Совершенствование структуры управления сельскохозяйственным предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 23:43, курсовая работа

Описание работы

Задачи, которые необходимо решить в курсовом проекте:
– проанализировать сложившиеся природные и экономические условия хозяйства;
– выполнить анализ существующей организационной структуры и струк­туры управления;
– освоить методику расчета коэффициента эффективности связей в аппа­рате управления;
– выявить резервы и возможности организации и управления производст­вом, рассчитать показатели экономической эффективности совершенствования управления и сделать обобщающие выводы и предложения.

Содержание работы

Введение
1. Совершенствование структуры управления сельскохозяйственным предприятием.
1.1. Понятие и сущность структуры управления
1.2. Принципы построения структуры управления
1.3. Типы структур управления
1.4. Проектирование структуры управления
2. Краткая организационная характеристика производственной деятельности и управления в СПК «Новая жизнь»
2.1. Характеристика природно-климатических условий и организационно-экономических условий
2.2 Характеристика работников аппарата управления
2.3. Характеристика организационной структуры и структуры управления СПК «Новая жизнь»
3. Совершенствование структуры управления СПК «Новая жизнь»
3.1. Направления совершенствования структуры управления СПК «Новая жизнь»
3.2. Оценка предлагаемой структуры управления СПК «Новая жизнь»
Выводы и предложения
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

СПК Белый Омут.doc

— 442.00 Кб (Скачать файл)

Территориальная разобщенность при прочих равных условиях обусловливает децентрализацию функций. Самостоятельное реше­ние текущих хозяйственных вопросов на уровне подразделения ста­новится необходимостью. В сельском хозяйстве территориальный фактор, играя большую роль в формировании структуры управле­ния производством, имеет и важное социальное значение.

При формировании структуры управления необходимо учиты­вать уровень квалификации кадров. Только при наличии работни­ков требуемой квалификации можно проводить те или иные струк­турные изменения. Повышение уровня квалификации кадров спо­собствует расширению масштабов управляемости.

На построение структуры управления кроме внешних и внутрен­них факторов оказывают влияние факторы непосредственно управ­ленческого (организационного) характера: степень соответствия структуры управления организационной структуре производства, степень централизации и децентрализации функций, управляе­мость, соотношение между территориальными и отраслевыми фор­мами управления т. д.

Названные факторы оказывают влияние на структуру управле­ния сельскохозяйственным производством на разных уровнях. Их учет обязателен при формировании рациональной структуры уп­равления, способной обеспечить выполнение всех необходимых функций и требований производства в условиях рынка.


1.2. Принципы построения структуры управления

При формировании структуры управления производством необ­ходимо руководствоваться организационными принципами, выра­ботанными многолетней отечественной и зарубежной практикой.

Структура управления характеризуется многими качественными свойствами, которые трудно формализуются (полномочия работ­ников, их ответственность, отношения между собой и т. д.), поэто­му при ее формировании необходимо умело сочетать анализ факто­ров с соответствующими принципами. Чем сложнее объект управ­ления, тем большую роль в формировании играют принципы (пра­вила), которым должна отвечать рациональная структура управления.

Рассмотрим основные принципы построения структуры управ­ления.

Демократические основы управления предполагают правильное соотношение централизации и децентрализации принятия реше­ний, способствующее разделению стратегических и текущих задач. В соответствии с этим принципом структуру управления необходи­мо совершенствовать до такой стадии, при которой обеспечиваются единоначалие и персональная ответственность за ведение дел.

Принцип системного подхода требует формирования совокупнос­ти управленческих решений, реализующих все цели функциониро­вания предприятия.

Принцип управляемости предполагает фиксированное соотноше­ние числа руководителей и подчиненных им работников. При фор­мировании аппарата управления необходимо стремиться к опти­мальности этого соотношения. Важно распределение управленчес­ких решений по уровням, предусматривающее рациональную сте­пень загрузки руководителя, принимающего решения. Если загрузка руководителя превышает допустимые нормы, резко сни­жается действенность и оперативность управления. Осуществление этого принципа на практике затруднено отсутствием научно обо­снованных норм управляемости.

Принцип соответствия субъекта и объекта управления – важный Методологический принцип. Структура управления должна форми­роваться прежде всего, исходя из особенностей объекта управления. Состав подразделений, характер взаимосвязей между ними опреде­ляются спецификой функционирования как отдельных структур­ных звеньев, так и системы в целом. Это говорит о том, что структура управления не только координирует и определяет направление деятельности, но и сама обусловлена характером производственных процессов.

