Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 01:57, дипломная работа
Цель работы состоит в изучении проблем организации и развития эффективной качества управления продукции. Достижение указанной цели потребовало постановки и решения следующих задач:
- раскрыть теоретическую сущность понятия "качество продукции";
- рассмотреть структуру системы менеджмента качества продукции;
- исследовать опыт контроля качества продукции в СООО «Белимпортмех»;
Введение 2
1. Теоретические аспекты управления качеством продукции (услуг) 4
1.1 Понятие и функции управления качеством продукции 4
1.2 Современная концепция менеджмента качества 8
1.3 Сертификация продукции и систем качества 12
2. Анализ управления качеством продукции на предприятии СООО «Белимпортмех» 17
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 17
2.2 Классификация, характеристика и анализ ассортимента продукции СООО "Белимпортмех" 30
2.3 Анализ системы управления качеством продукции в СООО «Белимпортмех» 43
3 Совершенствование управлением качеством продукции 61
3.1 Зарубежный опыт управлением качеством продукции на предприятии 61
3.2 Совершенствование управлением качеством продукции на предприятии 65
3.3 Обеспечение эффективности функционирования системы управления качеством продукции. 77
Заключение 80
Список использованных источников 83
Как известно, приложение основных принципов общей теории управления возможно к любому процессу при некоторых исходных условиях. Такими основными условиями являются:
Механизм управления, согласно общей теории управления представлен на рисунке 2.
Блок управления
Программы, параметры состояния
Объект управления
Средства воздействия на объект
Условные обозначения прямая связь
Рисунок 2 – Механизм управления, согласно общей теории управления
Примечание: Источник – [18, c. 74, рисунок 17]
Рассматривая исходные условия возможного приложения основных принципов общей теории управления и схему механизма управления к организации работ по качеству, можно с большой ответственностью за объективность составить схему механизма управления качеством продукции. Но сначала несколько предварительных соображений о характере качества продукции как об объекте управления.
Программы качества
с установлением значений показателей
могут входить составной частью
во всевозможные государственные планы
и программы, планы проектно-
Обратимся ко второму условию. Здесь рассмотрим несколько ситуаций. Прежде всего укажем на то, что отклонение качества продукции от заданных параметров происходит, как правило, в худшую сторону и имеет общие и частные проявления. К числу общих относится моральный износ, физическое и моральное старение продукции, то есть потеря первоначальных свойств при эксплуатации и хранении.
Неустойчивость, изменчивость качества продукции проявляется не только в двух общих тенденциях физического и морального старения. Имеют место так называемые частные отклонения качества от установленных требований. Они чрезвычайно разнообразны и обусловлены уже не экономической и технической природой, а условиями внешнего характера: нарушениями правил и условий эксплуатации, ошибками разработчиков и изготовителей, нарушениями производственной дисциплины, дефектами оборудования с помощью которого изготовляется и используется продукция, и т. д.
Неустойчивость качества, обусловленная частными отклонениями заданных параметров, имеет случайный характер. Время их появления можно ожидать только с определенной степенью вероятности. Есть еще один фактор, который влияет на неустойчивость оценок качества – это неустойчивость и изменчивость потребностей. Параметры продукции могут строго соответствовать нормативной и технической документации, но изменяются требования потребителей и качество при неизменных параметрах ухудшается или теряется вовсе [8, c. 29].
Можно констатировать, что качество продукции находится в постоянном движении. Следовательно, качество определяет собой хронически неустойчивый объект. Это объективная реальность, с которой приходится иметь дело. Таким образом, качество удовлетворяет и второму условию общей теории управления.
В практической деятельности люди отслеживают процесс потери свойств качества, измеряют и оценивают эти изменения. Для того чтобы замедлить процесс физического старения, устанавливаются благоприятные эксплуатационные режимы и условия хранения, используются различные профилактические меры по техническому обслуживанию и текущему ремонту. Если ухудшение качества переходит за пределы допустимых значений, проводится капитальный ремонт. Следовательно, третьему и четвертому условиям общей теории управления качество также удовлетворяет.
