Совершенствование социально-психологического климата

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 11:50, курсовая работа

Описание работы

Социально контактная часть любой организации представляет собой сложную систему компонентов, выражающихся в первую очередь в формировании социально-психологического климата коллектива. Эффективное выполнение трудовых функций зависит не только от выполнения организационно-производственных условий, но и от межличностных отношений, которые оказывают значительное влияние на самочувствие и результаты труда человека. Говоря о психологическом климате, необходимо учитывать, что речь идет об относительно устойчивой системе отношений, сложившейся в течение определенного времени и имеющей возможность изменения и развития.

Файлы: 1 файл

Совершенствование социально-психологического климата (На примере центра красоты и здоровья «Ассоль»).doc

— 459.50 Кб (Скачать файл)

 

Вертикальное и горизонтальное положение плоскости дисплея  выполнено в соответствии с границами  зон наблюдения оператора, определяемыми  положением глаз и головы. Допустимый угол обзора по горизонтальной оси зрения 130°, оптимальный 30° вверх и 40° вниз.

 

Приведение рабочего места в  соответствие с эргометрическими нормами  понижает утомляемость и повышает качество работы специалиста.

 

Заключение

 

 

Совершенствование социально-психологического климата коллектива - это задача развертывания социального и психологического потенциала общества и личности, создания наиболее полнокровного образа жизни людей. Формирование благоприятного социально-психологического климата трудового коллектива является одним из важнейших условий борьбы за рост производительности труда и качество оказываемых услуг. Вместе с тем, социально-психологический климат является показателем уровня социального развития коллектива и его психологических резервов, способных к более полной реализации.

 

Социально-психологический климат - это психологический настрой  в группе, который отражает характер взаимоотношений между людьми, преобладающий  тон общественного настроения, уровень  управления, условия и особенности  труда и отдыха в данном коллективе.

 

В Центре Красоты и Здоровья «Ассоль» при помощи включенного наблюдения и метода тестирования исследовался социально-психологический климат. В рамках метода тестирования были применены четыре методики: диагностика  психологического климата в малой производственной группе В. Шпалинского и Э.Г. Шелеста, экспресс-диагностика устойчивости к конфликтам, интегральная удовлетворенность трудом Н.П. Фетискина, В.В. Козлова, а также диагностика творческого климата в коллективе.

 

По результатам диагностики психологического климата персонал салона оценивает свой климат, как средне благоприятный. Экспресс-диагностика устойчивости к конфликтам показала, что в ЦКиЗ «Ассоль» преобладает выраженный уровень конфликтности. Результаты интегральной удовлетворенности трудом Н.П. Фетискина, В.В. Козлова показывают средний уровень удовлетворенности персонала. А проведение диагностики творческого климата показала, что творчество в салоне слабо выражено и имеет низкий уровень развития. Также проводилась корреляция основных факторов социально-психологического климата. На ряду, с положительными корреляционными взаимосвязями между определенными факторами выявились и отклонения. Это доказывает, что необходимо совершенствовать социально-психологический климат в целом и его факторы.

 

Были выявлены причины, мешающие оптимальному развитию социально-психологического климата:

 

персонал не согласен с выдвинутым формальным лидером;

 

выраженная конфликтность между  персоналом и руководителем;

 

несовпадение целей и интересов  работников и организации;

 

отсутствие карьерного роста.

 

Поэтому совершенствование социально-психологического климат можно провести по направлениям - улучшение творческого климата  коллектива, борьба с повышенным уровнем  конфликтности и улучшение удовлетворенности  трудом. В сумме эти показатели формируют социально-психологический климат в целом.

 

По данным направлениям были разработаны  рекомендации и предложены мероприятия  по их внедрению. Мероприятия по совершенствованию  социально-психологического климата:

 

1.Проведение социально-психологического тренинга

 

2.Создание «ящика идей»

 

.Введение «часа творчества»

 

.Создание ступенчатой карьеры  парикмахеров

 

Экономический эффект внедрения данных мероприятий - 2160 рублей - экономия со всех сотрудников в год в расчете  на 100 рублей выручки.

 

Планируется, что полученная сумма  экономии со всех сотрудников с каждым годом будет расти. Поэтому, несмотря на столь большую сумму простоя, тот результат, который получится  от внедрения тренинга в будущем, превзойдет сумму потерь.

 

Таким образом, воплощение этих мероприятий положительно отразиться на развитии социально-психологического климата. Задача руководителя состоит в том, чтобы постоянно поддерживать развитие благоприятного климата.

 

Список использованных источников

 

 

1. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. От 29.12.2008 г.)

 

. Приказ Министерства здравоохранения  РФ № 142 от 29 апреля 1998г. 

 

О перечне видов медицинской  деятельности, подлежащих лицензированию.

 

. СанПин 2.2.2/2.4.1340-03 Гигиенические требования  к персональным электронно-вычислительным машинам и организация труда. - М.: Госкомсанэпиднадзор Российской Федерации, 2003. - 32с.

 

. СанПин 2.2.1/2.1.1.1278-03 Гигиенические  требования к естественному, искусственному  и совмещенному освещению жилых  и общественных зданий. - М.: Госкомсанэпиднадзор Российской Федерации, 2003. - 42с.

