Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2015 в 09:48, дипломная работа
Цель дипломного проекта: совершенствование транспортного обслуживания ОАО «Оренбургский хлебопродукт».
Цель проекта определяет следующие задачи для ее достижения:
Рассмотреть теоретические основы транспортного обслуживания предприятия;
Проанализировать транспортную деятельность ОАО «Оренбургский хлебокомбинат»;
Введение… ………………………………………………………………..……….3
1 Теоретические основы транспортного обслуживания предприятия………………………………………………………..……….....……6
Сущность транспортной деятельности предприятия……………………………………………………………..…...6
Организация транспортного хозяйства на предприятии ………...….13
1.3 Система показателей оценки эффективности транспортного обслуживания предприятия………………………………………………. 23
2. Исследование транспортного обслуживания ОАО «Оренбургский хлебокомбинат»……………………………………………………………………34
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Оренбургский хлебокомбинат»………………………………………………………………34
2.2 Анализ транспортного обслуживания ОАО «Оренбургский хлебокомбинат»…………………………………………………….………...39
3 Разработка комплекса мероприятий по совершенствованию транспортного обслуживания ОАО «Оренбургский хлебокомбинат»………………………….51
3.1.Комплекс мероприятий по совершенствованию транспортного обслуживания ОАО «Оренбургский хлебокомбинат»…………………...51
3.2.Механизм реализации комплекса мероприятий по совершенствованию транспортного обслуживания ОАО «Оренбургский хлебокомбинат»……………………………………………………………..57
Заключение………………………………………………………………………...62
Библиографический список………………………………………………………63
Внутрицеховые перевозки также определяются типом производства. В единичном и мелкосерийном производстве транспортировка между технологическими участками осуществляется общецеховым транспортом через межоперационную кладовую. На предметных участках транспорт закрепляется для межоперационной транспортировки. В массовом и крупносерийном производстве внутрицеховые перевозки осуществляются транспортом, закрепленным за участками-поставщиками, а межоперационная транспортировка выполняется конвейерами различных видов [23, с.81].
Оперативное руководство работой транспорта осуществляет диспетчерская служба. Диспетчирование транспортных работ заключается в составлении, оперативном регулировании и контроле выполнения графиков и сменно-суточных планов перевозок путем устранения возникающих отклонений в работе транспорта.
Задача выбора вида транспорта решается во взаимной связи с другими задачами логистики, такими, как создание и поддержание оптимального уровня запасов, выбор вида упаковки и др. Основой выбора вида транспорта, оптимального для конкретной перевозки, служит информация о характерных особенностях различных видов транспорта [23, с. 59].
Существуют следующие виды транспорта: железнодорожный; морской; внутренний водный (речной); автомобильный; воздушный; трубопроводный. Сравнительные логистические характеристики основных видов транспорта представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Сравнительные логистические характеристики основных видов транспорта.
Вид транспорта |
Преимущества |
Недостатки |
Железнодорожный |
Высокая провозная и пропускная способности. Высокая регулярность перевозок. Относительно низкие тарифы. Значительные скидки для транзитных отправок. Высокая скорость доставки грузов на большие расстояния |
Ограниченное число перевозчиков. Большие капитальные вложения в производственно-техническую базу. Высокая материалоемкость и энергоемкость перевозок. Низкая доступность к конечным точкам продаж. Недостаточно высокая сохранность грузов |
Автомобильный |
Высокая доступность. Возможность доставки груза «от двери до двери». Высокая маневренность. Высокая скорость доставки. Возможность использования различных маршрутов и схем доставки. Возможность отправки груза малыми партиями |
Низкая производительность. Зависимость от погодных и дорожных условий. Относительно высокая себестоимость перевозок на большие расстояния. Недостаточная экологическая чистота |
Воздушный |
Наивысшая скорость доставки грузов. Высокая сохранность груза. Наиболее короткие маршруты перевозок |
Высокая себестоимость перевозок. Высокая капиталоемкость. Зависимость от погодных условий. Недостаточная географическая доступность |
Рассмотрим наиболее распространенные способы транспортировки грузов применяющихся в современной логистике – это тарный и бестарный способ перевозки грузов.