Принцип адаптации. В условиях многообразия производствен­ных задач, обусловливающих сложность как объекта управления, так и управляющих процессов, повышается роль координации функциональных подразделений, поэтому вопросы совершен­ствования структуры управления следует рассматривать в динами­ке. Это обстоятельство выдвигает по отношению к проектируемой структуре требования гибкости, адаптивности, способности быст­ро реагировать на изменение: внешних и внутренних экономичес­ких условий. Важное значение приобретает совершенствование информационного аспекта.

Принцип специализации. Проектирование структуры управления необходимо вести таким образом, чтобы обеспечить технологичес­кое разделение труда при формировании структурных подразделе­ний.

Принцип централизации означает, что при проектировании структуры управления необходимо объединять управленческие ра­боты с повторяющимся характером операций, однородностью при­емов и методов выполнения. Такими операциями могут быть пла­новые, бухгалтерские, учетные и т. д. Принцип централизации тре­бует сокращения числа уровней ей управления.

Принцип профессиональной регламентации предполагает группи­ровку функциональных звеньев на каждом организационном уров­не таким образом, чтобы каждое звено работало на достижение кон­кретной совокупности целей и несло полную ответственность за ка­чество выполнения своих функций. Решающее значение приобре­тает распределение работ между специалистами, чтобы каждый из них принимал решения на основе своей компетенции. Принятие решения руководителем, уровень знаний которого выше либо ниже требуемого, ведет к снижению экономической эффективности уп­равления данным подразделением и системой целом. Проектиро­вать структуру управления необходимо не абстрактно, а с учетом де­ловых качеств предполагаемых руководителей и специалистов раз­ных уровней.

Принцип правовой регламентации. Создание любого подразделе­ния всегда детерминировано (обусловлено) и тем не менее должно быть закреплено правом. Правовой аспект при формировании под­разделений управления отражает условия и порядок функциониро­вания данного подразделения, а также степень его значимости и са­мостоятельности. Правовыми нормами контролируется также ба­ланс целей функционирования всех структурных единиц аппарата управления: необходимость создания нового подразделения и реор­ганизация уже существующих диктуются теми целями, которые ставит производство перед управлением. В соответствии с данным принципом структуру управления необходимо проектировать так, чтобы обеспечивалось соблюдение всех решений и постановлений вышестоящих органов в части распределения обязанностей и пер­сональной ответственности.

Принцип экономичности заключается в том, что требуемый эф­фект должен достигаться при минимальных затратах на управлен­ческий аппарат, экономном использовании трудовых, материаль­ных и финансовых ресурсов производства.

Принципы детализируются правилами создания структуры уп­равления:

      структура управления должна быть предельно проста – чем она проще, тем легче персоналу ее понять и в ней работать;

      схема структуры управления должна быть обозрима;

      каждому работнику следует иметь должностную инструкцию;

      информационные каналы должны обеспечивать передачу ин­формации как в прямом направлении (передача управленческих ре­шений), так и в обратном (контроль исполнения);

      координацию всей деятельности осуществляет высшее руковод­ство;

      окончательные, глобальные решения принимаются на уровне руководителей предприятий с учетом возможностей и перспектив развития;

      линии подчиненности и ответственности должны быть четкими, необходимо избегать двойного подчинения и дублирования функ­ций;

      обязанности линейного руководства и функциональных подраз­делений должны быть разграничены.

1.3. Типы структур управления

Структуры управления классифицируют в зависимости от харак­тера и целей исследований, выделяя на основе разных признаков типичные. Широко распространена классификация структур по признаку ступенчатости. По каким бы признакам не выделяли и не типизировали структуры, все они имеют определенное число ступе­ней. Выделяются 2-, 3-, 4-ступенчатые и комбиниро­ванные структуры управления. Характеристика структуры с этой стороны исключительно важна при разработке мероприятий по ра­ционализации системы управления, особенно в условиях примене­ния средств механизации и автоматизации управленческого труда.

В небольших и средних по размеру предприятиях структуру уп­равления, как и организационную структуру, целесообразно стро­ить по двухступенчатой схеме: руководитель предприятия – брига­дир. Это обеспечивает повышение оперативности, качества, надеж­ности функционирования аппарата управления и снижение затрат на его содержание.