 

. СанПин 2.1.2 1199-03 Парикмахерский. Санитарно  эпидемиологические требования  к устройствам, оборудованию и  содержанию. - М.: Госкомсанэпиднадзор  Российской Федерации, 2003. - 51с.

 

. СНиП 2.09.04-01 Административные и бытовые здания. - М.: 2001.

 

. СанПин 2.2.2/2.4.1340-03 Гигиенические требования  к персональным электронно-вычислительным  машинам и организация труда. - М.: Госкомсанэпиднадзор Российской  Федерации, 2003. - 32с.

 

. НБП 105-03 Определение категорий помещений и зданий по взрывопожарной и пожарной опасности. - М.: ГУГПС МИД России, 1995.- 25с.

 

. ГОСТ Р 512.32-98 Вода питьевая. Гигиенические требования и контроль  качества.

 

. ГОСТ Р 51142-98 Государственный  стандарт РФ. Услуги бытовые. Услуги парикмахерских. Общие технические условия.

 

. Андреева, Г.М. Психология социального  познания [Текст] / Г.М. Андреева. - М.: Аспект пресс, 2000. - 254с.

 

. Бойко, В.В. Социально-психологический  климат коллектива и личность [Текст] / В.В. Бойко [и др.]. - М.: Мысль, 2000. - 242с.

 

. Бовыкин, В.И. Новый менеджмент: управление предприятием на уровне  высших стандартов: теория и практика  эффективного управления [Текст] / В.И.  Бовыкин. - М.: Экономика, 2007. - 455с.

 

. Бутыркин, В.С. Менеджмент организации [Текст] / В.С. Бутыркин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 566с.

 

. Василюк, Ф.Е. Психология переживания  (анализ преодоления критических  ситуаций) [Текст] / Ф.Е. Василюк. - СПб.: Питер, 2002. - 188с.

 

. Дубина, И.Н. Управление творчеством  персонала в условиях инновационной экономики [Текст] / И.Н. Дубина. - М: Academia, 2009. - 440с.

 

. Коломинский, Я.Л. Психология  взаимоотношений в малых группах  [Текст] учеб. пособие / Я.Л. Коломинский. - М.: ТетраСистемс, 2000. - 198с.

 

. Кузьмин, Е.С. Основы социальной психологии [Текст] / Е.С. Кузьмин. - М.: Прогресс, 2000. - 174с.

 

. Литвинов, В.Н. Психологический  климат и экономические показатели. Социальные проблемы труда и  образования [Текст] / В.Н. Литвинов. - М.: Просвещение, 2004. - 164с.

 

. Макаренко, А.С. Полное собрание сочинений [Текст] / А.С. Макаренко. - М.: Дрофа, 2004. - 454с.

 

. Неймер, Ю.Л. Из стабильности  в кризис: исследования и публикации  социолога в СССР, Украине и  США [Текст] / Ю.Л. Неймер. - М.: КнаРус, 2004. - 544с.

 

. Платонов, Ю. П. Психологические феномены поведения персонала в группах и организациях [Текст] / Ю.П. Платонов. - М.: Речь, 2007. - 196с.

 

. Платонов, Ю.П. Психология коллективной  деятельности: Теоретико-методологический  аспект [Текст] / Ю.П. Платонов. - М.: Мысль, 2002. - 181с.

 

. Руденский, Е.В. Социальная психология [Текст] / Е.В. Руденский. - М.: Прогресс, 2000. - 204с.

 

. Фатеев, Н.М. Психолого-педагогическая  подготовка руководителей - предпосылка  создания благоприятного морально-психологического  климата в коллективе [Текст] / Н.М. Фатеев. - М.: Мысль, 2000. - 198с.

 

. Социальная психология. Словарь  / Под. ред. М.Ю. Кондратьева  // Под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2006. - 176с.

 

. Валюженич, Н.Е. Организационная  культура и трудовая мотивация  как факторы лояльного отношения персонала к организации [Текст] / Н.Е. Валюженич // Управление персоналом. - 2007. - №16. - С. 12-15.

 

. Ветошкина, Т. Влияние корпоративной  культуры на мотивацию персонала  [Текст] / Т. Ветошкина // Кадровик. Кадровый менеджмент. - 2008. - №9. - С. 12-16.

 

. Вдовенко, Н.С. Аттестация и  планирование карьеры [Текст] / Н.С.  Вдовенко // Справочник по управлению  персоналом. - 2007. - № 6. - С. 11-17.

 

. Галкина, Т. Организационные  изменения: чем может помочь  организационная культура [Текст] / Т. Галкина // Кадровик. Кадровый менеджмент. - 2009. - №3. - С. 18-22.

 

. Дубина, И.Н. Направления формирования  организационного климата для  активизации новаторской деятельности [Текст] / И.Н. Галкина // Управления  персоналом. - 2008. - №24. - С. 21-25.

 

. Егоршин, А.П. Организация работы с персоналом [Текст] / А.П. Егоршин // Управление персоналом. - 2006. - №1. - С. 8-14.