Тарный способ предусматривает транспортировку грузов в специальной таре (тазы, контейнеры, ящики и т.п.). Он обеспечивает хорошую сохранность груза, позволяет сократить время на погрузку и разгрузку, упрощает учет грузов в случае использования мерной тары.
Бестарный способ применяется для навалочных, штучных, жидких грузов и при пневмотранспортировке. Этот способ не трудоемок, не требует затрат на тару и упаковку груза и может использоваться в том случае, когда не возникает опасений за повреждение продукции и снижение ее качества. Бестарный способ требует больших затрат на изготовление и монтаж транспортных устройств, но позволяет достичь высокой степени механизации и автоматизации операций транспортировки [13, с.49].
Выделяют шесть факторов, влияющих на выбор вида транспорта: время доставки, частота отправлений груза, надежность соблюдения графика доставки, способность перевозить разные грузы, способность доставить груз в любую точку территории, стоимость перевозки.
Экспертная оценка значимости этих факторов показывает, что при выборе транспортного средства в первую очередь принимают во внимание: надежность соблюдения графика доставки; время доставки; стоимость перевозки. Правильность сделанного выбора должна быть подтверждена технико-экономическими расчетами [22, с.126].
Организация работы внутреннего транспорта включает выбор системы планирования перевозок, осуществление соответствующих подготовительных работ, установление определенного порядка работы транспортных средств и выполнения погрузо-разгрузочных работ.
В настоящее время предприятия применяют две разновидности системы планирования перевозок: по стандартным расписаниям и по заявкам. Первая разновидность применяется при достаточно мощных и стабильных грузопотоках, вторая – при эпизодической потребности в транспортных средствах. При работе транспорта по стандартным расписаниям выявляются рациональные маршруты, разрабатываются стандартные графики движения транспортных средств, определяются порядок выполнения погрузо-разгрузочных работ, техническое оснащение мест погрузки и выгрузки.
Графиком работы транспортных средств определяется порядок выполнения погрузо-разгрузочных работ. При разработке графика работы транспортных средств предусматривают выполнение подготовительных работ: порядок обеспечения тарой; оснащение пунктов приемки и отправления грузов средствами механизации; закрепление за маршрутами транспортных средств и водителей [48, с.78].
Планирование перевозок состоит из трех этапов:
Технико-экономическое планирование заключается в составлении календарных годовых или квартальных планов перевозок. Эти планы включают в себя производственную программу (план перевозок), грузооборот, объем погрузо-разгрузочных работ, необходимое количество транспортных средств и механизмов, численность транспортных рабочих и другие данные, характеризующие работу транспорта в планируемом периоде [18, с.83].
Календарные планы перевозок составляются на более короткие периоды: смену, сутки, месяц. Они охватывают погрузо-разгрузочные работы, ремонт транспортных средств и путей сообщения. Основным оперативным плановым документом является расписание движения транспортных средств.
Оперативное руководство ходом транспортных работ, контроль за соблюдением расписаний движения транспортных средств и сменно-суточных планов осуществляет диспетчерская служба транспортного хозяйства. Она же организует выполнение плановых работ. Оперативный учет ведется на основе суточных рапортов о работе транспортных подразделений [23, с.194].
Перевозка грузов, организуемая и осуществляемая через терминалы, называется терминальной перевозкой. В роли организаторов терминальных перевозок выступают, как правило, транспортно-экспедиционные фирмы, использующие уникальные или специализированные терминалы и терминальные комплексы.
Грузовым терминалом называется специальный комплекс организационно взаимосвязанных сооружений, персонала и технических устройств, предназначенных для выполнения логистических операций, связанных с приемом, погрузкой-разгрузкой, хранением, сортировкой, грузопереработой различных партий грузов, а также коммерческо-информационным обслуживанием грузополучателей, перевозчиков и других логистических посредников.
Универсальные терминалы представляют собой группу складов с дистрибутивным центром. Основные функции этих терминалов: маркетинговые исследования рынка транспортно-логистического сервиса; оформление договоров с клиентами, прием и обработка заявок; сбор и развоз грузов; краткосрочное хранение; консолидация, разукрупнение, сортировка, комплектация и другие операции грузопереработки; информационно-компьютерная поддержка сервисных услуг терминала.
