Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 20:06, дипломная работа
Проблема стратегического планирования становится очень актуальной в условиях повышения нестабильности условий работы предприятий. Недостаточная проработка процесса стратегического планирования, неподготовленность руководителей разного уровня к принятию обоснованных, взвешенных и обдуманных решений ведет к таким явлениям, как разрыв хозяйственных связей, невыполнение договорных обязательств, взаимные неплатежи, снижение инвестиционной активности, замедление темпов НТП. На большинстве предприятий часть проблем, требующих стратегического реагирования, ускользает от внимания руководителей. В первую очередь вопросы маркетинга, взаимосвязи предприятия с потребителями и поставщиками. Система принятия решений нуждается в повышении роли стратегического управления. Качество стратегических решений служит серьезным препятствием в реализации потенциала предприятия и эффективного использования ресурсов.
Цель данной курсовой работы – выявить закономерности и особенности стратегического планирования на предприятии. Объектом исследования является стратегическое планирование на уровне фирмы. Предмет исследования – план стратегического развития ОАиЛ УРФС ТК «Бест».
Задачи дипломной работы:
- определить стратегический поход к уровню управления, рассмотреть методику планирования стратегии
- рассмотреть стратегическое планирование использования рыночного потенциала предприятия
- Проанализировать текущее состояние и выработать направления стратегического планирования и развития ТК «Бест»
Введение ………………………………………………………………………………..3
Глава 1 Общая характеристика стратегического планирования фирмы..............…7
1.1 Сущность стратегического планирования на уровне фирмы…………7
1.2 Особенности стратегического планирования……………………………14
1.3 Реализация стратегического плана………………………………………...22
Глава 2 Анализ действующей системы стратегического планирования на предприятии. ………………………………………………………………………..27
2.1 Краткая характеристика ТК «Бест»……………………………………27
2.2 SWOT – анализ как часть стратегического планирования.…………….31
2.3 Методика проведения SWOT –анализа…………………………………..34
Глава 3 Стратегическое планирование и управление ТК «Бест»……………...…44
3.1 Совершенствование стратегического планирования компании ТК «Бест»……………………….………………………………………………………..….…44
3.2 Постановка целей и мероприятия по их достижению……….…….….47
3.3 План стратегического развития ОАиЛ УРФС ТК «Бест»……………....60
Заключение………………………………………………………………………….…67
Список литературы………………………………………………………………..…..71
Приложение 1. Система отчетности УРФС ………………………………….……...73
Приложение 2. Образец Бюджета (план) УРФС …….……………………………...76
Основное правило при
выборе целей, особенно генеральных, -
привлечение к их разработке сотрудников
и открытое обсуждение альтернатив.
Это создает условия для
2) Формулирование целей.
Для формулирования генеральной цели организации основополагающим является наличие у руководства организации видения, т.е. представления о том, чем организация является в настоящем, какой она должна быть в будущем, к чему нужно стремится и какую пользу она должна приносить обществу.
Видение – это идеальное представление, желаемый образ организации, комплексное осмысление событий и стратегической ситуации будущего. Оно мотивирует коллектив сотрудников на достижение желаемого образа организации.
Цели организации разрабатываются в поддержку генеральной цели и конгруэнтны (соразмерны) с ней. Они должны обладать рядом характеристик. Так, цели должны быть, прежде всего, измеримыми, реальными (достижимыми), взаимоподдерживающими, хорошо мотивированными. Цели должны быть такими, чтобы стоило их желать и стремится к ним.
Для того чтобы сформировать весь комплекс целей организации и не пропустить важные, желательно предварительно выделить хозяйственные стратегические подразделения и определить значимые функциональные зоны (целевые зоны) организации. Такими функциональными зонами могут быть: реализация продукции и услуг; финансы; работа с персоналом и его мотивация; внешние и внутренние коммуникации; НИОКР и т.д. На каждом этапе развития организации приоритет может быть отдан любой из перечисленных функциональных зон. Это зависит от индивидуальных характеристик руководителей организации и конкретной стратегической ситуации в данный момент. По существу здесь должны быть выделены те функциональные зоны, в которых руководство планирует добиться значительных изменений [3,с.58]
3) Логическое построение целей.