 

. Комаров, С.И. Искусство совместимости  стилей руководителей [Текст] / С.И.  Комаров // Управление персоналом. - 2006. - №3. - С. 6-11.

 

. Коновалова, В. Конфликты в организации: старые и новые проблемы [Текст] / В. Коновалова // Кадровик. Кадровый менеджмент. - 2008. - №7. - С. 13-17.

 

. Лабунский, Л.В. О развитии  персонала [Текст] / Л.В. Лабунский  // Управление персоналом. - 2006. - №  7. - С. 14- 16.

 

. Лебединцева, Е. Уровень удовлетворенности  работников [Текст] / Е. Лебединцева  // Управление персоналом. - 2007. - №9. - С. 16-21.

 

. Ловчева, М. Слишком длинный  рабочий день [Текст] / М. Ловчева  // Кадровик. Кадровый менеджмент. - 2007. - №1. - С. 6-9.

 

. Семикова, Н.С. Методы изучения  социальной среды организации  [Текст] / Н.С. Семикова // Управление  персоналом. - 2007. - №6. - С. 13-16.

 

. Снежко, С. Неформальное отношение  персонала [Текст] / С. Снежко // Кадровик. Кадровый менеджмент. - 2008. - №10. - С. 5-8.

 

. Сивальнева, Н. Корпоративная социальная  политика как инструмент развития  экономических процессов [Текст] / Н. Сивальнева // Управления персоналом. - 2008. - №18. - С. 4-9.

 

. Чирикова, А.Е. От стимулирования  к мотивации [Текст] / А.Е. Чирикова // ЭКО. - 2006. - № 9. - С. 17-19.

 

. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая  диагностика развития личности  и малых групп [Текст]/ Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. - М.: Изд-во  Института Психотерапии, 2002. - 495 с.

 

43. Социально-психологический климат организации [Электронный ресурс] / Психология и педагогика. - М.: Интерсофт, 2006. - Режим доступа: <#"justify">Приложение 1

 

 

Диагностика психологического климата  в малой производственной группе В. Шпалинского и Э.Г. Шелеста

 

 

Признаки здорового психологического климата Шкала оценки Признаки нездорового психологического климата

 

. Я редко вижу в начале  рабочего дня хмурые и постные  лица своих коллег. 5-4-3-2-1

 

. Большинство членов коллектива  приходят на работу с будничным  настроением, не ощущая подъема и приподнятости.

 

. Большинство из нас радуются, когда появляется возможность  пообщаться друг с другом. 5-4-3-2-1

 

. Члены нашего коллектива проявляют  безразличие к эмоциональному  общению. 

 

. Доброжелательность и доверительные  интонации преобладают в нашем деловом общении. 5-4-3-2-1

 

. Нервозность, явная или скрытая  раздражительность окрашивают наши  деловые отношения. 

 

. Успехи каждого из нас искренне  радуют всех остальных и почти  ни у кого не вызывают зависти. 5-4-3-2-1

 

. Успех почти любого из нас может вызвать болезненную реакцию окружающих.

 

. В нашем коллективе новичок  скорее всего встретит доброжелательность  и радушие. 5-4-3-2-1

 

. В нашем коллективе новичок  еще долго будет чувствовать  себя чужаком. 

 

. В случае неприятностей мы  не спешим обвинять друг друга, а пытаемся спокойно разобраться в их причинах. 5-4-3-2-1

 

. В случае неприятностей у  нас будут пытаться свалить  вину друг на друга или найдут  виноватого.

 

. Когда рядом с нами наш  руководитель, мы чувствуем себя  естественно и раскованно. 5-4-3-2-1

 

. В присутствии руководителя  многие из нас чувствуют себя  скованно и напряженно.

 

. У нас обычно принято делиться  своими семейными радостями и  заботами. 5-4-3-2-1

 

. Многие из нас предпочитают  «свое" носить в "себе». 

 

. Неожиданный вызов к руководителю у большинства из нас не вызовет отрицательных эмоций 5-4-3-2-1 9.

 

. Неожиданный вызов к руководителю  у многих из нас сопровождается  отрицательными эмоциями.

 

. Нарушитель трудовой дисциплины  будет у нас держать ответ  не только перед руководителем, но и всем коллективом. 5-4-3-2-1

 

. Нарушитель трудовой дисциплины  у нас будет держать ответ  лишь перед руководителем. 

 

. Большинство критических замечаний  мы высказываем друг другу  тактично, исходя из лучших побуждений. 5-4-3-2-1

 

. У нас критические замечания чаще всего носят характер явных или скрытых выпадов.

 

. Появление руководителя у нас  вызывает приятное оживление. 5-4-3-2-1

 

. Появление руководителя у большинства  из нас особых восторгов не  вызывает.

 

. В нашем коллективе гласность - это норма жизни. 5-4-3-2-1

 

. До настоящей гласности в  нашем коллективе еще далеко.

 

Приложение 2

 

 

Экспресс-диагностика устойчивости к конфликтам

 

 

Оцените по пятибалльной системе, насколько  у вас проявляется каждое из приведенных  слева свойств.

Информация о работе Совершенствование социально-психологического климата