На крупных сельскохозяйственных предприятиях неизбежно выделение промежуточных подразделений (отделений, производ­ственных участков, цехов и др.), через которые осуществляется ру­ководство первичными производственными подразделениями: предприятие – отделение (цех) – бригада (ферма). Соответственно и структура управления трехступенчатая. Это обусловлено, с одной сто­роны, увеличением размеров производства, с другой – низким уров­нем специализации и концентрации производственных подразделе­ний, большой рассредоточенностью пунктов размещения рабочей силы, поголовья животных, плохими дорожными условиями.

В хозяйствах, где процесс углубления специализации производ­ства в подразделениях осуществляется неодновременно, целесооб­разно на определенный промежуток времени вводить смешанную структуру управления, при которой руководители специализиро­ванных производственных подразделений, расположенных ком­пактно, подчиняются непосредственно общехозяйственному руко­водству, а многоотраслевых – через руководителей промежуточ­ных подразделений: руководитель предприятия – управляющий отделением – бригадир.

Четырехступенчатая структура управления используется в различного рода агропромышленных объединениях.

Взаимосвязи и отношения между звеньями и работниками при однотипной структуре управления могут строиться на линейной или функциональной основе, либо на их комбинации (линейно-функциональная).

Сущность линейной структуры управления состоит в том, что каж­дый работник управления выполняет все функции руководства дан­ным участком производства, а у подчиненного есть только один ру­ководитель, распоряжения которого обязательны к исполнению. При таком соподчинении обеспечивается принцип единоначалия.

Преимущества линейной структуры управления заключаются в следующем:

– единство и четкость распорядительства исключают дублирова­ние функций, противоречивость и несогласованность в управле­нии;

– повышается ответственность руководителя за результаты дея­тельности возглавляемого им подразделения;

– оперативно принимаются решения;

– возрастает личная ответственность руководителя за конечные результаты деятельности своего подразделения.

Недостатки линейной структуры управления сводятся к следую­щему:

– высокие требования к руководителю, который должен иметь об­ширные разносторонние знания и опыт по всем функциям управле­ния и сферам деятельности, осуществляемым подчиненными ему работниками, что, в свою очередь, ограничивает масштабы возглав­ляемого подразделения и возможности руководителя по эффектив­ному управлению им;

– большая перегрузка информацией, огромный поток бумаг, мно­жественность контактов с подчиненными, вышестоящими и смеж­ными организациями.

Линейная структура управления используется мелкими пред­приятиями, осуществляющими несложное производство.

С усложнением задач производства требуются глубокие специ­альные знания применительно к каждой его отрасли и сфере. Это и обусловило переход от простой линейной структуры управления к функциональной.

Сущность функциональной структуры управления состоит в том, что для выполнения отдельных специализированных функций вы­деляют специальные функциональные звенья или отдельных ис­полнителей (по планированию, агрономии, зоотехнии, транспорт­ному, энергетическому обслуживанию и т. д.), а исполнитель по оп­ределенным вопросам подчиняется сразу нескольким функцио­нальным руководителям.

Преимущества функциональной структуры управления таковы:

– высокая компетентность специалистов, отвечающих за выпол­нение конкретных функций;

– расширение возможностей линейных руководителей в опера­тивном управлении производством в результате их высвобождения от подготовки сведений по вопросам функциональной деятельнос­ти.

К недостаткам функциональных структур управления можно от­нести следующие:

– трудности поддержания постоянных взаимосвязей между раз­личными функциональными службами;

– длительность процедуры принятия решений;

– иерархию в структуре взаимоотношений;

– отсутствие единства действий между работниками функцио­нальных служб разной специализации;

– снижение ответственности исполнителей за работу в результате обезлички, поскольку каждый исполнитель получает указания от нескольких руководителей;

– каждый функциональный руководитель и специализированные подразделения ставят «свои» вопросы на первое место; в результате в одних случаях возникает дублирование, в других – несогласован­ность указаний и распоряжений, получаемых работниками сверху;

– нарушение принципов единоначалия и единства распоряди­тельства.

Вследствие развития производства происходило постепенное слияние линейной и функциональной структур управления. В ре­зультате образовалась линейно-функциональная структура, кото­рая соединяет преимущества двух структур управления. Сущность комбинаций линейных и функциональных связей на предприятии состоит в том, что по административным вопросам, то есть по ли­нии общего руководства, каждый работник подчиняется одному руководителю (бригадир – управляющему, управляющий – дирек­тору). Функциональные звенья должны заниматься вопросами, от­несенными к их компетенции (техническими, технологическими и т. д.). При этом право окончательного решения сохраняется за об­щим руководством. Такая структура составляет основу построения аппарата управления на всех уровнях общественного производства.

Информация о работе Совершенствование структуры управления сельскохозяйственным предприятием