На этом шаге все цели
организации логически
4) Привлечение сотрудников к формулированию целей.
Цель, в выработке которой принимали активное участие сотрудники организации, сплачивает их и выступает сильным мотивом в последующих действиях по ее достижению. Успех в этой работе буде еще более заметным, если каждая цель буде сопровождаться планом конкретных мероприятий, направленных на реализацию цели, с указанием сроков их выполнения и личной ответственностью каждого сотрудника.
5) Наглядное представление целей.
Гласность и наглядность
На выбор целей огромное
влияние оказывают
Западные ученые установили шесть ценностных ориентаций (табл. 1.2), которые оказывают воздействие на принятие управленческих решений, и связали эти ориентации со специфическими типами целевых предпочтений
Таблица 1.2 – Ценностные ориентации [16, с.122]
Теоретические
Экономические
Практичность
Политические
Признание
Социальные
конкуренция
Эстетические
Религиозные
Обще фирменные
цели формируются и
1) Конкретные и измеримые цели (это позволяет создать четкую базу отсчета для последующих решений и оценки хода работы).
2) Ориентация целей во времени (здесь необходимо уяснить не только, что фирма хочет осуществить, но также когда должен быть достигнут результат).
3) Достижение цели (служит повышению эффективности организации); установление же трудно достижимой цели может привести к катастрофическим результатам.
4) Взаимно поддерживающие цели (действия и решения, необходимые для достижения одной цели, не должны мешать достижению других целей).
Цели будут значимой
частью процесса стратегического
управления только в том
Разработка стратегического плана помогает предприятию выжить на рынке,
эффективно использовать производственные и финансовые ресурсы. Но
разработка стратегии не является
самоцелью стратегического
Отдача может быть получена только при успешной его реализации. Для того,
чтобы контролировать процесс реализации стратегии необходимо разрабатывать
тактические (текущие) планы, целевые программы и проекты по отдельным
проблемам, способствующие выполнению стратегического плана. Определить
распределение ресурсов и бюджетов по видам деятельности и подразделениям в
соответствии со значимостью и последовательностью выполнения целей.
Реализация стратегического
статистической отчетности, анализа), мотивировка процесса, организации
управления по целям, при необходимости изменения организации производства и
труда.
Сформулированные цели развития фирмы являются главными элементами (компонентами) стратегического планирования. Они определяют желаемый Результат эффективного развития фирмы и общий подход к его достижению. Однако такой подход дает большую свободу действий менеджерам различных уровней и сотрудникам, ответственным за достижение целей, когда выбор ими конкретных действий может не привести к достижению желаемого результата предприятия в целом. Для обеспечения скоординированных действий ответственных исполнителей высшее руководство предприятия должно разработать дополнительные организационные решения по достижению целей и организовать реализацию стратегического плана.
Основной задачей этих решений является ориентация будущих действий и поведения ответственных исполнителей и менеджеров всех уровней на достижение общих целей предприятия.
Основными элементами решений руководства, направленных на организацию согласованных действий всех исполнителей по достижению целей фирмы, являются тактика, политика, процедуры и правила.
