4% |
1,4% |
1,5% | |
Курган |
администрация |
1,2% |
1,3% |
1,6% |
1,5% |
1,2% |
0,9% |
1,4% |
Н.Тагил |
0,7% |
0,6% |
0,7% |
0,7% |
0,5% |
0,5% |
0,7% | |
Стерлитамак |
1,3% |
1,3% |
1,3% |
1,2% |
1,2% |
1,2% |
1,3% | |
Тюмень |
0,8% |
0,9% |
0,8% |
0,8% |
0,7% |
0,6% |
0,8% | |
Челябинск |
0,9% |
0,9% |
0,9% |
0,8% |
0,7% |
0,7% |
0,9% | |
Уфа |
1,1% |
1,2% |
1,2% |
1,2% |
1,1% |
1,0% |
1,1% | |
Н.Новгород |
0,8% |
0,9% |
0,9% |
0,8% |
0,7% |
0,7% |
0,9% | |
Пермь |
2,2% |
2,0% |
1,9% |
1,8% |
1,7% |
1,7% |
1,9% | |
Сургут |
15,0% |
15,0% |
5,0% |
3,5% |
3,0% |
4,3% | ||
сред. |
0,9% |
1,0% |
1,0% |
1,0% |
0,9% |
0,8% |
1,0% | |
итого |
3,8% |
4,0% |
3,8% |
3,8% |
3,4% |
3,1% |
3,9% |
Поставленные цели амбициозные, но вполне достижимые, исходя из того, что главной целью ОА и Л является снижение затрат по всем бизнес единицам филиалов, то для достижения поставленных целей необходимо прописать мероприятия. А так же в целях УРФС не только снижение затрат, но и развитие предприятие, т.е открытие новых филиалов (представительств), исходя из чего мы видим в ( таблица 3.7) , что затраты несколько месяцев останутся на прежнем уровне, наглядней можно увидеть на графике ( рисунок 3.8).
Рисунок 3.8 - Затраты к обороту, %
Исходя из поставленных целей снижение затрат к обороту, % (табл. 3.7), затраты можно разложить на общие, а общие в свою очередь раскладываться на: постоянные и переменные по каждой бизнес единице.
Такой расклад необходим для наглядной видимости за счет чего можно сократить затраты и разработать мероприятия для их снижения. А так последить динамику изменения затрат (рисунок 3.9).
Рисунок 3.9 - Затраты к обороту, %
Стратегический план придает предприятию определенность, индивидуальность, что позволяет ему привлекать определенные типы работников, и, в то же время, не привлекать работников других типов. Этот план открывает перспективу для предприятия, которое направляет его сотрудников, привлекает новых работников и помогает продавать изделия или услуги. Наконец, стратегические планы должны быть разработаны так, чтобы не только оставаться целостными в течение длительных периодов времени, но и быть достаточно гибкими, чтобы при необходимости можно было осуществить их модификацию и переориентацию. Общий стратегический план следует рассматривать как программу, которая направляет деятельность фирмы в течение продолжительного периода времени, давая себе отчет о том, что конфликтная и постоянно меняющаяся деловая и социальная обстановка делает постоянные корректировки неизбежными.
Таблица 3.10 - Постановка целей, стоимость логистики на 01 – 06. 2007 г.
филиал |
бизнес-единица |
Январь 2007 |
Февраль 2007 |
Март 2007 |
Апрель 2006 |
Май 2007 |
Июнь 2007 |
Июль 2007 |
стоимость логистики (доставка + обработка), руб./тонну | ||||||||
Курган |
логистика |
856 |
836 |
779 |
802 |
761 |
608 |
600 |
Н.Тагил |
1 165 |
1 825 |
1 164 |
1 031 |
942 |
842 |
865 | |
Стерлитамак |
806 |
731 |
742 |
773 |
743 |
693 |
661 | |
Тюмень |
1 152 |
2 796 |
1 166 |
1 102 |
1 032 |
1 085 |
978 | |
Челябинск |
1 308 |
1 209 |
1 073 |
989 |
1 055 |
1 170 |
1 014 | |
Уфа |
1 447 |
1 942 |
1 439 |
1 205 |
1 252 |
1 022 |
1 098 | |
Н.Новгород |
1 197 |
1 131 |
1 052 |
1 046 |
887 |
865 |
834 | |
Пермь |
270 |
0 |
1 250 |
1 100 | ||||
Сургут |
||||||||
итого |
1 155 |
1 761 |
1 091 |
999 |
946 |
928 |
890 |
Таблица 3.11 - Постановка целей, стоимость логистики на 08 – 12. 2007 г.
филиал |
бизнес-единица |
Август 2007 |
Сентябрь 2007 |
Октябрь 2007 |
Ноябрь 2007 |
Декабрь 2007 |
ср. мес. |
Курган |
логистика |
618 |
632 |
628 |
619 |
620 |
664 |
Н.Тагил |
882 |
836 |
751 |
677 |
615 |
878 | |
Стерлитамак |
735 |
773 |
776 |
771 |
696 |
735 | |
Тюмень |
1 147 |
1 256 |
1 245 |
1 207 |
1 092 |
1 219 | |
Челябинск |
1 016 |
1 085 |
101 |
966 |
865 |
936 | |
Уфа |
1 289 |
1 375 |
1 339 |
1 310 |
1 287 |
1 275 | |
Н.Новгород |
907 |
895 |
907 |
883 |
854 |
918 | |
Пермь |
1 000 |
950 |
900 |
850 |
825 |
1 008 | |
Сургут |
7 500 |
2 500 |
1 750 |
1 500 |
6 440 | ||
итого |
1 016 |
1 053 |
859 |
953 |
872 |
1 022 |
Цели поставлены, следующая стадия - разработка комплекса мероприятий, (таблица 3.12) для достижения целей, учитывая все особенности предприятия, специфику, направление деятельности и имеющиеся ресурсы для реализации.