При организации рациональной и эффективной работы по качеству, независимо от её масштабов, форм и методов осуществления, люди всегда действовали, действуют и будут действовать примерно по такой схеме:
При таком взгляде на последовательность действий по качеству обнаруживается явление, имеющее чрезвычайно важное значение для всей философии работ по качеству. Это наличие единства и органического сочетания прямых и обратных связей во всех действиях людей, связанных с созданием и использованием (потреблением) продукции. Универсальная схема управления качеством представляется состоящей из шести блоков (рисунок 3).
К числу факторов, влияющих на качество (прямоугольник в центральной части схемы) относятся:
Обрамляющие прямоугольник факторов условия обеспечения качества более многочисленны. Сюда относятся:
Рисунок 3 – Универсальная схема управления качеством
Примечание: Источник – [22, c. 129, рисунок 7.17]
При возникновении отклонения от заданных параметров качества, которые обнаруживаются в блоке управления и принятия решения, блок сил воздействия для устранения этих отклонений направляет усилия либо на факторы, либо на условия, либо одновременно на то и другое. Меры воздействия и их сочетания зависят от характера и величины отклонений качества и от эффективности тех или иных возможных вариантов устранения отклонений [12, c. 117].
По универсальной схеме работают все, но наиболее часто рабочие, мастера, контролеры ОТК. Для них план по качеству заключен в чертежах, технологических операционных и контрольных картах. Они сами непосредственно производят сравнение фактических и заданных в технологической документации параметров качества сами, как правило, принимают решение о том, каким способом, приемом ликвидировать отклонение. Здесь механизм управления качеством находится в руках работника и деятельность его зависит от профессиональных навыков и знаний. Он как бы заложен в самом работнике и тех условиях, в которых ему приходится трудится. В данном случае универсальная схема управления качеством выступает в качестве первичной схемы, первичного звена всей сложной, многообразной работы по качеству. Однако, чем выше уровень концентрации производства, его специализации и кооперирования, тем выше уровень системы качества, а, следовательно, сложнее механизм, обеспечивающий её функционирование.
В настоящее
время, особенно в условиях рыночных
отношений, когда всем предприятиям
и организациям предоставлено право
самостоятельного выхода на внешний
рынок, они сталкиваются с проблемой
оценки качества и надежности своей
продукции. Международный опыт свидетельствует
о том, что необходимым инструментом
гарантирующим соответствие качества
продукции требованиям
Сертификация
в общепринятой международной терминологии
определяется как установление соответствия.
Национальные законодательные акты
различных стран
Сертификация
появилась в связи с
Таким образом, устанавливается ограничение на ввод в обращение продукции, которая в целом или по каким-либо отдельным параметрам подпадает под действие законодательных актов. При этом говорят, что продукция попадает в законодательно регулируемую область. Если характеристики продукции в целом и частично не подпадают под действие национальных законов, то такая продукция может свободно перемещаться в пределах соответствующего рынка, и при этом говорят, что продукция попадает в область, законодательно не регулируемую.
Согласно
классической схеме, испытания образцов
продукции осуществляют испытательные
лаборатории. Результаты испытаний, оформленные
в виде протокола, передаются тем
или иным способом в орган по сертификации.
При этом испытательная лаборатория
не имеет права ни толковать, ни разглашать
полученные данные. Орган по сертификации
сравнивает результаты испытаний с
требованиями законодательства (если
продукция попадает в регулируемую
законодательством область) либо с
другими представленными
Сертификация
– важный фактор обеспечения доверия
при взаимных поставках продукции,
а также решения таких крупных
социальных задач, как гарантия безопасности
потребляемой (используемой) продукции,
охрана здоровья и имущества граждан,
защита окружающей среды. Развитие сертификации
в общем экономическом
Применение предприятиями Республики Беларусь сертификации продукции в условиях рыночных отношений дает следующие преимущества:
Вся сертификационная деятельность осуществляется в соответствующей системе обладающей собственными правилами и руководящими положениями.
Системы сертификации
продукции можно
Национальная
система сертификации продукции
создается на национальном уровне правительственной
или неправительственной
Таблица 1 – Классификация систем сертификации
Информация о работе Совершенствование системы управления качеством продукции