Тактика. Организация реализации стратегических целей предприятия предусматривает их разделение на долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные цели. Реализация этих целей рассчитана соответственно на весь горизонт (период) планирования, определенную его часть и в ближайший период (в первый -второй год). Краткосрочные цели согласуются со среднесрочными и долгосрочными целями и обеспечивают их достижение. Аналогично краткосрочным целям необходимо разрабатывать краткосрочные стратегии, которые называют тактиками. Тактика и достижение краткосрочных целей позволяют определить правильность стратегического выбора фирмы при необходимости внести соответствующие коррективы в достижение желаемого результата при реализации выбранной стратегии. Характерные особенности и требования к формированию тактики фирмы сводятся к следующему. Тактика всегда разрабатывается исходя из общей стратегии предприятия и в ее развитие. В отличие от стратегии развития фирма, которая разрабатывается на высшем уровне управления, тактика в большинстве случаев определяется на среднем уровне руководства (или при его активном участии).
Политика формулируется высшим руководством предприятия на весь период реализации стратегического плана. Политика служит общим руководством для действий и принятия решений, которое способствует достижению целей предприятия. Она является долгосрочным ориентиром для принятия конкретных решений на всех уровнях управления при выполнении стратегического плана. Политику следует также рассматривать как некоторую совокупность правил, определяющих направления действий по реализации стратегии и достижению целей предприятия в ближней и дальней перспективе. Политика, как правило, разрабатывается применительно к достижению функциональных целей фирмы (в области маркетинга - маркетинговая политика, в области финансов -финансовая политика, в области инноваций - инновационная или техническая политика и т.д.).
Процедуры и правила. При реализации стратегического плана полезно использовать прошлый опыт фирмы для будущих решений, если они имеют тенденцию повторения. При этом отпадает необходимость заново проводить анализ повторяющихся или схожих ситуаций, когда в прошлом подобный анализ привел к удовлетворительному решению. Применительно к этому случаю обычно разрабатываются стандартизованные указания. Эти указания, называемые процедурами, регламентируют определенную последовательность действий в конкретных ситуациях. Процедура представляет собой описание совокупности действий, которые следует предпринять в конкретной ситуации.
Когда успешная реализация плана зависит от точного выполнения конкретного задания, целесообразно полностью исключить всякую свободу выбора. Для таких случаев разрабатываются соответствующие правила. Правило точно определяет, что должно быть сделано в специфической (единичной) ситуации. Правила отличаются от процедур тем, что они рассчитаны на конкретную ситуацию, предусматривающую ограниченные действия. Процедуры используются в ситуациях, когда имеется некоторая последовательность связанных между собой действий.
Некоторые организации и предприятия могут достичь определенного уровня
успеха, не затрачивая большого труда на формальное планирование. Более того,
стратегическое планирование само по себе не обеспечивает успеха. Тем не менее,
формальное планирование может создать ряд важных и часто существенных
благоприятных факторов для организации.
Современный темп изменения и увеличения знаний является настолько
большим, что стратегическое планирование представляется единственным
способом формального
прогнозирования будущих
обеспечивает высшему руководству средство создания плана на длительный срок.
Стратегическое планирование дает также основу для принятия решения. Знание
того, чего организация хочет достичь, помогает уточнить наиболее подходящие
пути действий. Формальное планирование способствует снижению риска при
принятии решения. Принимая обоснованные и систематизированные плановые
решения, руководство снижает риск принятия неправильного решения из-за
ошибочной или недостоверной информации о возможностях предприятия или о
внешней ситуации. Планирование, поскольку оно служит для формулирования
установленных целей, помогает создать единство общей цели внутри организации.
Сегодня в промышленности стратегическое планирование становится скорее
правилом, чем исключением.
Многие хозяйственные зоны, в которых работают предприятия, характеризуются
повышенным риском, т.к. нет достаточного знания о поведении потребителей,
позиции конкурентов, о правильном выборе партнеров, нет надежных источников
получения коммерческой и иной информации. Кроме того у российских
менеджеров нет опыта в управлении фирмами в рыночных условиях. В сбытовой
деятельности предприятий России существует множество проблем. Руководители
предприятий, производящих конечную или промежуточную продукцию,
чувствуют ограничения
со стороны платежеспособного
Информация о работе Совершенствование системы стратегического планирования на уровне фирмы