Специализированные терминалы осуществляют операции транпортно-логистического сервиса для определенного вида или ассортимента грузов, например скоропортящихся, продовольственных, медикаментов и т.п. Специализация грузовых терминалов позволяет лучше учесть требования клиентов к перевозке, хранению и переработке грузов [48, с.92].
Технологический процесс терминальной транспортировки состоит из трех основных этапов: завоз грузов на терминал и развоз их с терминала; грузопереработка на терминале; линейная перевозка грузов между терминалами отправления и назначения.
Таким образом, процесс организации и планирования транспортного обслуживания на предприятии является важнейшим элементом деятельности предприятия, который включает согласование и планирование разнонаправленных элементов транспортного хозяйства.
В организационном отношении работа транспортного хозяйства строится на использовании таких понятий, как грузооборот и грузопоток. Грузооборот представляет собой общее количество грузов, перемещаемых на территории завода, цеха, склада в единицу времени в течение учетного периода. Грузооборот складывается из отдельных грузовых потоков. Грузовым потоком называется количество грузов, транспортируемых в единицу времени между двумя смежными пунктами.
Величина грузовых потоков зависит от
организационно-
Шахматная таблица грузооборота строится в разрезе отдельных цехов, складов, а затем делается сводная таблица по предприятию в целом на основе данных о поступившей массе грузов и вывезенной с учетом отходов, потерь, порчи и т.д. В свою очередь шахматная таблица с учетом пространственной планировки предприятия является исходным материалом для составления схемы грузопотоков [33, с.28].
Анализ грузопотоков и грузооборота за учетный период дает основание для совершенствования организации транспортного хозяйства, ликвидации чрезмерно дальних перевозок, встречных, возвратных, пустых и не полностью загруженных транспортных средств.
В случае если на предприятии сложились стабильные, устойчивые грузопотоки, а это характерно в основном для массового производства, то перевозки осуществляются согласно графику по постоянным маршрутам и с одинаковой интенсивностью. При неустойчивых грузопотоках в условиях серийного и единичного производства перемещение грузов возможно на основе разовых заданий или укрупненного сменного графика [24, с.47].
Выполнение межцеховых перевозок можно осуществлять, используя одну из схем.
Схемы маршрутов могут быть различными. Маятниковые маршруты устанавливаются между двумя пунктами. Они могут быть односторонними, когда транспортные средства двигаются в одну сторону с грузом, а в другую – без груза, и двухсторонними, когда грузы транспортируются в обоих направлениях, и веерными (одно- или двухсторонними) (рис. 1) [23, с.77].
Рисунок 1 – Варианты схемы маршрутов движения автотранспорта.
При маятниковом маршруте путь следования автомобиля в прямом и обратном направлениях проходит по одной и той же трассе Маятниковые маршруты бывают трех разновидностей: с обратным негруженым пробегом, коэффициент использования пробега р = 0,5; с груженым пробегом в обоих направлениях, при этом обеспечивается полное использование пробега подвижного состава т.е. Р = 1; с обратным не полностью груженым пробегом. При этом коэффициент использования пробега подвижного состава должен быть больше 0,5, но меньше 1.
Кольцевые маршруты устанавливаются при обслуживании ряда пунктов, связанных последовательной передачей грузов от одного пункта к другому. Кольцевой маршрут может быть с равномерно нарастающим и уменьшающимся грузом (рис.2.) [35, с.63].
Рисунок 2 - Схема кольцевого маршрута.
На основе схемы грузопотоков, объема перевозок по каждой группе грузов производится выбор транспортных средств и расчет их потребности.
Особенности организации перевозок на автомобильном транспорте определяются характером маршрута движения, завершенностью процесса транспортирования за одну поездку, срочностью, регулярностью, сезонностью перевозок и др.
При кольцевом маршруте путь следования автомобиля представляет замкнутый контур, объединяющий несколько погрузочно-разгрузочных пунктов. Разновидностями кольцевого маршрута являются: сборный, при котором подвижной состав, последовательно проходя погрузочные пункты, постепенно загружается с разгрузкой в конечном пункте маршрута; развозочный, при котором подвижной состав, загруженный в начальном пункте, разгружается постепенно, развозя груз партиями по промежуточным пунктам; сборно-развозочный, при котором одновременно один груз развозится, другой собирается.
Информация о работе Совершенствование транспортного обслуживания в ОАО «Оренбургский хлебокомбинат»