Таблица 3.12 - Мероприятия по достижению поставленных целей
система управления |
мероприятия |
сроки |
планирование |
1) снижение уровня затрат к обороту с 4,8 до 3,9 % (склад, доставка, администрация) |
Декабрь |
2) экономия затрат к 2007 г. до 32 841 220 руб. (склад, доставка, администрация) | ||
3) снижение стоимости логистики с 1,160 до 0,995 руб./кг. (доставка + обработка) |
организация |
1) реорганизация структуры ОАиЛ: а) ведущий менеджер (Н. Тагил, Челябинск, Пермь) б) ведущий менеджер (Н. Новгород, Уфа, Стерлитамак) в) ведущий менеджер (Тюмень, Курган, Сургут) г) экономист - аналитик |
Февраль Март Апрель Январь | |||||||||||||||||
Продолжение
система управления |
2) создание проектной группы (открытие филиалов (представительств)): а) менеджер по снабжению (Челябинск, Курган) б) гл. экономист (Челябинск, Тюмень) в) зам. по тех. (Челябинск, Тюмень, Уфа) г) зав. склада (Челябинск, Стерлитамак) д) менеджер по логистике (Тюмень, Уфа) е) гл. бухгалтер (Челябинск, Тагил) ж) программист (Челябинск); юрист, СБ (Екатеринбург)
таблицы 3.12
мероприятия |
февраль-март,
июль-август
сроки | |||||||||||||||||
Продолжение
система управления |
3) организация обслуживающей структуры (администрация, склад, доставка), создание товарного запаса, подбор кадрового состава (филиал): а) Серов (представительство) б) Пермь в) Магнитогорск (представительство) г) Сургут 4) утверждение бюджетов по затратам (склад, доставка, администрация) 5) утверждение планов работы (склад, доставка, администрация) 6) проведение ревизий (склад) 7) утверждение сменности, графика работы, схемы зонирования (склад) 8) утверждение графика
доставки товара до клиента 9) уставление нормативов:
10) утверждение графика разгрузки (склад) и погрузки (доставка) 11) внедрение алгоритма доставки до клиента (по дням недели)
15) проведение семинаров (Екб):
16) установка стеллажного оборудования:
б) Стерлитамак в) Уфа 17) увеличение площади склада:
|
февраль-март,
Апрель Август
1 раз в квартал
Январь январь,
июль август
сентябрь октябрь
январь
февраль
июнь апрель март
сроки
январь апрель
август
июнь июль
сентябрь май декабрь
апрель,
декабрь январь |
мотивация |
1) внесение изменений в з/п (оклад, премия, тариф) 2) привлечение сотрудников филиалов к консультациям и проектам (УРФС) 3) проведение соц. соревнований между филиалами (склад, доставка, администрация) 4) организация корпоративных мероприятий: а) Новый год (Екатеринбург, филиал) б) юбилей филиала (филиал) в) день торговли (филиал) 5) разработка и внедрение системы оценки персонала по KPI |
по необходимости 1 раз в квартал 1 раз в год февраль |
контроль Продолжение
система управления |
1) разработка и внедрение системы отчетности УРФС на 07г. таблицы 3.12
мероприятия
2) отчет № 1 (гл. экономист): а) план работы (склад, доставка, администрация) б) бюджет (склад, доставка, администрация) в) табель учета рабочего времени (склад, доставка) г) норматив ПРР (кол-во грузчиков) д) % вп заявок е) штатное расписание (склад, доставка, администрация) ж) ведомость (з/п) 3) отчет № 2 (менеджер по снабжению): а) остатки (зонирование) б) график разгрузки в) план (закуп) 4) остатки товара, недель торговли 5) стоимость, руб./тонну (склад, доставка) 6) затраты к обороту, % (склад, доставка, администрация) 8) площадь, м2 (склад) 9) схема зонирования (склад) 11) сменность, график работы (склад) 12) статистика (Сводная, логистика, К эффективности, К вп) 13) план по инвестициям (филиал) 14) отчет по ревизии (склад) 15) график разгрузки (склад), погрузки и доставки до клиента (доставка) |
Январь
сроки
2 раза в месяц
1 раз в месяц |
1) Планирование: согласно стратегическим планам, разрабатываются нормативы, затрат к обороту % (склад, доставка, администрация) и т.д. Ежемесячно ведется контроль план/факт/норматив по филиалам.
2) Организация:
- утверждение сменности:
* рабочий день определяется началом погрузки клиентов (начало 1 смены –8-00) и заканчивается к моменту сборки всех заявок (конец 2 смены – 20-00);
- в «пиковые» (максимально загруженные) часы (с 11-00 до 17-00) должно быть максимальное кол-во сотрудников (2 смены) (Таблица 3.13):
Таблица 3.13 – График сменности
сменность | ||||
смена |
начало |
конец |
кладовщики |
грузчик |
1 |
8-00 |
17-00 |
2 |
7 |
2 |
11-00 |
20-00 |
1 |
4 |
3 |
11 |
Информация о работе Совершенствование системы стратегического планирования на уровне фирмы